5763 / 2002-03
Недельная глава «Матот-Масэй»

ТЕМА ЗАНЯТИЯ:

СРОК ПРЕБЫВАНИЯ В ГОРОДЕ-УБЕЖИЩЕ
(«Бемидбар», 35:9-28)


ПЕРВОИСТОЧНИК

/9/ И Г-СПОДЬ ГОВОРИЛ МОШЕ ТАК: /10/ «ОБРАТИСЬ К СЫНАМ ИЗРАИЛЯ И СКАЖИ ИМ: "КОГДА ПЕРЕЙДЕТЕ ВЫ ЧЕРЕЗ ИОРДАН В СТРАНУ КНААН, /11/ ТО ВЫДЕЛИТЕ СЕБЕ ГОРОДА – ГОРОДАМИ-УБЕЖИЩАМИ БУДУТ ОНИ У ВАС, И УБЕГАТЬ БУДЕТ ТУДА УБИЙЦА, ЛИШИВШИЙ ЧЕЛОВЕКА ЖИЗНИ ПО ОШИБКЕ… /25/ И ОН ДОЛЖЕН ОСТАВАТЬСЯ ТАМ ДО СМЕРТИ ПЕРВОСВЯЩЕННИКА... /28/ В ГОРОДЕ-УБЕЖИЩЕ СВОЕМ ДОЛЖЕН ОН ОСТАВАТЬСЯ ДО СМЕРТИ ПЕРВОСВЯЩЕННИКА, А ПОСЛЕ СМЕРТИ ПЕРВОСВЯЩЕННИКА МОЖЕТ ВОЗВРАТИТЬСЯ УБИЙЦА К НАДЕЛУ СВОЕМУ.

ТАЛМУДИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК

«Сифри Бемидбар», разд. «Масэй», 2

Сказал р. Меир: «Убийца сокращает срок жизни человека, а первосвященник продлевает». Раби сказал: «Убийца оскверняет землю и удаляет Б-жественное присутствие, а первосвященник способствует тому, чтобы Б-жественное присутствие (Шхина) осенило человека на земле. Само собой, не может тот, кто оскверняет землю, находиться поблизости от того, кто делает так, чтобы Б-жественное присутствие осенило человека на земле».

Вавилонский Талмуд, трактат «Макот»[11а] Мишна. …Поэтому матери первосвященников снабжают их [совершивших непреднамеренное убийство] едой и одеждой, чтобы они не молились о смерти их сыновей.

Гемара. Но даже если бы молились, разве не написано: «Как птица взлетает, как воробей улетает, так и незаслуженное проклятие не сбудется» («Мишлей», 26:2)? Сказал старец со слов Равы: «Думается мне, что они [первосвященники] должны были просить милости Всевышнего для своего поколения, но не делали этого, [поэтому проклятие тех, кто непреднамеренно убил человека, в адрес первосвященника нельзя назвать напрасным]»…

[11b] Мишна. Если свершился над ним [убийцей] суд и умер первосвященник, то не изгоняется он в город-убежище…

Гемара. На чем основано [это постановление]? Сказал Абайе: «По принципу каль ва-хомер ("тем более"): если уж тот, кто был изгнан, возвращается, неужели законно изгонять того, кто не был изгнан!» Но, может быть, скажем так: тот, кто был изгнан, искупил свою вину, а тот, кто не был изгнан, еще не искупил [и должен быть изгнан]? Нет, ибо искупает не изгнание, а смерть первосвященника

КОММЕНТАРИИ

Раши. Комментарий к Торе.

«И он должен оставаться там до смерти первосвященника…»
ибо последний призван сделать так, чтобы Израиль осенило Б-жественное присутствие, поэтому убийца, который удаляет Б-жественное присутствие и укорачивает дни жизни, не достоин того, чтобы быть поблизости от первосвященника. Другое толкование: ибо первосвященник должен был молиться о том, чтобы при его жизни не произошел подобный несчастный случай в среде Израиля.


Раби Хизкия б. Манох (XIII в.), «Хизкуни» (комм. к Торе).

«И он должен оставаться там до смерти первосвященника…» - чтобы люди не роптали на первосвященника, увидев, что убийца вышел из города-убежища, и не говорили: «Мы видели, как тот, кто убил человека ни за что, расхаживает среди людей, а первосвященник не взыскивает с него, хотя должен это сделать, ведь написано: "А человек, который поступит дерзко, не слушаясь священника… пусть умрет…" ("Дварим", 17:12)». А на первосвященника, который сменит того, нечего роптать, ибо это случилось не во время его первосвященства.

«А после смерти первосвященника может возвратиться убийца». Города-убежища -это города левитов, находящиеся под властью первосвященника, и убийца, изгнанный в один из них, оказывается в городе первосвященника и в его власти. Поэтому естественно, что по закону убийца должен выйти на свободу после смерти первосвященника. А наши мудрецы говорили: «Смерть первосвященника [искупает грех убийцы]»…


Рамбам. «Путеводитель растерянных», III, 40
.

Убивший человека по ошибке должен быть изгнан, чтобы успокоился кровомститель и не видел того, из-за кого произошел несчастный случай. Возвращение же изгнанного домой из города-убежища связано со смертью человека, который стоит выше всех в народе Израиля и любим всеми евреями. Объясняется это тем, что это событие успокоит пострадавшего, чей родственник был убит. Ибо природа людей такова, что тот, с кем случилась беда, находит некое утешение, когда подобное или еще худшее несчастье случается с кем-то другим. Но среди бед, связанных со смертью человека, нет в нашем народе большей, чем смерть первосвященника.


Раби Калонимус-Кальман бен Аѓарон Эпштейн. «Меор ва-шемеш», разд. «Масэй»
.

Почему убийцы должны были скрываться именно в городах, принадлежавших левитам, а не другим коленам Израиля? И еще следует понять, почему говорит Писание, что убийца «должен оставаться там до смерти первосвященника». Почему его возвращение связано со смертью первосвященника? И хотя наши мудрецы уже объяснили это, я добавлю несколько слов. Дело в том, что человек, который совершает преступление по ошибке, тем более такое тяжкое, как убийство, в чем-то духовно ущербен, несмотря на то, что сделал это без всякого умысла… И даже если он захочет раскаяться в таком тяжком преступлении, то не сможет сделать это как следует, ибо не помнит всех предыдущих прегрешений, которые привели его к этому преступлению… да и не всякий способен на искреннее раскаяние… Поправить это можно, «прилепившись» к праведникам своего поколения, которые знают, что такое истинное раскаяние, и совершают его…

И известно, что левиты умеют совершать истинное раскаяние… И сказано, что помазанный первосвященник иногда совершает грех по вине народа Израиля. То есть если случится первосвященнику совершить по ошибке прегрешение, при том, что сам по себе он не способен на такое действие… это лишь свидетельство того, что поколение нуждается в исправлении. Но поскольку народ не в состоянии совершить истинное раскаяние, случается так, что первосвященник совершает прегрешение по ошибке. [Всевышний допускает это], чтобы тот своим раскаянием вознес к Небесам раскаяние всего народа Израиля…

Поэтому совершивший непреднамеренное убийство должен бежать в город левитов, которые знают, что такое истинное раскаяние… И поэтому, если убийца выйдет из города-убежища, то станет понятно, что он не хочет полного раскаяния, иначе не двинулся бы оттуда и не покинул бы левитов, страшась злого начала в себе, способного перечеркнуть его раскаяние. То есть его выход из города-убежища свидетельствует о том, что он бежал туда только из страха за свою жизнь, опасаясь, что кровомститель убьет его [а не в стремлении к раскаянию, на которое толкает его совершенное преступление], поэтому кровомститель и может безнаказанно убить его. И в этом же [в необходимости достичь полного раскаяния] смысл того, что он должен оставаться в городе-убежище до смерти первосвященника. Ибо если случится первосвященнику совершить по ошибке какое-нибудь прегрешение, то своим раскаянием он вознесет к Небесам раскаяние всех евреев и тем самым очистится и этот убийца… Поэтому «должен он оставаться там до смерти первосвященника»… Ибо в этом случае произойдет одно из двух: либо первосвященник совершит прегрешение по ошибке и своим раскаянием вознесет к Небесам раскаяние всех евреев и этого убийцы в частности, либо не совершит он не единого прегрешения за всю свою жизнь и это будет свидетельством того, что и без нечаянного греха первосвященника принято раскаяние этого поколения народа Израиля и в частности этого убийцы. И тогда «может возвратиться убийца к наделу своему».

Вопросы 


ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ФОНДА ПИНКУСА
ПО РАЗВИТИЮ ЕВРЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДИАСПОРЕ, ИЗРАИЛЬ

Ваша оценка этой темы
1 2 3 4 5