Для учителя   |   Для ученика   |   Доп. материал   |  Метод. кабинет   |   Главная страница
x
x

 

 

РОШ А-ШАНА И ЙОМ КИПУР

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
ЕВРЕЙСКОЙ ТРАДИЦИИ

Хана Ротман, Арье Ротман

Консультант: д-р ДАВИД ЭПШТЕЙН

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебник и методическое пособие посвящены изучению Грозных дней на уроках еврейской традиции в воскресных школах. Учебник включает литературные и классические еврейские тексты. Эти тексты подобраны в расчете на активную работу с ними, должны вызывать эмоциональный отклик и желание думать над поставленными вопросами. Они сгруппированы по трем возрастным группам: младшего, среднего и старшего школьного возраста. Различия между возрастными группами достаточно условны, поскольку все знакомятся с материалом впервые. Учитель может самостоятельно решать, какой материал использовать на уроках.

Методическое пособие для учителя состоит из двух частей: справочного руководства, которое поможет учителю восстановить в памяти недостающие моменты, обогатить и углубить свои знания, и методического руководства, служащего ключом к работе с учебником.

Мы не ставим перед собой задачу дать учителю законченный план урока. Невозможно учесть все многообразие условий, в которых зарождается еврейское образование в СНГ, да и уважение к учителям, многие из которых имеют многолетний опыт школьной работы, не позволяет навязывать готовых решений. Надеемся, что вы поделитесь с нами своим опытом, идеями, разработками уроков, укажете на недостатки и достоинства предлагаемых книг, предложите пути дальнейшей работы.

К главному меню

ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ "ДНЕЙ ТРЕПЕТА" В ШКОЛЕ

На уроках еврейской традиции, посвященных Рош а-шана, Йом кипуру и Грозным дням, учителю предстоит столкнуться с немалыми затруднениями. Тема сама по себе считается крайне трудной для преподавания. К объективным проблемам добавляются всевозможные сложности, вызванные спецификой еврейской школы в СНГ, переживающей муки рождения. Эти сложности как организационного, так и собственно-педагогического характера.

В условиях сложившегося общества с ненарушенной культурно-этнической преемственностью между поколениями, роль школы в воспитании скорее образовательная, нежели нравственно-религиозная. Школа акцентирует внимание на преподавании материала, способствующего расширению знаний и кругозора, оставляя роль воспитателя родителям. То же касается традиционного подхода к изучению праздников. Учитель находится в ситуации, когда существование праздника так же реально, как смена времен года. Смысл его каждому известен с детства, а содержание является неотъемлемой частью мировоззрения. Семейный уклад с самого раннего возраста воспитывает любовь и уважение к празднику. В нем участвует семья, соседи. Все окружающие так или иначе переживают смысл происходящего. Ребенок, как бы он ни был мал, просто не может остаться в стороне.

В наших же условиях родители обычно почти ничем не могут помочь детям. И на школу, при всей ограниченности ее сил и средств, ложится двойная ответственность: за образование и воспитание. В действительности задача эта облегчается еврейской традицией. В ней воспитание и образование невозможно разделить, то и другое выражено общим словом — хинух. Подобно этому считалась немыслимой мудрость, оторванная от праведности, и наиболее выдающиеся ученые являлись одновременно великими праведниками. Ибо сам предмет изучения — жизненный путь человека, который он учится не искривлять с детских лет.

Во многих случаях опытные квалифицированные педагоги будут вынуждены учиться вместе с детьми, своими учениками. Не хватает не только недополученных в прошлом знаний, мало пособий, еще нет хороших учебников, обкатанных программ. Главная же проблема — отрыв самих учителей от еврейской традиции.

Однако все поименованные выше недостатки еврейская школа способна превратить в достоинства. Не надо скрывать трудности от учеников, делать вид, что у нас все в порядке. Мы — народ многократно воскресший из мертвых, и чудо подобного воскрешения переживает сейчас русскоговорящее еврейство. Проблемы, стоящие перед детьми — это и проблемы учителей, родителей. Это позволяет объединиться в общем усилии, привлечь детей к помощи, отвести им центральную роль в труде возрождения. И не скрывать от них всей важности этой роли.

Если удастся создать творческую атмосферу совместной учебы, размышлений, она сформирует предпосылки для успешного возрождения еврейского образования в новых, современных формах научно-технической цивилизации, которая считалась губительной для духовной жизни и враждебной религии. Однако духовная жажда человека на наших глазах ломает стереотипы недавнего прошлого и ставит вопросы, на которые способна дать ответ благородная многовековая мудрость еврейской традиции.

Остановимся на трудностях, которые присущи самому предмету преподавания. Методические и дидактические проблемы преподавания Грозных дней детям продиктованы абстрактным содержанием темы. Грозные дни лишены двух характерных черт, которые присущи другим праздникам и дают в руки учителя удобный методический инструмент. Дни трепета не имеют никакого исторического обоснования. Связь Рош а-шана, Йом кипура и Дней раскаяния с природным циклом также крайне слаба. Ни исторический, ни календарно-сельскохозяйственный подход попросту невозможен. Не приносит плодов и опора на материальные атрибуты и символы праздников — они немногочисленны. Концепции, отражающие фундаментальное содержание праздников, откровенно абстрактны.

Чувства и идеи, выраженные в молитвах "Царства", "Трубления" и "Напоминания" весьма возвышенны. Трудно проникнуться ими и кажется невозможным в целости донести до ребенка, не растеряв главного по дороге. Как воспринять идею Суда Всевышнего на уровне детского сознания, не имеющего длительного и порой горького опыта человеческой жизни? Понятие о справедливом суде над целым обществом, государством, народами требует рискованных экскурсов в далекую и недавнюю историю, где мы очень легко ' можем облечься в тогу некомпетентного и самонадеянного судьи.

Пророку Амосу не приходилось объяснять современникам, почему "если трубит шофар — кто не испугается". Но в наши дни об опасности предупреждает  сирена, а голос шофара вызывает иные, и увы, порой легкомысленные ассоциации. Почему голос шофара пробуждает в слышащем его тревогу? Еще в 10 в. н. э. раби Саадья Гаон, живший в Вавилонии, не затруднялся ответить на подобный вопрос: "Потому что такова природа шофара". Природа шофара ли изменилась с той поры? Скорее, — наша природа; от грохота машин и воя сирен оглохла душа и шофару уже не так легко ее разбудить, как тысячу и даже сто лет назад.

Слово "царь" выражало когда-то справедливую благородную власть, власть угодного Б-гу помазанника, верного заповедям, и власть самого Б-га, величие, наводящее страх на злодеев и внушающее трепет друзьям. Много ли примеров обожания, смешанного со страхом, почтительного преклонения перед чистотой, справедливостью и мощью самодержавного скипетра способен привести современный верующий еврей? Слово "царь" было символом прекрасного и могущественного начала, водворяющего справедливость и гармонию в обществе, для героев "Войны и мира". В сознании современного человека царь — либо, в лучшем случае, романтический рудимент далекого прошлого, либо жестокий, коварный и безжалостный тиран. И называть Царем милосердного Б-га?.. Легче вообразить Его жертвой, мучеником, страдальцем. Но ведь именно таким — вспомним, — и был помазанник Б-жий, преследуемый и гонимый, неутомимый защитник слабых, справедливый судья, гроза злодеев и нечестивцев — царь Давид.

Когда говорят о рабе, в воображении возникает образ бесправного и униженного, забитого труженика, достойного сочувствия и жалости. Уважение вызывает лишь тот раб, который, подобно Спартаку, сумел разорвать узы рабства и с оружием в руках восстать на своих угнетателей, жестоких господ. И вот, мы называем себя рабами Б-га...

Человек сотворен сосудом скудельным, его пропитание, здоровье, безопасность, сама жизнь постоянно висят на волоске. Вдумаемся, насколько мы зависим от миллиона непредсказуемых обстоятельств, которые вне нашей власти. И все же мы сохраняем уверенность в будущем, строим планы, рассчитываем на успех наших начинаний. Так удивительно устроен человек. Не потому ли он столь беспечен, что привык всецело полагаться на милосердие Творца, по воле которого ничье дыхание не прервется без веских причин. Человек чувствует себя самостоятельным, находясь, в силу самой своей природы, в абсолютном, всецелом и безграничном распоряжении Творца. Мы не осознаем глубочайшей нерасторжимости своей зависимости от Б-га, и цель молитв — напомнить нам о ней.

Да, в нашем сознании, впитавшем социальные оценки современности, отсутствуют связи и формы, позволяющие адекватно воспринимать слова молитв. Но из этого не следует, что молитва утратила способность пробуждать в нас чувства и оказывать влияние. Мы должны приложить дополнительное усилие к ее пониманию, и это усилие оправдает себя сторицей.

Отношение к излагаемому в разделе материалу может оказаться для учителя ловушкой. В самом деле, нетрудно и радостно служить провозвестником Избавления от египетского рабства, рассказывая о празднике Песах. Легко проникнуться и радостью земледельца, пожинающего плоды праведного труда в праздник Суккот. Благодарность за чудо Хануки должна быть особенно близка еврейскому учителю в наши дни — ведь как и тогда, вновь зажжен светильник, для которого, казалось, не осталось больше масла. Зажжен и продолжает гореть благодаря чуду.

Но Грозные дни предъявляют требования, которые сгибают гордо распрямленную спину. От их тяжести хочется уйти, бежать, в крайнем случае переложить ее на других — детей, учеников.

Как, не впадая в лицемерие, фальшь, излагать заповеди о раскаянии, признании грехов, принятии ига царства Всевышнего, стремлении к праведности? Учитель должен определить меру, в которой все сказанное в теме относится к его собственной личности, к его душе, и ни в коем случае не переступать этой черты на уроках. Лучше оставить детей до поры до времени в неведении, чем сообщить им о требованиях, которые учитель со всей силой и искренностью не адресует самому себе.

Традиция еврейского образования построена на многократном возвращении к теме, ее углублении по мере созревания разума и чувств ребенка. Поэтому бывает трудно решить, какому принципу комплектования групп отдать предпочтение — возрастному или исходящему из близкого уровня знаний.

Эту проблему наиболее успешно решит время, сблизив оба критерия по мере того, как будут действовать и расширяться еврейские школы. От удачного подбора группы зависит атмосфера на уроках, и порой, на начальном этапе обучения, когда знания невелики и у самых продвинутых учеников, важнейшим критерием может стать дух творческого поиска, объединяющий детей и учителей, связывающий их узами дружбы.

В еврейской школе в диаспоре учитель и ученик — оба евреи, и сознания этого факта не надо стыдиться. Близость, характерная для евреев в нееврейском окружении, способна сыграть положительную роль, если будет подкреплена более тесным личным знакомством. Если учитель любит детей, неформальное общение не помешает ему сохранить свой авторитет. В еврейской школе почти у каждого ребенка возникнут проблемы, связанные с переориентацией личности. Если ребенок не увидит в учителе близкого и надежного человека, к которому можно относиться с доверием и задавать любые вопросы, — еврейская школа рискует потерять ученика.

Близкое знакомство с детьми поможет учителю, действующему часто наощупь и в одиночку, правильно составить программу занятий, найти верный тон в подаче материала.

Еврейское образование всегда с полным доверием относилось к традиционным классическим текстам и не боялось знакомить с ними детей любого возраста. В наше время принято — и не случайно — занимать детей конкретной творческой задачей, требующей освоения определенного учебного материала. В зависимости от возраста "практическим занятием" может послужить создание иллюстраций к Торе, пение нигунов (традиционная народная мелодия на литургические тексты, взятые из молитвенника или прямо из Писания) на ее тексты, написание сочинений или рассказов на пройденные темы (Тора обычно оставляет много места для осмысления сказанного), импровизированные или заранее отрепетированные инсценировки сюжетов Танаха, исторический и даже политический анализ событий, их приложимость и соизмеримость с происходящим сегодня. Главное предназначение канонических текстов — оставаться живыми. И вы убедитесь, что на правильно поставленный вопрос, если он идет от сердца и задается искренне, дети отыщут ответ в Торе. Задача учителя — помочь им правильно поставить вопрос. Способствовать в этом может еврейская литература нового времени, которая, критически трактуя многие стороны религиозного сознания, одновременно обнажает проблемы, мучающие современного человека в его отношении к еврейскому наследию, к Б-гу, к традиционному образу жизни.

Готовясь к праздникам, нельзя забывать, что праздник — это событие, и как всякое событие требует подготовки. Готовясь к посещению музея, надо не только выучить фамилии художников, но и отгладить костюм. Дети часто не имеют представления о простейших предметах, о которых идет речь на уроках. Если не удается раздобыть настоящий шофар и дать им испробовать его звучание, можно заняться изготовлением модели. То же относится к другим, хотя и немногочисленным, но важным атрибутам праздников — белой одежде, свечам и т.п. Опытный учитель знает, что как духовное, так и интеллектуальное развитие детей неоднородно. Дети отличаются друг от друга, и на уроках традиции наиболее развитыми могут оказаться отнюдь не те, кто знает больше других. Важно, чтобы эрудиция не ценилась выше понимания, хорошая память — душевной тонкости. Подход к оценке достижений учеников в еврейской традиции не таков, как в европейской. Достижения каждого измеряются по его личной шкале, оценки заведомо "субъективны", они отражают не объективные достижения ученика, а меру самоотдачи, вложения сил. В этом смысле "отстающим" может оказать успевающий ученик, пошедший по легкому пути механического повторения предлагаемых истин, который не желает вкладывать в учение душевные силы.

Концептуальную картину Грозных дней надо выстраивать очень осторожно и неторопливо, памятуя о том, что на следующий год предстоит вернуться к ней. Не страшно, если картина обретет полноту не сразу. Важно, чтобы заложенное сегодня не пришлось выкорчевывать завтра, чтобы ребенок усваивал не "облегченный вариант" религии, а понемногу, шаг за шагом, знакомился с самой что ни на есть настоящей, взаправдашней традицией, включая подлинные тексты, обычаи и молитвы.

Возвращаясь к проблеме неадекватного восприятия символов и понятий, заметим, что простые объяснения вряд ли изменят наше отношение, например, к "тревожным сигналам" шофара. Чтобы осмыслить значение, которое придается его голосу, надо постепенно выстроить картину роли шофара в различных событиях еврейской истории. Шофар трубит при даровании Торы (Шмот, 19:16), велика его роль в пророчестве о возвращении из изгнания (Иешайя, 27:13).

Постепенно в нашей душе создается образ трубного звука, навеянный восприятием Танаха и литургической поэзии пиютов. В дальнейшем, когда-нибудь, этот образ объединится со звуком реального шофара, и отныне голос трубящего рога вновь начнет пробуждать в нашей душе чувства, которые имел в виду Саадия Гаон, говоря о "природе шофара".

Природа шофара, как и смысл забытых понятий, утраченных символов, изменивших значение слов, возвратится к нам, когда мы очистим в душе место, принадлежащее забытой истине. Хранительницей этой истины, еще неведомой для нас, на протяжении тысячелетий остается еврейская традиция. Источник ее неиссякаемой жизнеспособности заключен в главном достижении многовековой истории нашего народа, в том, что по-русски мы называем ЕВРЕЙСКОЙ ШКОЛОЙ.

К главному меню

Программа занятий для учащихся младшего школьного возраста

Тема 1: ГОД И ЕГО НАЧАЛО

(1 или 2 занятия)

Основная задача: познакомить детей с еврейским календарем.

• Еврейский календарь. Используя стихотворение Наоми Шемер "12 месяцев", учитель рассказывает о месяцах и временах года. Желательно, чтобы дети выучили стихотворение наизусть (хотя бы последние два четверостишия). Рекомендуется изготовить и повесить в классе настенный календарь, возвращаясь к нему при каждом удобном случае.

• Еврейские праздники. Свой рассказ о еврейских праздниках учитель строит на материале справочного пособия. Говоря о каждом из праздников, учитель подчеркивает его особую роль, отмечая время года и касаясь обычаев, связанных с праздником. Праздники шлоиш регалим необходимо выделить, связав их между собой и показав их особое место в ряду других.

• Начало года. Беседа о начале года строится на материале рассказа современной израильской писательницы Дворы Омер "Корона для головы года". Рассказ предназначен для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Учитель может использовать рассказ как материал для чтения на уроке или пересказать его, внося необходимые изменения (например, перенеся действие в школу, вставив более подробный рассказ учительницы о празднике и т.п.). Понятие о начале года, о годичном цикле можно дать с помощью вопросов:

1) Почему ошиблась Ница? Почему начало называется "головой"? [Сравнить: начальник - главный; заголовок; заглавная (начальная) буква; головной (первый) вагон и т.п.]

2) На что похож праздник Рош а-шана? (На день рождения, начало учебного года). Для детей постарше можно рассказать о том, что в еврейском календаре есть четыре новых года. В чем их сходство и различие?

3) Что такое корона для Рош а-шана? Чем мы украсим Новый год, чтобы он был хорошим? (Добрыми делами, хорошим отношением друг к другу и т.п.)

4) Законы и обычаи праздника (Что рассказала учительница детям? Как дети праздновали Рош а-шана? Как мы будем праздновать? Как мы будем готовиться к празднику? Как будем поздравлять друг друга?)

5) Какие вы еще знаете еврейские праздники? (Ханука, Пурим, Песах) Как их празднуют? Когда они наступают? Для кого делают корону к этим праздникам? Если учитель может посвятить теме "Год и его начало" только одно занятие, то рекомендуем для школьников 3-5 классов ограничиться занятием 1, а для учащихся 1-2 классов провести занятие 2, с дополнительными вопросами (вопрос 5).

К главному меню

Тема 2: ПОЗДРАВЛЕНИЕ С НОВЫМ ГОДОМ

Проведение урока

1) Рассказ о празднике. Учитель рассказывает о традиционной форме поздравления к Рош а-шана, показывает открытки, рисунки других детей, слайды.

Беседа учителя о смысле праздника строится на обсуждении смысла традиционного поздравления: "На будущий год пусть будет доброе о вас записано и скреплено печатью". В беседе учитель может затронуть некоторые из следующих вопросов:

1). Кто записывает и куда? ("две книги открываются...")

2). "Скреплено печатью" от Рош а-шана до Йом кипур; "раскаяние, молитва и добрые дела отменяют тяжкий приговор".

3). Что такое "хороший год"? (Интересно услышать мнение каждого ученика: — что он лично считает хорошим; учитель может направлять разговор наводящими вопросами).

4). Кому мы желаем хорошего года — тем, к кому хорошо относимся, или тем, с кем мы в ссоре? Как можно исправить плохие отношения между людьми? Легко ли это?

5), Со старшими детьми или с учениками, имеющими предварительную подготовку, можно разобрать вопросы: обязательно ли все будет происходить так, как подписано? Только ли в Рош а-шана происходит суд?

Учитель выбирает вопросы в соответствии с количеством учебных часов, составом и подготовленностью группы.

Составление текста поздравления

(2-й класс и старше)

Кроме традиционного поздравления, ученики предлагают свои варианты поздравления. Учитель классифицирует их в соответствии с адресатом (поздравления друзьям, родным, городу, народу, стране, всему миру), либо в соответствии с содержанием поздравления (пожелание материальных благ, духовных благ, самоусовершенствования и т.п.) и записывает на доске в 2-4 столбца (лучше — разноцветными мелками, фломастерами на бумаге большого формата и т.п.). Затем он спрашивает учащихся, по какому принципу распределены поздравления, что можно добавить еще в каждый из столбцов. Цель этого упражнения — заставить детей задуматься, чего именно и кому они желают. В дальнейшем ученики используют эти поздравления, когда пишут поздравительные открытки.

3. Поздравительные открытки

Учитель может раздать ученикам открытки, чтобы они написали поздравления своим друзьям и родным, но лучше соединить урок традиции с уроком рисования, чтобы дети сами изготовили открытку (нарисовали рисунок).

Рекомендуется обсудить с учениками, что именно они нарисуют (в процессе урока, с каждым учеником отдельно или с небольшими группами). Можно поставить перед ними задачу, чтобы рисунок соответствовал тексту поздравления, которое они напишут.

К главному меню

Тема 3: ПРОЩЕНИЕ

Тема "Прощение" очень важна при изучении осенних праздников. Мы предлагаем изучать ее на материале рассказа Дворы Омер "Настоящее прощение" Учитель может прочитать рассказ вместе с учениками в классе или, предварительно дав задание ученикам прочесть рассказ дома, использовать его как иллюстрацию к беседе о праздниках Рош а-шана и Йом кипур. Работа в классе может строиться в привычных формах работы над текстом: ответы на вопросы, пересказ или изложение, сочинение и т.п. Необходимо затронуть следующие вопросы:

Почему именно перед Рош а-шана и в Грозные дни перед Йом кипуром принято просить прощения у тех, кого ты обидел? Обязательно ли ждать Рош а-шана или зло, которое причиняешь другим людям, надо исправить как можно скорее? Почему никто не хотел простить Дани? Что такое искреннее раскаяние? Достаточно ли только осознать нехороший поступок и признаться в нем или нужно сделать что-то еще?

Формы работы, развивающие эту тему, могут быть разнообразными.

1. В классе. Учитель рассказывает: один ученик обидел другого, взял что-либо без разрешения, списал, нарушил обещание и т.п., или просит учеников рассказать о таких случаях. Можно обсудить, какие проступки тяжелее (обидел, украл), а какие легче (списал - обманул только себя). Во время беседы необходимо избегать обсуждения поступков конкретных учеников, их осуждения.

2. Ученики пишут сочинение "Письмо самому себе", рассказ на тему "Случай, который произошел в прошлом году, и ты не хочешь, чтобы он повторился" или "Ты должен был попросить прощения и не попросил", или "В чем я хочу измениться в новом году?". Можно предложить учащимся с Нового года вести дневник.

Беседуя с учениками, учитель должен проявлять такт, не требовать откровенности и не злоупотреблять ею (например, рассказав доверенное ему одному родителям или другим детям).

3. В кружке наряду с традиционными песнями, которые ученики разучат для праздничного концерта, они могут подготовить спектакль, инсценировав рассказ про Дани, и т.п.

В качестве упражнения мы предлагаем ученикам закончить устно или письменно один из рассказов, приводимых в "Книге для чтения". Рассказ "Прощение" адресован ученикам 1-2 классов, а рассказ "Кустарник" — ученикам 3-5 классов. Если учитель решит использовать рассказы как основу для домашнего сочинения, мы рекомендуем предварительно обсудить их в классе.

Рассказ "Прощение" может иметь два варианта окончания. Если Боря не извинится перед Мишей, мальчики поссорятся и из друзей станут врагами. Вывод: когда просят прощения у друзей, это сохраняет дружбу.

Если же Боря извинится перед Мишей, мальчики помирятся и останутся друзьями.

Во втором рассказе колючий кустарник символизирует преграду, которую ссора и ожесточение воздвигают между человеком и обществом. Кустарник разрастается, как разрастается вражда, усугубляя одиночество каждого из бывших друзей. Оба они оказываются в одиночестве, выйти из которого могут, лишь помирившись. Преодоление вражды возвратит их в мир людей.

К главному меню

Внеклассная работа

ПОДГОТОВКА К ПРАЗДНИКУ

Перед праздником важно создать атмосферу подготовки к празднику, особенно для учащихся начальных классов. Поэтому, если есть возможность, нужно с начала учебного года заняться украшением класса. К этому можно привлечь родителей и старшеклассников. На стенах рекомендуется развесить тематические картинки, детские рисунки.

Перед самым праздником можно устроить праздничный вечер с концертом для родителей. Не стоит устраивать шумного и торжественного мероприятия, лучше провести его в теплой семейной обстановке. В праздник едят различные традиционные блюда, сладости, дарят друг другу подарки и открытки. Это — еще одна возможность помириться для тех, кто поссорился.

Во время концерта для родителей можно рассказать им о празднике. В задачу учителя не входит учить родителей, но очень важно добиться того, чтобы между школой и домом не возникало противоречий.

К главному меню

СУККОТ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
ЕВРЕЙСКОЙ ТРАДИЦИИ

Хана Ротман, Арье Ротман

Консультант: д-р ДАВИД ЭПШТЕЙН

ПРЕДИСЛОВИЕ

При изучении темы, связанной с праздником Суккот, учитель может столкнуться со следующей проблемой.

С одной стороны, праздник не обделен внешней атрибутикой, — это строительство сукки, ее украшение и пребывание в ней. Отсутствие подобных материально-практических аспектов праздника создавало для учителя определенные трудности при изучении темы Грозных дней. С другой стороны, изобилие предметных символов праздника Суккот в сочетании с нехваткой учебного времени могут стать причиной решения учителя ограничиться формальной, внешней стороной праздника, не углубляясь в его сущность. Выход из этой ситуации возможен такой: те четыре дня, которыми учитель располагает между Йом кипуром и Суккот, можно использовать для практической подготовки к празднику (строительство сукки, ее украшение и т.п.), а дни самого праздника — для занятий и бесед, посвященных Суккот. Если позволяет погода, такие уроки лучше проводить в сукке.

К главному меню

Программа занятий с учениками младшего школьного возраста

Главная цель занятий с учениками 1-5 классов — дать общее представление о празднике, вызвать у детей интерес к нему и желание принять в нем активное участие.

Занятия должны включать в себя следующие моменты:

1. Вводная беседа.

2. Чтение и анализ рассказа "В дедушкиной сукке" (см. пособие для детей, 1-5 классы)

3. Изготовление модели сукки.

4. Изготовление украшений для школьной или домашней сукки.

I. Вводная беседа

Материал для беседы учитель найдет в тексте о празднике. Мы предлагаем построить ее следующим образом:

1. Рассказ об Исходе евреев из Египта и скитаниях по пустыне.

2. Рассказ об обычаях праздника — строительстве сукки, четырех видах растений, необходимых для празднования Суккот.

В процессе беседы учитель выясняет уровень знаний учеников. Рассказывая об обычаях праздника, необходимо использовать наглядные пособия.

II. Анализ рассказа "В дедушкиной сукке"

С учениками 1-2 классов мы рекомендуем прочитать рассказ на уроке, а ученикам 3-5 классов задать его на дом с целью повторения материала, изложенного во вводной беседе.

После чтения рассказа предложите ученикам ответить на вопросы:

1. В каком месяце мы празднуем Суккот?

2. Почему в праздник Суккот мы сидим в шалашах?

3. Почему мы сидим в шалашах именно в этом месяце?

4. Угадайте, о каком растении идет речь:

а) обладает приятным запахом, но не имеет плодов;

б) приносит плоды, но не имеет запаха;

в) не имеет ни запаха, ни плодов;

г) обладает приятным запахом и приносит плоды.

5. Нарисуйте эти четыре вида растений.

III. Изготовление модели сукки

Используйте чертеж модели сукки. Для того чтобы модель получилась прочной, можно наклеить чертеж на плотный картон, прежде чем его разрезать. После того как модель склеена, можно предложить ученикам раскрасить ее: крышу — в зеленый цвет, стены — в желтый, коричневый или черный.

В процессе работы над созданием модели учитель должен познакомить детей с основными законами строительства сукки (см. "Законы строительства сукки" в пособие для детей, 6-8 классы).

К главному меню

Ваша оценка этой темы
1 2 3 4 5
           
http://www.etalonmsk.ru/ продажа и изготовление рольставней. . Мойка самообслуживания адлер автокомплекс amg мойка самообслуживания.