Доп. материал   |   Метод. кабинет   |   Главная страница
x
x

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА / РУКОВОДСТВО ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
часть I

Авторы: Давид и Эстер Палант

Редактор: Изабелла Левина

Zip-Архив

ПРЕДИСЛОВИЕ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ


Перед вами учебный план изучения темы "Праздник Шавуот".

План построен с учетом задач преподавания на разных уровнях: учитель может использовать материал пособия в зависимости от степени подготовки учеников. Можно менять порядок постановки вопросов, кое-что опустить или добавить.

Вопросы, содержащиеся в данной разработке, разумеется, задавать не обязательно, - все зависит от решения преподавателя, который знает свой класс и учеников и в состоянии обеспечить каждому индивидуальный подход.

Вопросы могут быть сформулированы в виде письменных заданий или в устной форме.

Предлагаемый материал построен на изучении понятий, связанных с Шавуот; кроме того, в нем подробно разъясняется смысл различных названий этого праздника.

В отрывках, набранных курсивом, содержится руководство для учителя, касающееся рекомендуемых вопросов, методических приемов и возможностей более глубокого изучения материала.

Автор заранее благодарит за возможные критические замечания и надеется, что они помогут ему усовершенствовать последующие разработки.

Хаг самеах, и успехов в работе!

Праздник Шавуот - второй из трех праздников, заповеданных Торой. Во время этих праздников народ Израиля должен был прийти ("подняться") в Иерусалим и принести жертвы в Храме. Эти три праздника - регалим: Песах, Шавуот и Суккот.

Праздник Шавуот отмечают 6 Сивана: в Израиле он продолжается один день, а вне Израиля (в диаспоре) - 2 дня. У этого праздника есть еще три названия; уяснив для себя их значения, мы лучше поймем его смысл.

ПРАЗДНИК ДАРОВАНИЯ ТОРЫ

Это название праздник получил потому, что в этот день произошло самое важное событие в еврейской истории -дарование Торы на горе Синай.

ЧТО ТАКОЕ ТОРА?

Тора - это самое святое, что есть у еврейского народа. Святой, Благословен Он, дал нам Тору через Моше-рабейну, когда весь еврейский народ стоял возле горы Синай. Это случилось после того, как Всевышний вывел нас из египетского рабства. В течение сорока лет странствий по пустыне Моше разъяснял народу Тору и ее заповеди, а перед смертью записал все, что заповедал ему Творец. Тора - наше величайшее достояние. Тора рассказывает нам о том, как Всевышний сотворил мир, о праотцах еврейского народа и об истории евреев до того, как они вошли в Землю Израиля. В Торе изложены мицвот (заповеди) и хуким (законы, превышающие человеческое разумение), которые направляли и направляют еврейский народ по пути милосердия и справедливости с момента создания народа Израиля вплоть до наших дней. Тора - основа нашей веры и надежды на будущее.

Тора - основа существования еврейского народа; недаром ее называют "Торат хаим" - Тора жизни. Тора вмещает в себя все, и описать ее невозможно. Рассказывая о празднике Шавуот, мы коснемся важнейших основ Торы. Необходимо разъяснить учащимся (в особенности молодым), что Тора - воистину "Торат хаим", Тора жизни, что ее заповеди имеют самое непосредственное отношение к жизни вообще и к современной "жизни в частности, что Тора учит нас, как жить, как решать реальные, насущные проблемы, которые стоят перед каждым человеком в обществе В качестве примера можно рассказать о заповеди давать цдаку (пожертвования в пользу бедных? Тора учит человека быть добрым, сострадать ближнему и оказывать ему реальную помощь в беде и трудностях. Отделяя цдаку, человек привыкает делать добро; таким образом, со временем добродетель становится его неотъемлемым качеством. Соблюдение заповедей исправляет и совершенствует человека и все его окружение, общество, человечество. И законы, которые обязан соблюдать человек, живущий в соответствии с Торой, ведут к созданию совершенного общества, построенного на принципах справедливости и милосердия.

Подготовка к работе с классом.

Следует проверить, насколько ученики усвоили изученный ранее материал и что они помнят из Торы. Это можно сделать по-разному, один из способов - попросить учащихся привести примеры к темам (например, к теме "Персонажи Торы": Адам, Ноах (Ной), Авраам, Сара, Ишмаэль, Ицхак, Ривка, Эсав, Яаков, Рахель, Леа, сыновья Яакова, Пара, Моше, Аарон, Мирьям (сестра Моше и Аарона), Ципора (жена Моше), Иегошуа)

Можно также попросить учеников рассказать о женских или мужских, персонажах Торы, указав, о ком из них рассказывается до Исхода из Египта, а о ком упомянуто после этого события и т.д.

Основные заповеди:

Соблюдение еврейских праздников, служба в Храме, помощь бедным (цдака), надевание тфилин, мезуза в еврейском доме, почитание отца и матери, соблюдение субботы, запрет красть и убивать, обрезание младенцев, законы справедливости и др.

Имеет смысл предложить ученикам вопрос, какие из заповедей входят в группу заповедей об отношении человека с Б-гом, а какие - в группу заповедей об отношениях человека с другими людьми.

События, описанные Торой:

Сотворение мира, потоп, связывание Ицхака, разрушение Сдома и Аморы, продажа Йосефа в рабство, порабощение евреев в Египте, десять казней, исход из Египта, рассечение Ям С уф (Красного моря), Дарование Торы, постройка Мишкана, грех золотого тельца, грех разведчиков и так далее.

Можно спросить, какие из упомянутых событий произошли до Дарования Торы, а какие - после; какие события касаются отдельных людей, а какие - всего еврейского народа.

Можно разделить класс на две команды и дать им разные задания, а потом устроить между ними соревнование (например, кто быстрее напишет на доске правильные ответы на вопросы).

Знаете ли вы, на сколько частей разделена Тора? ________ Как называются эти книги?

Тора разделена на пять частей :

1. Берешит. 2 Шмот. 3. Ваикра. 4. Бамидбар. 5. Дварим.

В каких случаях принято читать свиток Торы?

В субботу во всех еврейских общинах мира принято читать в синагогах недельную главу из Торы. Таким образом в течение года прочитывают всю

Тору. Заканчивают годовой цикл чтения Торы в праздник Симхат Тора, который наступает сразу после праздника Суккот. Каждый понедельник и четверг, а также в праздники, читают отрывки из Торы

Кроме Письменной Торы (Тора шэбихтав), то есть Пятикнижия Моисея (Моше), Всевышний дал народу Израиля и Устную Тору (Тора шебэалпэ), которой Моше учил старейшин, мудрецов еврейского народа в пустыне. Устная Тора объясняет Письменную Тору. Она передавалась по традиции от отца к сыну - с момента получения Торы на горе Синай и до наших дней.

О Торе были написаны тысячи книг, и одна из важнейших мицвот - это мицва учить Тору (талмуд Тора). Поэтому евреи на протяжении всей своей истории, каждый по своим возможностям, посвящали часть времени изучению Торы и ее комментариев.

Мы вспомнили то, что уже знаем из Торы, а также углубили наши знания; теперь остановимся на том, как еврейский народ получил Тору в пустыне у горы Синай 3300 лет назад.

ДАРОВАНИЕ ТОРЫ

Когда народ Израиля стоял у горы Синай, ему были даны десять Заповедей (асерет га-диброт), которые составляют основу еврейской веры. Вот как описано дарование Торы в книге Шмот:

"И вот, на третий день, при наступлении утра, были громы и молнии и облако густое на горе, и звук шофара весьма сильный; и вздрогнул весь народ, который в стане. И вывел Моше весь народ навстречу Б-гу из стана, и стали у подножия горы. А гора Синай дымилась вся оттого, что сошел на нее Г-сподь в огне; и восходил дым от нее, как дым из печи, и тряслась вся гора чрезвычайно. И звук шофара становился все сильнее и сильнее. Моше говорил, и Б-г отвечал ему голосом. И сошел Г-сподь на гору Синай, на вершину горы, и призвал Г-сподь Моше к вершине горы, и взошел Моше" (Шмот 19:16-20).

"А весь народ видел звуки и пламя, и звук шофара, и гору дымящуюся; и как увидел народ, они вздрогнули и стали поодаль" (Шмот 20:18).

Представьте себе, что во время Дарования Торы вы стояли у горы Синай. Опишите, что вы видели и слышали. Следующий мидраш поможет вам выполнить это задание.

"Сказал раби Абагу от имени раби Йоханана: когда давал Святой, Благословен Он, Тору, то птичка не щебетала, птица

не летала, бык не ревел, "море не шумело, никто из тварей не издал ни звука, весь мир замолчал и замер, и вышел голос: "Я, Г-сподь, Б-г твой" (Мидраш Шмот).

Конечно, вы обратили внимание на то, что в цитате из Шмот основное внимание обращено на звуки и пламя, а чему уделяет внимание Мидраш ?

Попробуйте объяснить противоречие между Мидрашем и Торой исходя из вашего личного опыта.

При важных событиях принято трубить или громко извещать о них, - на фоне тишины это обычно производит особенно сильное впечатление.

Предложите ученикам, чтобы они представили себе состояние людей, стоявших перед горой Синай, видевших огонь и дым, и "чрезвычайно сотрясающуюся гору при постоянно усиливавшихся звуках шофара. И пусть они попытаются представить себе внезапно наступившую абсолютную тишину, в которой раздался грозный и мощный голос: "Я, Г-сподь, Б-г твой ".

Вариант работы в классе.

Учитель рассказывает о событиях, происходивших у горы Синай, читает отрывки из книги Шмот, описывающие это событие; ученики могут попытаться имитировать шум и грохот или звуки шофара, но когда учитель приступит к чтению десяти заповедей, необходимо, чтобы наступила полная тишина. Таким образом можно проиллюстрировать ощущение евреев во время Дарования Торы.

Попробуйте представить себе состояние евреев, стоявших у горы Синай: ведь только пятьдесят дней назад они вышли из изнурительного египетского рабства.

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ

Перед вами - изложение десяти заповедей в Торе:

"И говорил Б-г все слова эти, сказав:

"Я - Г-сподь, Б-г твой, который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов, кроме Меня. Не делай себе изваяния и никакого изображения того, что в небе наверху, и того, что на земле внизу, и того, что в воде ниже земли. Не

поклоняйся им и не служи им; ибо Я Г-сподь, Б-г твой, Б-г - ревнитель, карающий за вину отцов детей до третьего и до четвертого поколения, тех, кто ненавидит Меня, и творящий милость до тысячных родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

Не произноси имени Г-спода, Б-га твоего, попусту, ибо не простит Б-г того, кто произносит Его Имя попусту.

Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякую работу свою, а день седьмой - суббота - Г-споду, Б-гу твоему: не совершай никакой работы ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец твой, который во вратах твоих. Ибо шесть дней творил Б-г небо и землю, море, и все, что в них, и закончил работу в день седьмой; поэтому благословил Б-г день субботний и освятил его.

Чти отца своего и мать свою, чтобы продлились дни твои на земле, которые Г-сподь, Б-г твой, дает тебе.

Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не отзывайся о ближнем твоем свидетельством ложным.

Не желай дома ближнего своего; не желай жены ближнего своего, ни раба его, ни рабыни его, ни быка его, ни осла его и ничего, что у ближнего твоего" (Шмот 20:1-17).

Следует учесть, что в юном возрасте абстрактные понятия усваиваются с трудом; поэтому нужно постараться объяснить десять заповедей просто, конкретно, приводя примеры из жизни. Если даже что-то будет не совсем понятно, - не страшно, важно, чтобы слушатели ознакомились с подлинником еврейского закона. Придет время, и это знание принесет свои плоды.

Десять заповедей были записаны на двух каменных скрижалях. Давайте попробуем понять, почему.

Запишите десять заповедей: отдельно - пять первых и пять последних. Что объединяет между собой вопросы каждой группы?

Если вам не удалось это определить, обратите внимание, что четыре первых заповеди излагают обязанности человека по отношению к Создателю, а пять последних говорят об обязанностях человека по отношению к своему ближнему.

Какие еще заповеди вы знаете? Запишите их также в разные группы: заповеди по отношению к Всевышнему и к людям.

Заповеди об отношениях между людьми. Заповеди об отношении человека к Б-гу.

1. ____________________________________________

2. __________________________________

3. __________________________________________

4. ____________________________________________

5. ______________________________________

Можете ли вы объяснить, почему пятая заповедь, заповедь о почитании отца и матери, которая относится к группе мицвот, определяющих отношения между людьми, находится на первой скрижали, где расположены мицвот об отношении человека ко Всевышнему?

Комментаторы Торы объясняют, что у заповеди почитания отца и матери есть две стороны: она касается отношений между людьми и связана со всеми заповедями на второй скрижали, но в то же время она связана и с теми заповедями, которые находятся на первой скрижали и которые говорят о долге человека по отношению к Творцу: ведь отец и мать тоже создают человека и вводят его в мир, подобно Творцу, создавшему весь мир и дающему жизнь всем его созданиям. Поэтому пятая заповедь - о почитании отца и матери - объединяет обе группы заповедей: об отношении ко Всевышнему и об отношении к людям.

Обратите внимание на то, что все заповеди обращены к одному человеку. Как вы это можете объяснить?

Обращение в единственном числе указывает на то, что Всевышний обращается к каждому еврею лично. Эти заповеди должны войти в сердце каждого и стать для него руководством в жизни. Личный призыв к каждому из сынов Израиля обуславливает и взаимную ответственность, и взаимные обязательства.

Группе, более подготовленной, можно предложить такой вопрос: почему заповеди расположены в таком порядке?

Это трудный вопрос, и, чтобы помочь найти на него ответ, можно рассказать учащимся следующую притчу.

"Один царь освободил народ из рабства и стал над ним царствовать. Потом он приказал народу не бунтовать и не искать себе другого царя. Затем сказал им, что они должны почитать его имя, не произносить его зря и не позорить (например, не клясться его именем, говоря неправду или лжесвидетельствуя).

Потом царь установил своему народу день памяти, чтобы люди помнили об основании своего царства и государства. А чтобы все помнили царя, даже если он долгое время не показывается перед народом, царь приказал почитать отца и мать, чтобы дети, слушая их рассказы, узнали историю своего народа, узнали о том, как царь освободил их народ и основал их государство, и чтобы они не думали, что их страна и народ существовали всегда и будут существовать вечно, сами по себе, без руководителя, чтобы знали они, что есть в мире царь.

После того как царь установил законы о том, как должен его народ относиться к нему и почитать его, издал царь и законы об отношениях между людьми в своем государстве, - чтобы люди жили в мире и справедливости.

Прежде всего он запретил людям убивать друг друга, потому что это основа жизни общества. Потом он запретил красть и грабить, чтобы каждый смог прокормиться трудом своих рук. Затем царь запретил прелюбодействовать, потому что семья - основа государства, основа нормальной жизни, основа будущего каждого человека и всего народа, основа сохранения жизненно важных принципов.

Потом царь запретил лжесвидетельствовать, ибо правдивые показания в суде - это основа судопроизводства, а без справедливого суда не может существовать никакое общество и никакое государство.

И чтобы люди не причиняли друг другу ущерба и жили, сообразуясь со своими возможностями и средствами, запретил им царь завидовать друг другу и даже в мыслях желать имущества ближнего и его достояния.

Предложите ученикам сделать таблиц, где в одном столбце будут расположены десять заповедей, а параллельно им, в другом столбце, будут приведены соответствующие постановления царя из только что рассказанной притчи.

ЗАПОВЕДЬ

Я, Г-сподь, Б-г твой

Да не будет у тебя богов других

Не произноси имени Б-га впустую

Помни день субботний, чтобы святить его (соблюдение Субботы напоминает нам о творении мира в шесть дней и завершении творения в седьмой день - Шабат, и это вера в Б-га как Творца мира)

Чти отца своего и мать свою

Не убивай

Не прелюбодействуй

Не кради

Не свидетельствуй ложно

Не возжелай

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦАРЯ

Воцарился царь над народом своим (Вера в Б-га как Царя)

Не бунтовать против царя (Запрет поклоняться идолам)

Не позорить царя, лжесвидетельствуя и клянясь Его именем.

День памяти, чтобы весь народ знал, что царь создал государство

Почитать родителей, чтобы хранить и свою передавать по традиции, что есть у страны царь, который сделал народу так много добра, чтобы слышали это дети и рассказывали своим детям

Запрет причинять ущерб душе ближнего

Запрет разрушать рамки семьи и разрывать семейные связи

Запрет причинять ущерб имуществу ближнего

Не лжесвидетельствуй, чтобы не разрушить систему законности и судопроизводства в стране

Не пытайся выдвинуться и обогатиться за счет других; каждый должен полагаться на свои силы и получать только то, что он сам заслужил


В заключение учеников просят рассказать, на основе изученного, в чем же разница между двумя скрижалями, и повторяют главное: что на первой скрижали - заповеди об отношении человека к Б-гу как Царю, а на второй скрижали - заповеди об отношениях между людьми, т.е. заповеди, регулирующие общественные отношения.

Зачем, по-вашему, вообще нужны законы и мицвот:? Найти правильный ответ поможет следующее высказывание:

"За делами следуют сердца" (рабейну Бахья). Попробуйте представить себе мир, в котором вообще нет никаких законов.

Законодательная система необходима для существования любого сообщества; отсутствие такой системы приводит к беззаконию, анархии, разбою. Тора дает нам систему законов, на основе которых можно построить общество, где правосудие и справедливость дадут человеку возможность жить среди других достойной и полноценной жизнью.

Есть среди мицвот Торы и такие, основная задача которых - воспитание человека, исправление его недостатков, совершенствование его личности и поведения. Высказывание рабейну Бахья "За делами следуют сердца " основывается на глубоком знании человеческой психологии. Оно предлагает проверенный путь воспитания: даже если человек по природе своей далек от идеала, даже если сам по себе, по собственной инициативе, он не совершил бы многих хороших поступков, тем не менее, когда он ведет себя так, потому что это предписано, когда он постоянно делает добрые дела и поступает честно, это постепенно входит в его плоть и кровь, становится его второй натурой. И тогда уже не важно, каким он был изначально, - он становится таким, каким должен быть совершенный человек, который старается во всем стать подобием Милосердного и Справедливого.

В Торе не написано, когда именно было Дарование Торы; мудрецы вычислили, что это было шестого сивана. Кроме того, до сих пор неизвестно и точное место, где находится гора Синай, на которой еврейскому народу была дарована Тора. Как вы думаете, почему?

Тот удивительный факт, что в Торе не указана точная дата ее дарования народу Исраэля и что нам неизвестно точно место, где произошло это величайшее событие, говорит о том, что Тора не ограничена ни местом, ни временем. Она дана каждому еврею, где бы он ни находился, в какое бы место ни забросила его жизнь, и в какое бы время это ни происходило, Тора вечна.

Мы убеждаемся в истинности этого положения, когда видим, как учат евреи Тору, и ходят молиться в синагогу, и передают традицию без каких-либо изменений повсеместно, - от Йемена и Австралии до России и Аляски, и это продолжается уже более двух тысяч лет. А у тех, кто по каким-либо причинам оказался оторванным от традиции предков, есть возможность (и это их долг) - вернуться и начать изучать традицию, и восстановить связи с обидной, чтобы стать евреем в полном смысле слова, равным среди равных.

Мидраш учит, что у горы Синай, во время дарования Торы, находились души всего еврейского народа, все, кому суждено когда-либо родиться, и это указывает на принадлежность Торы каждому еврею в каждом поколении и в любом месте - как члену сверхъестественной вечной целостности, единого еврейского народа.

Вариант работы в классе.

Чтобы дать ученикам возможность глубже прочувствовать тему Дарования Торы и создать необходимую атмосферу для перехода к обсуждению праздника Шавуот, стоит сделать вместе с учениками модель Скрижалей Завета.

Нужно вырезать из ватмана или большого листа бумаги две "скрижали", затем написать на одной из них - начальные слова первых пяти заповедей (лучше на иврите), а на второй - начальные слова последних пяти заповедей. Потом можно раскрасить эти "скрижали" и повесить их в классе. Чтобы подчеркнуть, что слова были высечены на камне, можно вырезать и наклеить буквы из картона, закрасить их одним цветом, а фон - другим. Можно также вырезать буквы из фольги, и тогда они будут блестеть и светиться на фоне бумаги.

Расскажите ученикам, что изображение скрижалей популярно в иудаике: их вышивают на покрывале на "арон кодеш" в синагоге (где хранятся свитки Торы), на чехлах для свитков Торы и так далее.

РЕЗЮМЕ

ЧТО ТАКОЕ ТОРА?

* Самое святое, что есть у народа Израиля.

* В ней описаны самые значительные события из жизни наших праотцев и всего еврейского народа.

* В ней содержатся законы и мицвот, которые Всевышний дал нам, чтобы, соблюдая их, мы стали самым совершенным обществом и самыми совершенными людьми.

* Тора разделена на пять книг, пять частей.

* По субботам и праздникам Тору читают в синагоге.

* Устная Тора - это развернутый комментарий к Письменной Торе, и она передавалась по традиции со времени дарования Торы на горе Синай.

* Одна из важнейших мицвот - это мицва талмуд Тора (изучать Тору).

ПРЕДСТОЯНИЕ ПЕРЕД ГОРОЙ СИНАЙ - ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ТОРЫ

* Праздник Шавуот отмечает день Дарования Торы.

* Когда еврейский народ стоял у горы Синай, были произнесены во всеуслышание десять заповедей.

* В десяти заповедях сосредоточены основы отношений между человеком и Всевышним и между людьми.

* Дарование Торы было потрясающим событием величайшей важности.

* Все заповеди стоят в единственном числе, потому что они обращены лично к каждому еврею.

* Заповеди влияют на человека - тот, кто совершает добрые дела, становится добрым и честным; воздействуют мицвот и на общество, - без законов оно не может существовать.

* День предстояния пред горой Синай не отмечен в Торе; не знаем мы и места расположения горы Синай. Это символ того, что Тора дана каждому еврею, независимо ни от времени, ни от места, в котором он живет.

В этой части методического пособия мы рассматривали праздник Шавуот, как праздник Дарования Торы. Мы узнали, что собой представляют Десять Заповедей и Скрижали Завета, которые были даны в этот день на горе Синай.

Этот день, когда Всевышний явил Себя одновременно всем евреям, уникальным образом связал сынов Исраэль в единое целое и навеки определил сущность и образ жизни еврейского народа.

Продолжение

К главному меню

Ваша оценка этой темы
1 2 3 4 5