И ГОВОРИЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ, ТАК: «ГОВОРИ СО ВСЕМ ОБЩЕСТВОМ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ
И СКАЖИ ИМ: СВЯТЫ БУДЬТЕ, ИБО СВЯТ Я, БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ВАШ». (П. Гиль)
ГОВОРИ ОБЩИНЕ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ И СКАЖИ ИМ: БУДЬТЕ СВЯТЫМИ, ПОТОМУ ЧТО СВЯТ Я
– Б-Г, ВАШ Б-Г. (Ц. Васерман)
ГОВОРИ ВСЕЙ ОБЩИНЕ СЫНОВ ИСРАЭЛЯ И СКАЖИ ИМ: СВЯТЫ БУДЬТЕ; ИБО СВЯТ Я, ГОСПОДЬ,
Б-Г ВАШ. (Ф. Гурфинкель)
Сравните варианты и обсудите причины, побудившие переводчиков перевести текст
именно таким образом.
Мидраш «Сифра»: «Говори со всем обществом сынов Израиля…» Этот раздел
был провозглашен во всеуслышание, в присутствии всего народа, потому что
большинство основных законов Торы проистекают из него».
Раши: «Учили мудрецы: каким образом передавался Закон? Моше слушал
слова Всемогущего, Аѓарон слушал Моше. Затем Аѓарон садился по левую руку
от Моше. Входили сыны Аѓарона, и Моше повторял для них. Эльазар садился
по правую руку от Моше, а Итамар – по левую руку от Аѓарона. Входили старейшины,
Моше повторял для них, старейшины занимали места с обеих сторон. Входил
весь народ, и Моше повторял для всех. Таким образом, народ выслушивал Закон
один раз, старейшины – два, сыны Аѓарона – три, Аѓарон – четыре».
р. Элияѓу Мизрахи: «Необходимо собрать всех вместе, поскольку если
бы у одних возникли сомнения в понимании Закона, другие могли бы напомнить
им: разве не так-то и так-то было сказано? Однако если бы народ входил группами
по очереди, то одна группа не могла бы напомнить другой: так-то и так-то
было нам всем сказано».
«Корбан Аѓарон»: «Одно и то же слово несет в себе различный смысл
для каждого слушателя в отдельности, согласно его уровню. Старейшины приняли
от Моше тайны Торы, сыновья Аѓарона – еще более сокровенные тайны. Каждого
он обучал в отдельности согласно его способностям. Народ слышал "плоть"
Закона – буквальный его смысл, а старейшины – его "душу". Однако,
видя, что данный раздел большей частью содержит заповеди, которые следует
понимать и исполнять в их буквальном смысле, и что по отношению к их исполнению
все люди равны, Моше собрал всех вместе».
* * *
Альшех: «Воля Всевышнего состоит в том, чтобы каждый человек был
свят. Глупцы ошибочно полагают, что этого способны достичь только немногие
избранные, один или два человека в каждом поколении. Этот раздел был провозглашен
"во всеуслышание", дабы было ясно, что он обращен не к избранным,
а ко всему народу».
* * *
Рамбам: «Ошибаются думающие, будто бы Г-сподь предрешает, каким быть
человеку с рождения – праведным или безнравственным. Каждый способен стать
праведным, как Моше, или порочным, как Яровам».
Существует ли разхождение во мнениях между толкователями и если да, то в чем оно, по вашему мнению, состоит?
Каковы достоинства и недостатки «ступенчатого» обучения Торе (см. комментарий Раши)?
Для чего Моше собрал весь народ одновременно, какую проблему он пытался этим решить?
Как предписание «будьте святы» соотносится с проблемой свободы выбора?
Всевышний ставит перед человеком задачи и дарует ему силы для их решения. Всегда ли первое соответствует второму?
Сопоставьте слова Альшеха и Рамбама. Высказывают ли они одно и то же мнение?
Какой комментатор из приведенных обосновывает и объясняет «технологию» передачи знаний по Раши?
Можете ли вы предложить иное обоснование?
Раби Акива говорит: «Чувство юмора – ограда чести. Молчание – ограда мудрости. Ограда обетам – воздержание. Ограда чистоте – святость. Ограда скромности – богобоязненность». («Авот де-раби Натан»)
Написано: «Пусть не будет у тебя в кармане двух гирь – большой и маленькой; пусть не будет у тебя в доме двух мер – большой и маленькой». Cказали учителя наши: «Что должен сделать человек, чтобы процветать? Пусть торгует честно и уповает на милость Того, Кому принадлежит все, как сказано: "’Мне – серебро и Мне – золото’, – сказал Всевышний"»
«"Святы будьте…" – легко отнести эту заповедь к поведению в "святых местах": домах учения и молитвы. Тора же говорит: в первую очередь будь свят в будничном: в еде и питье, в отношениях с женой и домочадцами, в торговле и ремесле». (Магид из Межирича)
ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ФОНДА ПИНКУСА
ПО РАЗВИТИЮ ЕВРЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДИАСПОРЕ, ИЗРАИЛЬ