ПО ОБЫЧАЯМ СТРАНЫ ЕГИПЕТСКОЙ, В КОТОРОЙ ВЫ ЖИЛИ, НЕ ПОСТУПАЙТЕ, И ПО ОБЫЧАЯМ СТРАНЫ КНААН, В КОТОРУЮ Я ВЕДУ ВАС, НЕ ПОСТУПАЙТЕ, И ПО УСТАНОВЛЕНИЯМ ИХ НЕ ХОДИТЕ. (П. Гиль)
ПОДОБНОЕ ДЕЛАМ ЗЕМЛИ ЕГИПЕТСКОЙ, ГДЕ ВЫ ЖИЛИ, НЕ ДЕЛАЙТЕ, И ПОДОБНОЕ ДЕЛАМ
ЗЕМЛИ ХАНААН, КУДА Я ВЕДУ ВАС, НЕ ДЕЛАЙТЕ, И ИХ ЗАКОНАМ НЕ СЛЕДУЙТЕ. (Ц.
Васерман)
ПО ДЕЯНИЮ ЗЕМЛИ МИЦРАИМА, НА КОТОРОЙ ВЫ ПРОЖИВАЛИ, НЕ СОВЕРШАЙТЕ, И ПО ДЕЯНИЮ
ЗЕМЛИ КЕНААН, КУДА Я ВЕДУ ВАС, НЕ СОВЕРШАЙТЕ, И ПО ЗАКОНАМ ИХ НЕ ПОСТУПАЙТЕ.
(Ф. Гурфинкель)
Сравните варианты и обсудите причины, побудившие переводчиков перевести текст
именно таким образом.
Раши: «Отсюда мы видим, что дела египтян и кнаанцев были самыми
мерзкими из дел всех народов земли. Всевышний выводит сынов Израиля из среды
самого грешного народа и приводит в страну, где также живут самые грешные
народы на земле (того же духовного уровня, что и египтяне)».
Ибн Эзра: «И по законам их не поступайте (букв. "не ходите").
Перенимающий чужие обычаи превращает их со временем в законы для себя».
Гур Арье: «Должны ли мы понять это так, что только обычаи "худших
из народов" (египтян и кнаанцев) нельзя перенимать, а обычаи других
народов – можно?! Дело в том, что основным пороком и египтян, и кнаанцев
была сексуальная вседозволенность. В каждой культуре – свои грехи, этот
же грех наиболее противен природе евреев и, соответственно, наименее терпим
в Стране Израиля. Потому-то и изгнаны оттуда коренные народы, что не терпит
Страна Израиля разврата и исторгает из своих пределов развратников. И хотя
запрещено евреям перенимать обычаи любого другого народа, отдельно предостерегает
их Тора от разврата (привычного народам Египта и Кнаана), иначе не удержатся
они на Обетованной земле, да и имя "евреи" утратят».
«Ѓамек давар»: Есть два вида сексуальной распущенности: первый, естественный,
состоит в том, что человек, уступая своим страстям, ведет себя непотребно
и соответственно воспринимается обществом. Второй – санкционированный разврат,
когда само общество, государство устанавливает законы, возводящие разврат
в норму, например разрешающие брак брата с сестрой. Этот вид разврата наиболее
опасен и разрушителен, и от него предостерегает Тора: "И по законам
их не поступайте..."
Как связаны отправная и конечная точки Исхода?
Нам запрещено следовать обычаям неевреев. Но потому ли, что они заведомо плохи?
Проанализируйте различие между понятиями «законы народов» и «обычаи народов».
Что опаснее: сам разврат или возведение его в ранг закона?
Какое влияние оказывает коренное население на национальное меньшинство?
Существует ли обратное влияние, и считают ли его наши мудрецы важным фактором?
Содержит ли сознательное отдаление евреев от окружающих народов расистский элемент?
Что предпочтительнее с точки зрения еврейской традиции: позитивно влиять
на народы, среди которых мы живем, или не вмешиваться в их жизнь?
«Раби Акива говорит: всякий, кто сближается с грешниками, даже если не перенимает их обычаи и не грешит, как они, получает наказание вместе с ними. А сближающийся с праведными, даже если и не творит добрые дела вместе с ними, вознаграждается вместе с ними» («Авот де-раби Натан», из не вошедших в канон Мишны "Малых трактатов", 30:3).
Не следуют обычаям неевреев и не стараются походить на них ни в одежде, ни в прическе, ни в других такого рода вещах, как сказано в Писании: «По их обычаям не ходите». Пусть не одевает еврей одежду, которая у них является предметом гордости или признаком статуса, – например, мундиры важных чиновников. Талмуд говорит, что запрещается уподобляться им даже ремнями сандалий: то есть если они завязывают ремни определенным образом, евреи должны завязывать другим способом или если у них в обычае красить ремни сандалий в красный цвет, у евреев они должны быть черными. И из этого пусть всякий сделает свои выводы соответственно месту и времени: если неевреи выбирают ту или иную одежду из-за того, что она престижна или свидетельствует о раскрепощенности, евреи не должны делать это – напротив, пусть их одежда указывает на смирение и скромность..
«Как бы аллегорически мы ни толковали Тору, всегда сохраняется ее буквальный смысл. Он состоит в том, что "по законам их (неевреев)" нам нельзя поступать. Но ведь семьдесят лиц у Торы и множество толкований. И этот запрет понимают еще так: устанавливая законы, не следуйте примеру неевреев. Им приличествует установление законов по соображениям здравого смысла, но вам, народу Израиля, не подходят законы, основанные на человеческом разуме, у вас есть Тора – Закон Всевышнего» (р. Нахман из Брацлава, «Арвей-ѓанахаль гл. «Ахарей»)
ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ФОНДА ПИНКУСА
ПО РАЗВИТИЮ ЕВРЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДИАСПОРЕ, ИЗРАИЛЬ