Д. Тема благословений в повествовании о праотцах
Раскрыть этот текст в отдельном окне  (для возврата в брошюру - закройте это окно)

«Вечером в Шабат во многих еврейских семьях, соблюдающих традицию, принято благословлять (леварех) детей».

Слово браха (благословение) играет большую роль во всем Танахе. Напомним, что браха в самом общем виде означает пожелание какого-либо дополнительного блага, которое, в силу этого пожелания, придет в будущем. Это обычно связано с определенным предприятием, которое начинает человек, и браха призвана способствовать его успеху.

Вы уже знакомы с этим словом как ключевым в повествовании об Авраѓаме и о том, что борьба между Яаковом и Эйсавом за благословение составила одну из важных линий в истории Ицхака и его сыновей. Опираясь на эти знания, сделаем новый шаг в изучении темы.

На этот раз рассмотрим «благословение» как общую, сквозную тему для всего повествования о праотцах, а для этого перечитаем отрывки, в которых говорится о благословении Всевышним Авраѓама, которое наследовал Ицхак, а затем – Яаков, и изучим комментарии к этим фрагментам Раши, Рамбана и Мальбима.

Браха в рассказе о творении

Впервые глагол барах («благословил») появляется в тексте Торы в книге «Брейшит», в рассказе о пятом дне творения мира, когда были созданы рыбы, животные и птицы:

«И БЛАГОСЛОВИЛ ИХ ВСЕСИЛЬНЫЙ, СКАЗАВ: “ПЛОДИТЕСЬ И РАЗМНОЖАЙТЕСЬ, И НАПОЛНЯЙТЕ ВОДЫ МОРЕЙ”» (1:22).

Рамбан толкует это благословение как речение, придающее особую способность к размножению, к деторождению. А Раши объясняет, почему именно существа, наполнявшие моря, в отличие от других творений, были отмечены особо: их численность постоянно сокращается в результате отлова для употребления в пищу, и они нуждаются в благословении, чтобы приплод покрывал убыль.    

Следующее упоминание благословения мы находим в рассказе о творении человека:

«И СОТВОРИЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ СВОЕМУ, ПО ОБРАЗУ ВСЕСИЛЬНОГО СОТВОРИЛ ЕГО, МУЖЧИНУ И ЖЕНЩИНУ СОТВОРИЛ. И БЛАГОСЛОВИЛ ИХ ВСЕСИЛЬНЫЙ, И СКАЗАЛ ИМ ВСЕСИЛЬНЫЙ: “ПЛОДИТЕСЬ И РАЗМНОЖАЙТЕСЬ, И НАПОЛНЯЙТЕ ЗЕМЛЮ, И ОВЛАДЕВАЙТЕ ЕЮ, И ВЛАДЫЧЕСТВУЙТЕ НАД РЫБАМИ МОРСКИМИ, И НАД ПТИЦАМИ НЕБЕСНЫМИ, И НАД ВСЯКИМ ЖИВОТНЫМ, ПРЕСМЫКАЮЩИМСЯ ПО ЗЕМЛЕ”» (1:27,28).

Сравните это благословение с предыдущим. Вы видите, что оно включает как сходные, так и отличающиеся от него положения. Подобно морским существам, человек получил особую способность плодиться, размножаться и наполнять среду своего обитания. Но ему велено не только «наполнить землю», но и овладеть ею и властвовать над всеми другими существами. Ничего подобного нет в первом благословении. Кроме того, благословение людям содержит намек на отношения между мужской и женской половинами человечества. Эти отношения должны строиться на основе подчинения и власти. Исходя из особенностей написания слова «овладевайте» Раши объясняет, что имеется в виду подчиненность женщины.

При внимательном сравнении двух первых благословений вы увидите, что и тождественные, на первый взгляд, части различаются по существу. Так, при формальном сходстве речений «наполняйте воды морей» и «наполняйте землю» последнее, как объясняет Рамбан, дает человеку власть над землей и природой, то есть способность строить, насаждать и корчевать, извлекать из недр планеты  металлы и выполнять другую работу. У рыб же и других существ, населивших моря, нет и не может быть ничего подобного этой преобразующей деятельности.

Еще одно весьма существенное различие заключается в том, что благословение было сообщено людям. В отличие от всех прочих существ, человеку дано знать, что глубоко присущее всему живому стремление к воспроизводству себе подобных и соответствующие способности к этому являются следствием благословения.

Особенность этой брахи связана с фундаментальными особен-ностями человека. По мнению раби Саадьи Гаона, Творец наделил живые существа стремлением к еде и к деторождению, чтобы обеспечить существование – свое и  вида. Мальбим к этим двум фундаментальным способностям (он их называет «силами») добавляет третий: способность к росту и к развитию. Эти три способности, по мнению комментатора, присущи всем существам, включая и человека. Однако последний обладает свободой выбора, что делает его подобным Творцу. Поэтому благословение, данное людям, является одновременно и заповедью.

После потопа подобные благословения были повторены – сначала для живых существ (8:17), а затем для Ноаха и его потомков:

«И БЛАГОСЛОВИЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ НОАХА И СЫНОВЕЙ ЕГО, И СКАЗАЛ ИМ: “ПЛОДИТЕСЬ И РАЗМНОЖАЙТЕСЬ, И НАПОЛНЯЙТЕ ЗЕМЛЮ. И БОЯЗНЬ, И СТРАХ ПЕРЕД ВАМИ БУДЕТ НА ВСЯКОМ ЗВЕРЕ ЗЕМЛИ И НА ВСЯКОЙ ПТИЦЕ НЕБЕСНОЙ, НА ВСЕМ, ЧТО ДВИЖЕТСЯ НА ЗЕМЛЕ, И НА ВСЕХ РЫБАХ МОРСКИХ; В ВАШУ ВЛАСТЬ ОТДАНЫ ОНИ”» (9:1,2).

Благословение содержит и новый элемент: все творения станут бояться человека. Комментаторы связывают это с изменениями в условиях существования: после потопа Всевышний разрешил людям убивать животных, птиц и рыб и есть их мясо, потому-то и потребовалось внушить им всем страх перед человеком.

Благословение, полученное Авраѓамом

С Авраѓамом связана новая стадия в развитии отношений между Творцом и человеком. Проявлением этого стало благословение, которое Всевышний дал  патриарху. Уже в первом из записанных в Торе Откровений, сообщенных Авраѓаму, слово браха повторяется пять раз. Сразу после повеления покинуть родные места Авраѓаму было дано благословение, состоящее из семи частей:

1) И Я СДЕЛАЮ ТЕБЯ НАРОДОМ ВЕЛИКИМ.

Что значит «народом великим»?

В книге «Дварим» говорится:

 «ИБО ЕСТЬ ЛИ НАРОД [СТОЛЬ] ВЕЛИКИЙ, ЧТО [ЕГО] БОГИ БЫЛИ БЫ ТАК БЛИЗКИ К НЕМУ, КАК БОГ ВСЕСИЛЬНЫЙ НАШ [БЛИЗОК К НАМ] КАЖДЫЙ РАЗ, КОГДА МЫ ВЗЫВАЕМ К НЕМУ? И ЕСТЬ ЛИ НАРОД [СТОЛЬ] ВЕЛИКИЙ, ЧТО УСТАНОВЛЕНИЯ И ЗАКОНЫ [ЕГО] СПРАВЕДЛИВЫ?..» (4:7,8).

Из этого можно заключить, что величие народа заключается не столько в его многочисленности и могуществе (хотя и это может быть следствием благословения), сколько в справедливости законов, по которым он живет.

2) Второе благословение носит общий характер:

И БЛАГОСЛОВЛЮ ТЕБЯ.

Не сказано, чем конкретно будет благословлен Авраѓам. Раши объясняет: богатством, то есть материальным благополучием.

3) И ВОЗВЕЛИЧУ ИМЯ ТВОЕ.

Раби Саадья-Гаон считал, что это благословение означает обещание царственного величия Авраѓаму и его потомкам.

4) И ТЫ [САМ] БУДЬ БЛАГОСЛОВЕНИЕМ.

Повелительное наклонение показывает, что в благословении сочетается обещание с приказом (заповедью). Раши объясняет: «Благословения вверены [тебе, они в] твоей руке».

5) БЛАГОСЛОВЛЮ БЛАГОСЛОВЛЯЮЩИХ ТЕБЯ. 

6) А КЛЯНУЩЕГО ТЕБЯ ПРОКЛЯНУ.

7) И [ИМЕНЕМ] ТВОИМ БУДУТ БЛАГОСЛОВЛЯТЬСЯ ВСЕ ПЛЕМЕНА ЗЕМЛИ.

По мнению Раши, прямой смысл этой фразы таков: люди станут говорить своим сыновьям: «Будь подобен Авраѓаму».

Сразу после получения благословений Авраѓам направляется в Кнаан. Когда он приходит туда, то получает еще одно важное обещание:

«…ПОТОМСТВУ ТВОЕМУ ОТДАМ Я ЭТУ СТРАНУ!..» (12:7).

Далее в Торе упоминаются и другие заверения Всевышнего и повествуется о том, как они постепенно находили свое воплощение в жизни Авраѓама и его семьи. Последнее благословение было дано праотцу во время самого тяжелого, десятого, испытания: акедат-Ицхак – и включает в себя четыре обещания, относящиеся, в основном, к потомкам патриарха:

«..БЛАГОСЛОВЛЮ Я ТЕБЯ, И МНОГОКРАТНО УМНОЖУ ПОТОМСТВО ТВОЕ… И ОВЛАДЕЕТ ПОТОМСТВО ТВОЕ ГОРОДАМИ ВРАГОВ СВОИХ. И БУДУТ БЛАГОСЛОВЛЯТЬСЯ [ИМЕНЕМ] ПОТОМСТВА ТВОЕГО ВСЕ НАРОДЫ ЗЕМЛИ…» (22:17,18).

Обобщая главное в этих заверениях, Мальбим так характеризует благословение, данное Авраѓаму: «Благословение Авраѓама Всевышним заключалось в том, что его потомкам было предназначено стать особым народом, избранным Всевышним в качестве Своего личного достояния; что Он будет им Б-гом, сделав явным Свое присутствие в их среде; что именно они унаследуют Святую Землю и будут святыми у Б-га». Из изученных фрагментов Торы вы уже знаете, что благословение, полученное Авраѓамом, сыграло важнейшую роль в истории праотцев и их потомков.

 Благословение, полученное Ицхаком

В повествовании об Ицхаке тема благословений продолжает занимать центральное место. Вспомним некоторые эпизоды, связанные с ней.

О том, что Всевышний благословил Ицхака, впервые упоминается в завершении рассказа об Авраѓаме (25:11). В этом месте Пятикнижия конкретное содержание благословения не сообщается, оно раскрывается позднее, в связи с переселением семейства в Грар.

 «И ЯВИЛСЯ ЕМУ БОГ, И СКАЗАЛ: “…ПОЖИВИ В ЭТОЙ СТРАНЕ, И Я БУДУ С ТОБОЙ И БЛАГОСЛОВЛЮ ТЕБЯ – ИБО ТЕБЕ И ПОТОМСТВУ ТВОЕМУ ОТДАМ Я ВСЕ ЭТИ ЗЕМЛИ И ИСПОЛНЮ КЛЯТВУ, КОТОРУЮ ДАЛ АВРАЃАМУ, ОТЦУ ТВОЕМУ. И РАЗМНОЖУ ТВОЕ ПОТОМСТВО, КАК ЗВЕЗДЫ НЕБА, И ОТДАМ ПОТОМСТВУ ТВОЕМУ ВСЕ ЭТИ ЗЕМЛИ, И БЛАГОСЛОВЛЯТЬСЯ БУДУТ [ИМЕНЕМ] ПОТОМСТВА ТВОЕГО ВСЕ НАРОДЫ ЗЕМЛИ”» (26:2-4).

Сравнив этот фрагмент с благословением, полученным Авраѓамом, вы увидите, что Ицхаку были даны те же обещания. Как и отец, Ицхак получил их в откровении. И на этот раз дарование благословения было обусловлено проживанием в стране Кнаан. В благословении, данном Ицхаку, прямо говорится, что оно связано с заверениями, данными Творцом Авраѓаму на горе Мориа во время последнего испытания.

Ицхак благословляет сыновей

В пособии об Ицхаке, опираясь на комментарий Раши, мы показали, чем отличается благословение, данное отцом Яакову (выдавшему себя за Эйсава) от благословения самому Эйсаву. Теперь же остановимся на том, что было сходного в них.

Обоим сыновьям Ицхак предрекает изобилие материальных благ и определяет, кто из них должен занять господствующее положение, а кто – подчиниться. В этих благословениях ничего не говорится о становлении избранного народа, который Всевышний удостоил особого отношения и наделил дополнительными обязанностями и особой миссией в истории, народа, которому предназначена особая страна: Эрец-Исраэль.

Все это свидетельствует, как считают некоторые комментаторы, о том, что благословения Ицхака, данные им Яакову и Эйсаву, не включали в себя самого существенного из благословения, полученного Авраѓамом; они принадлежат к иному виду благословений. 

Для того, чтобы лучше понять, чем отличается один вид благословения от другого, следует ознакомиться с тем, что пишет раби Ицхак Абраванель о разных видах благословений в повествовании о праотцах. Комментатор различает три основных таких вида:

1.  Всевышний благословляет человека.

2. Человек благословляет Всевышнего. Смысл этого действия иной. Понятно, что человек не может что-либо добавить Всевышнему, – благословляя, он выражает признательность Ему и прославляет Его.

3. Один человек благословляет другого. В этом случае благословение представляет собой молитву, обращенную к Всевышнему, просьбу, чтобы Он оказал милость тому, за кого просят, и благословил его.

Исходя из этого, можно предположить, что благословения, данные Ицхаком, о которых идет речь, относились к третьему типу. С этим согласуется и мнение Мальбима, считавшего, что он не предполагал благословлять сыновей «благословением Авраѓама», подобно тому, как не сделал этого и сам Авраѓам по отношению к нему, Ицхаку. И действительно, Тора не говорит о том, что Авраѓам благословил Ицхака. Мальбим объясняет, что человек не в силах передать это благословение своим детям как часть наследства, так как оно зависит от степени святости народа и творимого им добра.

Однако некоторые считают, что Ицхак действительно хотел перед своей кончиной обратиться с молитвой о даровании полученного Авраѓамом благословения Эйсаву, – но даже если Ицхак и не собирался делать это, такого его поступка могли опасаться Ривка и сыновья. Как вы уже знаете, Абраванель толковал все соперничество между братьями как борьбу за «благословение Авраѓама».

Благословение, полученное Яаковом

Если свое предсмертное благословение сыновьям Ицхак не связывает с благословением, полученным Авраѓамом, то в напутствии Яакову перед дорогой в Падан-Арам он подчеркивает эту связь, прямо говоря о преемственности и передаче традиции от деда к внуку.

«И ПОЗВАЛ ИЦХАК ЯАКОВА, И БЛАГОСЛОВИЛ ЕГО… “И ДА БЛАГОСЛОВИТ ТЕБЯ БОГ ВСЕМОГУЩИЙ, И РАСПЛОДИТ ТЕБЯ, И РАЗМНОЖИТ ТЕБЯ, И СТАНЕШЬ ТЫ [ОТЦОМ] БРАТСТВА НАРОДОВ, И ДАСТ ТЕБЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ АВРАЃАМА – ТЕБЕ И ПОТОМСТВУ ТВОЕМУ [ВМЕСТЕ] С ТОБОЙ, ЧТОБЫ ОВЛАДЕЛ ТЫ СТРАНОЙ, В КОТОРОЙ ЖИВЕШЬ И КОТОРУЮ ВСЕСИЛЬНЫЙ ОТДАЛ АВРАЃАМУ”» (28:1,3,4).

Ицхак молит Всевышнего о том, чтобы благословение, которое Он дал  Авраѓаму, распространилось на Яакова и его потомков. Раши объясняет: «Это – (то), о чем (Всевышний) сказал ему (Авраѓаму): “И сделаю тебя великим народом”, “и благословляться будут [именем] потомства твоего”. Пусть же те благословения окажутся изреченными для тебя. Пусть от тебя произойдет тот народ, то благословенное потомство».

Таким образом, по мнению комментатора, основное содержание благословения, данного Авраѓаму, о котором говорит в этом отрывке Ицхак, включает два обещания: одно из первого благословения Авраѓаму (12:2) –  что от него произойдет великий народ, – а второе из последнего (22:18) – что его потомством будут благословляться все народы земли.

Если вы сопоставите это толкование с более широкой трактовкой Мальбима, то увидите, что Раши, в отличие от Мальбима, не говорит о стране Кнаан в связи с полученным Авраѓамом благословением. Почему? Ведь и Авраѓаму, и Ицхаку, и Яакову было сказано, – и подкреплено Высшей клятвой, – что эта страна принадлежит им. Раши исходил из того, что Страну Израиля (Кнаан) праотцы и еврейский народ получили не в силу благословения, предполагающего овладение ею со временем, а в качестве дара – то есть она принадлежала им изначально.

После того, как Ицхак попросил Всевышнего распространить на своего сына благословение, которое Творец дал Авраѓаму, Яаков получает подобное благословение в Бейт-Эле:

 «Я – БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ АВРАЃАМА, ОТЦА ТВОЕГО, И ВСЕСИЛЬНЫЙ ИЦХАКА. ЗЕМЛЮ, НА КОТОРОЙ ТЫ ЛЕЖИШЬ, – ТЕБЕ ОТДАМ ЕЕ И ПОТОМСТВУ ТВОЕМУ. И БУДЕТ ПОТОМСТВО ТВОЕ, КАК ПЕСОК ЗЕМЛИ, И РАСПРОСТРАНИШЬСЯ ТЫ НА ЗАПАД И ВОСТОК, НА СЕВЕР И ЮГ, И БЛАГОСЛОВЯТСЯ ТОБОЙ И ПОТОМСТВОМ ТВОИМ ВСЕ ПЛЕМЕНА ЗЕМЛИ» (28:13,14). 

Об осуществлении некоторых обещаний мы читаем уже в рассказе о пребывании Яакова в Харане. Это были годы тяжелого труда – но и годы, когда праотец создал семью, у него родились сыновья, которым предстояло стать родоначальниками колен Израиля. Даже Лаван вынужден признать, что Яаков благословен и что это оказывает влияние и на окружающих:

«И СКАЗАЛ ЕМУ ЛАВАН: “О, ЕСЛИ БЫ Я НАШЕЛ МИЛОСТЬ В ГЛАЗАХ ТВОИХ! ДОГАДАЛСЯ Я, ЧТО БОГ БЛАГОСЛОВИЛ МЕНЯ РАДИ ТЕБЯ”» (30:27).

Возвращение Яакова в Кнаан и его борьба с незнакомцем на берегу Ябока ознаменовали новый виток в развитии темы. Как объясняет Раши, Яаков боролся с ангелом-хранителем Эйсава, добиваясь от него признания благословений, данных ему в свое время отцом.

«И СКАЗАЛ ТОТ (АНГЕЛ): “ОТПУСТИ МЕНЯ, ИБО ВЗОШЛА ЗАРЯ”, – НО ОН (ЯАКОВ) СКАЗАЛ: “НЕ ОТПУЩУ ТЕБЯ, ПОКА НЕ БЛАГОСЛОВИШЬ МЕНЯ”… И БЛАГОСЛОВИЛ ОН ЕГО ТАМ» (32:27,30).

 Ангел-хранитель Эйсава вынужден признать правоту Яакова.

Несмотря на это, Яаков, опасаясь встречи с братом, высылает ему навстречу богатые подношения, а во время самой встречи напоминает о благословении:

«…“ЕСЛИ Я НАШЕЛ МИЛОСТЬ В ГЛАЗАХ ТВОИХ, ТО ПРИМИ МОЙ ДАР ИЗ РУКИ МОЕЙ… ПРИМИ ЖЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ МОЕ, КОТОРОЕ ПОДНЕСЕНО ТЕБЕ, ТАК КАК ВСЕСИЛЬНЫЙ ОДАРИЛ МЕНЯ И ТАК КАК ЕСТЬ У МЕНЯ ВСЕ”. И УПРОСИЛ ОН ЕГО, И ТОТ ПРИНЯЛ» (33:10,11).

О каком благословении говорит здесь Яаков? Неужели он имеет в виду «благословение Авраѓама»?! Раши объясняет: нет, Яаков имеет в виду те богатые подношения, о которых говорилось ранее. «Такой дар, приносимый при встрече с человеком, с которым давно не виделись, есть не что иное, как приветствие». Принятие этого благословения-приветствия ознаменовало примирение между братьями.

Другим важным следствием этого события стало окончательное разделение братьев: Эйсав остается в области Сеир, а Яаков устраивается в Кнаане.

Повинуясь повелению, Яаков идет к Бейт-Элю, где вновь получает «благословение Авраѓама».

«И ЯВИЛСЯ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЯАКОВУ ЕЩЕ РАЗ ПО ВОЗВРАЩЕНИИ ЕГО ИЗ ПАДАН-АРАМА, И БЛАГОСЛОВИЛ ЕГО… И СКАЗАЛ ЕМУ ВСЕСИЛЬНЫЙ: “Я – ВСЕМОГУЩИЙ! ПЛОДИСЬ И РАЗМНОЖАЙСЯ! НАРОД И БРАТСТВО НАРОДОВ ПРОИЗОЙДУТ ОТ ТЕБЯ, И ЦАРИ ПРОИЗОЙДУТ ИЗ ЧРЕСЛ ТВОИХ. И СТРАНУ, КОТОРУЮ Я ДАЛ АВРАЃАМУ И ИЦХАКУ, ТЕБЕ Я ОТДАМ ЕЕ, И ПОТОМСТВУ ТВОЕМУ ПОСЛЕ ТЕБЯ ОТДАМ ЭТУ СТРАНУ”» (35:9,11,12).

То, что произошло в Бейт-Эле, – и во время бегства из Кнаана, и по возвращении, – сыграло особенно важную роль в жизни Яакова. На склоне лет, в разговоре с Йосефом, он вновь вспоминает о тех событиях:

«И БЛАГОСЛОВИЛ ОН ЙОСЕФА, И СКАЗАЛ: “ВСЕСИЛЬНЫЙ, ПРЕД КОТОРЫМ ХОДИЛИ ОТЦЫ МОИ, АВРАЃАМ И ИЦХАК… ДА БЛАГОСЛОВИТ ЭТИХ ОТРОКОВ, И ДА НАРЕЧЕТСЯ НА НИХ ИМЯ МОЕ И ИМЯ ОТЦОВ МОИХ, АВРАЃАМА И ИЦХАКА, И ДА РАСПЛОДЯТСЯ ОНИ  ВЕСЬМА НА ЗЕМЛЕ!”» (48:15,16)

При первом чтении может возникнуть вопрос: кого именно благословляет патриарх? Сына, как это заявлено в начале стиха, или внуков, как это видно из его содержания? Рашбам объясняет, что, благословив внуков, Яаков тем самым благословил и их отца, Йосефа.

В этом благословении две части. Первая – «да наречется на них имя мое» – означает, по мнению Ибн Эзры, что Яаков передает Йосефу первородство. Это соответствует тому же виду благословений, что и благословения Ицхака Эйсаву и Яакову (выдавшему себя за Эйсава). Здесь отец определяет место сыновей в семейной иерархии: кому властвовать – кому – подчиняться. Вторая часть – «да расплодятся» – соответствует той центральной линии благословений, которая идет от самого первого из них, дарованного морским существам, не случайно в источнике употребляется глагол дага («плодиться»), а Раши комментирует: «подобно рыбам».

Последнее благословение

Завершим изучение раздела «Пути учения» отрывком из предсмертного обращения Яакова к сыновьям, в котором излагается его обращение к Йосефу (49:22-26). При этом подробно остановимся на особенностях формы и строения этого поэтического фрагмента.

Перевод

Транслитерация
Текст на иврите

Ударе-
ния

(1) «Росток плодоносный Йосеф,

бен порат Йосеф

3

росток плодоносный при источнике,

бен порат алей-аин

3

побеги – каждый через ограду переступает.

банот цаада алей-шур

3

(2) Делали горькой его жизнь, и стреляли [в него],

ва-емареруѓу ва-робу

2

и враждовали с ним стрельцы.

ва-истемуѓу баалей-хицим

3

(3) Но тверд остался лук его

ва-тешев бе-эйтан кашто

3

и сильны были мышцы рук его,

ва-яфозу зроей-ядав

3

поддержанных Владыкою Яакова,

мидей авир Яаков

3

– оттого пастырем стал,
твердыней Израиля.

ми-шам роэ Эвен Исраэль

4

(4) Всесильный отца твоего, который поможет тебе,

ме-Эль авиха ве-язрека

3

Всемогущий да благословит тебя.

ве-эт Шадай ви-вархека

3

Благословениями неба свыше,

бирхот шамаим ме-аль

3

благословениями бездны,
лежащей внизу,

бирхот теѓом ровецет тахат

4

благословениями грудей и утробы.

бирхот шадаим ва-рахам

3

(5) Благословения отца твоего

бирхот авиха

2

превышают благословения моих родителей,

гавру аль-бирхот ѓорай

3

как вершины вечных холмов.

ад-таават-гивот олам

3

Да будут они на главе Йосефа,

тиѓйена ле-рош Йосеф

3

на темени отличившегося от братьев своих». 

у-ле-кодкод незир эхав

3

Этот отрывок состоит из двух частей: в первой (1-3 строки) Яаков характеризует любимого сына, а во второй (4 и 5 строки) молит о благословении для него. Возможно, что в первой строке в метафорической форме описано счастливое детство Йосефа в родительском доме – крепости, защищавшей его от опасностей, подстерегавших снаружи. Вторая строка противоположна по настроению: она сообщает о гонениях, выпавших на долю Йосефа после этого. По мнению Раши, преследователи – это и братья Йосефа, и его враги в доме Потифара. Третья строка описывает поведение Йосефа в эту тяжелую для него пору, говорит о его стойкости и д. Четвертая и пятая строки фрагмента содержат молитву о благословении.

Ритмический рисунок всего фрагмента основан на повторении коротких фраз, содержащих, как правило, три ударных слога. Повторения и параллельные слова и фразы, яркий, образный язык, редкие грамматические формы придают отрывку особую торжественность и эмоциональность.

Например:

бен порат – бен порат – бнот цаада;

алей-аин – алей-цур. 

Разумеется, подобные поэтические отрывки с их особенным языком, богатым образами и сравнениями, намеками и ассоциациями, особенно сложны для понимания. Сравним два перевода одной из строк, первый из которых опирается на толкование Раши, а второй – Ибн Эзры.

Перевод первой строки фрагмента (49:22)

на основе комментария Раши

на основе комментария Ибн Эзры

Милый сын Йосеф, милый сын на виду (перед глазами).
(Каждая из) дочерей ходила, чтобы увидеть.

(Как) ветвь плодоносная Йосеф, ветвь плодоносная при источнике, побеги – каждый через ограду переступает.

           

На этом примере вы можете убедиться, насколько разным может быть понимание прямого смысла текста. Ибн Эзра читает этот фрагмент как образную поэтическую картину, поэтому из возможных значений слов он выбирает не обыденные и часто употребляемые, но более редкие, красочные, характерные именно для поэтической речи. Например, слово бен, которое обычно означает «сын», он толкует как «ветвь», а слово банот («дочери») – как «побеги», опираясь при этом на то, что в подобном значении они встречаются в другом поэтическом фрагменте Танаха – в книге «Теѓилим» (80:16)???. Слово порат комментатор считает редкой формой глагола пора, что означает «плодоносит». Яаков уподобляет любимого сына плодоносной ветви, растущей у источника, побеги которой «переступают» через окружающую его стену. Так все слова и фразы складываются в красочный поэтический образ.

Раши толкует отдельные слова в их обыденном значении. Слово бен означает «сын». Согласно мнению Раши, слово порат арамейского происхождения и означает «милый», аин – это «глаз» и т. д. Слова, понятые буквально, соединяются во фразу, которую саму по себе понять далеко не просто: «(Каждая из) дочерей ходила, чтобы увидеть». Раши объясняет, что в этой фразе кроется намек на реальные события, связанные с Йосефом. Согласно Агаде, дочери Мицраима, молодые египтянки, ходили по городской стене, чтобы увидеть Йосефа и насладиться его красотой.

Таким образом, Раши считает, что у этого текста есть и пшат (буквальный смысл), и скрытое внутреннее содержание, на которое пшат намекает, но к которому не сводится. Чтобы проникнуть в это скрытое содержание, необходимо обратиться к мидрашу. В толковании же Ибн Эзры пшат сливается с поэтическими образами фрагмента; собственно, эти образы и есть пшат.

Итак, вы познакомились с темой «Благословения в повествовании о праотцах». Истоки ее – в рассказе о сотворении мира и человечества, в тех первых благословениях, которыми Всевышний одарил некоторых из Его творений. Затем, на новом этапе истории, благословения были получены и нашими праотцами. Им было обещано, что их потомки станут особым народом, что Всевышний будет им

Б-гом и что они унаследуют страну Кнаан. Эти заверения составляют основное содержание полученного Авраѓамом благословения, о котором говорится в Торе. Они были даны ему после того, как он принял на себя сложную и высокую миссию. Не все его потомки сумели продолжить его дело. Неспроста Всевышний избрал именно Авраѓама, а не Нахора; Ицхака, а не Ишмаэля; Яакова, а не Эйсава.

С Авраѓама начинается еще одна линия развития этой темы в Торе: ему доверено благословлять других, то есть обращаться к Всевышнему с просьбой за другого человека.

С точки зрения стиля изложения, отличительной чертой соответствующих отрывков является их поэтичность, высокий слог, насыщенность символическими образами и аллегориями. Это, вероятно, связано с тем, что дарование и получение благословения связаны с эмоциональным подъемом, глубокими переживаниями.

Разумеется, эта тема не завершается с окончанием истории праотцев. С выходом евреев из египетского рабства она получила новый импульс. Тем самым, изученное в данном разделе станет основой для дальнейшего знакомства с  источниками.

Ваша оценка этой темы
1 2 3 4 5
           
Сто поставка оборудования для автосервиса.