И СКАЗАЛ ЙЕЃУДА: «ЧТО НАМ СКАЗАТЬ ГОСПОДИНУ МОЕМУ? ЧТО ГОВОРИТЬ НАМ И ЧЕМ
ОПРАВДЫВАТЬСЯ? ВСЕСИЛЬНЫЙ НАШЕЛ ВИНУ ЗА РАБАМИ ТВОИМИ. ВОТ, МЫ РАБЫ ГОСПОДИНУ
НАШЕМУ: И МЫ, И ТОТ, У КОТОРОГО НАЙДЕН КУБОК». (Пер. П. Гиля.)
И СКАЗАЛ ЙЕЃУДА, ЧТО СКАЗАТЬ НАМ ВАШЕМУ ГОСПОДИНУ, ЧТО НАМ ГОВОРИТЬ И ЧЕМ
НАМ ОПРАВДАТЬСЯ! Б-Г НАШЕЛ ВИНУ ЗА ТВОИМИ РАБАМИ. ВОТ МЫ РАБЫ МОЕМУ ГОСПОДИНУ,
И МЫ, И ТОТ, В ЧЬИХ РУКАХ НАЙДЕН КУБОК. (Пер. Ф. Гурфинкель.)
ИЕЃУДА СКАЗАЛ: ЧТО МЫ СКАЖЕМ МОЕМУ ГОСПОДИНУ? КАК БУДЕМ ГОВОРИТЬ? ЧЕМ ОПРАВДАЕМСЯ?
Б-Г РАСКРЫЛ ГРЕХ ТВОИХ РАБОВ. ВОТ, МЫ – РАБЫ МОЕМУ ГОСПОДИНУ: И МЫ, И ТОТ, У
КОГО НАЙДЕН БОКАЛ. (Пер. Ц. Вассермана.)
Сравните варианты и обсудите причины, побудившие переводчиков перевести текст
именно таким образом.
Брейшит раба (92:2). Что нам сказать господину моему - отцу моему, что в земле Ханаанской, - что говорить нам - о Шимоне, - чем оправдаться - о Биньямине.
Раши. Б-г нашел. - Мы знаем, что не провинились перед тобой, но Вездесущему угодно, чтобы такое постигло нас. Заимодавец нашел место и время взыскать с нас долг.
Рах. Всесильный нашел вину за рабами твоими. Вот, мы рабы господину нашему: и мы, и тот, у которого найден кубок. - Даже тот, у которого найден кубок, чист перед тобой, и мы будем твоими рабами только потому, что Он подстроил все это, взыскивая с нас за грех. (Рабейну Хананэль бен Хушиель, ум.около 1065, комментатор Талмуда и Торы, был главой йешивы в Керуане, Сев. Африка.)
Хизкуни. Вот, мы рабы господину нашему: и мы, и тот, у которого найден кубок. -Ранее они сказали (44:9), что тот, у кого будет найден кубок, умрет, а все остальные в таком случае согласны быть рабами. Теперь же, когда кубок был обнаружен у Биньямина, Йеѓуда, опасаясь за его жизнь, поторопился заявить, что как они сами, так и Биньямин, станут рабами.
Сфорно. Всесильный нашел вину за рабами твоими. - Пусть мы и станем рабами по воле Всевышнего, хотя ни в чем не провинились перед тобой, но это зло делается твоими руками: ведь от злодеев выйдет зло. Подобное этому мы находим в Талмуде (Таанит, 18б): Мы заслужили свою смерть виной перед Всевышним, и много посланцев есть у Него, чтобы карать, вот и мы пострадаем от твоей руки. Но зло приходит в этот мир только через готовых на это злодеев, и ты еще сполна рассчитаешься за нашу кровь.
Мишна, Авот (5:11). [Существуют] четыре типа характера. Вспыльчивый, но отходчивый больше приобретает, чем теряет; уравновешенный, но злопамятный больше теряет, чем приобретает; уравновешенный и отходчивый - благочестив; вспыльчивый и злопамятный - грешник.
Кицур Шульхан арух, изд. Шамир (124:4).
Особое внимание надо обратить на улучшение своих взаимоотношении с другими
людьми. Сказано в Талмуде, что Йом-Кипур искупает только грехи, совершенные
по отношению ко Всевышнему. Грехи, совершенные по отношению к другим людям,
Йом-Кипур искупает лишь при условии, что обидчик получил прощение от обиженного.
Нанесенный кому-либо убыток мало только возместить - надо еще получить прощение
от пострадавшего.
Ребе Зуся из Аниполя говорил, что он научился у вора семи вещам: 1.Вор делает все тихо. И Зуся ничего не выставляет напоказ. 2. Вор направляет все свои силы на достижение намеченной цели. Зуся поступает так же. 3. Для вора важна каждая мелочь. И Зуся никогда не упускает возможности сделать что-нибудь хорошее. 4. Вор не жалеет себя для достижения цели. И Зуся учился, молился и размышлял столь же упорно. 5. Вор не делает ничего лишнего. И Зуся никогда не тратит время зря. 6. Вор - оптимист и верит в удачу. И Зуся знает, что все будет хорошо. 7. Если первая попытка не удалась, вор пробует снова и снова, пока не добьется результата. И Зуся никогда не отступится от своей задачи (Любавичский Ребе М.-М. Шнеерсон).
ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ФОНДА ПИНКУСА
ПО РАЗВИТИЮ ЕВРЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДИАСПОРЕ, ИЗРАИЛЬ