— Камень, которым Каин убил Авеля, — первое оружие, упомянутое в Библии?
— Откуда вы взяли, что Каин убил Авеля камнем?
— А разве так не написано?
— Давайте посмотрим. Вот, пожалуйста: «Восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его». И только. Просто констатация факта убийства.
— Ну и как же Каин убил Авеля? Если не камнем, то чем?
— Надо полагать, у него были определенные проблемы. Он же был первым убийцей, дело было новым, и никакой технологии еще не существовало. Должно быть, прежде чем преуспеть, он экспериментировал с разными предметами и технологиями и действовал методом проб и ошибок.
— Если так, то естественно предположить, что Каин задействовал и нематериальные
средства. Может быть, он убил своего брата словом?
— Наверняка пытался и словом. Это очень эффективное оружие.
— Или взглядом?
— Почему бы нет? Чем взгляд хуже камня? Но взглядом убивают обычно женщины. Им это очень хорошо удается. Во всяком случае специализированных орудий убийства тогда еще не существовало. Первое оружие — дело рук потомка Каина, сына Лемеха — Тувалкаина.
— Погодите, но ведь в упоминании о нем вообще нет ни слова об оружии.
Получается что-то вроде камня Каина. В тексте просто сказано, что Тувалкаин
изготавливал орудия из меди и из железа. Может быть, речь здесь идет только
о сельскохозяйственных орудиях?
— Речь здесь идет о принципиально новых, сложных и дорогостоящих, материалах и технологиях. Очевидным образом, в древности, как и в наши дни, они использовались, в первую очередь, в военных целях. Обратите внимание, у Тувалкаина не случайное имя: «каин» — его составная часть. Кстати, на иврите есть слово, однокоренное со словом «тувал», и оно означает «приправу». То есть первый оружейник был своего рода приправой к Каину.
— Стало быть, оружие упоминается впервые только в связи с этим умельцем?
— Вывод, кажущийся очевидным, однако неверный (так бывает довольно часто). Оружие появляется в Библии много раньше изобретательного Тувалкаина. Когда Адам и Ева покинули рай, у его ворот возникает ангел с огненным мечом. Этот меч — первое оружие, упомянутое в Библии. И что важно: он не орудие убийства.
— В синодальном переводе меч этого охранного ангела назван «обращающимся».
Что это значит?
— Просто вращающийся, крутящийся — чтобы пройти было невозможно.
— Как в восточных единоборствах?
— Типа того.
— А вы не могли бы как-то прокомментировать исключительную сдержанность,
даже сухость Библии в описании оружия. Какой контраст с «Илиадой»: описание
щита Ахилла — поэма! Между тем в Библии — ничего подобного.
— Объяснить это довольно просто. Вот, к примеру, вышли люди из ресторана. Один скажет: «вкусно» или «невкусно», или вообще пожмет плечами. Другой же споет песнь об обеде или произнесет негодующую речь, или с удовольствием расскажет, как его кормили неделю назад. Спросите мужчину, как выглядит такая-то женщина, и он расскажет о ее глазах, волосах, улыбке, голосе.
— Вы забыли о фигуре.
— Просто не успел — вы очень живо реагируете. А если спросить, как она одета? Скорей всего, ответ мужчины будет скуп — ведь он обращал внимание совсем на иное. Между тем женщина расскажет вам об этом во всех деталях. Моя мама была портниха, и я с детства слышал разговоры об одежде. Это были подробные и в высшей степени заинтересованные разговоры. В древности евреи много воевали и делали это весьма успешно, репутация евреев-воинов была достаточно высока. И все-таки, несмотря на это, евреи воевать не любили — они относились к войне, как к необходимости.
В Библии подробно говорится о многом: о Всевышнем, о любви, о грехе, о страдании, об устройстве святилища, об одеждах священников, о справедливом (и несправедливом) суде — оружие явным образом не относится к сфере интересного. Исключение — относительно подробное описание вооружения Голиафа. Говорится о составе вооружения, о его размерах, весе, материале, о броне сказано: «чешуйчатая». Видно, что и сам гигант, и его вооружение поразили воображение евреев. Кстати, рост Голиафа далеко выходит за пределы нормы. Обычно это связано с гормональными нарушениями, и несмотря на внушительное впечатление, которое производят такие люди (а Голиаф производил просто устрашающее впечатление), они, как правило, не очень сильны и не слишком хорошо координированы. Вряд ли камень Давида убил Голиафа — скорей всего, тот просто потерял сознание. Филистимляне любили оружие — недаром они принадлежали к общему с греками культурному кругу. И вооружены филистимляне были куда лучше евреев.
— Пророк Исайя предрекает время, когда мечи перекуют на орала. Мне
сейчас пришло в голову, что Петр Первый, повелев перелить колокола на
пушки, своеобразно откликнулся на призыв Исайи.
— Или пророка Иоиля, который, явно имея в виду формулу своего великого предшественника, призвал перековать орала на мечи.
— В разных языках эротика и вражда, война, насилие словесно сближены.
Можно привести много примеров. Скажем, «трахнуть». Или вот на иврите:
«нешек» (оружие) и «нешика» (поцелуй).
— Что ж, поцелуй — древнее и испытанное оружие. Ничего удивительного: отношения полов — это часто отношения противостояния, борьбы. Речь идет не об эротическом образе оружия, но о милитаристском образе эротики, об универсальном соотнесении Эроса и Танатоса.
Опубликовано в 6 выпуске "Мекор Хаим" за 1999 год.
Займитесь поиском похожего фото по ссылке