Пир Бельшацара и надпись на стене


Глава пятая Книги «Даниэль» описывает роскошное пиршество царя Бельшацара, сына Невухаднецара. Невухаднецар был императором Вавилонии, завоевавшим Иерусалим, изгнавшим его народ, разрушившим Храм и забравшим с собой, в знак своего триумфа, храмовые священные сосуды. Интересно, что Библия изображает его признавшим в конечном счете свое высокомерие и смирившим себя, сказав: «…[дающего] жизнь миру я восхвалил и восславил, власть Которого – власть вечная и царство Его – на все поколения, и все живущие на земле ничтожно малы...» («Даниэль», 4:31, 32).
Бельшацар, его сын, был весьма далек от подобного смирения. В самом разгаре пышного пиршества он приказывает, чтобы во дворец принесли священные сосуды. Мало того, что он осквернил их, использовав в качестве обычных винных кубков, – он святотатствует, произнося тосты и прославляя языческих богов. В качестве наказания за их прославление рука Бога начертала загадочное послание на стене дворца:
«А ты, сын его, Бельшацар, не смирил свое сердце, хотя знал все это, и на Господина небес ты поднялся, и сосуды Храма Его принесли тебе, и ты, и вельможи твои, жены твои и наложницы пьете из них вино, и ты славил богов серебряных и золотых, медных, железных, деревянных и каменных, которые не видят, ни слышат и не имеют разума; а Бога, в руке Которого твоя душа и Которому [известны] все твои пути, ты не славил! За это и послана от Него та кисть руки, и начертала она эту надпись. И вот что начертано: “Мнэ, мнэ, ткель у-фарсин”» (там же, 5:22-25).
На своем полотне Рембрандт передает выражение изумления на лицах царя и гостей. Художник придерживается библейского повествования, где лишь царь увидел надпись, в то время как остальные уронили сосуды и смотрят как зачарованные на царя. Примечательно, что Рембрандт изобразил слова таинственного послания на иврите, однако написал их сверху вниз, а не справа налево, таким образом предлагая объяснение тому, почему никто не смог разгадать их.

Наверх >>