/1/ И ПОСЕЛИЛСЯ ИЗРАИЛЬ В ШИТТИМЕ, И НАЧАЛ НАРОД БЛУДОДЕЙСТВОВАТЬ С ДОЧЕРЬМИ МОАВА. /2/ И ПРИГЛАШАЛИ ОНИ НАРОД К ЖЕРТВАМ БОЖЕСТВ СВОИХ; И ЕЛ НАРОД, И ПОКЛОНЯЛСЯ БОЖЕСТВАМ ИХ. /3/ И ПРИЛЕПИЛСЯ ИЗРАИЛЬ К БААЛЬЬ-ПЕОРУ, И ВОЗГОРЕЛСЯ ГНЕВ Г-СПОДА НА НАРОД ИЗРАИЛЯ.
«Мидраш Танхума», разд. «Балак» 18
«И приглашали народ к жертвам божеств своих» - последовали они совету Бильама, как сказано: «Ведь они по слову Бильама [искушали] сынов Израиля изменить Г-споду ради Пеора…» («Бемидбар», 31:16), – и построили шатры, и посадили в них блудниц, торговавших красивыми вещами. Старая [сидела снаружи] и должна была кликнуть молодую, которая находилась внутри. Когда евреи выходили пройтись по рынку, старая зазывала каждого: «Выбери себе товар по вкусу. Может быть, хочешь льняную одежду из Бейт-Шеана?» - и показывала ему. Старая назначала высокую цену [за товар], а молодая – низкую. Слово за слово – и говорит ему молодая блудница: «Чувствуй себя как дома, присядь, выбери себе, что хочешь», - и кувшин с амонским вином перед ней. (А тогда еще не было у сынов Израиля запрета пить вино, изготовленное неевреями.) И выходит к нему молодая блудница, украшенная, источающая запах благовоний, и соблазняет его, говоря: «Почему мы вас любим, а вы нас ненавидите? Возьми себе это даром, ведь все мы потомки одного человека, Тераха, отца Авраѓама. Если не хотите вы кушанье, приготовленное из животного, принесенного нами в жертву, то вот тебе телятина и птица, забитые, как у вас положено». И съедал он предложенное, и сразу же наливала она ему вино, и возгоралось в нем желание, и увлекался он ею.
А некоторые говорят, что Бильам посоветовал [моавитянам] не поить евреев вином, чтобы не было им оправдания и были они осуждены как поступившие осознанно. И, [согласно этому объяснению], когда начинал он домогаться ее, говорила она ему: «Зарежь эту курицу, и приготовим ее, и поедим вместе, и буду я твоей». Когда же заносил он над курицей нож, то говорила [блудница]: «Ничего не хочу слушать, пока не посвятишь ее в жертву Пеору». А он настолько был увлечен ею, что резал курицу в жертву Пеору, и ели они вместе, и соединялся (ницмад) он с ней. Так и написано: «И приглашали народ к жертвам божеств своих… И прилепился (ва-ицмад) Израиль к Бааль-Пеору». Прилепился – [прочно], как сцепляются звенья (цмидим) браслета.
Раби Леви говорил: «Это было хуже, чем поклонение золотому тельцу. Ведь там сказано: "И снял весь народ золотые серьги…"» («Шмот», 32:3), а здесь – "И прилепился народ" – [прочно], как сцепляются звенья браслета.
«Санѓедрин» 7:6
Испражняющийся (ѓа-порэ эт ацмо) перед Бааль-Пеором [совершает идолослужение,
ибо] так служат этому идолу.
Раби Овадья Сфорно (Италия, 1470-1550). Комментарий к Торе
«И начал народ блудодействовать…» - сначала их интересовало вовсе не
идолослужение, а только блуд. Однако случилось с ними то, о чем предупреждает
Тора, когда запрещает [евреям] заключать браки с людьми из других народов:
«…и пригласит тебя [кто-то из них], и будешь ты есть мясо жертвы его. И брать
станешь дочерей его за сыновей твоих, и когда дочери его будут развращаться,
следуя богам своим, то развратят они и сыновей твоих богами своими» («Шмот»,
34:15-17).
«И ел народ, и поклонялся божествам их» - так действует злое побуждение
– оно влечет от одного зла к другому…
Раби Шимшон-Рефаэль Ѓирш. Комментарий к Торе
«И начал народ блудодействовать с дочерьми Моава (лизнот эль бнот-Моав)»
- постепенно они стали пренебрегать возложенным на них нравственным долгом,
который исполняли до сих пор, и увлеклись моавитянками. Причем, предлог эль,
[указывающий на направление действия], намекает на то, что инициатива принадлежала
моавитянкам…
«И приглашали они народ» - после того, как склонили евреев к греху,
приглашали их «к жертвам божеств» и, в конце концов, подвигли на то,
чтобы те поклонялись Пеору. А культ Пеора отличался тем, что чувственная распущенность
не только не была предосудительной, но и представляла собой смиренное подчинение
силе божества.
«И прилепился Израиль к Бааль-Пеору» - было много разных баалим
– сил, которые считались богами… Был также и Бааль-Пеор – бог бесстыдства,
– перед ликом которого опорожнялись (поарим), демонстрируя без всякого
стыда свое животное начало, и так служили ему. Поэтому сказал пророк Ошеа:
«Пришли к Бааль-Пеору и предались сраму» (9:10) – то есть посвятили себя сраму…
Культ Пеора – это пример торжествующего дарвинизма, когда человек, сбросив
с себя Б-жественный дар, опускается до уровня низших существ и сам считает
себя животным, хотя и достигшим высокого уровня развития.
Раби Хаим Виталь (1543-1620). «Эц ѓа-даат тов», разд. «Балак»
[Тому, что евреи согрешили,] есть несколько причин. Во-первых, само место…
название «Шитим» намекает на то, что сказано нашими мудрецами: «Воды реки
Шитим способствуют разврату»… И то, что поселились они там, привело
к тому, что «начал народ блудодействовать»… Поэтому вначале названы
они Израилем, а потом народом. Во-вторых, указывает Писание, что еще одной
причиной греха были сами моавитянки, ведь Моав происходит от дочери Лота,
блудившей со своим отцом… И еще указывает Писание, что греха прелюбодеяния
с замужней женщиной, о чем были предупреждены все потомки Ноаха под страхом
смерти, не было там, ибо речь идет о незамужних дочерях Моава… и это были
случайные связи ради блуда, а не для того, чтобы, не дай Б-г, взять моавитянок
в жены, поэтому сказано «блудодействовать»…
И еще усугубили свой грех – «и поклонялся божествам их». Кланялись
они их богам, но это все еще не было тягчайшим грехом идолопоклонства, ибо,
наевшись и напившись, не вполне осознавали, что творят (как говорится в мидраше,
их поили очень дорогим и крепким амонским вином). И еще усугубили они свой
грех тем, что стали совершать его публично – «и прилепился Израиль к Бааль-Пеору»…
Но и здесь можно найти им определенное оправдание… поскольку в простоте души
считали они, что не служат идолу, а, наоборот, - выставляют идолопоклонство
на посмешище. Рассказывается в мидраше… что служение Бааль-Пеору не походило
на прочие виды идолопоклонства: испражняются перед его ликом и подтираются
им, и, таким образом, приникают к нему плотью, то есть буквально прилепляются
к нему.
Из всего этого мы учим несколько вещей. Во-первых, что одно прегрешение влечет
за собой другое, как сказано выше. Во-вторых, можно сказать, что в совершении
евреями греха во многом повинно стечение обстоятельств: само место, располагавшее
к разврату, разнузданное поведение моавитянок, изобилие еды и питья - крепкого
амонского вина. В-третьих, грех идолопоклонства был совершен ими по ошибке,
ибо служили они Пеору, полагая, что их действия - это не служение, а, напротив,
поношение, как на то намекает Писание словом ва-ицмад. Поэтому «и
возгорелся гнев Г-спода на народ Израиля» не совсем так, как из-за поклонения
золотому тельцу, или из-за греха разведчиков, или из-за греха Кораха, когда
Б-г собирался уничтожить весь народ. Но в данном случае гнев Г-спода был таким,
что «Г-сподь сказал Моше: "Возьми всех начальников народа и повесь"»
- тех, кто «прилепился к Пеору», и тогда «отвратится ярость гнева Г-спода»
от Израиля, и не умрут, не дай Б-г, праведники вместе со злодеями, как
это было с поколением пустыни.
«И вот…» («Бемидбар», 25:6) - этим словом Писание подчеркивает начало
новой темы… «И вот некто (иш) из сынов Израиля»… вышел
шумно и открыто «и подвел мидьянку… к Моше»… ибо хотел взять ее в
жены… и выступил он публично с надменностью великой против Моше и остальных
евреев, и тем самым усугубил совершенный грех настолько, что невозможно стало
отвратить гнев Г-спода, лишив жизни только тех, кто «прилепился к Пеору».
Вот тогда-то и возгорелся гнев Г-спода на евреев с такой силой, что хотел
Он истребить всех сынов Израиля, как это становится ясно из стиха: «И
не истребил Я народ Израиля в ревности Моей» (там же, 25:11).
ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ФОНДА ПИНКУСА
ПО РАЗВИТИЮ ЕВРЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДИАСПОРЕ, ИЗРАИЛЬ