(10) И СКАЗАЛ АВИМЕЛЕХ АВРАЃАМУ: «ЧТО ИМЕЛ ТЫ В ВИДУ, КОГДА ТЫ ЭТО СДЕЛАЛ?» (11) И СКАЗАЛ АВРАЃАМ: «ТАК КАК Я ДУМАЛ – ТОЛЬКО НЕТ СТРАХА ПРЕД ВСЕСИЛЬНЫМ В ЭТОМ МЕСТЕ, И МЕНЯ УБЬЮТ ПО ПОВОДУ ЖЕНЫ МОЕЙ». (пер. П. Гиля).
(10) И СКАЗАЛ АВИМЕЛЕХ АВРААМУ: ЧТО УСМОТРЕЛ ТЫ, ЧТОБЫ ТЕБЕ СОДЕЯТЬ ТАКОЕ ДЕЛО? (11) И СКАЗАЛ АВРААМ: ИБО Я СКАЗАЛ (СЕБЕ): ОДНАКО НЕТ СТРАХА Б-ЖЬЕГО НА ЭТОМ МЕСТЕ, И УБЬЮТ МЕНЯ ИЗ-ЗА МОЕЙ ЖЕНЫ. (Ф. Гурфинкель)
Раши: Только нет страха пред Всесильным - о чем спрашивают у путника, пришедшего в город? О том, что ему нужно из еды и напитков или о его жене? А они спросили: «Это жена твоя или сестра?»
Хизкуни: Только нет страха пред Всесильным - может быть, жителям Грара чувство страха не было знакомо вовсе? Сказано в Торе: «только нет», - а два последовательных отрицания толкуются, как утверждение, да и написано в Торе: «...и люди эти сильно испугались» (20:8). Но испугались они потому, что все еще был виден столп дыма над Сдомом, и сказали («Брейшит раба», 52:9): «Ангелы-губители, посланные оттуда, прибыли сюда!» (р. Хизкия бен Маноах, ХII в., комментатор Писания, Франция)
«Сефер ѓа-икарим»: Законы морали могут быть ошибочными, если дурное считается хорошим. (р. Йосеф Альбо, 1380-1445, Испания).
«Ор ѓа-хаим»: Только нет страха пред Всесильным - Спросил Авимелех: «Ты опасаешься отсутствия у нас богобоязненности? Не бойся, тебя не убьют и жену твою не тронут, никто не собирается вступать в запретную связь с замужней». На что Авраѓам ответил: «Так как я думал - только нет страха пред Б-гом». В оригинале слово рак («только») является избыточным и указывает на то, что богобоязненность жителей Грара была избирательной. У них был страх пред Б-гом, но какой?! Тяжесть греха адюльтера они готовы облегчить, убив мужа. А если его убьет не один человек, а толпа, - то и виновного не будет! Поэтому он и сказал лишь то, что Сара - его сестра. (р. Хаим бен-Атар, 1686, Марокко - 1743, Иерусалим)
«Хатам софер»: Слово рак («только») свидетельствует об отсутствии трепета пред Б-гом, однако страх наказания за нарушение закона у них был. Поэтому Авраѓам боялся именно тайного убийства. (р. Моше Сойфер, законовед и комментатор, 1762-1839)
Мальбим: Даже при наличии хорошего законодательства и охраны правопорядка нельзя гарантировать соблюдение закона, если у человека эмоции и страсти берут верх над разумом. Человек мучим страстями... Если он будет уверен в своей безнаказанности, в том, что может спрятать концы в воду, то разум его разрешит ему и убить, и совершить прелюбодеяние. Лишь одно способно удержать его от греха - богобоязненность...
«Большой Энциклопедический Словарь»: «Исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения). Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие нормы, принципы, идеалы». (М.: «Большая Российская энциклопедия»; СПб., «Норинт», 1998, стр. 755)
О чем, по мнению Раши, свидетельствовали расспросы о женщине?
О чем свидетельствует вопрос Авимелеха - о хитрости или наивности, а может быть, об уверенности в собственной правоте?
Почему Авраѓам убежден в том, что там, где нет страха пред Всесильным, нет права и морали?
Почему Хизкуни избрал в качестве комментария к этому эпизоду мидраш о Сдоме?
Есть ли разница между боязнью согрешить и страхом перед наказанием?
Может ли богобоязненность быть избирательной?
Может ли существовать человеческая мораль без страха пред Б-гом?
Совпадает ли мнение БЭС с мнением р. Й. Альбо?
Что побуждает к соблюдению закона в современном государстве - страх перед наказанием или осознание гражданского долга?
Можно ли быть законопослушным в стране, где нет богобоязненности?
Трактат «Авот» (3:9). Раби Ханина бен Доса говорил: «В том, у кого боязнь согрешить предшествует мудрости, мудрость укрепится; а тот, у кого последняя предшествует боязни согрешить, утратит ее».
Рамбам, «Яд ѓа-хазака», разд. «Нравственные склонности» (1:7). Как может человек развить и укоренить в себе добрые качества? Пусть он снова и снова повторяет действия, к которым они должны приводить, и пусть делает это постоянно, пока их совершение не станет для него легким и они перестанут обременять его. Таким путем эти качества привьются ему.
«Иногда приходишь куда-то, где кажется, что это место вне Б-жественной власти, что оно слишком грубо для света, и хочется бежать оттуда прочь... Просто вспомни, что не существует места вне Б-га, и радуйся своему предназначению обнаружить Его именно здесь». (М.-М. Шнеерсон, Любавичский Ребе)
ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ФОНДА ПИНКУСА ПО РАЗВИТИЮ ЕВРЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДИАСПОРЕ, ИЗРАИЛЬ
Сэндвич панели для автомойки автосервис или автомойка из сэндвич панелей.