Для учителя   |   Для ученика   |   Доп. материал   |  Метод. кабинет   |   Главная страница
x
x

 

 

Дополнительные материалы по теме:

СУККОТ, ШМИНИ АЦЕРЕТ И СИМХАТ ТОРА
(по материалам брошюры «Осенние праздники», изд-во «Маханаим»)

После Б-жественного суда, тшувы и искупления приходят дни праздника и веселья: когда сердце наше очищается, тогда мы становимся достойными радости. Праздник начинается 15 тишрея, на пятый день после Йом кипура, и продолжается восемь дней. Он состоит из двух основных частей: собственно Суккот и Шмини ацерет.

В диаспоре, где праздничные дни удваиваются, "календарь" праздника выглядит следующим образом:

15 тишрея — первый день Суккот — праздник

16 тишрея — второй день Суккот — праздник

17-21 тишрея — холь а-моэд, т.е. полупраздничные дни Суккот

22 тишрея — первый день Шмини ацерет — праздник

23 тишрея — второй день Шмини ацерет — Симхат Тора — праздник

В   Израиле   второй   день   Суккот   является   днем   холь  а-моэд,   т.е.   на   него распространяются лишь законы  полупраздников.  Отменяется также второй день Шмини ацерет, т.е. Симхат Тора празднуется 22 тишрея.

Если   попытаться   охарактеризовать   все   это   празднование   в   целом,   то   его отличительная черта — веселье. В Торе и в молитвах так и говорится: "Песах — время свободы. Шавуот — время дарования Торы, Рош а-шана и Йом кипур — Дни суда, Суккот и Шмини ацерет — время радости".

В переживании радости недели Суккот есть три основные темы: шалаш (сукка), единство и вода.

1. ШАЛАШ

Сказано в Торе (Ваикра, 23:42-43): "В шалашах живите семь дней, всякий еврей должен жить в шалашах, чтобы знали поколения ваши, что в шалашах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской. Я - Б-г, Г-сподь ваш".

В течение всех семи дней Суккот мы должны постараться провести в шалаше, сукке, как можно больше времени. Если нет возможности жить там, надо, по крайней мере, есть в сукке два раза в день.

Как рассказывает нам Талмуд, освобождение евреев из Египта началось в Рош а-шана, т.е. почти за шесть месяцев до собственно Исхода, до Песаха. И первым шагом на этом пути было освобождение от рабского труда. Евреи через Моше уже просили фараона отпустить их, и в течение полугода, пока длилась борьба Моше с фараоном за исход народа, евреи, уже не будучи рабами, сидели по своим домам в спокойствии и достатке и вели, в общем-то, неплохую жизнь. Египтяне искали дружбы с Израилем, а фараон и его слуги пытались убедить Израиль не выходить из Египта. Евреи в это время гораздо меньше, чем раньше, испытывали влияние Египта в духовной области: они уже решили уйти, и им не нужно было больше подстраиваться под египетскую культуру. Такая полусвободная жизнь в Египте имела свои преимущества, и фараон обещал им еще лучшие условия, если они останутся. Но в назначенный день евреи все же вышли. И вот как написано об этом в Торе (Шмот, 12:37): "И двинулись сыны Израилевы из Рамсеса в Суккот". Про город Рамсес в Торе сказано ранее: "И построили фараону города запасов Питом и Рамсес" (Шмот, 1:11), Из "городов запасов" они двинулись в пустыню, где нет тени и убежища, где нет пищи и воды, в великую и страшную пустыню, полную змей и скорпионов; и не спрашивали они Б-га: "Куда мы идем, и где найдем воду, и откуда достанем еды?" В награду за это Всевышний сделал им чудо — трехдневный путь от Рамсеса до Суккота они со скарбом и с детьми прошли всего за один день и в Суккоте устроили отдых на один день. И Б-г сделал им шалаши (на иврите суккот), т.е. название этой местности совпадает с названием события, которое там произошло.

Б-г сделал евреям шалаши. Но почему бы Ему не сделать для них другое чудо: "нормальные" дома? Разве это было для Него трудно? Но Всевышний специально поселил евреев в шалашах, во временных и ненадежных жилищах, чтобы знало поколение Исхода, что только присутствие Б-га в нашем жилище делает его надежным домом, как сказано в Псалмах: "Если Б-г не созидает дома, то напрасно трудятся строители" (Псалмы, 127:1). По Своему усмотрению переворачивает Он дома нечестивых — Содом и Гоморру и по своему желанию обеспечивает счастливую и безопасную жизнь в шалашах.

Основа египетского мировосприятия — опора на свою собственную материальную силу. Египет, обожествляя власть и силу, был центром антидуховности. Поколение Исхода находилось под сильным влиянием культуры и системы ценностей египтян. В таком состоянии евреи не могли удостоиться получения Торы, и поэтому было недостаточно лишь физически вывести их из рабства; необходимо было преподать народу Израиля хотя бы основные начала духовности.

Египетскими казнями Всевышний показал людям, как ненадежна опора на материальную силу. Все, в чем человек привык обычно находить поддержку и из чего черпал уверенность, — все оказалось непрочным:

• Нил — обожествляемый источник египетского благополучия (вода превратилась в кровь);

•  скот (пал от моровой язвы);

•  прочные дома (лягушки наполнили их);

•  поля и сады (полностью съедены саранчой);

• земля (прах земной превратился в мошек, и были они на людях и на скоте);

•  сами законы природы (солнце и луна перестают светить);

• земная власть (гибель всех первенцев — основы жреческой и светской элиты Египта).

Ощутив ненадежность опоры на материальную силу, с началом Исхода Израиль должен был полностью положиться на Б-га. И он прошел трехдневный путь за один день: "Из Рамсеса в Суккот" — из надежных домов Египта в шалаши. И с этого момента никто, кроме Б-га, не имеет над евреями власти. Это и говорит нам Тора, описывая причины праздника всего лишь одной фразой: "В шалашах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской. Я — Б-г, Г-сподь ваш" (Ваикра, 23:43).

Итак, в праздник Суккот евреи на неделю покидают свои дома и живут в шалашах в память о присшедшем при выходе из Египта. Но почему же Тора велит нам праздновать Суккот в тишрее, а не в нисане, когда и происходили эти события? На это есть несколько причин. Прежде всего, уже в тишрее, за полгода до фактического Исхода, мы празднуем начало нашего перехода из египетского рабства под власть Всевышнего.

Другая причина празднования Суккот в тишрее связана с событиями, происшедшими после изготовления евреями золотого тельца. Как только евреи сделали золотого тельца, от них удалилось облако Б-жественного присутствия, Шехина. Евреи получили прощение в Йом кипур, и в этот день Моше спустился с горы Синай со вторыми скрижалями. Наутро после Йом кипура Моше обратился к народу Израиля и сказал: "...соберите от себя приношение Г-споду" (Шмот, 35:1), и в течение следующих двух дней, 12 и 13 тишрея, народ приносил свои дары. 14 тишрея "мудрые сердцем", т.е. мастера, которым было доверено сооружение скинии, переносного Храма, получили от Моше все принесенное народом. Строительство скинии началось 15 тишрея, и тогда Шехина — облако Славы Б-жьей — вернулась и образовала сукку — "шатер", "покрытие" над станом Израиля. Это и было первым празднованием Суккот, а день 15 тишрея стал с тех пор праздником.

Кроме этого, есть еще одна очень важная причина того, что праздник Суккот празднуется осенью. Это — место праздника в сельскохозяйственном цикле, т.е. годовом диалоге между народом Израиля и Страной Израиля.

Суккот — время сбора урожая, праздник плодородия. В Торе установлено, что от плодов Земли Израиля надо отдавать десятую часть на нужды левитов* и бедняков. Отрывок из Торы, в котором говорится о десятине (Дварим, 14-16), входит в чтение Торы на Шмини ацерет. Отдавая десятину, мы признаем над собой власть Б-га, признаем, что Ему принадлежит весь мир, мы же лишь получили право распоряжаться некоторой частью этого мира, которую Он выделил нам. И, конечно, мы должны поделиться с теми, кто занят службой Всевышнему и с теми, кто обеднел. Более того, продукты Земли Израиля, от которых не была отделена десятина, считаются вообще некашерными.

Для тех же, кто не занимается выращиванием плодов Земли Израиля, десятину заменяет цдака. Это ивритское слово только очень приблизительно можно перевести словом "благотворительность", как это делают обычно. Дословно оно означает "акт справедливости", т.е. давание цдаки является не актом милосердия, за который мы заслуживаем благодарности, а нашей обязанностью, подобной уплате долга.

Таким образом, Суккот — праздник урожая и десятины. Взаимоотношения еврея со Страной Израиля и через нее — с Б-гом не исчерпываются отделением десятины. Человек собрал богатый урожай. Он отделил десятину, но оставшаяся часть урожая достаточно весома. Он наполнил свои амбары, он получил справедливое вознаграждение за недели и месяцы тяжелого труда, получил право радоваться. Суккот — "время веселья нашего", и это замечательно. Но существует опасность, что может возгордиться сердце человека, и он подумает: "Своим умом, силой рук своих приобрел я себе это богатство". И еще: размышляя о работе и богатстве, человек может решить, что это и является главной целью его жизни. Поэтому сказано ему именно в это время: покинь свой дом, и иди в шалаш, и понимай, что "Б-гу принадлежит земля и все наполняющее ее, вселенная и живущие в ней" (Псалмы, 24:1). Когда ты покинешь этот мир, запасы зерна, вина и оливкового масла окажутся не нужны, и в Будущий Мир ты возьмешь с собою лишь "запасы" Торы, исполнения заповедей и добрых дел.

И потому в Суккот читают книгу Коэлет, написанную царем Соломоном, самым богатым и мудрым человеком в Израиле.

"Собрал я себе и серебра, и золота, и сокровищ царей и государств; завел я себе певцов и певиц, и услады сынов человеческих, роскошные колесницы. И возвысился я более всех, кто был до меня в Иерусалиме, и мудрость моя помогала мне. И ни в чем, что очи мои просили, я не отказывал им, ни от какой радости не удерживал сердца своего, ибо радовалось сердце мое от всех трудов моих, и это была моя доля от трудов моих.

Но оглянулся я на все дела свои, что сделали руки мои, и на труды, что я свершил, и вот, все суета и погоня за ветром, и нет в том преимущества перед солнцем" (Коэлет, 2:8-11).

В соответствии с традиционной еврейской системой ассоциаций, в которой написан Коэлет, под словом "солнце" имеется в виду Тора. Таким образом, царь Соломон говорит нам: "Тщетна жизнь и труды того, кто чем-либо заменит себе солнце — Тору и тратит свою жизнь на бездуховные цели".

Профессор Йосеф Клаузнер так пишет о связи Суккот и книги Коэлет:

"В суббогу, на исходе праздника Суккот, или во время Шмини ацерет, читают книгу Коэлет . Приближается осень, и нет книги более грустной и "осенней", чем книга Коэлет. Суета жизни и ничтожество человека — "венца творения" — находят отражение в этой книге, как ни в каком другом произведении, проникнутом философским пессимизмом. Недаром Толстой поместил эту книгу почти полностью, в русском переводе, в начало своей великой "Исповеди". И эту-то книгу читают в синагогах во время праздника Суккот, "время радости нашей": есть ли что-либо более несвоевременное?

Но в том-то и сила иудаизма: он никогда не исчерпывается только одной своей стороной и гранью. Веселый праздник водочерпания и Симхат Тора с праздничными шествиями и танцами не противопоставляются Коэлет, а являются его второй стороной.

Иудаизм трактует человека с двух сторон: как создание, подверженное похоти и дурным наклонностям, которые необходимо обуздать и держать под контролем, но и как существо из плоти и крови, которому необходима радость жизни, то есть радость исполнения заповеди, радость Торы. Мы не предаемся разврату и излишествам, но нет у нас и монастырей, ненависти к жизни и стремления к аскетизму. Ведь никто, как евреи, не радуется праздникам, встречая их возгласом Аллилуйя, ибо сказано: "Небеса — Б-гу, а земля дана человеку".

Так и существует на протяжении тысячелетий этот маленький, но великий народ, не забывая о многогранности своего учения и о дуализме жизни. Гармоничное бытие этого народа еще станет примером для его заблудших сынов, а затем и для всего человечества, которое будет всегда искать прямых путей, пока будут жить, радоваться и страдать люди на земле, в этом мире, что дарован им одновременно для радости и страданий".

Так и мы учимся радоваться празднику, страдая от неудобств шалаша.

К главному меню

2. ЕДИНСТВО

2.1 Единство в поколении

Одно из красочных действий праздника Суккот — нетилат лулав - "вознесение лулава". Лулавом называется как лист пальмы, так и перевязанный им набор арба миним — "четыре вида". В Торе заповедано:

"И возьмите себе в первый день праздника плод дерева великолепного (этрог /вид цитрусового/), листья финиковой пальмы (лулав), и ветви дерева густолиственного (мирт), и куста речного (ива)" (Ваикра, 23:40).

Лулав, мирт и иву крепко перевязывают (но не нитками, а лулавом же, чтобы в связке не было ничего, кроме перечисленных растений), берут их в правую руку, этрог — в левую и, соединив, благословляют и потрясают последовательно в направлении четырех сторон света. Нетилат лулав повторяют все семь дней праздника (кроме Субботы).

Эту заповедь исполняли в Храме все семь дней праздника, а в остальных местах — лишь в первый день. Но когда Храм был разрушен, мудрецы постановили исполнять ее в течение семи дней повсюду — в память о Храме.

Ива (у нее нет ни запаха, ни вкуса) — это евреи, у которых нет ни знания Торы, ни добрых дел.

Мирт (запах его приятен, но у него нет вкуса) — это евреи, распространяющие, как аромат, добрые дела, но не обладающие знанием Торы.

Лулав (финик сладок, но лишен запаха) — это евреи, у которых есть Тора (от их познаний можно вкусить), но нет добрых дел.

Этрог (обладает и вкусом и запахом) — это евреи, у которых есть и понимание Торы, и добрые дела в этом мире.

Все мы разные, но мы составляем один народ. И, соединяя "четыре вида", мы показываем, что сознаем наше единство.

Почему же "вознесение лулава", символизирующее единство евреев, производится именно в Суккот? Потому что основной мотив этого праздника — "радость после очищения", веселье после дней тшувы и суда. Наши грехи являются преградой между евреями, они мешают нам чувствовать себя единым целым. Кроме того, они являются преградой между нами и Всевышним. Очистившись в Рош а-шана и в Йом кипур, мы вновь провозглашаем наше единство и нашу близость к Б-гу. Во время "вознесения лулава", как уже говорилось, следует взмахнуть им поочередно в направлении каждой из четырех сторон света, вверх и вниз, и это означает единство всех евреев, их связь с Б-гом и власть Б-га над всем миром. 2.2. Единство еврейского народа во всех его поколениях

Народ Израиля — это не только евреи, живущие сегодня, — это также и ушедшие, и будущие поколения. Мы получили в наследство Тору, язык и Страну Израиля и передадим это нашим детям.

В праздник Суккот, когда после очищения от грехов уничтожаются преграды между Израилем и Б-гом, а также внутри Израиля, мы начинаем острее ощущать связь с нашими истоками. Эта связь находит свое выражение в обычае ушпизин ("высокие гости").

В книге Зоар сказано: "Когда народ Израиля покидает свои дома и во имя Б-га уходит в шалаши, он удостаивается Шехины, Б-жественного присутствия, и семь великих праведников спускаются в наш мир и приходят в шалаш в качестве гостей". Это Авраам, отец наш, Ицхак, отец наш, Иаков, отец наш, Иосиф праведный, Моше, учитель наш, Аарон, Первосвященник, Давид, царь наш. Они живут в шалашах со всем Израилем все семь дней праздника.

Каждый из них познал вкус скитаний: Авраам ушел из Харана в Кнаан, а оттуда — в Египет; Ицхак странствовал в стране филистимлян; Яаков бежал в Харан, а в конце своей жизни ушел в Египет; Иосиф был продан в Египет; Моше бежал от фараона в Мидьян, а позже, вместе с Аароном, сорок лет странствовал по пустыне; Давид, преследуемый Шаулем, бежал в страну филистимлян, к Ахишу, царю Гата. Читая приглашение ушпизин войти в сукку — символ скитальческой жизни, мы выражаем надежду на то, что больше не будем странствовать, что больше не уйдем в изгнание.

Чтобы удостоиться посещения этих семи гостей и чтобы праздничное веселье было настоящим весельем, мы должны также приглашать к себе гостей из плоти и крови: мы должны подумать об одиноких, о бездомных, о нуждающихся, у которых кет возможности выполнить заповедь о сукке, и пригласить их под сень своей сукки, как сказано в Торе: "И будешь веселиться в твои праздники — и ты, и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и рабыня твоя, и левит, и гер, и сирота, и вдова, что находятся в воротах твоих".

2.3 Единство и взаимоотношения евреев с миром

Единство, радующее нас в Суккот, не исчерпывается внутренним единством еврейского народа и связью между ним и Б-гом. Праздник Суккот помогает нам понять также некоторые вопросы, касающиеся единства человечества, вопросы соотношения еврееев с остальным миром, взаимоотношений Израиля с другими народами. Рав Элияу Ки-Тов так пишет об этом:

"Иди и посмотри, чем отличается Израиль от других народов. Когда праздник "у народов" — сердце их обращено к самим себе, когда же радуется Израиль — сердце его обращено к миру".

Это видно, например, из порядка праздничных жертвоприношений в Суккот. Каждый день праздника, помимо обычных ежедневных и праздничных жертвоприношений, приносились особые жертвы, и общее число этих дополнительных жертв — семьдесят. Они соответствуют семидесяти народам, которые произошли от сыновей Ноя и породили все современные нации. Жертвы приносились для искупления грехов народов мира, чтобы благое Б-жественное влияние распространялось на всех и, как говорится в молитве Амину лешабеах, произошло "исправление мира под властью Б-га", т.е. во имя установления царства Б-га на земле, чтобы исполнилось пророчество Исайи: "И не поднимет народ меча на народ, и не будут более учиться воевать" (Исайя, 2:4).

За Израиль произносилась отдельная молитва в Шмини ацерет. И хотя сегодня у нас нет Храма и жертвоприношений, мы все равно должны пытаться осознать их значение. Израиль, даже будучи рассеян среди других народов, един и отделен от них. Но избранность Израиля — не самоцель. У него есть особые функции и задачи в этом мире. Входя в шалаши, мы должны осознавать, что существуем не ради нас самих, но ради "исправления под властью Б-га" всего мира.

И еще так говорит Мидраш: "Если бы народы мира знали, сколь важно для их собственной жизни существование Храма, то не только не стали бы разрушать его, но поставили бы вокруг него стражу, охраняющую Б-гослужение" (Бемидбар Раба, 1). Царь Соломон, строя Храм, просил Б-га: "Если повернется к Тебе и придет к Твоему Храму человек чужой, который не из народа Твоего... то сделай ему по его просьбе" (Книга Царств 1, 8:41-43). А о сынах Израиля просил: "Сделай ему по справедливости, в соответствии с тем, что Ты видишь в его сердце: если заслужил он, то дай ему, если же нет, то не давай" (Хроники 2, 6:39).

Итак, в Суккот происходит переселение Израиля из постоянных жилищ во временные шалаши — т.е. признание над собой власти Б-га — ради привнесения Б-жественного начала в мир.

3. ВОДА

3.1. Возлияние воды на жертвенник

Во время существования Храма в праздник Суккот происходило черпание воды из источника и возлияние ее на жертвенник. Это было единственное время в году, когда на жертвенник, кроме вина, возливалась еще и вода. Черпание и возлияние воды было временем наибольшего веселья; самые степенные и уважаемые раввины в этот день плясали и пели. Про рабана Шимона бсн Гамлиэля, руководителя Санедрина, рассказывают, что он брал в руки восемь зажженных факелов и жонглировал ими в знак своей радости. И еще так сказано в Талмуде: "Тот, кто не видел симхат бейт а-шоэва ("веселья черпания воды"), тот вообще не видел в своей жизни настоящего веселья".

Суккот — время радости, радости после очищения. Тора велит нам особенно радоваться и веселиться в Суккот по сравнению с другими праздниками. Но почему это веселье связано с возлиянием воды на жертвенник? Мы можем лучше понять это после того, как разберем молитву о дожде в Шмини ацерет и расскажем о праздновании Симхат Торы.

3.2. Молитва о дожде

В Шмини ацерет произносят молитву о дожде. Это довольно длинная молитва, состоящая из собственно просьбы о дожде и нескольких пиютов (стихов, гимнов). Она читается очень торжественно.

В Земле Израиля нет больших рек, которые, в определенное время разливаясь, орошали бы поля. Весь урожай Земли Израиля зависит от дождя и росы, и это характерное ее качество. Когда евреи выходили из Египта, то они задали Моисею вопрос: "Зачем Б-г ведет нас именно в эту страну?" Они получили ответ: "Земля, в которую вступаешь ты, чтобы овладеть ею, не как земля Египетская она, из которой вы вышли, где ты, посеяв семя твое, поливал ...[ее], как огород. Но земля, в которую вы переходите, чтобы завладеть ею, это земля гор и долин, от дождя небесного пьет она воду; земля, о которой Б-г, Господин твой, печется, — очи Б-га, Господина твоего, непрестанно на ней: от начала года и до конца" (Дварим, 11:10-12). Земля египетская пьет воду из Нила, и если разлив Нила был достаточным, то урожай обеспечен независимо от погоды. Другое дело — Земля Израиля. Если небо перестанет давать воду, то урожай погибнет. Дождь и роса зависят от того, как евреи соблюдают заповеди. В Торе об этом сказано: "Берегитесь, чтобы не обольстилось сердце ваше, и вы не совратились и не стали служить иным богам, и не поклонялись им; а то возгорится гнев Г-сподень на вас, и затворит Он небо, и не будет дождя, и земля не даст плодов своих, и вы скоро сгинете с этой земли доброй, которую Б-г дает вам" (Дварим, 11:16-17).

Евреи, живущие в Земле Израиля, ведут через ее природу постоянный диалог с Б-гом. Природа страны непосредственно зависит от поведения людей, и они, постоянно ожидая дождя, всегда чувствуют над собой Б-жественную руку, и их сердца не могут зачерстветь. Именно в такой стране предстояло жить народу Израиля, выведенному из Египта. Таким образом, радость дождя имеет ту же основу, что и радость шалашей: обе они исходят из нашего признания постоянного Б-жественного управления. Но по времени празднования они

разделены: во время Суккот, в дни шалашей, мы не просим дождя, но, если он пошел, сидеть в шалаше уже не обязательно.

Зима — время дождей, и на переломе года, в Шмини ацерет, мы просим Б-га дать нам дождь. После этого всю зиму мы вспоминаем о дожде в каждой молитве. Благодаря дождю в мир приходит жизнь. Колос, прорастающий из зарытого в землю зерна, — символ будущего воскрешения из мертвых. Поэтому в течение всей зимы "просьба о дожде" вставляется во второе благословение молитвы Шмоне эсре, в котором говорится о воскрешении мертвых.

3.3. Радость Торы

Симхат Тора — "радость Торы" — празднуется во второй день праздника Шмини ацерет, а в Земле Израиля, где праздники не удваиваются, день "молитвы о дожде" совпадает с днем "радости Торы". В этот день заканчивается годичный цикл чтения Торы и немедленно начинается новый. Пять книг Торы разделены на 54 недельных раздела — по максимальному числу Суббот в еврейском году. Тора постоянно должна быть с нами, и, едва закончив последний раздел книги Дварим, мы сразу же начинаем читать начало книги Вере шит. Если Шавуот — праздник получения Торы, то в праздник Симхат Тора мы радуемся тому, что мы живем по ней, что Тора — наша постоянная опора. Поэтому в Симхат Тора вынимают все имеющиеся в синагоге свитки и пляшут с ними.

Почему радость Торы и молитва о дожде приходится на один и тот же праздник — Шмини ацерет? Потому что это две стороны переживания темы воды: дождь — вода материальная, Тора — духовная, обе они несут жизнь нашему миру.

Известна история, которую рассказывают про раби Акиву. Когда римляне под страхом смерти запретили учить Тору, то некоторые учителя в Израиле прекратили свою деятельность. Но раби Акива продолжал собирать учеников и учить Торе открыто. Пришел к нему один из его друзей и спросил: "Акива! Зачем ты подвергаешь свою жизнь такой опасности?" Ответил ему раби Акива: "Расскажу тебе притчу. К одной щуке пришли и сказали: зачем ты плаваешь в реке, где столько опасностей, сети и крючки? Вылезай лучше на берег. Ответила щука: да я и здесь-то боюсь, в своей родной стихии, а на суше мне будет еще страшнее. Так и евреи: если, даже изучая Тору, я боюсь римлян, то насколько страшнее будет мне, если я лишусь ее!"

Поняв аналогию Торы и воды, мы можем лучше разобраться в "радости возлияния воды на жертвенник". Одно из значений жертвоприношений -выражение нашей благодарности Б-гу за то, что Он дал нам те блага, из которых мы и приносим Ему жертвы. Приношение хлебных даров, вина и оливкового масла — этих трех основных продуктов Земли Израиля демонстрирует наше признание того, что все материальные блага дарованы нам Б-гом. Но возлияние воды — это благодарность за дарование Торы, признание того, что от Б-га исходит вся полнота духовности. Поэтому "радость возлияния воды" больше радости всех остальных жертвоприношений.

4. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРАЗДНИКОВ

Мы рассмотрели три аспекта празднования Суккот' первый — радость шалашей; она — в переходе от опоры на материальный мир к опоре на Б-га; второй — единство: единство евреев внутри народа и взаимоотношение евреев с миром; третий — радость воды — Торы, которая сначала выражается в нашей благодарности за дарование Торы и воды, а затем — в нашей просьбе дать дождь и в радости жизни по Торе.

Все вместе "празднование веселья нашего" состоит, как мы уже говорили, из двух частей — это собственно Суккот, длящийся семь дней, и Шмини ацерет, длящийся в Земле Израиля один день, а в диаспоре два дня. Это два отдельных праздника со своими различными законами, однако они примыкают друг к другу по времени и тесно связаны по смыслу. Шмини ацерет относится к Суккот, как Шавуот к Песаху.** В Песах евреи удостоились физической свободы. Казни египетские, чудеса и знамения побудили евреев к вере и трепету перед Б-гом. За 50 дней этот трепет укрепился в сердце, и тогда в Шавуот евреи получили Тору на горе Синай. Синайское откровение также сопровождалось величественными и ужасными явлениями. Мы видим, что синайский завет — завет "страха перед Б-гом".

Перед Суккот, в Йом кипур, евреи очищаются от грехов. В Суккот Израиль уходит в шалаши и тем очищается от ецир а-ра — дурных побуждений, т.е. приобретают свободу от желания сделать зло. И поэтому в евреях пробуждается любовь к Б-гу. В Суккот — время наивысшей радости — евреи заключают с Торой завет любви.

Как известно, в еврейском календаре есть четыре различных "начала года". Рош а-шана в тишрее — начало для счета годов. Началом года для счета праздников является месяц нисан. Первый праздник в году — это Песах, за ним следует Шавуот, а после — Суккот, Шмини ацерет и Симхат Тора. В этой последовательности можно увидеть, как разворачивается диалог человека с Б-гом: от страха перед Ним, от Б-гобоязненности — к любви к Б-гу, к единению с Ним и Его замыслом, отраженным в пути Торы. Одного страха перед Б-гом недостаточно, если он не сопровождается любовью. Но и любви недостаточно, если она не подкрепляется страхом. Любовь и Б-гобоязненность дополняют друг друга.

Можно считать любовь более высокой формой связи человека с Б-гом, но еврейская традиция учит, что только тот может встать на ступеньку любви, кто уже стоит на ступеньке боязни. Это соотношение показывает нам и последовательность праздников, начинающаяся с Песаха.

Развитие, прослеживаемое в последовательности праздников шалаш регалим, можно найти также внутри "празднования веселья нашего" — Суккот и Шмини-ацерет. Его можно обрисовать так: отказавшись от опоры на материальный мир, от поначалу лишь только принципиальной опоры на Б-га мы переходим к радости и благодарности Б-гу за то, что у нас имеется Тора, что нам дарован духовный мир, затем — через единство евреев и понимание их роли в мире — к радости жизни по Торе, к повседневной опоре на Всевышнего и Его мудрость, к радости подчинения Его воле и воплощения в жизнь Его плана, указанного нам Торой.

5. ПОРЯДОК ПРАЗДНОВАНИЯ

Выше мы дали краткий очерк философии праздника. Но еврейская традиция учит нас, что без практического выполнения закона это знание останется абстрактным, не станет составной частью нашей жизни, а значит, и не будет полноценным. Поэтому расскажем кратко о законах праздников Суккот — Шмини ацерет — Симхат Тора.

5.1. Сукка — шалаш

Сукка должна быть построена под открытым небом, не под навесом и не под густым деревом, в чистом месте, желательно в частном владении. Принято начинать строить сукку на следующий день после Йом кипура (даже если этот день пятница и нужно готовиться к Субботе). Желательно, чтобы каждый лично участвовал в постройке сукки, украшении ее и т.д.

Сукка должна иметь три полные достаточно прочные стены (в крайнем случае — две полные и одну неполную). Основной элемент сукки — крыша. Она должна строиться после того, как сделаны стены. Покров делается из веток (можно брать нетолстые стволы) или тростника. Покров должен быть достаточно плотным, чтобы в сукке, даже если листья покрытия завянут, было больше тени, чем солнца (сукка должна напоминать жилище), но в то же время не слишком плотным, чтобы через него были видны звезды и проходил дождь (сукка — не постоянный дом).

Заповедь сукки относится ко всем дням праздника, поэтому, если сукка сломалась или вы не успели построить ее до праздника, можно строить ее в промежуточные дни праздника (холь а-моэд), но, конечно, не в первые два дня Суккот (в Израиле — один), когда работать запрещено. К сукке надо относиться с почтением, и даже после праздника нельзя пренебрежительно относиться к материалу, из которого сукка была сделана.

В сукке надо стараться жить как в доме — есть, пить, спать, заниматься, отдыхать и т.д. Запрещено есть вне сукки "полную трапезу" (т.е. с хлебом).

В первый (вне Израиля — и во второй) день Суккот после маарива (вечерней молитвы) идут в сукку, произносят там кидуш и едят там. Эта трапеза — обязательна.

Каждый раз, когда входят посидеть в сукке, читают благословение на пребывание в сукке:. "Благословен Ты, Б-г, Г-сподь наш, который освятил нас своими заповедями и повелел нам сидеть в сукке".

Сильный Дождь или холод (такой, что пища застывает) освобождает от выполнения этой заповеди.

5.2. Арба миним — "четыре вида"

Выше мы уже рассказывали о значении благословения на соединение четырех видов растений — этрога, лулава, мирта и ивы. Нетилат лумв — "вознесение лулава" — делают утром в каждый из семи дней Суккот, кроме Субботы. В левую руку берут этрог, в правую — связанные вместе лулав, мирт и иву, произносят благословение и потрясают поочередно в направлении всех сторон света, вверх и вниз. Заповедь следует выполнять с собственным лулавом, поэтому на время благословения человек должен получить его в законную собственность от хозяина, даже если одалживает его в синагоге.

5.3. Ошана раба — "великая Осанна"

В течение всего праздника Суккот в дополнение к обычным молитвам читают ошанот, т.е. молитвы с рефреном "оша на" — "спаси же".

Последний день собственно Суккот перед Шмини ацерет называется Ошана раба. Это день завершения чтения ошанот. Эти молитвы напоминают нам о том, что в Йом кипур Б-жественный суд не заканчивается, что он продолжается до Ошана раба. По этой же причине принято всю ночь Ошана раба читать книгу Дварим до конца и Псалмы. В этот день после обычного благословения на арба миним берут ивовые ветки и потрясают ими. Этот обычай — память о временах Храма, когда каждый день празднования Суккот обходили вокруг жертвенника с ивовыми ветками, а в Ошана раба обходили жертвенник семь раз. Хотя в праздник Суккот еще не просят о дожде, но в том, что в Храм приносили это влаголюбивое растение, есть намек на дождь.

День Ошана раба никогда не приходится на Субботу, иначе нельзя будет благословлять и потрясать ивовыми ветками. В конце дня, перед Шмини ацерет, заходят в шалаш последний раз, благословляют его и читают особую молитву, в которой желают себе и другим провести следующий Суккот "под сенью мира в доме Давида".

5.4. Симхат Тора

Вечером вынимают все свитки Торы и устраивают акафот — обход синагоги со свитками. При этом поют и пляшут, кто как может. Утром акафот повторяют. Для завершения чтения Торы вызывают поочередно всех мужчин, присутствующих в синагоге, поэтому завершающий отрывок читают много раз. Затем тут же читают начало Торы.

____________________________________

* Колено Леви не получило земельного надела в Эрец Исраэль, поскольку должно было быть занято исключительно работой в Храме и преподаванием Торы: "Да не будет у священников левитов, у всего колена Леви части и удела с Израилем: жертвами Г-спода, долей Его пусть питаются они. Удела же не будет ему среди братьев его: Г-сподь удел его, как говорил Он ему" (Дварим, 18:1-2).

** Праздники Песах, Шавуот и Суккот образуют цикл, называемый шалаш регалим — три праздника, в которые совершалось паломничество в Иерусалим.

К главному меню

Ваша оценка этой темы
1 2 3 4 5
           
Самая актуальная информация уход за телом в краснодаре здесь.