Гл. страница >> Образовательный центр >> Первоисточники >> Тора >> Книга"Дварим" / Обзор недельных разделов  

«Дварим»

Пятая книга Пятикнижия, «Дварим», имеет еще одно название: «Мишнэ Тора» – «повторение Торы» (в русской традиции - «Второзаконие»). Само название говорит о ее отличии от других книг Торы. Она начинается так: «Вот слова, с которыми Моше обратился ко всему Израилю...» Наши мудрецы спрашивают: «Как может быть это сказано о Моше, который говорил о себе: “…я косноязычен...”?» («Шмот», 4:10). Мидраш объясняет: «Так сказал Святой, благословен Он: «Язык, на котором записана дорогая для Меня Тора, – лекарство для языка». Как сказано: «Лекарство для языка – древо жизни…» («Мишлей», 15:4), – а «древо жизни» – это Тора, как сказано: «Древо жизни она для придерживающихся ее…» Пока Моше не удостоился получения Торы, он был косноязычен, когда же ему была дана Тора, он стал говорить свободно, поэтому о нем написано: «Вот слова, которые говорил Моше всему Израилю...» Мидраш раба»).

Косноязычие Моше, как объясняет учение хасидизма, было свидетельством его высочайшего духовного уровня, что делало его непонятным для окружающих и лишало прочной связи с материальным миром. Способность к речи, которая связывает духовные миры с физическим и помогает человеку выразить свой духовный мир, была у Моше нарушена. Но затем он восходит на уровень посредника между Б-жественной То­рой и людьми. Излечение Моше свидетельствует о том, что он обрел способность «переводить» возвышенную духовность на язык обычных людей. Книга «Дварим» (слово Дварим одного корня со словом дибур – «речь»), как никакая другая из книг Торы, обращена к человеку, «говорит языком людей». Смысл ее второго названия - «Мишнэ Тора» - в повторном изложении Торы, но уже с человеческой точки зрения, «снизу вверх». Один из величайших хасидских раввинов, Гурский Ребе Йеѓуда-Арье-Лейб Алтер, автор книги «Сфат-эмет», писал: «Название “Мишнэ Тора” связано с тем, что в этой книге все то, что было уже сказано ранее, сказано иначе... евреи могли не воспринять Тору так, как понимал ее Моше, поэтому он повторил ее им еще раз, уже в соответствии с их пониманием».

Об этой книге сказано в Талмуде, что Моше произнес ее своими словами, в пророческом откровении, осененный Б-жественным духом. Можно сказать, что вся Устная Тора – это человеческое видение Небесной Торы. Примером тому является история о разведчиках. В книге «Бемидбар» сказано: «И говорил Господь, обращаясь к Моше, так: “Пошли от себя людей, чтобы высмотрели они страну Кнаан”». В нашей же главе об этом эпизоде говорится: «Но подошли ко мне все вы и сказали: “Пошлем людей перед собой, чтобы разведали они нам страну...”» (1:22). Поскольку Всевышний согласился выполнить эту просьбу, с Его точки зрения не было необходимости напоминать, что она исходила от народа, но книга «Дварим» подчеркивает именно этот аспект. Тора лишь тогда может быть названа полной, когда она объединяет в себе данное Б-гом и сказанное человеком.

Классические комментарии

«Ваэтханан»

Всевышний вынес Моше суровый приговор за то, что тот ослушался Его приказа извлечь из скалы воду, обратясь к ней со словами повеления, и вместо этого ударил по скале. «И сказал Бог, обращаясь к Моше и Аѓарону: “За то, что вы не поверили Мне и не явили святость Мою на глазах сынов Израиля, не введете вы собрание это в страну, которую Я дал им”» («Бемидбар», 20:12). И Моше, стоя перед евреями, обращается к Всевышнему с мольбой. «И молился я Богу в то время, говоря: “…дай мне перейти [реку], и увижу я эту хорошую страну, что по ту сторону Ярдена...”» («Дварим», 3:23,25). Мидраш более подробно описывает чувства Моше в ту минуту: «Сказал Моше Всевышнему, благословен Он: “Владыка вселенной! Известна Тебе моя беда – как трудно было мне заставить Израиль поверить в Тебя, как трудно было заставить их исполнять заповеди Торы. Я сказал себе: ‘Подобно тому, как я с ними сейчас, в тяжелое для них время, я удостоюсь увидеть их в час радости и благоденствия’. А сейчас, когда наступают хорошие времена, Ты говоришь мне: ‘Не перейдешь ты Ярден’!”» («Мидраш раба»). Трудно передать страдания Моше, узнавшего, что вход в обетованную Землю – Эрец-Исраэль – для него закрыт.

 «Но разгневался Бог на меня из-за вас и не слушал меня. И сказал мне Бог: “Полно тебе! Не говори больше об этом”» («Дварим», 3:26).

Г-сподь не принял молитву Моше и не отменил Свой приговор. Мудрецы говорят, что после того, как Моше и Аѓарон согрешили, был определен новый вождь для еврейского народа: Йеѓошуа. Необходимость смены была вызвана не столько их личным несовершенством, сколько тем, что пришли другие времена и евреям нужно было привыкать к естественному, а не чудесному образу жизни. Мидраш объясняет, что Всевышний потребовал от Моше прекратить свои мольбы, чтобы люди не подумали: «Как нелегко добиться прощения у Творца!»

Почему же Моше все-таки рассказывает об этом народу – ведь приговор неотменим? Неужели он не опасался бунта против жестокосердия Всевышнего, отказавшегося простить его за ослушание?

В словах Моше есть намек на причину, побудившую его рассказать все это: «Но разгневался Господь на меня из-за вас». «Из-за вас», согласно комментарию Ѓа-Нацива (р. Нафтали-Цви-Йеѓуда Берлин) «Эмек ѓа-давар», означает не «по вашей вине», а «ради вас», ради вашей пользы. Моше хочет сказать этим примерно следующее: Г-сподь простил бы меня, но моя трагедия должна потрясти вас и стать для вас уроком. Не думайте, что и в дальнейшем Б-г будет прощать все ваши преступления и проступки, как это было в пустыне. Даже мое прегрешение Он не простил.

Классические комментарии

«Экев»

Моше продолжает свою прощальную речь. Он говорит о необходимости войн с врагами в будущем. Его не покидают опасения в связи с тем, что предстоит евреям, но не войн он боится: «Если скажешь в сердце своем: “Многочисленнее меня народы эти, как смогу я изгнать их?” – [то] не бойся их, помни, что сделал Бог, Всесильный твой, с фараоном и со всеми египтянами… так же сделает Б-г, Всесильный твой, со всеми народами, которых ты боишься... Не страшись их, ибо Бог, Всесильный твой, – среди тебя, Всесильный, великий и страшный... И отдаст Он царей их в руки твои, и сотрешь ты имя их из поднебесной, никто не устоит перед тобой, пока не истребишь ты их» («Дварим», 7:17-19,21,24). Чего же тогда опасается Моше?

Он продолжает говорить народу о чудесной стране, в которую они направляются: «Ибо Бог, Всесильный твой, ведет тебя в страну хорошую, в страну водных потоков, источников и родников, бьющих в долинах и в горах. В страну пшеницы, и ячменя, и виноградных лоз, и смоковниц, и гранатовых деревьев, в страну масличных деревьев и меда. В страну, в которой без скудости есть будешь хлеб, не будет у тебя недостатка ни в чем, в страну, камни которой – железо и из гор которой добывать будешь медь» (там же, 8:7-9).

Лишь после этого Моше открывает народу причину своих опасений: «Берегись, чтобы не забыл ты Бога, Всесильного своего, не соблюдая заповедей Его, и законов Его, и установлений Его, которым я сегодня повелеваю тебе [следовать]. Может быть, когда будешь есть и насыщаться, и дома хорошие построишь, и будешь жить [в них], и крупный и мелкий скот твой размножится, и серебра и золота будет много у тебя, и всего у тебя будет в изобилии, – то возгордишься ты, и забудешь Бога, Всесильного твоего, Который вывел тебя из страны Египетской, из дома рабства... и скажешь ты в сердце своем: “Сила моя и крепость руки моей добыли мне это богатство!”» (там же, 8:11-14,17).

Самая большая опасность, подстерегающая евреев в Эрец-Исраэль, – это... сама Эрец-Исраэль. Поколение пустыни, которое привыкло к кочевому образу жизни, к безводной и безлюдной местности, стоит на пороге иной реальности. Евреев ждет страна, изобилующая всяческими благами. Принадлежность к цивилизации, возникшей на необычайно плодородных землях, полное материальное благополучие – все это может заставить человека забыть о своей духовности, решить, что его успех зависит только от него самого, и предать Б-га. Моше предвидит, что это случится в будущем, и боится этого. Он предостерегает народ от греха и предупреждает о наказании: «Но если забудешь ты Бога, Всесильного твоего, и пойдешь за богами чужими... то предостерегаю вас сегодня, что погибнете вы… как народы, которые Бог уничтожает перед вами...» (там же, 8:19,20).

Классические комментарии

«Ръэ»

 «Если восстанет в среде твоей пророк или сновидец и покажет тебе знамение или чудо… о котором он говорил, чтобы сказать: “Пойдем за богами иными, которых ты не знал, и будем служить им”, – то не слушай слов пророка того или сновидца того, ибо испытывает вас Бог, Всесильный ваш, чтобы узнать, любите ли вы Бога, Всесильного вашего, всем сердцем вашим и всей душою вашей» («Дварим», 13:2-4). Неужели человек, наделенный сверхъестественной силой, называющий себя пророком Всевышнего, может использовать эту силу для того, чтобы заставить народ поклоняться идолам? И если способность творить чудеса не является подтверждением Б-жественной миссии, каков же тогда их смысл и в чем источник веры? Кроме того, из отрывка следует, что такое событие не является случайным: его цель - проверить, насколько сильна вера евреев. Неужели Всемогущий не знает, выдержат ли евреи испытание, и Ему нужны доказательства их веры?

На эти вопросы есть один ответ, который представляет тему лжепророчества в новом свете. Из сказанного в Торе следует, что это – испытание, посланное нам Всевышним, и что чудотворцы, о которых идет речь, также получают свои способности от Б-га. Тора учит нас умению отделять зерна от плевел в мире, где вера постоянно подвергается испытанию. Это мир сокрытия лика Творца и бесконечных сомнений и вопросов, на которые в состоянии ответить только искренняя и чистая вера, мир свободного выбора, в котором человек обретает свое место благодаря правильным решениям, в борьбе и испытаниях. При помощи дарованной Всевышним силы можно творить чудеса, которые поставят новые, еще более острые и болезненные для веры вопросы. Но ответ на них, при всем их разнообразии, будет един и прост: источником нашей веры в Б-га являются не чудеса, явленные нам, а тот факт, что все мы были свидетелями Откровения на горе Синай, когда Он даровал нам Тору. Рамбам сказал: «Пророчество Моше основано не на знамениях и чудесах, ибо каждому чуду можно противопоставить иное чудо, а на том, что мы видели своими глазами и слышали своими ушами». Тот факт, что мы принимаем пророчество как истинное на основании определенных признаков и знамений, вовсе не говорит нам, что именно их наличие и определило его истинность, – просто и в этом случае мы следуем велению Торы, оговорившей порядок передачи пророческих откровений.

Раввин из Луцка рассказывал, что в России до революции к неевреям, принявшим иудаизм, посылали священников, чтобы вернуть их в лоно церкви. Священники напоминали им о пророчествах Иисуса, которые, по их словам, сбылись, и вопрошали: разве этого недостаточно, чтобы поверить в него? Ответил им один старик: «Иисус, по его же словам, основывал свое учение на Торе, так вот она же и предостерегла нас от него, говоря: “…не слушай слова такого пророка… ибо испытывает вас Бог, Всесильный ваш …”».

Классические комментарии

«Шофтим»

«Судей и надсмотрщиков поставь себе во всех вратах твоих, которые Бог, Всесильный твой, дает тебе, для колен твоих, чтобы судили они народ судом праведным. Не криви судом, не лицеприятствуй и не бери мзду, ибо мзда ослепляет глаза мудрых и извращает слова праведников. К правде, к правде стремись, дабы был ты жив и овладел страной, которую Бог, Всесильный твой, дает тебе» («Дварим», 16:18-20). Этот отрывок из Торы, по сути, пред­лагает нам основу социального устройства общества. На народ возлагается ответственность за создание систем правосудия и социальной справедливости. Но эта ответственность имеет далеко идущие последствия. Тора говорит, что судьба евреев и получение ими Эрец-Исраэль в наследие зависит от выполнения ими заповеди о справедливости и правосудии. Создание подобного общества становится целью, сравнимой по значимости с самим пребыванием народа на своей земле, и обе эти ценности становятся взаимозависимыми.

Требование Торы о создании системы правосудия говорит о ее особом внимании к праву каждого члена общества на социальную справедливость и о понимании ею натуры человеческой. Не должен один перед судом сидеть, а другой – стоять; не имеет значения для суда одежда человека – роскошная она или бедная; нельзя слушать показания одной из сторон в отсутствие другой и т.п. Однако смысл этого распоряжения Торы еще более значим: эта заповедь знаменует собой предоставление людям Б-жественного права судить и карать – переворот, по революционности и драматизму вполне сопоставимый с тем, который евреи должны пережить, перейдя от безбедной, чудесной и наполненной уверенностью в завтрашнем дне жизни в пустыне к той, которая предстоит им, когда они войдут в Эрец-Исраэль. Евреям предстоит завоевать ее и начать новую страницу в своей истории в дарованной им стране, в мире материальных проблем и постоянных забот о хлебе насущном. Приход в Эрец-Исраэль – это подтверждение зрелости народа, который уже способен сам нести ответственность за свое существование, в том числе за создание общества, основанного на правосудии и справедливости.

Классические комментарии

«Теце»

В конце этой главы Моше упоминает событие, о котором поколение, которое должно было войти в Эрец-Исраэль, слышало только от родителей: «Помни, что сделал тебе Амалек в пути, когда уходили вы из Египта. Как он встретил тебя на пути и перебил позади тебя всех ослабевших, а ты был изнурен и утомлен, и не побоялся он Всесильного. И будет так: когда даст тебе покой Бог, Всесильный твой, от всех врагов твоих, что вокруг, в стране, которую Бог, Всесильный твой, дает тебе в удел, чтобы овладел ты ею, – сотри память об Амалеке из поднебесной; не забудь» («Дварим», 25:17-19).

Почему для Моше так важно заговорить об этом именно сейчас?

Война с Амалеком не была обычной войной: Амалек, начав ее, показал тем самым, что не признает Творца всего сущего и не верит в то, что Он ведет еврейский народ в Свою страну. Мы помним, как реагировали народы мира на чудо выхода евреев из Египта: «Услышали народы и трепещут; ужас объял жителей страны филистимлян. Тогда устрашились князья Эдома, вождей Моава охватила дрожь, оробели все жители Кнаана. Нападет на них страх и ужас; от величия десницы Твоей умолкнут они, как камень, пока проходит народ Твой, Боже, пока проходит народ этот, который Ты сотворил» («Шмот», 15:14-17).

Амалек не хотел признать власть Всевышнего над собой и Его влияние на мир. Вот что говорится об этом в мидраше: карха – «встретил тебя» – от слова кор – «холод». «Когда все народы трепетали, боясь бороться с нами, пришел этот и начал войну, давая пример остальным... Представьте себе ванну с кипятком, в которую никто не может вступить. Но вот нашелся негодяй, который вступил в нее. Он, конечно, обжегся, но охладил ее для остальных» (Раши). Холод неверия, страшный дар Амалека этому миру, привел к забвению власти Всевышнего и Его мощи – поэтому евреи были вынуждены силой меча овладевать тем, что им полагалось по праву. Амалек наложил отпечаток на всю еврейскую и мировую историю; оружие и войны – это его след в мире. Евреи должны помнить об этом и, стирая память об Амалеке, напоминать миру обо всем том, что он пытался предать забвению.

Классические комментарии

«Таво»

Моше продолжает свою речь-завещание, обращенную к еврейскому народу, которая занимает почти всю книгу «Дварим». Наряду с изложением законов и моральных норм он сообщает евреям о том, каковы будут последствия их поступков: благословение, если они будут выполнять повеления Всевышнего, и проклятие, если они не станут это делать. Сам факт произнесения столь конкретно сформулированных обещаний – свидетельство истинности рассказа Торы. Ведь большинство религиозных вероучений обещают кары и награды после смерти, в аду или раю – явно рассчитывая на то, что свидетелей не найдется… Моше же, подробно описывая грядущие последствия нашего отношения к заповедям Творца, обещает, что все слышащие его и их потомки смогут использовать эти слова для доказательства истинности Торы. Сказал Моше: «И будет так: если станешь ты исполнять волю Бога, Всесильного твоего, чтобы строго исполнять все заповеди Его, которые я заповедую тебе сегодня... и сбудутся для тебя все благословения эти, и исполнятся для тебя... обратит Бог врагов твоих, восстающих против тебя, в бегство… пошлет тебе Бог благословение в житницах твоих и во всяком начинании рук твоих... Откроет для тебя Бог благодатную сокровищницу Свою – небо, – чтобы дать дождь стране твоей вовремя...» («Дварим», 28:1,2,7,8,12).

Но Моше затронул и другую часть договора с Б-гом: предупреждения о последствиях пренебрежения волей Всевышнего, которые продолжают осуществляться и в наше время. «И будет так: если не станешь ты исполнять волю Бога, Всесильного твоего, чтобы строго исполнять все заповеди Его… то сбудутся для тебя все проклятья эти» (там же, 28:15).

Есть ли на земле место, куда бы ни попали евреи в своих скитаниях? Сыны Израиля разбросаны по земле и разрозненны – это, к сожалению, один из самых характерных признаков еврейского народа: «И рассеет тебя Бог по всем народам, от края земли до края земли...» (там же, 28:64). Это явление сопровождает всю нашу историю, и ученые тщетно ищут ему объяснение. Антисемитизм был известен евреям еще 3500 лет назад как наказание за нарушение Завета: «И станешь ужасом, притчей во языцех и посмешищем среди всех народов, к которым уведет тебя Бог» (там же, 28:37). Преследования и геноцид, инквизиция, гетто, изгнания и издевательства – далеко не полный перечень ассоциаций, которые вызывают у нас это сбывшееся пророчество Моше. «Но и среди тех народов не найдешь ты покоя, и не будет отдыха ступне твоей, а даст тебе там Бог сердце встревоженное, тоску и скорбь души. И будет жизнь твоя висеть на волоске, и будешь пребывать в страхе день и ночь...» (там же, 28:65,66).

Но есть обещание Всевышнего, которое не дает погаснуть надежде даже в самые тяжелые времена: другие народы не смогут одолеть Израиль, который сохранится вопреки логике, сверхъестественным обра­зом: «Но при всем этом, когда будут они в стране врагов своих, не станут они Мне противны и омерзительны настолько, чтобы истребить их, чтобы нарушить Завет Мой с ними, ибо Я – Бог, Всесильный их» («Ваикра», 26:44).

Классические комментарии

«Ницавим»

Вся Тора – это союз между Всевышним и еврейским народом. И в этой главе Моше говорит о нем: «Вы стоите сегодня все пред Богом, Всесильным вашим: главы колен ваших, старейшины ваши и надсмотрщики ваши, все евреи… Чтобы вступить тебе в союз с Богом, Всесильным твоим, и принять строгое заклятие Его, которое Бог, Всесильный твой, заключает с тобой сегодня... И не с вами одними заключаю я союз этот и строгое заклятие это, но и с теми, кто стоит сегодня здесь с нами пред Богом, Всесильным нашим, и с теми, кого нет здесь с нами сегодня» («Дварим», 29:9,11,13,14). По сути, Моше дает определение юридической силы этого союза, действие которого распространяется не только на тех, кто стоял перед ним, а на все поколения евреев. С одной стороны, это обещание Всевышнего выполнить Свою часть соглашения по отношению к Израилю – в любом месте и в любое время; с другой – союз обязывает всех евреев: и живших в то время, и их потомков. В кабалистических источниках приводится такое толкование этого отрывка: «С теми, кого нет здесь с нами сегодня» – означает, что даже те, которых нет, находятся с нами не физически, а духовно, т.е. все еврейские души, которым предстояло родиться, присутствовали при его заключении.

В чем смысл союза? Почему следующие поколения не могут утверждать, что они не обязаны выполнять его, не ставили свою подпись под ним и готовы отказаться от вознаграждения и от обязательств? Моше, обращаясь к другой проблеме, отвечает далее, по сути, и на этот вопрос. Тот, кто знакомится с Торой во всем ее объеме, может решить, что человек не в состоянии исполнять все ее заповеди. Моше знает об этом и заранее отвергает такую точку зрения: «Ибо заповедь эта, которую я заповедую тебе сегодня, не загадочна она для тебя и не далека она. Не на небе она, чтобы сказать: “Кто поднялся бы для нас на небо и принес бы ее нам, и возвестил бы ее нам, чтобы мы исполняли ее?” И не за морем она, чтобы сказать: “Кто бы отправился для нас за море и принес бы ее нам, и возвестил бы ее нам, чтобы мы исполняли ее?” Но очень близко к тебе это слово: на устах твоих оно и в сердце твоем, чтобы исполнять его» (там же, 30:11-14). Глубина Торы неизмерима, но все же она доступна каждому еврею, ибо находится не вне человека и ему не нужно искать ее вдали от себя – Тора запечатлена в его сердце и душе: «на устах твоих и в сердце твоем». Договор между еврейским народом и Всевышним написан не на бумаге, а на скрижалях сердца. В силу этого союза еврей может найти корни Торы в себе самом и начать изучать и исполнять ее законы в меру своих сил и возможностей. Это запечатлено в еврейских душах, и отречение от своей миссии равносильно отречению от собственной сущности. Долг еврейского народа, заключившего союз со Всевышним, состоит в раскрытии потенциала своей души и возвращении в Сион не только физически, но и духовно: «И обратишься ты к Богу, Всесильному твоему... всем сердцем твоим и всей душой твоей... [Даже] если будут изгнанники твои на краю неба, то и оттуда соберет тебя Бог…» (там же, 30:2,4).

Классические комментарии

«Ваелех»

«И пошел Моше, и говорил это всему Израилю. И сказал им: “Сто двадцать лет мне сегодня, не смогу я больше выходить и входить; а Бог сказал мне: ‘Не перейдешь ты Ярден этот’”» («Дварим», 31:1,2). Это последний день жизни Моше, ему это известно, и он готовится к кончине. Комментаторы удивляются, почему напи­сано: «И пошел Моше…» Неужели в последний день своей жизни он должен метаться по лагерю, чтобы говорить с народом? Рамбан писал: «Когда Моше закончил свою речь, все, кто стоял перед ним, дети и женщины, разошлись по своим шатрам, и тогда Моше стал ходить от лагеря левиим к лагерю исраэлим, чтобы почтить всех, подобно человеку, который должен расстаться с другом и пришел попросить у него разрешения на это».

Какие же слова сказал Моше на прощание? Раши приводит мидраш: «“Сто двадцать лет мне теперь, не смогу я больше выходить и входить”. Входить с вопросами и выходить со словами Торы; источники мудрости закрылись перед Моше».

Уход Моше из жизни запомнился евреям не как кончина великого вождя, превосходившего всех мудростью и духовностью, а как смерть глубокого старика, который ходил перед тем от шатра к шатру, прощаясь с людьми, и рассказывал всем, что утратил мудрость. В чем смысл такого страшного прощания?

Оно еще раз подчеркивает величие Моше. Не может быть расставания более благородного и возвышенного. Все будут помнить, что, несмотря на свои огромные познания и величие духа, вождь не счел для себя унизительным попрощаться с каждым евреем. Более того, он позаботился о том, чтобы о нем осталось воспоминание как об обыкновенном человеке - из плоти и крови. Он поднялся на ступень, именуемую в Торе «человек Всесильного» («Дварим», 33:1), но не забыл о том, что он – смертный. Моше завещает своему народу помнить, что Тора – это учение, предназначенное для человека. В мидраше сказано: «Поднял обе руки, прижал их к сердцу и сказал евреям: “Посмотрите на кончину человека из плоти и крови”».

Классические комментарии

«Ѓаазину»

Эта глава – песнь о союзе Б-га с нашим народом от его зарождения до прихода Избавления.

Моше призывает в свидетели небеса и землю: «Внимайте, небеса, и я говорить буду, и услышит земля речи уст моих» («Дварим», 32:1). Он напоминает, что Творец избрал Израиль как знаменосца веры: «Когда Всевышний давал уделы народам, разделяя людей, установил Он границы народов по числу сынов Израиля. Ибо доля Бога – народ Его; Яаков – область удела Его» (там же, 32:8,9). Но еврейский народ оказался не на высоте: «И разжирел Йешурун, и стал брыкаться; разжирел ты, растолстел, раздался; и оставил он Всесильного, создавшего его, и поносил твердыню спасения своего... Защитника, создав­шего тебя, забыл ты, и забыл Всесильного, тебя сотворившего» (там же, 32:15,18). Этот грех вызвал гнев Всевышнего: «И увидел Бог, и вознегодовал, ибо разгневали Его сыны и дочери Его. И сказал Он: “Сокрою лик Мой от них, увижу, каков будет конец их; ибо поколение изменников они, сыны, в которых нет верности… Ибо пылающий огонь - гнев Мой, и сжигает он до глубин преисподней, и пожирает он землю и плоды ее, и опаляет подножия гор”» (там же, 32:19,20,22). Б-г не хотел, чтобы Его Имя было осквернено, и не уничтожил народ: «Я сказал бы: “Положу им конец, сотру у людей память о них” – если бы не остерегался Я злобы врага, чтобы враги его не возомнили и не сказали: “Наша рука одолела, а не Господь сделал все это”» (там же, 26,27). Но не вечно будет позволять Всевышний врагам еврейского народа преследовать его: «У Меня отмщение и воздаяние, когда споткнутся они, ибо близок день гибели их и скоро наступит уготованное им» (там же, 32:35). Всевышний откроется всему миру, отомстит за Свой народ, и наступит избавление Израиля: «Смотрите же ныне, что Я – это Я, и нет Всесильного кроме Меня; Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и исцеляю, и нет спасения от руки Моей. Вот, вознесу Я к небу руку Мою и скажу: “Жив Я вовек!” ...Прославьте, народы, народ Его! Ибо за кровь рабов Своих отомстит Он, и мщение совершит над врагами их, и искупит землю Свою [и] народ Свой!» (там же, 32:39,40,43).

После этой чудесной песни Моше вновь обращается к людям, убеждая их не пренебрегать Торой: «И окончил Моше произносить все эти слова, [обращаясь ко] всему Израилю, и сказал им: “Обратите внимание на все слова, которыми я свидетельствую о вас сегодня [и] которые вы заповедайте детям вашим, чтобы строго исполнять все слова Учения этого. Ибо это не пустое слово для вас, но это – жизнь ваша…”» (там же, 32:45-47). И зависит это от желания каждого приложить усилия для изучения Торы, как говорят мудрецы наши: «“Ибо это не пустое слово для вас…” А если оно станет пустым – тогда “для вас” – по вашей вине».

Классические комментарии

«Браха»

Прощальная речь Моше потрясает всех. Расставание с благословением на устах – лучшее из расставаний: «И вот благословение, которым благословил Моше, человек Всесильного, сынов Израиля перед смертью своей» («Дварим», 33:1). Моше благословляет каждое колено Израиля в соответствии с его отличительными чертами, а в заключение – весь народ: «И будет жить Израиль в безопасности, обособленно (бадад); источник Яакова в стране хлеба и вина, а небо его источает росу. Счастлив ты, Израиль! Кто подобен тебе, народ, спасаемый Богом, щитом и помощником твоим? Он – меч величия твоего, и покорны будут тебе враги твои, а ты станешь попирать высоты их» (там же, 33:28,29). Обратим внимание на слово, которое в контексте благословения кажется странным: «обособленно». Почему Моше благословил еврейский народ на обособленность? Ведь это слово, определившее бесчисленные трудности на протяжении всей нашей истории, унижения из-за отличия нас от других народов, скорее подходит для проклятия…

Мидраш представляет обособленность евреев как реальность, играющую иногда положительную, а иногда отрицательную роль, но всегда характеризующую еврейский народ: «Сказал Раба со слов раби Йонатана: “Молвил Святой, благословен Он: ‘Я сказал: и будет жить Израиль в безопасности, обособленно; источник Яакова в стране...’”» – сейчас, когда вы согрешили, будет ваше жилище обособленно, как сказано: «Как одиноко сидит столица…» («Эйха», 1:1). Ѓа-Нацив писал в «Эмек ѓа-давар»: «Так должен выглядеть весь народ, и воля Всевышнего в том, чтобы народ вел себя таким образом, как сказано в песни “Ѓаазину”: “Бог один (бадад) водил его, и нет с ним божеств чужих” («Дварим», 32:12)». Воля Всевышнего состоит в том, чтобы еврейский народ жил обособленно и не смешивался с другими народами, и тогда его уделом должны были стать покой и почет. Когда же Израиль поступил вопреки воле Творца, его обособленность приняла иную форму: народы мира стали презирать его и пренебрегать им, и вот – «одиноко сидит столица»…

Действительно, еврейский народ отличен и отделен от других народов. Его задача – сохранить свою обособленность, ибо она – функциональна, она необходима для того, чтобы Израиль выполнил свою задачу в мире. Грех евреев, которые пытались ассимилироваться, привел к обособленности иного рода, к боли и страданиям. Моше благословляет евреев на то, чтобы их обособленность была, словно «источник Яакова», – обособленностью народа, чистого сердцем и служащего Всевышнему.

Ваша оценка этой темы
1 2 3 4 5