—
У меня был один знакомый. Отец завещал ему смешивать любые напитки, кроме
воды. Он говорил: «Уж я-то знаю, что делают с водой — в воде купаются».
Это напоминает мне вашего Веничку Ерофеева: в его знаменитых рецептах
смешений с водой тоже не предусмотрено.
— Веничкины коктейли — это снобизм. Я хотел бы обсудить вещи
более традиционные. Греки пили разбавленное вино, и они бы сочли вашего
знакомою, знающего на что употребить воду, варваром. У Пушкина есть перевод
оды Анакреона, где говорится как раз об этом: «Что же сухо в чаше дно?
Наливай мне мальчик резвый, только пьяное вино раствори водою трезвой.
Мы не скифы, не люблю, други, пьянствовать бесчинно: нет, за чашей я пою
иль беседую невинно».
— Перевод этой оды не привел к тому. что в России стали разбавлять вино
водой? И авторитет Пушкина не помог? Кстати, во времена Талмуда евреи
«водою трезвой» вино тоже разбавляли.
— А что, в Талмуде это обсуждается?
— И это, и многое другое, связанное с вином. Если собрать все воедино,
хватило бы на целую книгу.
— Почему в Талмуде это занимает такое место?
—
Потому, что вино — важная часть еврейской культуры, быта и даже храмовой
службы. Вино входило в состав многих жертвоприношений. Вино — непременная
часть наших праздников, вино обязательно должно быть на субботнем столе.
Во время праздника Песах каждый еврей должен выпить четыре ритуальных
бокала. Но, что характерно, вино никогда не становилось проблемой: евреи
умели пить, не напиваясь.
— Хорошо, а как же тогда объяснить, что в описании пира, который
дал Иосиф в честь своих братьев, сказано, что они пили и опьянели?
— Угощавший братьев Иосиф воспринимался ими как египетский сановник, от
которого они зависели. Дело происходило в египетском дворце, и евреи,
которые пришли в Египет как просители, находились под давлением чуждых
им обычаев. Я хочу вам напомнить, что в нашей истории был период, когда
многие евреи зарабатывали себе на жизнь в шинках, где зачастую были единственными
трезвыми среди пьяных.
— Ну это был еще и вопрос профессиональной пригодности.
— Безусловно, продающий вино в принципе должен быть трезв. Это само собой,
но все-таки трезвость была специфической чертой еврейской культуры.
В отличие от России отношение к пьяницам лишено в еврейском обиходе какой
бы то ни было снисходительности. Пьянство рассматривается как нечто очень
плохое,
в высшей степени постыдное и опасное.
— Снисходительность к пьяным — свойство не только русского менталитета.
Скажем, в классической китайской поэзии опьянение вовсе не рассматривается
как нечто постыдное, оно даже поэтизируется. Я слышал, что туристам в
Китае показывают камень, который, по преданию, заблевал захмелевший Ли
Бо.
— Камень — объект, исключительно удобный для показа туристам. Есть красивая
легенда о смерти Ли Бо. Пьяный, он вышел к реке, увидел луну в воде. устремился
к ней, чтобы поцеловать ее, и утонул. В этой истории — свойственная китайцам
изысканность, но в нашей культуре отношение к пьянству не лирическое,
а саркастическое. В книге Притчей перечисляются последствия неумеренных
возлияний: вой, стон, раны и глаза багровые. Действие вина сравнивается
со змеиным укусом. Библейские истории о глумлении сына над напившимся
Ноем. о Лоте. который в пьяном беспамятстве вступил в сексуальный контакт
с дочерями — это проведение красной черты, демонстрационный ролик: что
может случиться, если преступить эту черту.
Есть рассказ о Ное, как он посадил виноградную лозу. ставшую причиной
его будущих неприятностей, и как к нему пришел Сатана и предложил агрономические
услуги. Ной, на свою голову, согласился. Сатана зарезал овцу, льва, обезьяну
и свинью и полил их кровью лозу. С тех пор пьющий человек сначала кроток,
как овца, затем смел. как лев, потом кривляется, как обезьяна, и в конце
концов валяется в грязи, как свинья. Ной поочередно прошел все эти стадии.
— В Библии сообщается, почему напился Лот, а вот почему столь
усердно приложился к вину Ной, не сказано. У вас есть какое-то объяснение?
— Ну как же, мир, в котором он жил и который любил, перестал существовать.
Ною было от чего впасть в тоску и депрессию, и он запил горькую, причем
запил в полном одиночестве. По-моему, это очень по-русски.
— Большая пьянка упоминается в книге Эсфирь.
— Да, там пили несколько месяцев, и все кончилось грандиозным скандалом
в семействе персидского владыки. Стандартная ситуация: человек напивается
и создает проблемы для себя, для своих ближних, а если он царь, то и для
всего мира.
Кстати, с книгой Эсфирь связана самая, пожалуй, экстравагантная еврейская
заповедь: напиться. Причем некоторые выполняют эту заповедь с большим
рвением. Но следует учесть, что Пурим — карнавальный праздник, и это единственный
день в году, когда следует делать то, что запрещено в другие дни.
В Притчах вино названо «глумливым», но таким оно становится только, если
злоупотреблять им. Вино должно приносить человеку радость и веселье. Поэтому
мы благословляем вино, благословляем Творца, благодаря Которому растет
и дает плод каждая лоза.
Я бы сказал так: у человека есть верх и есть низ. Верх — это все лучшее
в нем, а низ, ну скажем так, — канализация. И вверху, и внизу есть закупоренные
отверстия. Вино выбивает пробку. Проблема в том, какую: сверху или снизу?
Что выльется: радость или нечистоты?
Числовое значение слова «вино» равно числовому значению слова «тайна».
Входит вино — выходит тайна. У человека много тайн, и от него зависит,
какая из них выйдет наружу.
Опубликовано в 14 выпуске "Мекор Хаим" за 1999 год.
Аренда авто Екатеринбург прокат 96 Аренда. Аренда авто Екатеринбург прокат 96 Аренда работа в эскорте для девушек