Для учителя   |   Для ученика   |   Доп. материал   |  Метод. кабинет   |   Главная страница
x
x

 

 

ЙОМ КИПУР

1. Время апелляции

1.1. Тшува в Иом кипур

В Торе сказано:

"В седьмой месяц, в первый день месяца да будет у вас покой, трубное торжество, священное собрание. Никакой работы не делайте и приносите жертвы Г-споду.

... А в десятый день седьмою месяца этого — день искупления, священное собрание у вас; и смиряйте себя постом, и приносите жертвы Г-споду.

И никакой работы не делайте в самый день сей, ибо это день искупления, чтобы искупить вас перед Г-сподом, Б-гом вашим.

А всякую душу, которая будет делать какую-нибудь работу в этот самый день, истреблю Я душу ту из среды народа Своего.

Никакой работы не делайте; это устав вечный в роды ваши во всех поселениях ваших.

Это Суббота покоя для вас, и смиряйте душу вашу; в девятый день месяца вечером: от вечера до вечера празднуйте покой ваш" (Числа, 23:24-32).

Когда наступает Йом кипур, День искупления, сразу чувствуется, что это особый день еврейского календаря. Как никогда наполняются синагоги молящимися, и многие евреи, которые на протяжении всего года бывают далеки от еврейства, вдруг ощущают странное движение души, потребность какого-то духовного очищения, покаяния.

Каждое общество, каждая среда тем или иным образом вырабатывает свои духовные ценности и нормы поведения, определяет, что она считает хорошим, а что дурным. При этом можно выделить два различных подхода к нарушению моральных норм. Так, например, ребенок знает, что даже если он провинился, то стоит ему только попросить прощения, сказать "я больше не буду", — его проступок как бы аннулируется, он уже не чувствует себя виноватым перед родителями, да и они больше не сердятся на него.

В противоположность этому взрослые обычно относятся к проступку как к чему-то необратимому. Раскаяние и просьба о прощении для них является лишь внутренним переживанием и актом вежливости, а не реальностью, аннулирующей проступок.

Б-жественный суд над человеком гораздо больше похож на "суд" родителей над детьми, чем на суд в обычном понимании этого слова, где наказание

предопределено буквой закона и раскаяние не может изменить статью кодекса.

Таким образом, главным аспектом Йом кипура является тшува — раскаяние, возвращение на правильный путь. Пожалуй, все заповеди и обычаи этого дня, такие, как пост, необычная продолжительность молитвы, неудобная (не кожаная) обувь, свидетельствуют о центральном месте тшувы в Йом кипур.

Рош а-Шана, Йом кипур и дни между ними образуют асерет пемей тшува -"десять дней раскаяния". Эти дни составляют единый комплекс, предисловие к которому — месяц элул, а продолжение — праздник Суккот с Шмини-ацерет и Симхат-Торой.

1.2. Десять дней раскаяния и пост Гедалии

В Талмуде, в трактате Рош а-шана, говорится, что в Рош а-шана на небесах раскрывают три книги. В первую вписывают имена праведников, которым даруется жизнь в наступающем году; во вторую — имена нечестивцев, приговоренных к смерти, а в третью книгу вписываются имена "средних" — тех, кто имеет на своем счету и хорошие, и дурные дела, и вынесение приговора им откладывается с Рош а-шана до Йом кипура. Так что от них самих зависит, удастся ли им действительно раскаяться и тем самым заслужить прощение

В книге пророка Йешаягу сказано: "Ищите Г-спода тогда, когда Он доступен, взывайте к Нему, когда Он близок! Да оставит нечестивец свой путь, человек неправедный — мысли свои и вернется к Г-споду, и Тот помилует его; пусть вернется к нашему Б-гу, ибо Он велик в прощении". Мудрецы наши объясняют, что это сказано о Десяти днях покаяния: Всевышний всегда близок к нам (ведь сказано: "Полна вся земля славой Его"), но в эти дни — особенно.

Третьего Тишрея, сразу после Рош а-шана, устраивается пост Гедалии; запрещается есть и пить от восхода солнца до захода. В Рош а-шана поститься запрещено, но празднование Б-жественного суда было бы неполным без этого поста.

История Гедалии такова

Вавилонский царь полностью подчинил себе царство Иудейское, разрушил его столицу Иерусалим и величайшую святыню Бейт а-Микдаш (Храм). Он убил и взял в плен большинство членов царской семьи и знати страны. Элита еврейского общества, включая главных священнослужителей, гражданских и военных, была уведена в качестве пленных в Вавилон. Многие из них были безжалостно убиты.

Однако Навуходоносор не хотел превратить землю Иудеи в сплошную пустыню. Он разрешил простым людям оставаться в Иудее, чтобы заниматься земледелием. В качестве губернатора над ними Навуходоносор назначил Гедалию, сына Ахикама.

Пророку Иеремии был предложен выбор: остаться в Иудее или пойти в Вавилон в качестве почетного гостя вавилонской царской семьи. Он предпочел остаться со своими братьями на Святой Земле. Иеремия пошел в город Мицпа, находившийся на небольшом расстоянии к северу от Иерусалима, где находилась главная квартира губернатора, и предложил ему свою полную поддержку. Гедалил с благодарностью принял эго предложение, и Мицпа, таким образом, превратился также и в духовный центр народа.

Гедалия был дальновидным человеком. Он стал усиленно поощрять народ в его деятельности по обработке и возделыванию полей и виноградников, и еврейская община стала процветать. Новость о возрождении еврейской общины в Иудее стала известна многим евреям, бежавшим во время войны в соседние страны. Они приходили к Гедалии в Мицпа и вливались в общину. Еврейский губернатор призвал своих братьев оставаться лояльными к вавилонскому царю и обещал им мир и безопасность. Обещание это было выполнено. Вавилонский гарнизон, расквартированный в стране, не оскорблял евреев, напротив, он защищал их от враждебных соседей. Еврейское государство находилось на пути выздоровления, когда внезапно на него обрушился коварный удар, за которым последовало кровопролитие.

Среди беженцев, которые присоединились к Гедалии в Мицпа, находился Ишмаэль, сын Натании, потомок царского дома Цедекии (Седекии), последнего царя Иудеи. Ишмаэль был большим честолюбцем, и успех Гедалии наполнил его сердце черной завистью. Он нашел союзника в царе Аммона, который с беспокойством следил за ростом новой еврейской колонии.

Замыслы Ишмаэля стали известны преданному офицеру Гедалии Иоханану, сыну Кореаха. Он предупредил губернатора об опасности, угрожавшей его жизни. Однако Гедалия, будучи прямым и великодушным человеком, не хотел поверить этому. Когда Иоханан предложил тайком убить Ишмаэля до того, как тот осуществит свои коварные планы, возмущенный Гедалия отверг это предложение.

Тем временем Ишмаэль ждал благоприятного случая, который ему скоро представился. Он был приглашен губернатором на праздник в Мицпэ в Рош а-шана. На пир Ишмаэль приехал в компании десяти своих сторонников. Во время праздника они убили губернатора и устроили ужасную резню. Ишмаэль уничтожил многих видных сторонников Гедалии и разделался с маленьким вавилонским гарнизоном в Мицпа. Затем, захватив с собой большое количество пленников, он направился к царю Аммона.

Иоханан и несколько его соратников избегли смерти потому, что их не было в это время в Мицпа. Когда Иоханан узнал об ужасной трагедии, он собрал единомышленников и принялся преследовать убийцу. Ему удалось нагнать Ишмаэля около Гивона в Биньямине и освободить пленных, но Ишмаэль с небольшим числом своих сторонников бежал в землю Аммона.

Положение евреев было очень сложным. Убийство Гедалии и расправа с вавилонским гарнизоном должны были вызвать гнев Навуходоносора. Где они могли искать себе защиту? Единственным убежищем им казался Египет, куда не могла дотянуться рука Навуходоносора. Однако эта страна не пользовалась любовью среди евреев. Несмотря на то что прошло уже около девятисот лет со времени освобождения их предков из египетского рабства, евреи относились к Египту с отвращением. Но отчаяние и страх были так велики, что народ все же решил искать спасения в Египте и пуститься в дальний путь на юг.

В Бейт-Лехеме евреи обратились за советом к Иеремии. Пророк по-прежнему находился среди евреев и пытался помочь во всех их бедах. Обращаясь к Иеремии, евреи обещали последовать этому совету, каков бы он ни был.

В течение десяти дней Иеремия молился и получил пророчество, которое немедленно огласил перед собравшимся народом:

"Так говорит Г-сподь, Б-г Израилев: ...если останетесь на земле сей, то Я устрою вас и не разорю, насажу и не искореню... Не бойтесь царя вавилонского, которого вы боитесь... ибо Я с вами, чтобы спасать вас... Если же вы скажете: "не хотим жить в этой земле" и не послушаетесь голоса Г-спода Б-га вашего, говоря: нет, мы пойдем в землю Египетскую"... то меч, которого вы боитесь, настигнет вас там, в земле Египетской, и голод, которого вы страшитесь, будет всегда следовать за вами в Египте, и там умрете... Вам, остаток Иеуды, изрек Г-сподь: не ходите в Египет; твердо знайте, что Я предостерегал вас!" (Иеремия, 42:9-19).

Но слова Иеремии не были услышаны. Народ уже принял решение и надеялся только, что пророк одобрит его. Несмотря на твердое обещание, данное Иеремии, что они послушаются его совета, народ обвинил пророка и его ученика Баруха, сына Нерии, в намерении выдать евреев в руки вавилонян. Затем весь народ двинулся в Египет и заставил Иеремию и Баруха сопровождать их.

Когда беженцы остановились у границы Египта, Иеремия еще раз предостерег своих братьев. Он сказал, что безопасная жизнь, которую они ищут в Египте, будет непродолжительной и что вскоре Египет будет побежден Навуходоносором. Кроме того, он предостерег их от несчастий, которые ждут евреев при смешении с идолопоклонниками-египтянами. К сожалению, предостережения и мольбы пророка не были услышаны народом. Еврейские беженцы поселились в Египте, и многие стали язычниками по примеру египтян.

Несколько лет спустя в Египте произошел переворот, был убит фараон Хофра. Навуходоносор тотчас же воспользовался этими беспорядками, вторгся в Египет и разрушил его. Большинство еврейских беженцев при этом погибло, и предсказание Иеремии сбылось.

Точно не известно, когда скончался престарелый пророк. Согласно преданию, Иеремия со своим верным учеником Барухом провели последние годы жизни со своими братьями, находившимися в изгнании в Вавилоне.

В память убийства Гедалии и трагедии, которая затем произошла с нашими братьями вскоре после разрушения Храма, мы постимся в третий день месяца Тишрей, и пост этот называется постом Гедалии.

1.3. Книга Ионы

То, что было рассказано о тшуве в части "Рош а-шана", относится также и к Йом кипуру. Здесь мы расскажем лишь немного об отличиях Йом кипура от остальных десяти дней раскаяния.

Между Рош а-шана и Йом кипуром проходит семь дней. Суд в Рош а-шана уже произошел. Зачем даны еще дополнительные дни, почему вершиной всего процесса тшувы является Йом кипур? Даже после того, как решение принято, тшува может отменить его — вот почему даны нам эти дополнительные дни.

Об этом же сказано и в книге Ионы, которую читают в послеполуденной молитве Минха в Йом кипур.

Сказал Г-сподь Ионе: "Иди в Ниневию, город великий, и скажи жителям, что злодейство их известно Мне". Но Иона не послушался Г-спода и убежал в Яффу. Там он сел на корабль, чтобы уехать в другую страну. Вдруг на море поднялась страшная буря, и все, кто были на корабле, принялись молить своих богов о спасении. Только Иона забрался в трюм корабля и там уснул. Кормчий нашел его и сказал: "Что ты спишь? Молись своему Б-гу, чтобы Он не дал нам погибнуть!" Но Иона знал, что его молитва не поможет, потому что он не послушался Г-спода. "Бросьте меня в море, — сказал он, — из-за меня постигла вас эта великая буря". Но моряки не захотели лишить его жизни. "Давайте грести изо всех сил к берегу, может, спасемся", — сказали они. Только как они ни гребли, как ни выбивались из сил, ничего не помогало — буря становилась все страшнее.

Тогда они воззвали к Б-гу и сказали: "Молим Тебя, Г-споди, да не погибнем за душу человека сего, и да не обвинишь нас в кровопролитии, ибо Ты, Г-сподь, сделал, что угодно Тебе". Они выбросили Иону за борт корабля, и буря тотчас утихла.

Как только Иона оказался в воде, тут же подплыла большая рыба и проглотила его. Иона пробыл в брюхе у рыбы три дня и три ночи. И взмолился он Г-споду: "Ты, Г-сподь мой! Ты единственный можешь вывести меня из преисподней... Вспомнил я Г-спода, и прошу, чтобы дошла до Тебя моя молитва. Спасение у Г-спода".

Б-г приказал рыбе отпустить Иону, и она выплюнула его на берег.

И опять сказал Г-сподь Ионе: "Иди в город Ниневию". На этот раз Иона послушался, и придя в Ниневию, стал говорить то, что велел ему Б-г: "Через сорок дней погибнет ваш город из-за грехов ваших".

Услышав это, взмолились жители Ниневии: "Г-споди, не губи нас!" И прекратили творить беззаконие, отказались от зла и насилия: кто знает, может, еще смилуется Б-г и простит их? Б-г внял их молитве, посту и раскаянию, увидел, что изменилось их поведение и простил город.

Иона же сильно огорчился и сказал Б-гу: "Потому и убежал я от Тебя, что знал: Ты Б-г милосердный и жалостливый, терпеливый и милостивый, и не станешь Ты губить город!". "Неужели ты из-за этого так огорчен?" - спросил Б-г. "Да, — сказал Иона, — я оказался лжецом и лжепророком, и лучше мне умереть". Иона вышел из города, уселся на обочине дороги и стал ждать, что будет. Тогда Б-г вырастил куст, который закрыл своими ветвями Иону от солнца. Обрадовался Иона, что над головой у него тень и не печет солнце. Но на другой день устроил Б-г так, что черви подточили куст, и он засох. Увидел Иона, что случилось с кустом, и опять стал просить о смерти. Тогда сказал Г-сподь: "Тебе жалко куста, над которым ты не трудился и которого не растил, который в одну ночь вырос и в одну ночь погиб. Как же ты хочешь, чтобы Я не пожалел Ниневии, великого города, в котором живет больше ста двадцати тысяч человек?.."

Таким образом, книга Ионы, которую читают в Йом кипур, учит нас нескольким важным вещам. Во-первых, тому, что от поручения, от миссии, которую Б-г возлагает на человека, невозможно уклониться. Каждому назначена своя роль, свое место в мире. Бессмысленно сопротивляться Б-жественной воле, следует понять ее и стараться строить свою жизнь в соответствии с ней.

Во-вторых, книга учит нас тому, какой гигантской силой в этом мире является раскаяние. Жителям Ниневии был сообщен приговор: "Еще сорок дней — и Ниневия будет перевернута", и они совершенно правильно поняли эти слова. Приговор был сообщен однозначно, без условий типа "если не раскаетесь, то..." или "если раскаетесь, то помилую..." Приговор был сообщен через известного всем пророка, и ситуация казалась безвыходной. Несмотря на то что ничего не указывало на раскаяние как на средство спасения, жители Ниневии все же совершили тшуву , хотя, казалось бы, было уже поздно. И тогда "... увидел Б-г, что они отвратились от дурного пути своего, и пожалел о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел" (Книга Ионы, 3:10)

В Рош а-шана происходит Б-жественный суд и о каждом из нас выносится решение. Но все равно многое мы еще можем поправить, и до Йом кипура нам предоставляется время для апелляции. Мудрецы говорят об этом так: "В Рош а-шана происходит Суд, а в Йом кипур Б-жественное решение скрепляется печатью".

К главному меню

2. Празднование Йом кипура

2.1. Йом Кипур в Храме

Служба Йом кипура в синагоге — наиболее длинная, сложная и торжественная из всех служб. Традиционно считается, что на Йом кипур каждый еврей должен молиться в синагоге в общине, а не дома в одиночку. Пять служб Йом кипура занимают весь день, с вечера до вечера. Человек полностью отключен от обычной жизни, он остается один на один с Б-гом.

Источник синагогальной службы — в Храмовом богослужении. Каждая служба этого дня, все жертвоприношения, осуществлялись исключительно Первосвященником. Другие когены (священники) делали для него подсобную работу.

Всю ночь Первосвященник (коген гадоль) не спал. Если он был уже знатоком Торы, он всю ночь учил когенов Торе. Если он был еще учеником, — он сам учился. Еще до первых петухов двор святилища был заполнен народом.

Весь день люди стояли на ногах, не двигаясь и не произнося ни звука, в течение 12 часов, и их сердца были полны святости и страха, а глаза были устремлены к месту, где Первосвященник занимался служением.

В этот день приносилось пятнадцать жертв (не считая козла отпущения, которого не зарезают) — два быка, три барана, один козел и девять ягнят.

Первосвященник в этот день совершал воскурения три раза: два раза в соответствии с ежедневными правилами — одно утром и одно вечером и еще одно особое, дополнительное воскурение, которое длилось в три раза дольше обычного. Оно совершалось в Святая Святых (Кодеш а-Кодашим) Храма, в месте, куда мог заходить только Первосвященник и только в Йом кипур. Противень с этим воскурением Первосвященник помещал между шестами ковчега со скрижалями, а во Втором Храме, в котором не было ковчега, — на "камень основания" (эвен а-штия).

Первосвященник переодевался в Йом кипур пять раз. Перед каждым переодеванием он погружался в микву — специальный водоем для предписанного омовения. Сначала он снимал несвященную одежду и одевался в священные золотые одеяния, состоящие из восьми предметов (они перечислены в Торе). Затем он приносил жертвы и переодевался в белую одежду (из четырех предметов, перечисленных в Торе), приносил быка в очистительную жертву, бросал жребий относительно двух козлов — какой будет принесен в жертву, а какой отпущен — и повязывал им красные нити. Затем вносил курения и кровь быка в Святая Святых, где сжигал курение и кропил кровью.

Почему Первосвященник не входил в Святая Святых в своих золотых одеждах? Потому, что золото связано с преступлением (изготовлением золотого тельца), и не нужно напоминать о преступлении в час защиты; другая причина состоит в том, чтобы он был, как ангелы-служители, о которых у пророков сказано: "И они были одеты в белое..."

Десять раз произносил Первосвященник в Йом кипур Шем а-мефораш — непроизносимое Имя Б-га: три раза во время каждого признания в грехах - итого девять раз и десятый раз, когда он бросал жребий относительно козлов, какому из них быть принесенным в жертву. Когда когены и остальные люди, стоящие во дворе Святилища, слышали, как Первосвященник произносит Святое Имя в святости и чистоте, они вставали на колени, кланялись и падали ниц, говоря: "Благословенно Имя славного царствования навеки..." Это слова, которыми славят Г-спода ангелы. Люди, стоящие во дворе, уподоблялись ангелам, не нуждающимся больше в том, в чем нуждается человек. Их не ослабляло долгое стояние, и они не чувствовали тесноты, хотя двор был переполнен. Это стояние во дворе во время служения Первосвященника было их собственным служением и молитвой. Они непосредственно видели великое чудо, явленное в Храме: люди стояли вплотную друг к другу, но когда они падали ниц, вокруг каждого оставалось еще по четыре локтя свободного пространства.

Человек из плоти и крови, даже Первосвященник, не может произнести Имя Б-га. Даже ангелы не могут его произнести. Как же выговаривал его Первосвященник? В этот святой день в этом святом месте Первосвященник, святейший из людей, очищался и освящался до тех пор, пока он не поднимался над всем земным и не был готов произнести Имя. Тогда он открывал рот, и Святое Имя само сходило с его уст, — человек не может произнести это Имя, Б-г сам произносил его.

2.2. Службы Иом кипура

В Йом кипур установлены пять запретов: еды, питья, умывания (кроме омовения кончиков пальцев утром и после туалета) и умащения тела чем-либо, ношения кожаной обуви (матерчатую и резиновую обувь носить можно), половых отношений. Вообще в Йом кипур мы стараемся максимально отвлечься от потребностей тела, сосредоточившись на духовном, и потому все телесные удовольствия запрещены. Кроме того, Йом кипур — день полного покоя, "Суббота Суббот", и в этот день обязательны все законы Субботы, т.е. запрещена всякая производительная деятельность человека.

Перед наступлением Йом кипура необходимо устроить отделяющую трапезу (сеуда а-мафсекет), одно из предназначений которой подчеркнуть, что Йом кипур не является днем печали и скорби, а напротив, это день радости и очищения, о котором Мудрецы говорят: "Если бы не Йом кипур, мир не существовал бы, ибо им искупаются все грехи в этом и грядущем мире... и даже когда все праздники будут отменены, Йом кипур не упразднится".

В Йом кипур в знак чистоты и святости принято одеваться в белое.

Служба Йом кипура начинается с известной молитвы Коль нидрей. Она читается трижды до захода солнца.

Суть этой молитвы — заявление о том, что если кто-нибудь выразит устно или делами своими что-либо несовместимое с мировоззрением иудаизма, все должны знать, что это не соответствует его истинным побуждениям, что это только для виду, что это сделано под давлением извне — общественным или каким-либо другим. Душа человека полностью предана Б-гу и Его Торе, и он против своей воли вынужден лицемерить под давлением обстоятельств...

Молитва Коль нидрей и, по-видимому, ее прекрасная мелодия, возникли в эпоху инквизиции в Испании. В те времена были евреи, которые из страха перед адом инквизиции для виду перешли в христианство. Они не устояли в испытании, не взошли на костер — жертвенник своей веры, но все-таки сохранили достаточно мужества, чтобы раз в году, в Йом кипур, собираться в подвалах или других укромных местах и там торжественно-скорбными звуками молитвы декларировать освобождение от обетов, навязанных им обстоятельствами: в течение всего года мы не можем исполнять 613 заповедей Торы и вынуждены внешне вести себя как христиане, однако — знайте все — мы заранее отрекаемся от всех слов и поступков, противоречащих еврейской вере, на которые толкнут нас обстоятельства в течение всего года — от этого Йом кипура до следующего. Мы были и остаемся евреями!

Эту взволнованную, прочувственную молитву мы повторяем и сегодня.

В будни установлены три молитвы: вечерняя (маарш), утренняя (шахарит) и послеполуденная (минха). В Субботы и в праздники добавляется четвертая — мусаф — дополнительная молитва после утренней, а в Йом кипур прибавляется пятая — Неила ("закрывание ворот Б-жественного милосердия") В то время дня, когда мы ее читаем, закрывались ворота Храма, когда он еще стоял на своем месте в Иерусалиме и в нем заканчивалось служение этого дня. В это же время дня закрываются ворота Небесного Храма, и в последние минуты мы изо всех сил молим, чтобы Врата милосердия не закрылись "Открой нам Врата, когда запирают их, ибо уже кончается день!" Совершенно особенный мотив, сплетенный из печали и надежды, многократно повторяется во время молитвы Неила.

После молитвы Неила один раз трубят в шофар и все присутствующие желают друг другу: В будущем году — в отстроенном Иерусалиме!

Этот звук шофара, кроме всего прочего, должен напомнить нам, как в древние времена трубили в шофар при наступлении каждого пятидесятого "юбилейного года": "В месяц седьмой, в десятый день месяца, в Йом кипур, пусть прокатится звук шофара по всей нашей земле, и освятите пятидесятый год..." Тогда это трубление в шофар означало, что все евреи-рабы выходят на свободу, что все проданные земли возвращаются к их первоначальным владельцам — согласно закону Торы о "юбилейном годе". Сегодня этот звук шофара выражает нашу надежду на то, что скоро все евреи, рассеянные по свету, освободятся из изгнания и вернутся в Землю Израиля.

3. Притча "Принцесса"

(притча Магида из Дубно)

Смысл и значение Дней трепета отражены в прекрасной притче "Принцесса", написанной в 19 веке Магидом из Дубно. Однажды жил великий царь, у которого была единственная дочь, благородная принцесса. Когда она выросла, царь стал искать достойного молодого человека ей в мужья, но она всем отказывала, говоря: "Этот обжора, а этот слишком пристрастен к вину..." Царю это в конце концов надоело, и он поклялся, что первый же молодой человек, который подойдет к воротам дворца, станет мужем принцессы. Им оказался крестьянин, и, верный своему слову, царь выдал свою дочь замуж за этого простого человека. Муж увез свою жену в деревню и обращался с нею как с крестьянкой: она тяжело работала, и ее красивое лицо и руки огрубели. Другие крестьяне над ней смеялись и оскорбляли ее. Бедная принцесса была очень несчастна и каждый день писала своему отцу, горько жалуясь на свою судьбу. Царь пожалел любимую дочь и написал, что приедет навестить ее Когда весть о том, что царь собирается посетить свою дочь, распространилась по деревне, начались большие приготовления. С дочерью царя стали обращаться с большим почтением, ей не давали больше грязной работы; ее одели в дорогие одежды. Когда царь приехал, все вышли его приветствовать и кричали: "Да здравствует царь! Да здравствует принцесса!", сопровождая их в празднично украшенную деревню. Царь нашел дом зятя чистым, украшенным цветами, увидел, каким почетом и уважением пользуется его дочь и был очень доволен. Его удивило, почему дочь посылала ему такие взволнованные письма. Отец и дочь провели вместе счастливый день, а затем царь стал готовиться к отъезду. Принцесса обняла его и стала горько плакать- "О, отец, дорогой отец, не оставляй меня здесь, возьми меня с собой!" "Моя дорогая дочь, — ответил царь, — мне кажется, что ты тут счастлива, с тобой так хорошо обращаются". "О, дорогой отец, — закричала принцесса, - весь этот почет и уважение, которое ты увидел сегодня, относятся только к тебе. Как только ты уедешь, они станут обращаться со мной так же, как и раньше, будут оскорблять меня, и я снова стану очень несчастной".

Царь призвал своего зятя и спросил его: "Разве так обращаются с моей дочерью? Разве ты не знаешь, что она принцесса?" Глаза мужа наполнились слезами, и он ответил: "Ваше величество, я знаю, что она принцесса, но что я могу сделать? Я — бедный человек, я должен тяжело работать. Я не в состоянии обеспечить ей ту жизнь, которой она заслуживает. Кроме того, я живу в деревне, среди людей коварных и завистливых. Они не ценят достоинств вашей дочери и пользуются всяким поводом, чтобы оскорбить ее Но вы великий царь. Раз вы нашли нужным взять меня в зятья, заберите меня отсюда, дайте мне хорошее положение в обществе и состояние, соответствующее вашей дочери и зятю короля, и тогда я смогу дать вашей дочери ту жизнь, которой она заслуживает!"

Магид так поясняет эту притчу.

Царь царей, Святейший, да будет Он благословен, хотел отдать свою дочь Тору Адаму, первому человеку, которого Б-г создал собственными руками. Но Тора сказала: "Он — обжора; он ослушался Твоего решительного приказания и съел с Дерева познания". Затем Б-г пожелал отдать Тору Ною. Но Тора сказала: "Он слишком пристрастен к вину; разве он не посадил виноградник и не напился пьяным?" В конце концов Б-г отдал Тору детям Израилевым, которых он только что освободил из-под египетского рабства.

В течение года Торой часто пренебрегают, иногда даже стыдятся ее. Изо дня в день Тора посылает послания Царю, жалуясь на обращение с нею. В Мидраше сказано: "Каждый день небесный голос взывает: "Горе созданиям, стыдящимся Торы!"

Затем приходят посланцы Царя, чтобы сообщить о Его приезде, — и это дни месяца Элул, предвещающие наступление Рош а-шана. Тогда мы пробуждаемся и делаем лихорадочные приготовления: мы молимся, и учимся, и произносим псалмы, как никогда раньше. Рош а-шана не застает нас неподготовленными. Мы трубим в шофар и превозносим Царя царей. Господь находится среди нас, и мы радуемся Его Б-жественному свету, и наши сердца переполнены благоговением и любовью к Г-споду, находящемуся вблизи нас.

Наступает Йом кипур, и Г-сподь видит, что все евреи каются, очищаются от грехов и напоминают ангелов. Но после молитвы Неила, когда раздаются звуки шофара, оповещающие об уходе Шехины, Тора начинает взывать: "Отец, отец, не оставляй меня! Возьми меня с собой, потому что скоро отнимут у меня всю славу, забудут обо мне и начнут со мной плохо обращаться".

Тогда Б-г скажет Своему народу: "Разве так можно обращаться с Моей дочерью? Разве вы не знаете, что Тора — Б-жественная принцесса!" И еврейский народ ответит: "Повелитель вселенной! Мы знаем, конечно, о величии Торы. Но что мы можем сделать? Мы живем в бедности и не имеем приличных домов. Мы живем среди народов мира, которые ничего не хотят знать о Торе. Поэтому возьми нас, пожалуйста, отсюда; возьми нас назад в нашу Святую Землю, потому что весь мир принадлежит Тебе; верни нам нашу Святую Землю, и мы будем в состоянии поддерживать величие Торы!"

Вот почему мы молимся тотчас же после того, как трубят в шофар на исходе Йом кипура:

В будущем году — в отстроенном Иерусалиме.

К главному меню

Ваша оценка этой темы
1 2 3 4 5