Абраванель: Почему Авраѓам приказал
не брать жену для Ицхака из дочерей кнаанеев? Если из-за того, что те поклонялись
идолам, так и по ту сторону реки Евфрат поклонялись идолам... Так почему же
он исключил именно дочерей кнаанеев, а не дочерей Бетуэля и Нахора, которые
были идолопоклонниками, злодеями и грешниками точно так же, как потомки Кнаана?.
Кли якар: Элиэзеру, разумеется, было
известно, что Авраѓам живет в окружении кнаанеев. Но этими словами Авраѓам подчеркивает,
что его сын не должен сближаться с народом, среди которого живет. Он также не
желает, чтобы Ицхак поселился среди соотечественников будущей жены: ведь если
он возьмет жену из одного народа, а жить будет в среде другого, то не сблизится
ни с тем, ни с другим. (р. Шломо-Эфраим Лунчиц; ок.1550 -1619гг.; глава йешив
в Праге и Львове. Жил в Чехии и Польше. Автор комментария Кли якар.)
Р. Ш-Р. Ѓирш: Авраѓам не рассматривает
дочерей Кенаана как возможных невест для своего сына. Он предпочитает невесту
из Арама. Однако следует помнить, что и арамиты были язычниками. Отсюда ясно,
что Авраѓам отверг хананеев именно по причине их распущенности. Идолопоклонство
как таковое - духовный дефект, доступный исправлению. Разврат же растлевает
человека полностью.
Мидраш ѓа-гадоль: Но сказал Авраѓам:
"Поскольку я привожу людей к вере в единого Б-га, сделаю это с моей семьей и
с родом отца моего - ведь о них следует позаботиться прежде всего! А кроме этого,
они действительно очень близки к тому, чтобы раскаяться". Поэтому говорят мудрецы:
" Человек всегда должен думать о своих родственниках и стараться делать им добро".
И сказано также (Йешая, 58:7): "И от родной плоти своей не отворачивайся". (Сборник
мидрашей, составлен р. Давидом бен Амрамом Адани; ок.1250г.; жил в Йемене.)
Ран: Нарушения воли Творца
можно разделить на две условные категории. Первая - это греховное поведение,
вызванное свойствами натуры. Вторая - это грехи, которые люди совершают в соответствии
со своими убеждениями и воззрениями. Такие качества натуры, как злобность, агрессивность,
сластолюбие, наглость и т.д., передаются по наследству. Именно они были характерны
для жителей Кнаана. Однако ложные верования не являются непременным наследием
потомков и могут быть искоренены правильным воспитанием и личным примером. Поэтому,
хотя Бетуэль и его семья были язычниками, именно его дочь выбрал Авраѓам, не
допуская в свою семью дочерей Кнаана.
Кицур Шульхан арух, изд. Шамир (29:10). Человеку свойственно подражать близким, друзьям, знакомым и вообще окружающим. Поэтому следует быть осторожным в выборе товарищей и стараться больше времени проводить с по-настоящему умными, знающими и благочестивыми людьми, чтобы учиться от них, как себя вести. И наоборот, надо отдаляться от нечестивцев, невежественных и злых людей, чтобы ничего не перенять у них даже ненароком. Мудрецы Торы предписывают даже уехать из города, жители которого ведут недостойный образ жизни, и поселиться там, где живут люди честные и благочестивые.
Когда Б-г сотворил мир, Он поручил каждому существу, каждому народу свою роль, определил их назначение. Там, где каждый играет свою партию, господствует гармония. И напротив - там, где строчки слишком расплылись, появляется горечь. (Любавичский Ребе М.-М. Шнеерсон).
ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ФОНДА ПИНКУСА
ПО РАЗВИТИЮ ЕВРЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДИАСПОРЕ, ИЗРАИЛЬ