ЕСЛИ ПО УСТАНОВЛЕНИЯМ МОИМ БУДЕТЕ ВЫ ПОСТУПАТЬ, И ЗАПОВЕДИ МОИ СОБЛЮДАТЬ, И ИСПОЛНЯТЬ ИХ, ТО ДАМ Я ВАМ ДОЖДИ ВОВРЕМЯ, И ЗЕМЛЯ ДАСТ УРОЖАЙ СВОЙ, И ДЕРЕВЬЯ ПОЛЕВЫЕ ДАДУТ ПЛОД СВОЙ. (П. Гиль)
ЕСЛИ ВЫ БУДЕТЕ СЛЕДОВАТЬ МОИМ ЗАКОНАМ И ХРАНИТЬ МОИ ЗАПОВЕДИ, И ИСПОЛНЯТЬ ИХ, ТО Я ДАМ ВАШИ ДОЖДИ В ИХ ПОРУ; ЗЕМЛЯ ПРИНЕСЕТ СВОЙ УРОЖАЙ, А ПОЛЕВЫЕ ДЕРЕВЬЯ ПРИНЕСУТ СВОИ ПЛОДЫ. (Ц. Васерман)
ЕСЛИ В ЗАКОНАХ МОИХ ХОДИТЬ БУДЕТЕ И ЗАПОВЕДИ МОИ СОБЛЮДАТЬ И ИСПОЛНЯТЬ ИХ, Я ДАМ ВАШИ ДОЖДИ В СВОЕ ВРЕМЯ, И ДАСТ ЗЕМЛЯ СВОЙ УРОЖАЙ, И ДЕРЕВО ПОЛЕВОЕ ДАСТ ПЛОДЫ СВОИ. (Ф. Гурфинкель)
Сравните варианты и обсудите причины, побудившие
переводчиков перевести текст именно таким образом.
Р. Авраѓам ибн Эзра: «Пустоголовые говорят: в этой главе больше проклятий (не исполняющим заповеди), чем благословений (исполняющим их). Это неверно: благословения изложены обобщенно, так что в каждом из них раскрывается множество частностей. Проклятия же изложены в частностях».
Р. Ицхак Альбо: «Вопрос, который мучает древних и современных мудрецов: почему Тора подробно описывает материальные блага, которые приносит человеку праведность, но умалчивает о духовных? И, более того, - если главное вознаграждение относится именно к духовной сфере, но осталось в тени, к чему столь подробное изложение благ второстепенных?»
Р. Ицхак Арама: «Почему Тора столь подробно говорит о материальном воздаянии, умалчивая о совершенстве души и вознаграждении после смерти? Враги наши уже говорили о том, что евреи не верят в вознаграждение после смерти».
Дон Ицхак Абраванель: «Как могут народы бахвалиться перед нами теми благами от Всевышнего, которые, как они верят, уготованы им в грядущем мире, если нам все это обещано еще при жизни?»
Рамбам: «Почему Тора, говоря о вознаграждении за исполнение заповедей, начинает с материальных благ? Разве может совершенствовать душу и постигать духовные ценности тот, кто болен, голоден, порабощен? Чтобы вознаградить душу, надо дать прежде все необходимое телу».
«Рабан Шимон бен Гамлиэль сказал от имени раби Иеѓошуа: “С того дня, когда был разрушен Храм, не было дня без проклятия и не выпадала благословенная роса и фрукты потеряли вкус и перестали быть сочными”» («Сота»).
«Благословение “...раскрывающий глаза слепым” может произнести и слепой, ведь и он получает пользу от дара зрения, когда другие указывают ему дорогу. А если человек произнес благословение “...распрямляющий согбенных” до благословения “...освобождающий узников”, то ему нельзя теперь произнести благословение “...освобождающий узников”, поскольку это уже содержится в словах “распрямляющий согбенных”: освобождение и распрямление частей тела необходимо для распрямления спины!» («Кицур Шульхан арух»)
Суть благословения раскрывается в самом слове, которым оно обозначено в Торе: браха. Корень его тот же, что и в слове берех («колено»), и это не случайно. Чтобы принять благословение, или, как говорят мудрецы, стать «сосудом для благословения», человек должен преодолеть в себе ощущение собственной значимости - и преклонить колени.
«Рабан Шимон бен Гамлиэль сказал от имени раби Иеѓошуа: “С того дня, когда был разрушен Храм, не было дня без проклятия и не выпадала благословенная роса и фрукты потеряли вкус и перестали быть сочными”» («Сота»).
«Благословение “...раскрывающий глаза слепым” может произнести и слепой, ведь и он получает пользу от дара зрения, когда другие указывают ему дорогу. А если человек произнес благословение “...распрямляющий согбенных” до благословения “...освобождающий узников”, то ему нельзя теперь произнести благословение “...освобождающий узников”, поскольку это уже содержится в словах “распрямляющий согбенных”: освобождение и распрямление частей тела необходимо для распрямления спины!» («Кицур Шульхан арух»)
Суть благословения раскрывается в самом слове,
которым оно обозначено в Торе: браха. Корень его тот же, что и в слове
берех («колено»), и это не случайно. Чтобы принять благословение, или,
как говорят мудрецы, стать «сосудом для благословения», человек должен преодолеть
в себе ощущение собственной значимости - и преклонить колени.
ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ФОНДА ПИНКУСА
ПО РАЗВИТИЮ ЕВРЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДИАСПОРЕ, ИЗРАИЛЬ