5763 / 2002-03
Недельная глава
«Бемидбар»
«И Г-СПОДЬ СКАЗАЛ МОШЕ В ПУСТЫНЕ СИНАЙСКОЙ…» («Бемидбар», 1:1)

ПЕРВОИСТОЧНИК

И Г-СПОДЬ СКАЗАЛ МОШЕ В ПУСТЫНЕ СИНАЙСКОЙ, В ШАТРЕ СОБОРНОМ, В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ВТОРОГО МЕСЯЦА, ВО ВТОРОЙ ГОД ПО ВЫХОДЕ ИХ ИЗ ЗЕМЛИ ЕГИПЕТСКОЙ, ТАК…

ТАЛМУДИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК

Мидраш Бемидбар раба (1:6)

И Г-сподь сказал Моше в пустыне Синайской. Зачем [сказано] в пустыне Синайской?1 Отсюда учат мудрецы, что Тора была дарована среди огня, среди воды, посреди пустыни. Откуда известно, [что Тора была дарована] среди огня? А гора Синай дымилась вся... (Шмот, 19:18). Откуда известно [что Тора была дарована] среди воды? ...И с небес капало, и облака сочились водой, горы истекали пред Г-сподом - это Синай... (Шофтим, 5:4,5). А откуда известно, [что Тора была дарована] в пустыне? И Г-сподь сказал Моше в пустыне Синайской (Бемидбар, 1:1). Почему же дарование Торы связано с огнем, водой и пустыней? Так же, как все это безвозмездно дано приходящим в мир, так и слова Торы даны безвозмездно, ведь сказано: О, все жаждущие, идите к водам2... (”Йешаяѓу”, 55:1). Другое толкование И Г-сподь сказал Моше в пустыне Синайской - тот, кто не способен уподобиться не имеющей владельца3 пустыне, не сможет обрести мудрость и Тору; потому и сказано в пустыне Синайской.

1 Согласно подходу мудрецов Талмуда, каждое слово в Торе несет дополнительную информацию. В продолжении комментируемого стиха говорится о том, что описываемое событие происходит во второй год после выхода евреев из Египта. То, что в это время они находятся в Синайской пустыне, как будто бы ясно из общего контекста повествования. Тогда для чего этот факт подчеркивается в данном стихе? Какую дополнительную информацию несут слова в пустыне Синайской? На этот вопрос и отвечает мидраш.
2 Тора - вода - одна из наиболее распространенных в талмудической литературе метафор. Это несколько усложняет мидраш, поскольку выше говорилось о том, что Тора дарована среди воды. Но вода как среда дарования Торы и вода как метафора самой Торы - не одно и то же.
3 Не имеющей владельца - в оригинале использован ѓалахический термин ѓефкер: вещь, которая никому не принадлежит, которую можно присвоить, не опасаясь, что берешь чужое.

КОММЕНТАРИИ

Из предисловия Рамбана к его комментарию к книге Бемидбар

После того, как были разъяснены правила жертвоприношений в книге третьей [Ваикра], в этой книге [Бемидбар] Писание излагает заповеди, связанные с Шатром собрания... Здесь будет указано, что следует отгородить Скинию, в бытность ее в пустыне, как была отгорожена гора Синай, когда Слава Всевышнего пребывала на ней. И заповедано здесь, [в этой книге]: ...посторонний же, который приблизится [к Скинии], будет предан смерти (Бемидбар, 1:51) подобно тому, как заповедано там: ...всякий, кто прикоснется к горе [Синай], должен умереть (Шмот, 19:13)... А также в этой книге заповедано, как надо содержать Скинию и относящиеся к ней предметы, как должен располагаться вокруг нее народ - и стоял народ вдали (Шмот, 20:21), - и как священники, приближающиеся к Г-споду (Шмот, 19:22), должны вести себя при переносе Скинии и во время остановок, и как должны следить за ней... И вся эта книга рассказывает о временных заповедях, которые евреи должны были выполнять, находясь в пустыне, и о явленных им чудесах...

Раби Ицхак Арама (1420-1492, Испания)

Известно, что тот, кто занимается Торой ради нее самой, называется занимающимся ею постоянно [см. Авот, 6:3], ибо его любовь к ней постоянна и связана с самой сутью ее. Но тот, кто занимается Торой ради какой-то другой цели, немедленно оставит Тору, как только поймет, что эту цель можно достичь как-то иначе... И также сказано, что всякий, постоянно занимающийся Торой, возвышается [см. там же], об этом же говорил и р. Меир [см. там же, 6:2]... ибо когда человек занимается Торой ради нее самой, то обретет он все эти совершенства [см. там же], связанные с ней, поскольку не заботят его сторонние помыслы... Таким образом, из этих совершенных высказываний становится ясно, что устремление к Торе во имя ее самой выпрямляет стези человека... И уже было так, что Тора как бы исполняла роль Б-га, пребывая в среде евреев, как мы объясняли выше. И именно это подразумевается Б-жественной Торой в данном отрывке [Бемидбар, 1:1-20], а также в том, что сказано сразу же после него - относительно исчисления народа и т.д... вплоть до разделения под четырьмя знаменами и описания расположения вокруг Скинии. Ибо помимо того, что все это говорит о пределах, в которых Скиния вознесена в святости, подобно тому пределу, что был обозначен вокруг горы Синай... есть здесь еще и дополнительный чрезвычайно важный смысл: само особое расположение стана должно заставить задуматься о значимости центрального места, которое занимает Ковчег Завета... и находящаяся в нем Б-жественная Тора. Дабы евреи могли понять, что она [Тора] - основа всего и центр, вокруг которого вращается все остальное, и могли укрепиться в мысли, что она - цель всех действий и их основа. Дабы возгорелась в их сердцах жажда Торы стрелами огненными, пламенем Г-спода, что не потухнет [ср. Шир ѓа-ширим, 8:6], и дабы... воды Торы охладили душу [ср. Мишлей, 25:25], горящую огнем желаний и пламенем телесных страстей. И чтобы все это привело их [евреев] к отстраненности от нашего мира и отказу от мнимых приобретений и успехов во имя духовных занятий Торой. И об этих трех вещах говорится в мидраше: Отсюда учат мудрецы, что Тора была дарована среди огня, среди воды, посреди пустыни [Бамидбар раба, 1:6, см. выше]... И добавили для поучения: Так же, как все это безвозмездно дано приходящим в мир, так и слова Торы даны безвозмездно - дабы объяснить, что три вышеупомянутых вещи не являются чем-то недоступным и труднодостижимым для человека, если он захочет приучить себя к занятиям Торой и следованию ее указаниям. Ибо подобно тому, как огонь плотских желаний, хладные воды лени и стремление пересекать пустыни и моря в поисках преходящих благ, даны человеку даром, т.е. заложены в его природе, так и три противоположные этим качества, через посредство которых дана Тора, даны человеку даром, если он начнет приучать себя к ним... (Акедат-Ицхак, гл. 72).

Раби Иеѓуда-Арье-Лейб Альтер (1847-1905), автор Сфат-эмет

В мидраше сказано: Тора была дарована среди огня, среди воды, посреди пустыни... Так же, как все это безвозмездно дано приходящим в мир, так и слова Торы даны безвозмездно... Другое толкование: тот, кто не способен уподобиться не имеющей владельца пустыне, не сможет обрести Тору и заповеди. На первый взгляд, второе толкование противоречит первому. Разве можно об этих трех вещах сказать, что они даны безвозмездно, если ради них нам необходимо самих себя и свое имущество превратить в нечто никому не принадлежащее (ѓефкер), как пустыня? [Следует ответить так:] действительно, Тора дана безвозмездно - всякий, кто захочет, может ее изучать. Однако приобрестиТору, то есть прилепиться к ее сути (подобно сказанному: старец, что приобрел мудрость - это тот, в сердце которого мудрость свила себе гнездо и нашла прибежище) - этого невозможно добиться иначе, как превратив себя в ѓефкер... (Сфат-эмет, к разд. Бемидбар).

Вопросы 


ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ФОНДА ПИНКУСА
ПО РАЗВИТИЮ ЕВРЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДИАСПОРЕ, ИЗРАИЛЬ

Ваша оценка этой темы
1 2 3 4 5
           
Шумоглушители купить www.blagovest.ru/catalog/1066/.