Для учителя   |   Для ученика   |   Доп. материал   |  Метод. кабинет   |   Главная страница
x
x

 

 

Урок 2. «И НЕ СТЫДИЛИСЬ»

Урок посвящен чтению и осмыслению первой части второго рассказа о сотворении человека. Этот рассказ во многом отличен от предыдущего. Прежде всего обратим внимание на новые важные детали, на то, что человек в нем уже не одна из составляющих вселенную, но ее центральная фигура.

Большой объем и сложность текста делают невозможным его всестороннее изучение детьми. Поэтому сосредоточимся на темах, связанных с осенними праздниками.

1. Введение

О комментарии Раши

Одна из задач наших уроков - помочь детям научиться осмысленно читать еврейские источники. Среди необходимых для этого навыков мы придаем особое значение умению задавать вопросы при изучении текстов. Путь, который мы предлагаем, - читать текст с комментариями, прежде всего -  с комментарием Раши, разбирая его вопросы, предваряющие толкования, а если таких вопросов нет, то пытаясь воссоздать их по самому комментарию.

Преподавателю следует изложить детям краткую биографию Раши. Раби Шломо бар Ицхак (Шломо Ицхаки, Раши) величайший комментатор Торы и Талмуда, жил во Франции во второй половине XI века (1040 – 1105). Уже почти тысячу лет мы учим Письменный и Устный Закон с его толкованиями. Подход Раши к объяснению Торы он сам определяет в своем комментарии к словам “и услышали” из стиха 3:8 так:

Имеется немало аллегорических толкований, которые соответствующим образом собраны нашими мудрецами в книге «Брейшит раба» и в других мидрашах. Я же намерен лишь выяснить прямой смысл стиха и (привожу) агаду, которая разъясняет слово стиха – «слово, изреченное на месте его» («Мишлей» 25:11).

Путь толкования, которому следовал Раши, называют на иврите пшат (прямой смысл). Пшат по Раши – это интерпретация текста, которая дает возможность прочитать фрагмент источника как нечто целое, когда понятен смысл каждого слова и его грамматическая форма и в рамках фрагмента нет внутренних противоречий. Причем иногда для этого нужен мидраш. Выбор мидраша зависит от вопросов, которые ставит сам текст (см. стр. 53).

Приведенные ниже слова Раши свидетельствуют о том, что он допускал использование мидраша (агады) в комментарии, но только тогда, когда это необходимо для создания целостного, ясного и непротиворечивого понимания данного фрагмента источника.

Следует ориентировать учеников на выяснение таких вопросов:

1) Почему Раши считает, что данное предложение или слово нуждаются в объяснении?

2) Почему он избрал именно этот путь объяснения?

3) Если Раши использовал мидраш, почему он выбрал именно этот?

2. Чтение и анализ текста источника

«Брейшит», глава 2

4. ВОТ ПОРОЖДЕНИЯ НЕБЕСНЫЕ И ЗЕМНЫЕ ПРИ СОТВОРЕНИИ ИХ, В ДЕНЬ СОЗДАНИЯ ГОСПОДОМ Б-ГОМ ЗЕМЛИ И НЕБА.

5. И НИКАКОГО КУСТАРНИКА ПОЛЕВОГО ЕЩЕ НЕ БЫЛО НА ЗЕМЛЕ, И НИКАКАЯ ТРАВА ПОЛЕВАЯ ЕЩЕ НЕ РОСЛА, ИБО ДОЖДЯ НЕ СЛАЛ ГОСПОДЬ Б-Г НА ЗЕМЛЮ, И ЧЕЛОВЕКА НЕ БЫЛО, ЧТОБЫ ВОЗДЕЛЫВАТЬ ЗЕМЛЮ.

6. И ПАР ПОДНЯЛСЯ С ЗЕМЛИ И ПРОПИТАЛ ВСЮ ПОВЕРХНОСТЬ ЗЕМНУЮ.

7. И СФОРМИРОВАЛ ГОСПОДЬ Б-Г ЧЕЛОВЕКА – ПРАХ С ЗЕМЛИ, И ВДОХНУЛ В НОЗДРИ ЕМУ ДЫХАНИЕ ЖИЗНИ, И СТАЛ ЧЕЛОВЕК ЖИВЫМ СУЩЕСТВОМ.

8. И НАСАДИЛ ГОСПОДЬ Б-Г САД В ЭДЕНЕ, С ВОСТОКА, И ПОМЕСТИЛ ТУДА ЧЕЛОВЕКА, КОТОРОГО СФОРМИРОВАЛ.

15. И ВЗЯЛ ГОСПОДЬ Б-Г ЧЕЛОВЕКА И ПОМЕСТИЛ ЕГО В САДУ ЭДЕНСКОМ, ВОЗДЕЛЫВАТЬ ЕГО И ОХРАНЯТЬ ЕГО.

16. И ПОВЕЛЕЛ ГОСПОДЬ Б-Г ЧЕЛОВЕКУ ТАК: «ОТ ВСЯКОГО ДЕРЕВА В САДУ МОЖЕШЬ ЕСТЬ;

17. НО ОТ ДРЕВА ПОЗНАНИЯ ДОБРА И ЗЛА, НЕ ЕШЬ ОТ НЕГО; ИБО В ДЕНЬ, КОГДА СТАНЕШЬ ЕСТЬ ОТ НЕГО, СМЕРТИ ПРЕДАН БУДЕШЬ».

18. И СКАЗАЛ ГОСПОДЬ Б-Г: «НЕХОРОШО БЫТЬ ЧЕЛОВЕКУ ОДНОМУ, СДЕЛАЮ ДЛЯ НЕГО ПОМОЩНИКА ПОДСТАТЬ ЕМУ».

19. И СФОРМИРОВАЛ ГОСПОДЬ Б-Г ИЗ ЗЕМЛИ ВСЯКОЕ ЖИВОТНОЕ ПОЛЕВОЕ И ВСЯКУЮ ПТИЦУ НЕБЕСНУЮ, И ПРИВЕЛ К ЧЕЛОВЕКУ, ЧТОБЫ ВИДЕТЬ, КАК НАЗОВЕТ ЭТО; И КАК НАЗОВЕТ ЧЕЛОВЕК ВСЯКОЕ СУЩЕСТВО ЖИВОЕ, ТАКОВО ИМЯ ЕМУ.

20. И НАРЕК ЧЕЛОВЕК ИМЕНА ВСЯКОМУ СКОТУ, И ПТИЦЕ НЕБЕСНОЙ, И ВСЯКОМУ ЖИВОТНОМУ ПОЛЕВОМУ; А ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА НЕ НАШЕЛ ПОМОЩНИКА ПОДСТАТЬ ЕМУ.

21. И НАВЕЛ ГОСПОДЬ Б-Г ОЦЕПЕНЕНИЕ НА ЧЕЛОВЕКА, И ТОТ УСНУЛ. И ВЗЯЛ ОН ОДНУ ИЗ ЕГО СТОРОН, И ЗАКРЫЛ ПЛОТЬ ПОД НЕЮ.

22. И ВЫСТРОИЛ ГОСПОДЬ Б-Г ИЗ СТОРОНЫ, КОТОРОЮ ВЗЯЛ У ЧЕЛОВЕКА, ЖЕНУ, И ПРИВЕЛ ЕЕ К ЧЕЛОВЕКУ.

23. И СКАЗАЛ ЧЕЛОВЕК: «НА СЕЙ РАЗ [ЭТО] КОСТЬ ОТ МОИХ КОСТЕЙ И ПЛОТЬ ОТ ПЛОТИ МОЕЙ! ЭТА НАЗВАНА БУДЕТ ЖЕНОЙ (ИША), ИБО ОТ МУЖА (ИШ) ВЗЯТА ОНА». –

24. ПОЭТОМУ ПОКИНЕТ МУЖ СВОЕГО ОТЦА И СВОЮ МАТЬ, И ПРИЛЬНЕТ ОН К ЖЕНЕ СВОЕЙ, И СТАНУТ ПЛОТЬЮ ЕДИНОЙ.

25. И БЫЛИ ОБА ОНИ НАГИ, ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЖЕНА, И НЕ СТЫДИЛИСЬ.

Начиная читать текст, обратим внимание на то, что в нем появляется еще одно Имя Всевышнего. Полезно внимательно прочитать и обсудить подборку комментариев, посвященных этому важному отличию второго рассказа о творении человека от первого.

Комментарий Раши

5. «ЕЩЕ НЕ БЫЛО НА ЗЕМЛЕ»

Везде в Танахе терем означает «еще не» и не означает «прежде, раньше». Также и этот (стих) толкуй так: (никакого кустарника полевого) еще не было на земле, когда завершилось сотворение мира в шестой день до того, как был сотворен человек. «И никакая трава полевая еще не росла». В третий же (день), о котором сказано «И извлекла земля», (растения) не взошли, а стояли наготове, чтобы взойти из земли до шестого дня.

«ИБО ДОЖДЯ НЕ СЛАЛ»

А почему не слал дождя? Ибо «ЧЕЛОВЕКА НЕ БЫЛО, ЧТОБЫ ВОЗДЕЛЫВАТЬ ЗЕМЛЮ», - не было того, кто мог бы осознать благотворность дождей. Когда же явился Адам и понял, что они необходимы миру, он стал молить о них, и пошли (дожди), и выросли деревья и зеленая растительность. 

7. «И ВДОХНУЛ В НОЗДРИ ЕМУ»

Он создал его из земного и небесного: тело - из земного, а душа - из небесного.

18. «НЕ ХОРОШО БЫТЬ»

Чтобы не сказали, будто есть два властелина: Святой, благословен Он, среди высших один, и нет у Него пары. А человек среди низших один, и нет у него пары.

«ПОМОЩНИКА ПОДСТАТЬ ЕМУ»

Достоин – помощь, не достоин – против него. Чтобы бороться (с ним).

19. «И КАК НАЗОВЕТ ЧЕЛОВЕК ВСЯКОЕ СУЩЕСТВО ЖИВОЕ …»

Измени порядок (слов в стихе) и истолкуй его так: всякое живое существо, которому человек даст имя, - таково имя.

24. «ПОТОМУ ОСТАВИТ МУЖ»

(Не Адам, а) святой дух (Тора) говорит это, чтобы запретить сынам Ноаха (роду человеческому) кровосмешение.

Советуем обсудить с учениками следующие комментарии Раши.

5. «ЕЩЕ НЕ БЫЛО НА ЗЕМЛЕ»

Раши: Везде в Торе «терем» означает «еще не» и не означает «прежде».

Комментарий Раши снимает кажущееся противоречие в тексте источника: в первом рассказе о творении мира сказано, что трава была создана в третий день творения; здесь же говорится, что в шестой день, пока не было человека,  не было и травы на земле. Более того: Раши помогает осознать место человека в мироздании как связующего звена между Создателем и творениями. Становится понятно, что существует зависимость между поведением человека и состоянием мира, вновь подчеркивается ответственность человека за мир, а не только за себя.

7. «И СОЗДАЛ»

Раши обращает внимание на то, что слово ва-йицер  («и создал») написано  необычно - с двумя буквами «йод». Что же касается животных, которые не предстанут перед Небесным судом, это же слово  написано (2:19) с одной буквой «йод». В этом удвоении буквы комментатор видел символ сложности, противоречивости  человеческой натуры. Для нас это особенно важно, так как на основе этого комментария можно подойти к теме свободы выбора, ответственности и суда. Предложим ученикам подумать, какова связь между двойственностью, внутренней противоречивостью человека и идеей Высшего суда.

18. «НЕХОРОШО ЧЕЛОВЕКУ БЫТЬ ОДНОМУ»

Раши: Чтобы не сказали, будто в мире два властелина.

Почему Раши избрал этот путь объяснения? Что в тексте служит основанием для него? В человеке заложена двойственность. Он – «прах земной», то есть часть материального мира, но и подобие Всевышнего. В мире господствует закон парности. И человеку, чтобы отвечать своему предназначению в мире, нехорошо быть одному.

Это объяснение опирается на особенности текста. Глагол «быть» передан в необычной форме инфинитива и означает «пребывание», «бытие». Имеется в виду не то, что человек сам ощущает себя одиноким, но то, что он действительно, объективно одинок, что он – единственное человеческое существо в мироздании. (Лейбович Н. «Новые исследования книги "Брейшит" в свете классических комментариев» -  Иерусалим, 1997, стр. 19).

25. «И НЕ СТЫДИЛИСЬ»

Раши: Ибо не знали скромности (сокрытия) в поведении, не различая между добром и злом. И хотя (Адам) обладал способностью давать имена, дурное побуждение не было присуще ему, пока он не отведал от дерева (познания добра и зла), и проникло в него дурное побуждение, и познал он различие между добром и злом.

К главному меню

3. Заключительная беседа

Посвятим ее осмыслению нескольких важных для нас положений, отражающих отношения между Творцом и человеком. Одновременно закрепим умение читать текст источника, сконцентрировав внимание на двух методах:  сравнении ключевых слов, толковании имен.

Сравнение ключевых слов

Разберем три глагола, которые отражают Творение: аса – «сделал» (1:26), бара - «сотворил» (1:27), яцар – «создал» (2:7). Для этого предложим детям сравнить три стиха, в которых есть эти слова, и подумаем: чем каждый из этих глаголов соответствует своему контексту? В чем причина того, что  используется не одно слово, а три?

Слово бара – «сотворил» - встречается в рассказе о творении мироздания трижды: там, где речь идет о сотворении неба и земли, о сотворении живого из неживого и о сотворении человека. Этот глагол означает «вызвал к существованию из небытия». Душа человека «сотворена из ничего», она - нечто совершенно новое в этом мире. Аса – «сделал» - означает «сделал нечто из чего-то другого, что уже существовало раньше».

Третий глагол, который участвует в описании сотворения человека, – яцар – «создал». Как мы уже говорили, Раши обращает внимание на необычное написание этого слова в рассказе о творении человека.

В итоге сравнения этих глаголов можно обсудить важные вопросы об уникальной роли человека в мире, о его внутренней сложности и двойственности, об его ответственности за себя и за мир.        

Толкование Имен Творца

Сравним Имена Всевышнего в первом рассказе о творении человека (1:26-31) и в начале второго рассказа (2:4). В первом рассказе Всевышний выступает под Именем Элоким («Всесильный», «Г-сподь». Как объясняет Раши (в толковании стиха 2:6 и в комментариях к молитвам): Это имя означает, что Он - Властелин и Судья над всем. И таково прямое толкование везде: Г-сподь, Который есть Б-г (Властелин и Судья). То, что в первом рассказе фигурирует только Имя, связанное с аспектом суда, можно понять так, что по изначальному замыслу Творца мир и человек должны были полностью соответствовать всем Его правилам и законам, не отступая от них ни на йоту, быть идеальными, безгрешными.

Во втором рассказе добавляется Имя, известное как тетраграмматон,

непроизносимое четырехбуквенное Имя Б-га, отражающее аспект Его милосердия, милости и прощения.

Перечитаем комментарий к стиху 2:4, выделив положение о том, что соединение имен «Г-сподь» и «Всевышний» имеет смысл: Милостивый Властелин суда и закона.

Зададим вопросы:

Чем могло быть вызвано появление нового аспекта в отношениях между Творцом и человеком?

Почему возникла необходимость в милости и прощении?

К главному меню

Урок 3. «И ОТКРЫЛИСЬ ГЛАЗА У ОБОИХ»

В этом фрагменте рассказывается о грехопадении Адама и Хавы (Евы). Катастрофа эта привела к кардинальным изменениям в мироздании и в жизни человека.

Рассказ можно поделить на две части: а) преступление человека (3:1-6); б) первые последствия преступления, которые можно рассматривать и как первые наказания (3:7,8).

На этом уроке советуем отказаться от развернутого введения, уделив максимум времени чтению и обсуждению текста.

Изучение текста источника

«Брейшит», 3:1-8

1. А ЗМЕЙ БЫЛ ХИТРЕЕ ВСЕХ ЖИВОТНЫХ ПОЛЕВЫХ, КОТОРЫХ СОЗДАЛ ГОСПОДЬ Б-Г. И СКАЗАЛ ОН ЖЕНЩИНЕ: «ВЕРНО, СКАЗАЛ Б-Г: НЕ ЕШЬТЕ НИ ОТ КАКОГО САДОВОГО ДЕРЕВА…?»

2. И СКАЗАЛА ЖЕНЩИНА ЗМЕЮ: «ОТ ПЛОДОВ САДОВОГО ДЕРЕВА МОЖЕМ ЕСТЬ.

3. НО ОТ ПЛОДОВ ДЕРЕВА, КОТОРОЕ СРЕДИ САДА, СКАЗАЛ Б-Г: «НЕ ЕШЬТЕ ОТ НЕГО, И НЕ КАСАЙТЕСЬ ЕГО, КАК БЫ ВАМ НЕ УМЕРЕТЬ».

4. И СКАЗАЛ ЗМЕЙ ЖЕНЩИНЕ: «ПРЕДАНЫ СМЕРТИ НЕ БУДЕТЕ.

5. НО ЗНАЕТ Б-Г, ЧТО В ДЕНЬ, КОГДА СТАНЕТЕ ЕСТЬ ОТ НЕГО, ОТКРОЮТСЯ ВАШИ ГЛАЗА, И БУДЕТЕ ВЫ КАК Б-Г[И] - ВЕДАЮЩИМИ ДОБРО И ЗЛО».

6. И УВИДЕЛА ЖЕНЩИНА, ЧТО ХОРОШО ДЕРЕВО ДЛЯ ЕДЫ, И ЧТО ОНО ВОЖДЕЛЕННО ДЛЯ ГЛАЗ, И ЖЕЛАННО ДЕРЕВО ДЛЯ ПОСТИЖЕНИЯ. И ВЗЯЛА ОНА ОТ ПЛОДОВ ЕГО И ЕЛА, И ДАЛА ОНА ТАКЖЕ МУЖУ СВОЕМУ ПРИ НЕЙ, И ОН ЕЛ.

7. И ОТКРЫЛИСЬ ГЛАЗА У ОБОИХ, И ОНИ УЗНАЛИ, ЧТО НАГИ ОНИ. И СШИЛИ ОНИ ЛИСТЬЯ СМОКОВНИЦЫ И СДЕЛАЛИ СЕБЕ ОПОЯСАНИЯ.

8. И УСЛЫШАЛИ, [КАК] ГОЛОС ГОСПОДА Б-ГА ПРОХОДИТ САДУ В СТОРОНУ ДНЯ, И УКРЫЛСЯ ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЖЕНА ОТ ГОСПОДА Б-ГА СРЕДЬ ДЕРЕВЬЕВ САДА.

Комментарий Раши

3.«И НЕ КАСАЙТЕСЬ ЕГО»

Она прибавила к повелению (согласно которому запрещалось лишь есть плоды дерева), тем самым убавив (от него). К этому (относится) сказанное: «Не прибавь к Его словам» («Мишлей» 30:6).

4. «ПРЕДАНЫ СМЕРТИ НЕ БУДЕТЕ» (букв.:  умереть не умрете)

Подталкивал ее, пока не коснулась (дерева). Сказал ей: «Как нет гибели от прикосновения, так нет гибели от вкушения».

5. «И БУДЕТЕ ВЫ КАК Б-Г»

(Будете) творцами миров.

7. «И ОТКРЫЛИСЬ …»

Стих говорит о разумении (о глазах разума), а не о зрении (одном из внешних чувств). И конец стиха служит подтверждением.

«И ОНИ УЗНАЛИ, ЧТО НАГИ ОНИ»

Но и слепой знает, когда он наг! Что же (тогда означает) «и узнали, что наги они»? Им дана была одна лишь эта заповедь, но они сбросили ее с себя, обнажились.

8. «И УСЛЫШАЛИ»

Имеется немало аллегорических толкований, которые соответствующим образом собраны нашими мудрецами в «Берешит Раба» и других мидрашим. Я же намерен лишь выяснить прямой смысл стиха и (привожу) агаду, которая разъясняет слова стиха - «слово, изреченное на месте его» («Мишлей» 25:11).

«И УСЛЫШАЛИ»

Что они услышали? Услышали голос Святого Творца, благословен Он, который проходил (разносился) по саду.

Заключительная беседа

Ее можно посвятить вопросу: почему Раши, который, как правило, стремится объяснить пшат, в отношении ключевых слов «раскрылись глаза» считал, что это сказано в переносном смысле?

Если ученики познакомились и с комментарием Рамбама к этим словам, то можно выявить фундаментальную проблему, которую стремились решить и Раши, и Рамбам. Для этого сравним стих 3:5 со стихом 3:7. Ключевые слова – «раскрылись глаза». В стихе пятом их произносит нахаш - змей, в седьмом речь идет о первых последствиях преступления человека. Опираясь на комментарии Раши и Рамбама, попытаемся найти связь между поступком Адама и Хавы и изменениями, которые произошли  в них самих и в их отношениях со Всевышним.

К главному меню

Урок 4. «ГДЕ ТЫ?»

Изучение всей темы и избранных фрагментов источника завершаем рассмотрением рассказа о суде и о наказании, которые последовали в результате падения человека.

1. Введение

Завершая изучение темы «Праздники месяца тишрей», чтение и разбор фрагментов Торы, познакомим на этом уроке детей с рассказом о суде и о наказании человека. Можно попытаться во вводной беседе подвести учеников и к связанному с этой темой вопросу, который имеет для нас первостепенное значение: вопросу о раскаянии и исправлении человека (тшува). Для этого надо обратить их внимание на  то, что уже во время суда Адама и Хаву как бы подталкивают к раскаянию. Некоторые комментаторы, в частности Ибн-Эзра, отмечали, что Адам сразу раскаялся в содеянном. Другие считают, что Адам, хоть и осознал свое падение, раскаялся не сразу. Тем не менее ему была дана долгая жизнь и возможность начать тот путь, который привел через многовековые испытания к нынешнему состоянию человека и мира.

Повторим основные вопросы, которые следует задать ученикам по завершении работы над текстом:

1) Какое Имя Всевышнего упомянуто в первом рассказе о творении человека? Какое новое Имя появляется во втором рассказе? Как это объясняет Раши?

2) Как Раши объясняет употребление слова «сделаем» во множественном числе в стихе 1:26?

3) Комментарий Раши к словам «и услышали» в стихе 3:8: Что они услышали? Услышали голос Святого Творца, благословен Он, который проходил (разносился) по саду.

Раши показал, что слово «проходивший» надо понимать не в настоящем времени, но в прошедшем – «который проходил». Что это добавляет к нашему пониманию? Можно ли сделать вывод, что Всевышний, приступая к суду над Адамом и Хавой, проявил осторожность, не желая привести их в смятение своим неожиданным появлением?

В ходе беседы и повторения подводим учеников к новой части источника и настраиваемся на изучение рассказа о суде, наказании, раскаянии и прощении.

2. Изучение источника

«Брейшит», 3:9-24

9. И ВОЗЗВАЛ ГОСПОДЬ Б-Г К ЧЕЛОВЕКУ И СКАЗАЛ ЕМУ: «ГДЕ ТЫ?»

10. И СКАЗАЛ ТОТ: «ГОЛОС ТВОЙ УСЛЫШАЛ Я В САДУ И УСТРАШИЛСЯ, ИБО НАГ Я, (ПОТОМУ) И УКРЫЛСЯ».

11. И СКАЗАЛ ОН: «КТО ПОВЕДАЛ ТЕБЕ, ЧТО НАГ ТЫ? НЕ ОТ ДЕРЕВА ЛИ, ОТ КОТОРОГО Я ВЕЛЕЛ ТЕБЕ НЕ ЕСТЬ, ТЫ ЕЛ?»

12. И СКАЗАЛ ЧЕЛОВЕК: «ЖЕНА, КОТОРУЮ ТЫ ДАЛ, (ЧТОБЫ ЕЙ БЫТЬ) СО МНОЮ, ОНА ДАЛА МНЕ ОТ ДЕРЕВА, И Я ЕЛ».

13. И СКАЗАЛ ГОСПОДЬ Б-Г ЖЕНЕ: «ЧТО ТЫ СДЕЛАЛА?» И СКАЗАЛА ЖЕНА: «ЗМЕЙ СОБЛАЗНИЛ МЕНЯ, И Я ЕЛА».

14. И СКАЗАЛ ГОСПОДЬ Б-Г ЗМЕЮ: «ЗА ТО, ЧТО ТЫ СДЕЛАЛ ЭТО, ПРОКЛЯТ ТЫ ПЕРЕД ВСЯКИМ СКОТОМ И ПЕРЕД ВСЯКИМ ЖИВОТНЫМ ПОЛЕВЫМ; НА ЧРЕВЕ ТВОЕМ БУДЕШЬ ХОДИТЬ И ПРАХ БУДЕШЬ ЕСТЬ ВО ВСЕ ДНИ ЖИЗНИ ТВОЕЙ.

15. И ВРАЖДУ ПОЛОЖУ МЕЖДУ ТОБОЮ И МЕЖДУ ЖЕНОЙ, И МЕЖДУ ТВОИМ ПОТОМСТВОМ И ЕЕ ПОТОМСТВОМ. ОН БУДЕТ РАЗИТЬ ТЕБЯ В ГОЛОВУ, А ТЫ БУДЕШЬ РАЗИТЬ ЕГО В ПЯТУ».

16. ЖЕНЕ СКАЗАЛ ОН: «ПРЕМНОГО УМНОЖУ МУКУ ТВОЮ И БЕРЕМЕННОСТЬ ТВОЮ, В МУЧЕНИИ БУДЕШЬ РОЖАТЬ ДЕТЕЙ. И К МУЖУ ТВОЕМУ ВОЖДЕЛЕНИЕ ТВОЕ, ОН ЖЕ БУДЕТ ВЛАСТВОВАТЬ НАД ТОБОЙ».

17. А ЧЕЛОВЕКУ СКАЗАЛ ОН: «ЗА ТО, ЧТО ПОСЛУШАЛ ТЫ ГОЛОСА ЖЕНЫ ТВОЕЙ И ЕЛ ОТ ДЕРЕВА, О КОТОРОМ Я ПОВЕЛЕЛ ТЕБЕ ТАК: НЕ ЕШЬ ОТ НЕГО! – ПРОКЛЯТА ЗЕМЛЯ ИЗ-ЗА ТЕБЯ, С МУКОЮ БУДЕШЬ ЕСТЬ ОТ НЕЕ ВО ВСЕ ДНИ ЖИЗНИ ТВОЕЙ.

18. И ШИП И РЕПЕЙ ПРОИЗРАСТИТ ТЕБЕ, И БУДЕШЬ ЕСТЬ ТРАВУ ПОЛЕВУЮ.

19. В ПОТЕ ЛИЦА ТВОЕГО ЕСТЬ БУДЕШЬ ХЛЕБ ДО ВОЗВРАЩЕНИЯ ТВОЕГО К ЗЕМЛЕ, ИБО ОТ НЕЕ ТЫ ВЗЯТ. ИБО ПРАХ ТЫ И К ПРАХУ ВОЗВРАТИШЬСЯ».

20. И НАРЕК ЧЕЛОВЕК ИМЯ ЖЕНЕ СВОЕЙ «ХАВА», ИБО ОНА БЫЛА МАТЕРЬЮ ВСЕГО ЖИВОГО. И СДЕЛАЛ ГОСПОДЬ Б-Г ДЛЯ АДАМА И ДЛЯ ЕГО ЖЕНЫ ПЛАТЬЯ НАКОЖНЫЕ И ОБЛАЧИЛ ИХ.

22. И СКАЗАЛ ГОСПОДЬ Б-Г: «ВОТ ЧЕЛОВЕК СТАЛ КАК ЕДИНСТВЕННЫЙ ИЗ НАС В ПОЗНАНИИ ДОБРА И ЗЛА. И НЫНЕ, КАК БЫ ОН НЕ ПРОСТЕР СВОЮ РУКУ И НЕ ВЗЯЛ БЫ ТАКЖЕ ОТ ДЕРЕВА ЖИЗНИ, И НЕ ВКУСИЛ БЫ, И НЕ СТАЛ БЫ ЖИТЬ ВЕЧНО».

23. И ОТОСЛАЛ ЕГО ГОСПОДЬ Б-Г ИЗ САДА ЭДЕНСКОГО ВОЗДЕЛЫВАТЬ ЗЕМЛЮ, ОТКУДА ОН ВЗЯТ.

24. И ИЗГНАЛ ОН ЧЕЛОВЕКА И ПОМЕСТИЛ К ВОСТОКУ ОТ САДА ЭДЕНСКОГО КРУВИМ И С ОГНЕЛЕЗВИЕМ МЕЧ ОБРАЩАЮЩИЙСЯ, ЧТОБЫ ОХРАНЯТЬ ПУТЬ К ДЕРЕВУ ЖИЗНИ.

Комментарий Раши

9. «ГДЕ ТЫ?»

(Б-г) знал, где он, но (спросил для того), чтобы завязать разговор, чтобы, отвечая, тот не растерялся от неожиданности.

11. «КТО ПОВЕДАЛ ТЕБЕ»

Откуда тебе известно, что стыдно стоять нагим?

20. «ХАВА»

Игра слов хава – хая (со значением «жизнь»); потому что она дает жизнь детям.

22. «СТАЛ КАК ЕДИНСТВЕННЫЙ ИЗ НАС»

Ведь он единственный в своем роде среди низших, как Я - один среди высших. А в чем его единственность? В познании добра и зла, которое не дано ни скоту, ни зверю.

«И НЫНЕ, КАК БЫ ОН НЕ ПРОСТЕР СВОЮ РУКУ»

Живя вечно, он может (тем самым) ввести в заблуждение людей следующих (поколений), и (они) скажут, что он тоже бог.

Особое внимание обратим на следующие комментарии Раши:

9. «ГДЕ ТЫ?»

Раши: (Б-г) знал, где он, но (спросил для того), чтобы вступить с ним в разговор, чтобы, отвечая, тот не растерялся от неожиданности.

Вновь мы убеждаемся, что комментатор подчеркивает милость Всевышнего к провинившимся людям.

3:22. «И НЫНЕ КАК БЫ ОН НЕ ПРОСТЕР СВОЮ РУКУ»

Раши: Живя вечно, он может (тем самым) ввести в заблуждение людей следующих (поколений), и (они) скажут, что он тоже бог.

Сравним этот комментарий Раши с его комментарием к стихам 2:18, 3:5.

О какой опасности для человека и для мира говорит Раши в этих комментариях? 

3:24. «КРУВИМ»(херувимы)

Раши: Ангелы-разрушители.

Для некоторых из наших учеников это объяснение может оказаться трудным для понимания. Возможно, следующий фрагмент из современного комментария раввина А. Каплана поможет понять эту фразу: «Человеку сказано, что он должен умереть и быть изгнанным из ган-эдена. Он сможет вернуться в ган-эден только после смерти, а перед этим должен пройти мимо этих ангелов» («Живая Тора. Пятикнижие Моисея» - Нью-Иорк – Иерусалим, 1998, с. 10, примеч. к стиху 3:24).

3. Итоговая беседа

Мы советуем вновь вернуться к некоторым ключевым словам источника и комментариям Раши, которые теперь, после того, как прочитан весь фрагмент, могут быть осмыслены более глубоко. Можно построить обсуждение, объединив фрагменты источника вокруг центральных тем:

1) Место человека в мире. Стихи: 1:26-28, 2:5, 2:15, 2:19.

2) Человек и свобода выбора между добром и злом. Ответственность за выбор. Стихи: 1:26, 1:27, 2:7, 2:16, 2:17, 2:25.

3) Преступление, суд; наказание и прощение. Возможность раскаяния  (тшува). Стихи: 2:25, 3:6, 3:7, 3:9-11, 3:21, 3:22, 3:24.

Завершая уроки, полезно вернуться к вопросу, с которого мы начали изучение темы. Рассказ о сотворении человека повторяется дважды. Чем это можно объяснить? В чем различаются эти рассказы? Какова связь между ними?

К главному меню

Ваша оценка этой темы
1 2 3 4 5