СУККОТ В ПЕРВОИСТОЧНИКАХ

И сказал Г-сподь Моше так: "Говори сынам Исраэлевым следующее: в пятнадцатый день седьмого месяца сего - праздник кущей, семь дней Г-споду... ...в пятнадцатый день седьмого месяца, когда вы собираете

плоды земли, празднуете праздник Г-сподень семь дней: в день первый - покой и день восьмой - покой. И возьмите себе в первый день плод дерева красивого (этрог), ветви пальмовые и отростки дерева густолиственного, и верб речных, и веселитесь перед Г-сподом, Б-гом вашим, семь дней. И празднуйте этот праздник Г-споду семь дней в году: (это) устав вечный в роды ваши; в седьмой месяц празднуйте его. В кущах живите семь дней; всякий коренной житель в Исраэле должен жить в кущах, дабы знали поколения ваши, что в кущах поселил Я сынов Исраэлевых, когда вывел их из земли египетской" (Ваикра 23: 34, 39-43).

Суккот - это не обычный праздник, и с ним связаны особые ритуалы и обычаи. Прежде всего, я хочу обратить ваше внимание на сукку -небольшую временную постройку. Сверху ее покрывают ветками, пальмовыми листьями или тонкими деревянными планками. Что же символизируют эти временные жилища, покрытые зеленью, сквозь которую всегда видно небо?

Я хочу вам напомнить, что Суккот - это праздник, который отмечается в память о важных событиях в жизни еврейского народа. Когда мы покинули Египет, мы странствовали по пустыне в течение сорока лет. Как же мы жили в пустыне? Каковы были наши жилища?

Обратите внимание: о чем, в первую очередь, спрашивают вас американские евреи? Они спрашивают: как вы жили в Советском Союзе все эти годы?

Им это нужно знать, чтобы лучше понять вас. Вот и мы хотим знать, как жили наши предки, странствуя по пустыне. Первый вопрос, который мы задаем в этом случае, звучит так: "Где мы жили?" И ответ состоит в том, что мы жили в шалашах. Так говорит рабби Элиэзер.

У рабби Акивы другое мнение. Он считает, что Б-г совершил удивительное чудо: Он окутал евреев облаками Своего величия. Но оба наших мудреца согласны, что суккот - шалаши или временные жилища, покрытые зеленью, которые строят евреи, - напоминают нам те самые временные шалаши или великолепные облака, которые защищали наших предков, странствующих по пустыне.

В чем смысл этой традиции? Иудаизм - особая религия. Мы - вечные странники. Мы всегда покидаем нашу Землю. Мы всегда возвращаемся в нее. Наиболее часто встречающийся глагол в Торе - "идти". У деревьев есть корни, у людей - тоже, но у дерева нет ног, оно обречено стоять на месте, а у человека есть ноги, и смысл нашего существования - вечное движение. Праздник Суккот - это праздник, символизирующий жизнь в диаспоре, жизнь в изгнании, вечное странствие еврейского народа. Он напоминает нам, что жизнь преходяща, что мы должны радоваться тому, что имеем. Чувствуя себя в безопасности в надежных домах, защищающих нас от непогоды, раз в году на целую неделю мы переселяемся во временные хрупкие жилища и как бы начинаем новый круг - новый круг Творения. Мы живем, как жили наши предки, которые двинулись в странствие, в неизвестность - из долгого и безрадостного рабства.

Евреи Америки и евреи СНГ имеют общую дилемму, связанную с исполнением этой мицвы. Мы привыкли выполнять еврейские законы в стенах синагоги или дома. Строительство сукки и жизнь в ней - это то, что видно посторонним, непосвященным людям и требует от нас значительных усилий. Большинство американских евреев не строят сукку, чувствуя себя в ней неуютно, и предпочитают использовать сукку, построенную в еврейском центре или синагоге. В то же время евреи, живущие в Земле Израиля, где эта традиция свято соблюдается, чувствуют себя в полной безопасности в лоне своей традиции и культуры и не испытывают в сукке ни малейшего дискомфорта. Наоборот, вся семья и особенно дети с нетерпением ждут, когда начнется строительство сукки, и вся эта неделя является для израильтян замечательным праздником, когда люди наносят друг другу визиты и обязательно едят в сукке. Может быть, и для вас, людей, привыкших пользоваться плодами цивилизации и прогресса, когда-нибудь станет радостью перенести эту традицию в свой дом и построить свою собственную сукку вместо общественной.

Суккот - это праздник странствия. Он напоминает нам о времени, когда мы вышли из галута, и о том, что Б-г хранит нас в пути.

А сейчас я хочу попросить вас вернуться на страницу назад, к началу раздела Суккот. В стихе 40 главы 23 сказано: "И возьмите себе в первый день плод дерева красивого (этрог), ветви пальмовые и отростки - дерева густолиственного, и верб речных, и веселитесь перед Г-сподом, Б-rом вашим, семь дней".

Это и есть та прекрасная и великая заповедь, которую с радостью исполняют евреи в течение многих веков, приобретая перед праздником четыре вида растений, которые сопутствуют им в течение всего праздника, придавая ему, вместе с нарядной суккой, неповторимый колорит

Эти четыре вида растений следующие:

этрог - плод цитрусового дерева, который называют великолепным плодом, он напоминает по виду крупный лимон, но отличается изысканным ароматом и своеобразным вкусом;

лулав - нераскрывшаяся пальмовая ветвь;

адас - ветви мирта;

арава - две ветви ивы.

Наши мудрецы предлагают различные объяснения того, почему нам заповеданы именно эти четыре вида растений. Считается, что они являются символами разных типов евреев.

Этрог, имеющий прекрасный запах и вкус, символизирует евреев, которые изучают Тору и делают добрые дела.

Лулав - ветви финиковой пальмы, плоды которой имеют прекрасный вкус, но не имеют запаха. Ему уподобляют евреев, которые много учатся, но не делают добрых дел.

Адас, или миртовое дерево, имеет прекрасный запах, но не имеет вкуса. Ему уподоблены те, кто делают добрые дела, но не учат Тору.

И последний вид, арава - ветви ивового дерева, не имеющего ни запаха, ни вкуса, - напоминают нам, что среди еврейского народа, к сожалению, есть люди, которые не учат Тору и не совершают добрых дел.

Что же Всевышний велит нам делать с четырьмя видами растений в праздник, когда весь народ вспоминает свои вековые странствия? Б-г как бы говорит нам: "Соедините их вместе, в единое целое, ибо и наш народ, несмотря на отличие одних евреев от других, тоже представляет собой единый народ, а достоинства одних компенсируют недостатки других".

Урок, который мы извлекаем из этой заповеди, очень прост. Семья есть семья. Мы должны научиться заботиться друг о друге. Мы должны заботиться как о материальных, так и о духовных потребностях друг друга.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

I. Задачи обучения


1. Познакомить детей с практическими обычаями и заповедями, связанными с праздником Суккот;
2. Объяснить ученикам, что представляет собой сукка и почему мы празднуем этот праздник каждый год;
3. Сделать акцент на том, что Суккот - это веселый праздник.

II. Что празднуют в Суккот?


Суккот начинается в 15-й день месяца тишрей, всего через пять дней после Йом кипур, и продолжается семь дней. Таким образом, он является частью осенних праздников еврейского календаря: Рош а-Шана, Йом кипур, Суккот, Шмини ацерет и Симхат Тора. Эти праздники наполнены трепетом и радостью. Мы радуемся, вступая в Новый год с верой в то, что будем вписаны в Книгу жизни.
Праздник Суккот связан с историей Исхода из Египта. В Торе сказано, что евреи были рабами фараона в Египте, что Б-г вывел их из Египта и привел к горе Синай, где дал им Тору. Затем они сорок лет странствовали в пустыне - пока не достигли Святой Земли. В этот период еврейский народ жил в шалашах, которые назывались суккот. Все эти сорок лет евреи всецело полагались на Б-га. Он сопровождал их пустыне, Он поддерживал их физически и духовно, когда они отчаивались и теряли надежду.
В праздник Суккот мы вспоминаем нашу историю и пытаемся понять, что чувствовали наши предки, начиная новую жизнь как народ, живущий по законам только что полученной ими Торы и ведомый Своим Б-гом.

III. Как различные названия праздника отражают его сущность?


Хаг Суккот - это название связано с временными постройками -шалашами, в которых жили евреи во время странствования в пустыне; оно отражает исторический аспект праздника
Хаг а-асиф - это название говорит нам о последней в году жатве, которая совпадает по времени с праздником Суккот, и символизирует праздник уборки урожая.
Зман симхатэйну - время нашей радости. Это название отражает нашу благодарность Всевышнему за Его бесконечное добро. Имеется в виду, что уже прошли Дни трепета и завершается сезон сбора урожая.
А-хаг - Праздник. Это название напоминает нам, что в древние времена Суккот был самым важным праздником.

IV. В чем суть ритуала с четырьмя видами растений?


Арбаа миним - это четыре вида растений (лулав, этрог, адас и арава) упоминаемые в Торе (Ваикра 23.40)
Эти растения складывают вместе и читают специальные благословен направляя арбаа миним последовательно на север, юг, запад и восток, также вверх и вниз Этими действиями мы как бы утверждаем присутствие Всевышнего рядом с нами и везде Это очень древняя традиция, которую евреи свято соблюдали на протяжении всей нашей истории.
После разрушения Храма мы не можем больше приносить туда плоды нашего урожая Лулав и этрог как бы приближают нас к Храму

V. Что символизирует сукка?


Жизнь в сукке в течение семи дней и отказ от привычного комфорта дают нам возможность подумать о том, что в нашей жизни действительно необходимо и важно.

VI. Над какими вопросами следует подумать, планируя занятия теме?


* Постройка сукки - это мицва, которую мы выполняем на виду соседей Как они отнесутся к постройке сукки?
* Если в школе невозможно продемонстрировать детям арбаа мим следует ли рассказывать им об этом обычае? Как объяснить детям, что это мицва, которую выполняют сегодня миллионы людей, а не сведения по древней истории?

VII. План изучения темы

1 Прочтите диалог Лени и Милы
2 Постройте в школе сукку или модель сукки
3 Сделайте украшения для сукки
4 Расскажите детям, что такое ушпизин Подумайте, как наглядно познакомить детей с этим обычаем
5 Отметьте на карте пуль, по которому паломники шли в Суккот в Иерусалим.
6 Принесите в класс лулав и этрог. Научите детей произносить соответствующие благословения.

VIII. Словарь


Сукка - временная постройка, в которой мы живем в Суккот, выполняя заповедь "Живите в сукке семь дней".
Арбаа миним - четыре вида растений для выполнения ритуала, связанного с праздником Суккот.
арава - ветви ивы:
адас - ветви мирта;
лулав - ветви пальмы;
этрог - великолепный плод цитрусового дерева.
Схах - крыша сукки, покрытая пальмовыми ветками или ветками деревьев;
Ушпизин - гости. Это название относится к библейским персонажам, которых мы символически приглашаем в нашу сукку.

IX. Дома


Если ваша община построила сукку, подготовьте специальную программу для родителей. Хорошо устроить в сукке трапезу с хлебом или легкое угощение. Дети могут спеть песни, которые они выучили. Можно рассказать истории из Торы, связанные с Суккот. Перед началом программы развесьте в сукке изготовленные детьми украшения.
Можно предложить участникам программы игру, в которой ребята "приглашают" в сукку кого-нибудь из библейских персонажей.
Если по каким-либо причинам нет возможности пригласить детей в сукку, то в Суккот можно собрать детей вместе с родителями и рассказать о празднике и о его традициях.

ОБРАЗЕЦ УРОКА


Поскольку в тишрее много праздников, вероятно, у вас будет только одно воскресенье для урока о Суккот. На нем мы расскажем историю праздника, описанную в Торе, и познакомим ребят с его обычаями и ритуалами.

Урок

СУККОТ


Цели
1. Объяснить, что символизирует сукка.
2. Построить сукку или ее модель.
3. Показать детям лулав и этрог и научить произносить соответствующие благословения.

Необходимые материалы

модель сукки, заранее подготовленная учителем в качестве наглядного пособия (для этого может быть использована какая-нибудь коробка: модель может быть небольшого размера и помещаться на учительском столе); веточки - подобные тем, которые используются для покрытия крыши сукки (схах); материалы для поделок, используемых для украшения сукки или ее модели; лулав и этрог; карточки с текстом благословений.

Этапы урока

1. Рассмотрите вместе с детьми картинки на странице, посвященной Суккот. Попросите детей описать то, что они видят. На доске напишите названия предметов, которые они называют: например, корзинка с фруктами и сладостями, сукка, лулав, этрог и так далее.
Перед тем как читать диалог, познакомьте детей с названиями праздника. Обратите их внимание на два из них Суккот и Хаг а-асиф.
Объясните, что название Хаг а-асиф связано со временем сбора урожая. Сообщите детям, что на этом уроке речь пойдет, в основном, о названии Хаг а-Суккот.

2. Прочитайте- диалог Милы и Лени. Спросите у детей, строили ли они когда-нибудь суку, попросите их рассказать, какие чувства и ассоциации возникают у них в сукке. Расскажите о жизни наших предков в пустыне после Исхода из Египта.
3. Продемонстрируйте детям модель сукки.
Попросите детей описать ее: какая у нее крыша, сколько стен, как она строится?
Дальнейший ход урока зависит от того, готовы ли дети к обсуждению темы как жили наши предки в пустыне. Если готовы, то учителю не избежать сложных вопросов. Например, может возникнуть вопрос, как и из чего построить шалаш в пустыне? Если возникнет такой вопрос, то учитель может отметить, что это хороший вопрос, потому что по этому поводу есть разные точки зрения. Одни считают, что евреи действительно жили в шалашах, другие - что под суккот в данном случае подразумевается просто защита всевышнего, который сопровождал евреев в пустыне в виде облака. В Торе (Ваикра 23.43) сказано. "Дабы знали поколения ваши, что в кущах поселил Я сынов Израиля, когда вывел их из земли египетской". Наши мудрецы по-разному комментируют эти слова. Раби Акива, например считал, что суккот - это настоящие шалаши (т.е. что евреи во время странствий в пустыне жили в шалашах). Раби Элиэзер полагал, что речь идет не о настоящих шалашах, а о том, что евреи находились под защитой Всевышнего, окутавшего их облаками. Спор этих мудрецов описан в Талмуде Важно, чтобы дети поняли, что в течение многих столетии наши мудрецы обсуждали слова Торы, стремясь понять их как можно точнее. Ученики должны усвоить, что время, о котором идет речь, было намолом истории нашего народа, и то, что Всевышний сопровождал и хранил нас в тяжелых испытаниях, придавало нам силу и уверенность в будущем.
Если вы чувствуете, что ваши ученики не готовы к восприятию этих довольно сложных понятий, просто расскажите им о трудностях жизни в пустыне и еще раз напомните им, что каждый год, когда приходит праздник Суккот, мы возвращаемся к началу нашей истории и, стремясь как можно лучше понять жизнь наших предков, строим сукку и живем в ней в течение семи дней.
4. Начните строить модель сукки. Если в школе или синагоге построена общественная сукка, то пусть ученики приготовят украшения для нее. Поскольку Суккот является также праздником уборки урожая, то в качестве украшений используются растения, которыми благословенна Земля Израиля, - гранаты и финики; колосья пшеницы и овса; виноградные гроздья; ветви или плоды оливкового дерева; инжир. Могут быть использованы рисунки с изображением этих плодов; кроме того, часто используются объемные изображения, вырезанные из бумаги или картона Принято также украшать сукку рисунками, изображающими библейских персонажей - ушпизин; символами колен Израилевых; красиво оформленными благословениями, которые принято произносить в праздник Суккот, а также различными яркими поделками из цветной бумаги или фольги.
5. Изготовив украшения, можно еще раз рассмотреть с детьми страницу учебника с рисунками и спросить их, что эти рисунки символизируют. После этого покажите детям четыре вида растений (или их рисунки), которые мы благословляем в Суккот (лулав, этрог, адас арава). Научите детей правильно их держать и произносить соответствующие благословения.
6. Расскажите детям о каждом из четырех видов растений, об их символическом значении и о том, почему мы соединяем их вместе во время молитвы. Согласно мидрашу, эти четыре вида растений, соединенные вместе, символизируют целостность еврейского народа. Каждое из них символизирует определенный человеческий тип. Этрог (великолепный плод цитрусового дерева), имеющий изысканный вкус и запах, является символом евреев, которые не только владеют глубокими познаниями в Торе, но и делают людям много добра. Лулав (пальмовая ветвь) дает вкусные плоды, но не имеет запаха: это символ евреев, которые учат Тору и обладают многими знаниями, но не делают добрых дел. Адас (мирт) прекрасно пахнет, но не имеет вкуса: он символизирует евреев, которые делают много добрых дел, но не учат Тору. Арава (ива) не имеет ни запаха ни вкуса и символизирует евреев, которые не учат Тору и не делают добрых дел.
Благословляя четыре вида растений, соединенные вместе, мы благословляем всех евреев, весь наш народ как единое целое, потому что каждый из нас, независимо от личных качеств, - часть этого целого.

ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ

Мила: Шалом! Приходилось ли вам строить когда-нибудь с друзьями шалаш?

Однажды мы строили шалаш во дворе. Мы расстилали на траве одеяло, а стены и крышу делали из картона. Мы представляли себе, что это наш настоящий дом.

Леня: А мама даже разрешала нам есть в шалаше. Мы чувствовали себя большими, и это было здорово.

Мила: И вот, оказывается, что наш детский шалаш похож на те шалаши, о которых мы узнали в воскресной школе.

Леня: Только этот шалаш на иврите называется - сукка. Давайте вместе рассмотрим рисунок на этой странице, чтобы побольше узнать о сукке.

КОГДА  НАЧИНАЕТСЯ  СУККОТ

Тишрей - это месяц праздников. Суккот начинается 15 тишрея, через пять дней после Йом кипура и продолжается семь дней.

НАЗВАНИЯ ПРАЗДНИКА СУККОТ

Хаг а-Суккот- Праздник шалашей.

Слово Суккот означает шалаши, или временные постройки. Эти временные постройки напоминают нам о шалашах, в которых жили наши предки, когда они странствовали по пустыне после Исхода из Египта тысячи лет назад.

Хаг а-асиф - Праздник урожая.

Этот  осенний  праздник  приходится на  время сбора  урожая злаков в Израиле.

Зман симхатейну - Время нашей радости.

Суккот- это время благодарения за все хорошее, что есть в нашей жизни. Тора учит нас радоваться в Суккот.

А-хаг - Праздник праздников.

Суккот был одним из наиболее важных праздников в древние времена Его праздновали более пышно, чем другие праздники, потому что это был праздник урожая Если урожай был хорошим, люди знали, что и год будет хорошим.

ПОЧЕМУ МЫ СТРОИМ СУККУ?

Тора рассказывает, что, когда евреи покинули Египет, они сорок лет странствовали в пустыне перед тем, как войти в Землю обетованную, в Эрец Исраэль. Люди жили в легких временных постройках - суккот, которые можно было быстро ставить и разбирать, когда приходилось сниматься с места.

Тора говорит, что еврейский народ в память об этом периоде своей истории должен праздновать Суккот, возводя временные постройки, - с тем, чтобы жить в них в течение семи дней.

ЧТО  ТАКОЕ  АРБАА МИНИМ  -   ЧЕТЫРЕ  ВИДА  РАСТЕНИЙ?

Тора учит нас исполнять ритуалы этого праздника, держа в руках плоды и ветви прекрасных деревьев, растущих в Эрец Исраэль. Для этого используют:

лулав пальмовую ветвь:

адас ветви мирта;

араву ивовую ветвь;

этрог плод цитрусового дерева.

Эти четыре вида растений благословляют определенным образом, соединив их вместе.

ОБЫЧАИ  ПРАЗДНИКА

Еврейская традиция всегда напоминает нам о нашей истории. Может быть, поэтому мы чувствуем свою связь со многими поколениями евреев, живших до нас. В Суккот существует интересный обычай, связанный с нашей историей, - ушпизин. мы символически приглашаем к себе в сукку наших праотцев и глав двенадцати колен Исраэля.

В Суккот принято устраивать праздничные трапезы в сукке, приглашая гостей.

СУККА

Как уже упоминалось, мы должны семь дней в году жить во временных постройках - суккот. Это означает, что люди должны покинуть свои уютные и теплые жилища и в течение недели есть и спать в сукке. Смысл этой заповеди в следующем: мы должны понимать, что не только наш дом защищает нас. Мы чувствуем себя защищенными и во временных шатких постройках, потому что у нас есть защита Всевышнего. Ведь только на Его защиту полагались наши предки в пустыне, когда они в течение сорока лет были лишены всяких удобств, жили во временных жилищах, но Он, да будет благословенно Имя Его, снабжал их всем необходимым и давал им пропитание, а также Свое покровительство и защиту.

Рассказ для чтения в классе

УЧЕНЫЙ И ЕГО ДРУЗЬЯ

Жил однажды Ученый, который проводил все свое время, читая книги. Он читал и что-то записывал дни и ночи напролет, не поднимая головы. Он садился за книгу на рассвете и занимался до поздней ночи, не смыкая глаз. У него не было времени ни на что другое. Люди шутили, говоря, что он ест книги на завтрак, обед и ужин, но они даже не подозревали, насколько эта шутка была близка к истине

У него было прозвище Книжник. Многие обращались к нему со своими проблемами, - они полагали, что никто не сможет помочь им, лучше чем он, потому что никто из учителей в этом городе не мог даже сравниться с ним в познаниях.

Одно только было плохо. Книжник не любил, когда прерывали его занятия. Люди часто приходили к нему за советом, но он все реже и реже открывал перед ними двери своего дома. Когда же они пытались заговорить с ним на улице, он продолжал думать о чем-то своем, не слыша даже, что к нему обращаются.

Так   прошло   лето   и   наступило   время   осенних   праздников. Сначала пришел праздник Рош а-Шана.   Книжник приготовился к празднику и продолжал свои занятия   Он не оторвался от своих книг, даже чтобы пожелать своим друзьям - Лешана това тикатеву.1 Он сидел, углубившись в книги, ничего не замечая вокруг.

Затем наступил Йом кипур. И опять повторилось то же самое. Книжник,  вопреки обычаю,  даже не подумал о  том,   что   может быть, он невольно обидел кого-нибудь из близких или знакомых, и ни у кого не попросил прощения. Он провел Йом кипур в молитвах и усердных занятиях.

Сразу после Йом кипура пришло время строить сукку. Книжник подумал, что было бы хорошо пригласить на помощь кого-нибудь из соседей, он постучался к своему соседу Иосефу и попросил помочь ему. Иосеф вежливо отказался.

- Извини, пожалуйста! К сожалению, я уже обещал помочь моему другу Илье.

- Жаль, - подумал Книжник. - Но ничего не поделаешь, видно, придется строить сукку в одиночку.

И вот, с молотком в одной руке и книгой - в другой, Книжник приступил к постройке сукки. В первый вечер праздника сидел он в своей сукке и вдруг понял, что что-то неладно... Чего-то не хватало в его шалаше: не слышно голосов, не видно дружеских улыбок. Никого, кроме него. Не слышно мирной беседы, никто не смеется, не поет песни. Книжник вдруг почувствовал невыразимое одиночество.

Тогда он вспомнил об ушпизин и пригласил в сукку гостя - Авраама-авину. Но все же он по-прежнему чувствовал себя очень одиноким.

Он вдруг понял, что из друзей у него остались одни только книги. Не было рядом с ним никого, с кем бы он мог поговорить, посмеяться. Не стало у него друзей. Все свое время он посвятил чтению книг. И хотя чтение - прекрасная вещь, он понял, что так продолжаться не может.

Книжник встал и, бросив взгляд на книги, лежащие на столе, решил зайти к соседу Иосефу. Подойдя к его сукке, он услышал веселые голоса и смех. Войдя в сукку и не успев еще вымолвить ни слова, он услышал радостные приветствия и приглашение к столу. "Веселого праздника!" - слышалось со всех сторон. Он был счастлив видеть их всех - соседей и знакомых. Вечер прошел чудесно. Уходя домой, Книжник сказал: "Завтра приходите, пожалуйста, ко мне в сукку."

Вечером следующего дня и его сукку заполнили гости - соседи и друзья, их жены и дети. Они с удовольствием слушали замечательные рассказы Книжника, которые он почерпнул из книг - своих старых друзей.

Ваша оценка этой темы
1 2 3 4 5
           
тепловая изоляция трубопроводов