5763 / 2002-03
Недельная глава
«Мишпатим»
«НЕ СЛЕДУЙ ЗА БОЛЬШИНСТВОМ ВО ЗЛО» (по «Шмот», 23:2)

Варианты перевода

НЕ СЛЕДУЙ ЗА БОЛЬШИНСТВОМ ВО ЗЛО И НЕ ВЫСКАЗЫВАЙСЯ О ТЯЖБЕ, ИСКАЖАЯ ЗАКОН, ЛИШЬ БЫ СКЛОНИТЬСЯ К БОЛЬШИНСТВУ (пер. П. Гиля).

НЕ БУДЬ ЗА БОЛЬШИНСТВОМ К ЗЛУ (при вынесении обвинительного приговора) И НЕ ОТЗЫВАЙСЯ О СПОРНОМ УКЛОНЧИВО, ЗА БОЛЬШИНСТВОМ КЛОНЯСЬ (пер. Ф. Гурфинкель).

НЕ СЛЕДУЙ ЗА ПРОСТЫМ БОЛЬШИНСТВОМ В ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЯ О НАКАЗАНИИ; ТАМ ГДЕ ЕСТЬ РАЗЛИЧИЕ ВО МНЕНИЯХ, НЕ ГОЛОСУЙ ТАК, ЧТОБЫ КТО-ТО БЫЛ ВЫНУЖДЕН ИЗМЕНИТЬ СВОЕ МНЕНИЕ, ЧТОБЫ УТВЕРДИТЬ РЕШЕНИЕ БОЛЬШИНСТВОМ (пер. Ц. Вассермана).
Сравните варианты и обсудите причины, побудившие переводчиков перевести текст именно таким образом.

Комментарии

Раши: не будь за большинством к злу - Так перевел Онкелос: не отказывайся высказать свою точку зрения, когда тебя спрашивают при разборе тяжбы в суде. То есть, не отвечай в спорном деле уклончиво, не увиливай, устраняясь от разбирательства, но решай по правде. Я же полагаю, что если толковать по прямому смыслу, то, исходя из контекста, значение этих слов таково - если видишь, как нечестивые творят неправый суд, не говори: ведь их большинство, последую за ними; и не отзывайся о спорном уклончиво - если подсудимый спросит тебя о том судебном разбирательстве, не отвечай ему в соответствии с мнением большинства, извращая справедливость, но выскажи то решение, каким оно должно быть по твоему мнению, пусть даже и ответственность за неправедный приговор лежит на большинстве; за большинством клонясь - следовательно, в том, что ты злом не считаешь, заповедано следовать мнению большинства.

Авраам Ибн-Эзра: не следуй за большинством во зло - Если ты слышишь от многих людей мнение, которое тебе не знакомо, не говори: их много, значит, на них можно положиться. А мудрецы из этих же слов Торы выводят обязанность устанавливать закон большинством голосов.

Рашбам: не следуй за большинством во зло - Если ты считаешь, что решение должно быть иным, даже если очевидно, что твое слово ничего не изменит и решение будет принято по мнению большинства; и не высказывайся о тяжбе и т.д. - даже в том случае, если оправдывают человека, которому угрожает смертный приговор.

Рабейну Бахья: не следуй за большинством во зло - Даже если все вокруг ведут себя недостойно, не будь среди них.

Хизкуни: и не высказывайся о тяжбе - Если ты уверен в том, что то или иное рассуждение, недоступное пониманию коллег-судей, могло бы изменить ход голосования и они лишь благодаря твоему авторитету, не понимая, почему так делают, проголосуют вслед за тобой, - ты не вправе воспользоваться сложившейся ситуацией; склониться к большинству - приговор выносится большинством голосов, но это решение легитимно только при том условии, что каждый из судей в состоянии обосновать свою точку зрения.

Сфорно: склониться к большинству - Ты не вправе сказать во время суда: Мое мнение совпадает с мнением большинства, - а обязан привести ход своих рассуждений и аргументацию.

Вопросы 

Мишна

Трактат Авот (1:18) Рабан Шимон бен Гамлиэль говорил: Три условия - залог существования человечества: правосудие, честность и добрососедство. Как сказано: Честно и справедливо судите ради мира [между вами] в ваших вратах.

Ѓалаха

Кицур Шульхан арух, изд. Шамир (171:1) Ѓалаха считает компромисс идеальным способом разрешения любых споров. Если стороны не смогли прийти к компромиссу самостоятельно, они прежде всего обязаны попытаться разрешить свой спор у раввина или, если он сочтет нужным, обратиться в бейт-дин - раввинский суд. Мудрецы Торы весьма неодобрительно относятся к евреям, которые обращаются в нееврейские судебные инстанции, разве что стороны (или хотя бы одна из них) не признают авторитета бейт-дина и требуется вмешательство властей, чтобы его решение было исполнено.

Хасидизм

Торговцу, чтобы остаться честным, надо куда больше знаний и богобоязненности, чем раввину. Но тот, кто достигнет такого уровня, разве пойдет торговать в лавку? Что же вы удивляетесь тому, что мало честных торговцев? (р. Менахем-Мендл из Коцка).


ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ФОНДА ПИНКУСА
ПО РАЗВИТИЮ ЕВРЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДИАСПОРЕ, ИЗРАИЛЬ

Ваша оценка этой темы
1 2 3 4 5