УЗНАЮТ ОНИ, ЧТО Я - Б-Г, ВСЕСИЛЬНЫЙ, КОТОРЫЙ ВЫВЕЛ ИХ ИЗ СТРАНЫ ЕГИПЕТСКОЙ, ЧТОБЫ ОБИТАТЬ СРЕДИ НИХ; Я - Б-Г, ВСЕСИЛЬНЫЙ ИХ! (пер. П. Гиля).
И ПОЗНАЮТ, ЧТО Я Г-СПОДЬ, Б-Г ИХ, КОТОРЫЙ ВЫВЕЛ ИХ ИЗ ЗЕМЛИ МИЦРАИМА, ЧТОБЫ МНЕ ОБИТАТЬ В ИХ СРЕДЕ, - Я ГОСПОДЬ, ИХ Б-Г (пер. Ф. Гурфинкель).
ОНИ ПОЗНАЮТ, ЧТО Я, Б-Г - ИХ Б-Г, КОТОРЫЙ ВЫВЕЛ ИХ ИЗ ЕГИПТА,
ЧТОБЫ ОБИТАТЬ В ИХ СРЕДЕ. Я, Б-Г - ИХ Б-Г (пер. Ц. Вассермана).
Сравните варианты и обсудите причины, побудившие
переводчиков перевести текст именно таким образом.
Раши: чтобы Мне обитать в их среде - С тем, чтобы Мне обитать в их среде.
Ибн-Эзра: узнают они - Узнают, что только для того, чтобы
они служили Мне, построили Святилище и Я мог бы раскрыть там Свое Присутствие,
Я вывел их из Египта.
Рамбан: узнают они, что Я - Б-г - Комментарий Раши мне неясен,
и, возможно, следует понимать эти слова так: для того Я раскрою присутствие
Шхины в Святилище, чтобы они узнали, что Я - Г-сподь Б-г, который вывел
их из земли египетской. Согласно этому простому прочтению текста, присутствие
Шхины в Святилище нужно именно людям, а не Всевышнему, но сам народ Израиля
нужен Творцу, ведь сказано: ...чтобы гордиться ими (Иешайяѓу, 49:3)
Рабейну Бахья: вывел их из страны Египетской - Ели бы не служение в Святилище, то не выводил бы их оттуда. Пусть, наконец, узнают, что если бы не приняли Меня в качестве Б-га, то не стал бы Я спасать их. Раскрытие Шхины в этом мире посредством служения еврейского народа нужно в первую очередь Творцу, а не людям.
Ор ѓа-хаим: Я - Б-г, Всесильный - Почему два раза повторены эти Имена Всевышнего? Возможно, для того, дабы научить нас, что даже в то время, когда не будет служения жертвоприношениями в Святилище, все равно Он - Б-г, Всесильный... Все время, пока евреи служат Ему, они достойны того, чтобы Имя Всевышнего пребывало среди них.
Эмек ѓа-давар: узнают они, что Я - Б-г - обещание: увидят и поймут, что Я - Б-г!
Сфорно: пусть возьмут приношение для Меня - Повеление собрать пожертвования дано главам народа, но евреи не стали дожидаться организованного сбора, а сами принесли столько, что образовался даже избыток; у каждого - но не взыскивать, а брать только то, что найдут нужным дать, от души.
Ѓа-ктав ве-ѓа-кабала: и возьмут Мне подношение - Почему сказано и возьмут а не и дадут? Тот, кто приносит дар кому-то очень важному, на самом деле не дает, а получает. (Комм. Яакова-Цви Мекленбурга, 1785-1865, раввина Кенигсберга.)
Бейт-ѓа-Леви: и говорил - эта глава Торы следует за главой Мишпатим, посвященной законам, регламентирующим деловые отношения между людьми, для того, чтобы научить нас внимательно относиться к источнику денег, идущих на благотворительность. Деньги должны быть заработаны честно, ведь с грязными деньгами никакая благотворительность не помогает дающему. Общее правило: Заповедь нельзя исполнить путем греха. (Хаим ѓа-Леви Соловейчик, 1853-1918, известный раввин и талмудист, жил в Российской империи.)
Трактат Авот (1:11). Автальон говорил: Мудрецы, будьте осторожны в своих высказываниях. Ибо может случиться, что вас осудят и отправят в изгнание, где вы окажетесь посреди гнилого болота. Станут пить [из него] ученики, которые придут [туда] вслед за вами, и умрут, в результате чего Имя Всеего будет осквернено.
Кицур Шульхан арух, изд. Шамир (134:9) Обрезание (брит-мила) - первая заповедь, которую отец обязан исполнить для своего сына. По предписанию Торы (Ваикра, 12:3), обрезание следует совершить на восьмой день после рождения ребенка.
Обрезание - знак союза, который Всевышний заключил с Авраѓамом и со всем его потомством, пообещав быть Всесильным [Б-гом] тебе и потомству твоему после тебя (Брейшит, 17:7). В книге Сефер ѓа-хинух сказано, что эта заповедь выражает желание Всевышнего, чтобы избранный Им народ, Израиль, отличался от всех остальных народов мира не только духовно, но и телесно. Всевышний создал первого человека, Адама, без крайней плоти - она появилась у того вследствие совершенного им греха, когда он вкусил от запрещенного плода с Древа познания добра и зла. Поэтому обрезание возвращает человеческое тело к его исходному совершенству. И в том факте, что Творец Сам не вернул тела евреев к их первоначальному виду, а предписал им делать это своими руками, содержится глубокий нравственный смысл. Всевышний как бы говорит человеку, что его совершенствование зависит от него самого: так же, как он может изменить к лучшему свое физический состояние, ему вполне по силам улучшить и духовное.
ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ФОНДА ПИНКУСА
ПО РАЗВИТИЮ ЕВРЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДИАСПОРЕ, ИЗРАИЛЬ