Комментарий раввина Адина Штейнзальца

Тема этого фрагмента - почитание субботы. Исключительность субботы, помимо всего прочего, состоит в особом сочетании святости и отдыха, духовного подъема и ублажения плоти. Это связано с представлением о том, что суббота - не просто выходной, но день, когда будничное течение жизни сменяется состоянием возвышенным. Даже удовлетворение такой, казалось бы, чисто физиологической потребности как потребность в пище, которое в будние дни является делом самого человека, в субботу возвышается до уровня заповеди. Таким образом, суббота - избранный день, таким он был задуман при сотворении мира. Избранности этого дня в мире горнем (сам Бог отдыхает в субботу, как написано во второй главе книги Бытие), соответствует обязанность избранного народа, евреев, освещать этот день в мире дольнем. При этом освящающие субботу одариваются дополнительной душой (см. Бейца 16а, т. 2) и осеняются царственностью, так, что все происходящее в этот день озаряется высшим светом.

В начале фрагмента описывается торжественная встреча субботы двумя мудрецами, р. Ханиной и р. Яннаем. Слова обоих, в расширенной поэтической форме, стали со временем частью литургии (песня "Леха доди" в ритуале встречи субботы).

Далее следует ряд эпизодов, описывающих практическую сторону подготовки к субботе. Коль скоро ее начало воспринимается как приход царицы, становится понятным, почему выдающиеся мудрецы стараются всячески подчеркнуть свое участие в подготовке к этому событию. И хотя, скорее всего, все необходимое для подготовки к субботе делалось не самими мудрецами, а их прислугой и домочадцами, тем не менее каждый старался продемонстрировать некоторым символическим или облекаемым в символическую форму действием, что и он готовится к встрече субботы. Подобно этому, к прибытию царственной особы готовится каждый подданый, в том числе, и самый высокопоставленный. Особенно характерным, с этой точки зрения, является описание действий р. Аббаѓу: даже такой уважаемый и богатый человек (он сидит на табурете из слоновой кости) выполняет какую-то работу, внося свой вклад в подготовку к субботе.

Отсюда развитие темы: тот, кто всем сердцем почитает субботу, одаривается ее царственным благословением. Как сказал о субботе поэт: "Ибо она - источник благословения". Мораль рассказа о Йосефе, почитателе субботы, лаконично выражена завершающей его фразой: "Тому, кто дает субботе взаймы, суббота возвращает с лихвой" (эта мысль часто звучит в Талмуде и в другой форме; см. Бейца 15б: "Сказал Святой, благословен Он, Израилю: `Дети Мои, возьмите взаймы, положившись на Меня, и освятите этот день, и доверьтесь Мне, а Я уплачу долг `"). Этот рассказ расцвечен и другим мотивом: можно ли избежать предначертания Небес. Одному из героев рассказа, безымянному иноверцу, это не удается. Напротив, своими усилиями он лишь приближает исполнение предсказания. Но отсюда вовсе не следует, что мудрецы Талмуда разделяли представление о неотвратимости рока. Достаточно сравнить этот рассказ с рассказами другого фрагмента, включенного в данную антологию (см. Шаббат 156, с. 000).

Далее следуют рассуждения о том, за какие деяния удостаиваются богатства. Оказывается, это зависит от того, о какой стране идет речь, но общим является то, что удостаивается богатства лишь человек, который сам что-то дает. В Земле Израиля богатства удостаиваются те, кто отделяет десятину, - эту заповедь можно исполнить только там. В Вавилоне, который являлся главным центром изучения Торы, удостаиваются богатства те, кто почитает Тору и оказывает материальную поддержку изучающим ее. В остальных странах, где исполнение заповедей, связанных с Землей Израиля, невозможно и в изучении Торы не достигнуто высот, богатства удостаиваются за соблюдение субботы (ср. Брахот 5: "Тремя дарами одарил Святой, благословен Он, народ Израиля... и вот эти дары: Тора, Земля Израиля и будущий мир" - мир, символизируемый субботой).

Беседа р. Йеѓошуа б. Хананьи с кесарем подчеркивает еще один аспект исключительности субботнего дня. На первый взгляд, р. Йеѓошуа объясняет кесарю, что особый вкус субботних блюд связан с приправой. Но название приправы шевет намекает на субботу (шабат): причина субботнего удовольствия не в приправе, а в самом соблюдении субботы, когда особое отношение к этому дню - любовь и почитание - придает этим блюдам удивительный вкус.

Заключают фрагмент рассуждения о том, как создается особая атмосфера субботы. Дело не только в праздничных трапезах, но и в изменении будничного распорядка, что влияет на самоощущение соблюдающих субботу и создает праздничную атмосферу. И даже мудрецы, погруженные в изучение Торы, должны помнить о том, что в субботу освящена и материальная сторона жизни, - а следовательно, необходимо оставить время для отдыха и "почтить ее, не занимаясь делами своими".