Чудес на свете столько, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам
— Сколько уж времени мы с вами беседуем, поговорили о самых различных
вещах: о деньгах, о собаках, о ругательствах, о застолье, о том, что
слон нетривиально пользуется своим носом. Мне кажется, пришла пора поговорить
и о духовном.
— Что вы имеете в виду?
— Как что! Экстрасенсов, конечно! Ну еще там летающие тарелки, телекинез,
привидения и астрологические прогнозы.
— Я бы добавил для комплекта черную магию.
— Вот-вот! Ее-то в первую голову! Порча и сглаз актуальны для нас.
Куда ни кинь глаз, везде порча и всюду сглаз.
— Что делать: у людей сильна потребность веры, причем для многих во
что именно — вопрос десятый. Ну, во всяком случае, не первый. В течение
веков Россия была очень религиозной страной, и хотя революция шла под
знаменем атеизма, но религиозное отношение к жизни никуда не делось:
просто религией стал марксизм, а коммунистическая партия превратилась
в церковь со всеми ее атрибутами. И вот все это рухнуло. Люди оказались
в пустом космосе. Аристотель говорил, что природа не терпит пустоты.
И действительно не терпит. Теперь эта пустота в значительной мере заполняется
сглазом и летающими тарелками: в сущности, одни суеверия заменяются
другими. Мне кажется, в России сейчас существует тенденция отката к
тому, что было еще до христианства, — к колдовству, к магии. Надо сказать,
что марксизм был все-таки довольно скучной религией. Читать фэнтези
куда интересней, чем Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина. А продолжатели
еще скучнее.
— Нельзя их винить: жанр такой — не разгуляешься.
— Это верно. Нынешние суеверия, конечно, поживей.
— Вы не могли бы привести какое-нибудь кардинальное отличие религии
от магии?
— Магия не предъявляет человеку нравственных требований, она вовсе не
предполагает со стороны человека внутренних усилий. Кстати, магические
представления были в СССР частью официальной доктрины, когда главным
биологом был Лысенко. В России появилась сейчас еще одна конкурирующая
религия: деньги. Причем, что интересно, в этой религии, как и в христианстве,
первые апостолы — евреи. Крушение коммунизма, приведшее ко всем этим
последствиям, — чисто российское явление. Однако проблема, которую условно
можно назвать проблемой летающих тарелок, носит всеобщий характер. И
это связано с крушением еще одной религии — религии науки. Ее жрецы
не носят ритуальных одежд, никто специально не формулировал ее символ
веры, однако ее основной постулат всем хорошо известен: посредством
науки можно решить любые проблемы. Во время опроса, проведенного в канун
XX века, нескольких ученых спросили, в чем они видят наиболее трудные
проблемы будущего столетия. И вот один из них сказал: с увеличением
интенсивности уличного движения возникнет вопрос уборки и утилизации
навоза. С навозом человечество, как мы знаем, справилось. Другой вопрос,
что машины, заменившие лошадей, пачкают окружающую среду куда больше
животных. И что с машинами делать — пока совершенно непонятно. Разумеется,
и эта проблема будет решена — тогда возникнет новая, не исключено, что
еще более сложная и неприятная. И вот что важно: развитие науки не решило
экзистенциальных проблем человека, а ведь на это многие надеялись. Люди
не стали счастливее, брак прочнее, а дети умнее. Национал-социалисты
пришли к власти в стране, где была первоклассная наука.
Успехи науки вовсе не проясняют научную картину мира — скорей уж наоборот.
У меня есть приятель — профессор физики. Он серьезно занимается каббалой.
И он говорит: когда я перехожу от физики к каббале, я перехожу из мира
мистики в мир рационального. Когда ученый XIX века видел дьявола, он
говорил: ты не существуешь. Ученый XX века уже не может так сказать,
он говорит в этом случае: ты феномен. Вчера наука была самоуверенна,
сегодня это уже далеко не так. И вот черти, которые прятались по углам
и дырам, повылезали наружу. Мыши обнаружили, что кота нет, и устроили
пир. Сегодня астроном сменил профессию: перепрофилировавшись в астролога,
он стал популярной фигурой и зарабатывает не в пример больше. В одном
из фантастических романов Кларка рассказывается, как родилось человечество,
как возникла культура: все это организовали пришельцы из дальнего космоса.
Я бы не сказал, что эта версия сильно отличается от той, что выдвинули
греки три тысячи лет назад. Старые байки на современном жаргоне.
— Вы считаете, что так называемые паранормальные явления — лишь плод
квазирелигиозных фантазий и что им вообще не соответствует никакая реальность?
— Я так не считаю. Есть какие-то факты, которые мы не можем понять и
объяснить. Иллюзионист в цирке разрезает женщину пополам. Женщина определенно
есть. Разрезает? Да, вроде бы разрезает. Что-то происходит, но что именно,
я не знаю. Я стою перед чем-то, что не вписывается в мои представления.
Что с того? Это нормально. Один из героев Шекспира говорит, что на свете
есть чудеса, которые и не снились нашим мудрецам. Кстати, то же самое
(почти дословно) говорится в «Книге хазара»*. Итак, у нас есть непонятные
факты, но все-таки это еще не основание, чтобы смешивать их с откровенными
глупостями и выстраивать фантастические конструкции. Если вначале у
нас в руках было что-то реальное, хотя и требующее объяснений, то после
проведенных трансформаций возникает смесь, которая в принципе никуда
не годится. Можно слепить пирожок из грязи и натыкать туда изюминок.
Можно даже сказать: вот пирожок с изюмом, кушайте на здоровье. В известном
смысле это действительно пирожок с изюмом, но, на мой вкус, предлагаемое
кулинарное произведение сделано все-таки из основной субстанции, а посему
несъедобно. Знаете, Вольтер в свое время сказал: если кто-нибудь не
верит в бесконечность, он должен вспомнить о человеческой глупости.
__________________________________
* «Книга хазара» — классическое сочинение средневековой еврейской литературы, написанное жившим в Испании поэтом и философом Иегудой га-Леви (1075-1141).
Опубликовано в 36 выпуске "Мекор Хаим" за 2001 год.