КОГДА ПРИДЕШЬ ТЫ В СТРАНУ, КОТОРУЮ Б-Г, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, ДАЕТ ТЕБЕ, И ОВЛАДЕЕШЬ
ЕЮ, И ПОСЕЛИШЬСЯ В НЕЙ, И СКАЖЕШЬ: «ПОСТАВЛЮ Я НАД СОБОЮ ЦАРЯ, ПОДОБНО ВСЕМ
НАРОДАМ, ЧТО ВОКРУГ МЕНЯ», – ТО ПОСТАВЬ НАД СОБОЮ ЦАРЯ, КОТОРОГО ИЗБЕРЕТ Б-Г,
ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ… (П. Гиль)
Мидраш Сифри. Евреи просили пророка Шмуэля: "...поставь нам царя... как у всех народов..." (Шмуэль I, 8:5), чтобы тот возглавлял их в поклонении идолам (ѓалахический мидраш к книгам Бемидбар и Дварим, записан раби Шимоном бар Иохаем, II в.).
Р. Нисим Геронди: Грех народа в том, что они просили Шмуэля:" ...поставь нам царя, чтоб судить нас..." (Шмуэль I, 8:5), в то время как судить могли только судьи. (Рабейну Нисим бен Реувен Геронди, ѓа-Ран, 1317-1375, один из крупнейших ѓалахических авторитетов, глава иешивы в Барселоне; комм. к Талмуду, ѓалахические респонсы.)
Рамбам: Когда придешь ты в страну - три заповеди получил Израиль, войдя в Страну: избрать царя, истребить семя Амалека и построить Храм. Почему же Всевышний гневно воспринял высказанное пророку Шмуэлю пожелание евреев? Потому, что те отнюдь не хотели исполнить заповедь, а лишь предъявляли претензии и желали выразить пророку свое недовольство.
Рамбан. Народ был недоволен властью Шмуэля, ибо тот, будучи судьей и пророком, заставлял их поступать по слову Всевышнего, а они хотели быть как " все".
Хизкуни: которого изберет Б-г - по слову пророка или с помощью урим и тумим (на нагруднике первосвященника).
Абраванель: поставь над собою царя - Израиль не нуждается в царе. Функции царя - ведение войны, установление законов, осуществление судопроизводства и наказаний по велению времени вне рамок юридической системы. Все это годится для народов мира, у которых нет Торы. У евреев же "Б-г - воин..." (Шмот, 15:3), Его законы передал нам Моше, и суд имеет полномочия карать, если ситуация того требует. Поэтому избрание царя - это не заповедь, а право, ведь ни Иеѓошуа, ни старейшины, придя в Страну, не сделали этого. Если это заповедь, как они смели хотеть царя "подобно всем народам", ведь евреям запрещено уподобляться иноплеменникам?! Из повеления Всевышнего Шмуэлю:" ...Завтра пошлю тебе мужа из земли Биньямина, и помажь его в повелители над Моим народом, Израилем, и он спасет Мой народ от руки плиштим, ибо Я видел народ Мой, ибо дошел вопль его ко Мне" (Шмуэль I, 9:15), следует, что единственная функция еврейского царя - спасать Израиль от опасностей. А слова "подобно всем народам" относятся к ведению войн. Когда же народ просил суда, то речь шла не о повседневном судопроизводстве, а о том, что царь должен являться гарантом его справедливости.
Ор ѓа-хаим: Раби Неѓорай объяснял, что это повеление Торы - не что иное, как ответ на претензию народа. Если евреи достойны и не просят царя, то Царь их - Сам Б-г. Однако раз уж они позволили себе задать такой вопрос, тогда вступает в силу заповедь: "Поставь над собою царя..."
Кли якар: поставь над собою царя - почему пророк Шмуэль воспротивился требованию евреев поставить над ними царя? Потому, что тем хотелось поступать подобно всем народам. А некоторые авторитеты утверждают, что это не заповедь, а пророческое предсказание Торы: если народ попросит - Б-г исполнит. Народ просил у Шмуэля: "Дай нам царя!" (Шмуэль I, 8:6), - не как в Торе: "Поставь над нами царя", - ибо они хотели, чтобы царь потакал их прихотям. Кроме того, они сказали: "...чтобы судить нас, как у всех народов" (там же, 8:5). Но если "нам" и "как у всех народов" - как царю их ему судить?! (Р. Шломо-Эфраим Лунчиц, ок. 1550-1619, автор комм. к Торе, глава иешив в Праге и во Львове.)
Если повеление поставить царя - заповедь, почему пророк Шмуэль воспротивился требованию народа?
Почему народ предпочитал власть царя власти пророка, передающего народу прямые и непосредственные указания Всевышнего?
Согласен ли Абраванель с мнением мидраша Сифри? Рана? Рамбама?
Является ли заповедь назначить царя безусловной или для ее осуществления требуются определенные условия?
Кому принадлежит решающее слово в назначении царя?
Чему учит нас текстологическое различие между двумя просьбами: "Дай нам царя" и "Поставь над нами царя" - в свете комментария Кли якар?
Какую функцию исполняет царь у нееврейских народов, согласно мнениям Абраванеля и Кли якар? Почему евреи не имеют права поступать подобно всем народам?
Зачем евреям царь, если есть "Царь царей" и "Его Закон"?
Какие слова Торы подтверждают точку зрения комментатора Ор ѓа-хаим?
Какой строй общественного управления является идеальным с точки зрения Торы?
Может ли народ свободно избрать в цари того, кого пожелает?
Чему способствует назначение царя: потере или обретению национальной независимости?
(Авот, 3:2). Раби Ханина, замещавший первосвященников, говорил: "Молись о благополучии державы - ведь если бы не страх [наказания], люди глотали бы друг друга живьем..".
(Рамбам, Мишнэ Тора, разд. Законы о Царе-Машиахе, 11:1). В грядущие дни поднимется на престол Царь-Мошиах, восстановит династию Давида и вернет первоначальный суверенитет. Он отстроит Xpaм и соберет народ Израиля, рассеянный по свету. В его дни снова вступят в силу все законы, действовавшие в прошлом. Мы будем приносить жертвы, а также соблюдать субботний и юбилейный годы в соответствии с написанным в Торе. Всякий, кто не верит в него или не ожидает его прихода, отвергает не только предсказания пророков, но слова самой Торы и Моше, учителя нашего. Ибо сама Тора свидетельствует о Машиахе: "И возвратит Г-сподь, Б-г твой, изгнанников твоих и смилуется над тобою‚ и вновь соберет тебя... даже если будешь ты заброшен на край земли... и приведет тебя Г-сподь, Б-г твой, в страну..." (Дварим‚ 30:3-5). Эти недвусмысленные слова Торы включают в себе все, что сказано пророками о Машиахе.
(Ликутей-сихот, т. 18, с. 280) Сказано у Рамбама: "Не думай, что
Машиах должен творить чудеса". Миссия Машиаха - привести к совершенству
в выполнении Торы. Итак, если Машиах должен совершать изменения в мире, то ясно,
что это противоречит положению" Тора, ее законы и указания вечны".
А так как цель Машиаха - это не чудеса и знамения, понятно, что и они также
не могут быть "экзаменом его праведности".
ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ФОНДА ПИНКУСА
ПО РАЗВИТИЮ ЕВРЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДИАСПОРЕ, ИЗРАИЛЬ