Журнал «Отцы и дети, №17»

РОДИТЕЛЯМ

О ХАНУКЕ

Мы все хорошо помним сказку Ганса Христиана Андерсена о гадком утенке. Все "соплеменники" гадкого утенка не желали признавать его, потому что он был не похож на них. Но когда выяснилось, что он вовсе не утенок, а лебедь, он открыл для себя своих братьев и свою красоту.

Эта сказка имеет глубокий социально-психологический подтекст. Уродство утенка по отношению к другим уткам является настоящим уродством. Чужеродец, который не знает, кто он на самом деле, и пытается вписаться в чуждое для него общество, подобен постороннему звуку, нарушающему гармонию музыкального произведения. Чужеродцу, которому неизвестно его истинное "я", недоступно счастье быть неотъемлемой частью окружающего его общества - счастье "быть" и счастье "принадлежать".

Истоки этого кризиса лежат в самом начале еврейского народа, в грехе первого человека. Всевышний заповедал человеку не есть от дерева познания. Человек преступил этот запрет, съел плод дерева познания добра и зла и стал прятаться от стыда перед Всевышним.

Это был акт предательства по отношению к заповеди Всевышнего и по отношению к цели существования человека. Тогда возник вопрос: "Где ты?" (Берешит 3:9), который на самом деле означал: "Где твое внутренне "я"?"

Но Тора дает нам разгадку этой загадки. Праотец Авраам получает заповедь: "Пойди из земли твоей, от родни твоей и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе..." (Берешит 12:1). Хасидские мудрецы объясняют, что "пойди" означает "пойди к своей сущности". В земле, в которую пошел Авраам, еврей вновь обретает свою историческую сущность; живя среди своего народа, он открывает свою национальную сущность; ведя себя в соответствии с наследием своего народа и со своей Торой, он находит свою личностную идентификацию. И тогда гадкий утенок превращается в прекрасного лебедя.

В цикле еврейского года праздник Ханука символизирует борьбу еврейского народа за сохранение своей индивидуальности. Традиция рассказывает нам, что греки запретили евреям соблюдать Субботу, делать обрезание и благословлять месяц. Ни одна беда не обрушивается на нас случайно, Суббота - день, когда евреи отдыхают, - символизирует веру евреев в Творца мира. Цель еврейского народа - приблизить человечество к идеалу Шабата, продемонстрировать образ жизни, основанный на духовных и моральных ценностях, Смысл обрезания в том, что Всевышний заключил с евреями союз. Заповедь о благословении месяца была первой заповедью, которую евреи получили перед выходом на свободу из египетского рабства, Еврейский месяц всегда начинается в новолуние. Эти три заповеди свидетельствуют об избранности исторического процесса, об особой связи этого народа с Б-гом.

Целью греческих указов, запрещающих исполнять заповеди, было лишить евреев национальной идентификации, навязать им атеистическую культуру вместо еврейской, основанной на духовных ценностях, и привести их к ассимиляции. Борьба наших предков служит нам путеводной звездой, и мы должны выполнять свой долг и никогда не забывать о своей подлинной сущности. Слово "ханука" в иврите и означает "новоселье". Праздник назван этим словом в честь возобновления службы в Храме, оскверненном греками. Но корень этого слова -хет-нун-каф - намекает на еще одно его значение. Название праздника связано со словом хинух - "воспитание". В этом смысл праздника, и наш долг научиться не терять свою национальную сущность и научить своих детей дорожить ею. Огонь ханукальных свечей символизирует свет, который появляется на фоне тьмы. Во тьме особенно ярко светит людям наша истина. Когда в домах зажгутся ханукальные свечи, мы вспомним о своем настоящем "я", и свет истины озарит прекрасного лебедя, который еще недавно был гадким утенком.

КОРОТКО

МАККАВЕИ

Участники восстания в Иудее против сирийско-греческой империи, которая пыталась силой заставить евреев отказаться от своей веры и культуры и принять греческую культуру. Многие исследователи предполагают, что слово "маккавеи" происходит от прозвища Йеѓуды Маккавея, возглавлявшего восстание. Маккавей в переводе с иврита означает "бьющий врагов молотом". Другая версия утверждает, что слово "Маккавей" является аббревиатурой выражения Ми Камоха Беэлогим Гашем ("Кто подобен Тебе среди богов, Г-споди") или Матитьяѓу Коэн бен Йоханан. Некоторые комментаторы считают, что слово "Маккавей" появилось в результате искажения имени одного из доблестных воинов Давида Махбаная (Диврей Аямим 1:12-13). Восстание называется также восстанием Хашмонеев по фамилии Йеѓуды и его братьев, возглавлявших восстание от его начала до получения независимости.

Имя "Маккавеи" ассоциируется у еврейского народа и у большой части человечества с героической борьбой горстки людей против превосходящего по численности врага, с борьбой человека за свои принципы и за свободу, если он противостоит врагу во много раз сильнее себя. Он ценит превыше всего веру и боевой дух, инициативу, маневренность и умение применить тактику, нейтрализующую силы врага и его

ЭЛЛИНИЗАЦИЯ

Проникновение греческой культуры в еврейскую среду. Греческая культура стала распространяться на Ближнем востоке с захватом этого района Александром Македонским в 336 - 323 году до н.э. Эллинизм распространился в основном среди еврейской знати. Богатые семьи и некоторые высокопоставленные семьи коѓэнов были увлечены греческой культурой. Антиох IV пытался запретить еврейскую религию, однако народ под руководством семьи Хашмонеев восстал и заставил царя отказаться от этих намерений. Но победа не помешала дальнейшему проникновению идей эллинизма в еврейские круги. Еврейских детей стали называть греческими именами. У большинства евреев Египта и у многих евреев Эрец Исраэль были греческие имена, в том числе у многих мудрецов Торы (Антиганус, Урканус и др.). Греческий язык все больше распространялся в Эрец Исраэль, о чем свидетельствуют многие дошедшие до нас документы тех лет. Начиная с литературного произведения "Мишлей бен Сира", написанного во втором веке до н.э., в еврейской литературе прослеживается влияние греческой литературы. Даже в Талмуде и в Мидрашах встречается около двух с половиной тысяч греческих слов. Во время правления эллинистов греческий язык вытеснил арамейский, и евреи стали пользоваться им не только в письме, но и в разговорной речи. Перевод Торы семьдесятью мудрецами на греческий язык считался священным, Этот перевод позволил евреям, у которых родным языком был греческий, изучать Тору. Даже еврейские мудрецы отдавали должное этому языку, но вместе с тем боролись против воспитания еврейских детей в духе греческой культуры, поскольку она включала в себя элементы идолопоклонства и превыше всего ставила внешнюю стороны в противовес глубинному развитию личности.

Тесный контакт евреев рассеяния с эллинизмом увел многих от еврейской традиции. Фарисееям, которых поддерживало большинство народа, удалось ограничить влияние греческой культуры.

СВЕТ В ЕВРЕЙСКОЙ ТРАДИЦИИ

Из статьи раввина Адина Штейнзальца

Первое из творений Всевышнего - свет. Так написано в начале Торы: "И сказал Б-г: да будет свет... и отделил Б-г свет от тьмы". Свет - символ всего, что хорошо и красиво. Потому и говорит царь Шломо: "И увидел я, что есть преимущество у мудрости перед глупостью - как у света перед тьмой" (Коѓэлет 2:13).

Свет как символ хорошего употребляется не только в иврите, но и в других языках, в частности, в русском. Везде и всегда, при всех значительных событиях нашей жизни, где присутствует святость, можно без труда обнаружить эту, ставшую почти символической связь света с добром и благом.

Места, где присутствует святость, - это Храм и синагога, святое время - суббота и праздники; освящены также важнейшие события нашей жизни - обручение, свадьба, и, не про нас будь сказано, - похороны.

Роскошная менора (светильник) из чистого золота стояла в Храме. Она находилась в помещении, куда редко заходили люди. Она символизировала чистоту и святость Храма. Такому совершенному и прекрасному источнику света и подобало быть в самом святом месте. Менора, которую можно было увидеть только через покровы и завесы, уподоблялась солнцу, прямо смотреть на которое нельзя именно из-за силы его света.

После разрушения Храма на протяжении всей нашей истории менора была символом еврейства. Например, археологам достаточно обнаружить изображение меноры, чтобы определить, что здесь было когда-то еврейское поселение, - даже если первоначально этого нельзя было предположить. В наше время менора - это герб Государства Израиль.

Не гаснет свет и в синагоге. Днем и ночью там горит "вечная свеча". Зажиганием свечей отмечают наступление субботы и праздников. Зажженными свечами все поколения евреев отмечают Хануку, празднуя победу света над тьмой, ибо Ханука - праздник победы и торжества святости.

Свет присутствует при любом значительном событии еврейской жизни. Во времена Храма в Иерусалиме в праздник Суккот производилось возлияние воды на жертвенник. По всему городу горели костры, и мудрецы, вооружившись зажженными факелами, демонстрировали веселые чудеса.

Во времена Талмуда жгли костры в Пурим и, конечно же, в Лаг-ба-омер, - день смерти раби Шимона бар-Йохая, составителя основополагающего труда по Кабале, книги "Зоѓар" ("Сияние").

Зажигают поминальную свечу в память об умершем, и несмотря на то, что обычай этот связан с печалью, и здесь свеча символизирует свет - свет души, ибо сказано в Мишлей (72:02): "Свеча живая душа человека". Поэтому поминальная свеча является не олицетворением горя, а, напротив, символом вечности души.

И на свадьбах зажигают свечи - это свечи радости и надежды.

В каждой свечке, в мириадах огней, зажигаемых по самым разным поводам, множатся и отражаются добро и красота изначального света творения.

Галаха, еврейские законы о свете и светильниках, стоят на страже высокого смысла этих символов. К примеру, запрещено изготовлять точную копию Храмовой меноры, потому что нельзя заменить свет Храма и нельзя его повторить, тем более, что свет меноры должен литься от краев к центру, поскольку менора не должна была освещать предметы физическим светом.

Еврейские умельцы, которые изготавливали светильники, всегда старались, чтобы их творения и формой, и отделкой отражали смысл и красоту того, что они символизируют.

У тьмы, с еврейской точки зрения, есть только одна задача - усиливать свет. Наше желание и стремление - понять свет, его тайну и глубину; сказал основатель хасидизма Баал Шем Тов: "Гематрия слова "ор" (свет) равна гематрии слова "сод" (тайна)"Маккавейские книги являются для нас единственным источником информации о восстании Хашмонеев. Они являются частью серии исторических книг, которые не были включены нашими мудрецами в Танах. Эти книги были написаны в период Второго Храма.

Первая книга Маккавейская

Глава 1

После того как Александр, сын Филиппа, македонянин, выйдя из земли Китим, поразил царя персидского и мидийского Дария и воцарился над Элладой, он произвел много войн и овладел многими укрепленными местами, и убивал царей земли. Он господствовал над областями и народами и властителями, и они сделались его данниками. Он царствовал двенадцать лет и умер. Владычествовали слуги его каждый в своем месте, а после них их сыновья, и умножали зло. И вышел от них корень греха Антиох Епифан, сын царя Антиоха, и воцарился в 137-й году царства Эллинского.

В те дни вышли из Израиля сыны беззаконные и убеждали многих, говоря: пойдем и заключим союз с народами, окружающими нас, ибо с тех пор, как мы отделились от них, постигли нас многие бедствия. Обратились они к царю эллинскому, и он дал им право исполнять установления языческие. Они построили в Иерусалиме училище по обычаю языческому, установили у себя необрезание, отступили от святого завета и соединились с язычниками.

Когда Антиох увидел, что царство укрепилось, он вошел в Египет с сильным ополчением и вступил в сражение с Птолемеем, царем Египетским, и Птолемей обратился в бегство, и много пало раненых. После поражения Египта Антиох возвратился в 143-м году и пошел против Израиля, вступив в Иерусалим с сильным ополчением;, вошел в святилище с надменностью и взял золотой жертвенник, светильник и все сосуды его, и трапезу предложения и возлияльники, и чаши и кадильницы золотые и завесу, и венцы и золотое украшение, бывшее снаружи Храма, и все обобрал.

С награбленным отправился он в свое царство, посеяв смерть и насилие в земле Израиля. И поднялся великий плач в Земле Израиля.

Вострепетала земля за обижающихся в ней, весь дом Яакова облекся стыдом.

По прошествии двух лет послал царь начальника податей в города Иудеи; он вошел в Иерусалим с большою толпою, коварно говорил им слова мира, и они поверили ему; но он внезапно напал на город и поразил его великим поражением, и погубил множество народа израильского, взял добычу из города, сжег его огнем, женщин и детей увел в плен, овладел скотом.

Город Давида сделался для них крепостью: они сложили там награбленное, запаслись оружием и продовольствием, согнали туда нечестивых евреев-язычников, и проливалась кровь вокруг святилища, святилище осквернялось.

Жители Иерусалима разбежались, Иерусалим сделался жилищем чужих и стал чужим для своего рода, и дети его оставили его. Святилище его запустело, как пустыня, праздники его обратились в плач, субботы его - в поношение, честь его в уничижение. Царь Антиох написал всему царству своему, чтобы все были одним народом. И многие из Израиля приняли идолослужение, принесли жертвы идолам и осквернили субботу.

Ибо по данному повелению убивали жен, обрезавших детей своих, младенцев вешали, дома расхищали, и совершивших над ними обрезание убивали.

Но многие в Израиле остались твердыми и укрепились, чтобы не есть нечистого.

И был весьма великий гнев над Израилем.

Глава 2

В те дни восстал Матитьяу Хашмонай, сын первосвященника Иоханана. Жил он в Модиине. У него было пять сыновей: Шимон, Йоханан, Йеѓуда, прозываемый Маккавей, Ионатан, Элазар. Видя богохульства, происходившие в Иудее и Иерусалиме, разодрал Матитьяѓу и сыновья его одежды свои, и облеклись во вретища и горько плакали. И пришли от царя в город Модиин принуждавшие к отступничеству, чтобы приносить жертвы. И сказали пришедшие от царя Матитьяѓу: ты вождь, ты славен и велик в этом городе, и имеешь опору в сыновьях и братьях. Итак приступи теперь первый и исполни повеление царя, как сделали это все народы и мужи иудейские и оставшиеся в Иерусалиме, и будешь ты и дом твой в числе друзей царских, и ты и сыновья твои будете почтены серебром, и золотом, и многими дарами. И отвечал Матитьяѓу и сказал громким голосом: если и все народы в области царства царя послушают его и отступят каждый от богослужения отцов своих, и согласятся на повеления его, то я и сыновья мои и братья мои поступать будем по завету отцов наших. Когда перестал он говорить эти слова, подошел муж иудеянин перед глазами всех, чтобы принести по повелению царя идольскую жертву на жертвеннике, который был в Модиине Увидев это, Матитьяѓу возревновал, и воспламенилась ярость его по закону, и он подбежал и убил его при жертвеннике И в то же время убил мужа царского, принуждавшего приносить жертву, и разрушил жертвенник. И воскликнул Матитьяѓу во городе громким голосом: всякий, кто ревнует по законе и стоит в завете, да идет вслед за мною! Все бежавшие от бедствия присоединились к ним и сделались подкреплением для них.

И обходил вокруг Матитьяѓу и друзья его, и разрушали жертвенники и обрезывали необрезанных детей. И преследовали сынов гордыни и поражали их мечом и огнем.

Умер Матитьяѓу на 146 году; и весь Израиль оплакивал его горьким плачем.

Глава 3

И восстал вместо него Йеѓуда, называемый Маккавеем, сын его.

Он огорчил многих царей и возвеселил Яакова делами своими, и память его до века в благословении; прошел по городам Иудеи и истребил в ней нечестивых, и отвратил гнев от Израиля, и сделался именитым до последниъ пределов земли, и собрал погибавших.

Тогда Аполлоний собрал язычников и из Самарии многочисленное войско, чтобы воевать против Израиля. Иуда узнал о том и вышел к нему на встречу, и поразил и убил его; и много пало пораженных, а остальные убежали. И взял Йеѓуда добычу их, и взял меч Апполония и сражался им все дни.

Увидел Йеѓуда и братья его, что умножились бедствия, и войска расположились станом в пределах их; узнали и об указе царя - истребить народ Израиля. И собрались они и пошли в Массифу напротив Иерусалима, ибо место молитвы у израильтян было прежде в Массифе. И постились в этот день, и возложили на себя вретища и пепел на головы свои, и разобрали одежды свои. Сказал Йеѓуда: вооружитесь и будьте готовы к утру сразиться с язычниками, которые собрались, чтобы погубить нас и святыню нашу.

Глава 4

Йеѓуда сказал бывшим с ним мужам: не бойтесь множества их и не страшитесь нападения их. Вспомните, как спасены были отцы наши в Чермном море, когда фараон преследовал их с войском. И ныне обратимся к Нему. И сошлись, и разбиты были язычники и побежали. Йеѓуда и братья его сказали: вот, враги наши сокрушены, взойдем очистить и обновить святилище. И осталось все ополчение, и взошли они на гору Сион. И увидели, что Храм опустошен, жертвенник осквернен, ворота сожжены, хранилища разрушены, взошел сорняк. Избрали они священников беспорочных, ревнителей закона. Они очистили святилище и оскверненные камни вынесли в нечистое место. Пришла им добрая мысль разрушить оскверненный жертвенник всесожжения, взяли камни целые, по закону, и построили новый жертвенник по-прежнему.

В 25-й день девятого день девятого месяца - Кислева - сто сорок восьмого года, встали очень рано и принесли жертву по закону на новоустроенном жертвеннике всесожжения - в тот самый день, в который язычники осквернили жертвенник, обновлен он был с песнями, с цитрами, гуслями и кимвалами.

Глава 8

Между тем Йеѓуда Маккавей и бывшие с ним, тайно входя в селения, собрали до 6 тысяч мужей. Окружив себя множеством, Маккавей сделался непобедим для язычников, когда гнев Г-спода сменился на милость.

Никанор, сын Патроклова, постановил: дань в две тысячи талантов, которую царь должен был римлянам, пополнить от пленения иудеев.

Но помощником Маккавеев был Всемогущий, и они побили врагов более девяти тысяч и еще большую часть Никанорова войска оставили раненными и изувеченными, и всех принудили бежать. Взяли и деньги у пришедших покупать их. Преследовали их на значительные расстояния и возвратились, будучи остановлены временем: то был день перед субботой.

Глава 10

Маккавей же и бывшие с ним, под предводительством Г-спода, опять заняли Храм и город, построенные иноплеменниками жертвенники разрушили. Очистив Храм, они соорудили жертвенник принесли жертву после двухгодичного промежутка, сделали кадильницу и свещники и предложение хлебов. В тот самый день, когда осквернен был Храм иноплеменниками, совершилось и очищение Храма, двадцать пятый день того же месяца Кислева. И провели они в веселии восемь дней. С жезлами, обвитым плющем, с цветущими ветвями и пальмами возносили хвалебные песни Тому, Который благословил очистить место Свое. И определили - всему иудейскому народу праздновать эти дни каждый год.

Здравствуйте, ребята!

В нашем выпуске мы публикуем два рассказа, в которых описывается чудо. Действие одного из них происходит в наши дни, во время праздника Ханука. В другом же рассказе речь идет о чуде, которое совершил в давние времена пророк Элиша.

Но не только чудо объединяет эти две истории. В обоих рассказах происходят сверхъестественные явления.

Неужели чудеса, вызывающие наше изумление и удивление, были возможны только много веков назад? Если мы посмотрим внимательно вокруг себя, то увидим, сколько чудес происходит рядом с нами. Каждое утро мы встаем, чувствуем себя здоровыми; сияет солнце, нас окружают растения, деревья и цветы. Представьте себе, что что-то произошло, и вот утром не взошло солнце, или, наоборот, вдруг оно стало светить во много раз сильнее обычного. Нарушено равновесие в природе. Деревья остановились в росте, или, напротив, выросли до гигантских размеров. Животным нечего есть, а это ведет к нехватке продовольствия для людей.

Конечно, все это изменит естественный ход событий.

Быть может, самые обычные дни, в которые ничего особенного не происходит, а все события развиваются, как обычно, и есть настоящее чудо?

В некоторых вещах и явлениях мы способны увидеть чудо, только лишившись их.

Веселой вам Хануки!

ПЕРВОЕ ЧУДО КУВШИНА С МАСЛОМ

Первое чудо с кувшином масла случилось за сотни лет до Хануки, во времена пророка Элиши ученика и последователя пророка Элиѓу.

Однажды к пророку Элише пришла бедная вдова и рассказала о своих несчастьях. Ее покойный муж взял в долг деньги, а она не могла вернуть долг. Тогда человек, давший деньги в долг, стал требовать, чтобы она ему отдала в рабство своих детей.

Элиша спросил ее о покойном муже и об обстоятельствах, которые заставили его взять в долг крупную сумму денег. Женщина рассказала, что мужа ее звали Овадия, он был управляющим царя Ахава. Ее муж был Б-гобоязненным человеком и всегда помогал бедным. Когда королева Изабель, стала преследовать пророков Всевышнего и убила многих из них, Овадия, подвергаясь смертельному риску, скрывал пророков в потайных местах, где их не могла достичь жестокая рука королевы. При этом он обеспечивал пророков всем необходимым. Когда его средства иссякали, Овадия брал деньги в долг. И вот теперь кредиторы угрожают поймать ее детей и превратить их в рабов, чтобы они отработали долг покойного отца. Рассказывая об этом, вдова залилась горькими слезами и стала умолять пророка Элишу помочь ей.

- Что есть у тебя в доме? - спросил пророк женщину.

Она ответила, что нет у нее ничего, кроме небольшого кувшина с маслом.

Элиша сказал ей: "Попроси пустые кувшины у всех соседей, уединись в своем доме с сыновьями и разлей масло в их кувшины".

Вдова поступила, как велел ей пророк.

Когда все соседские кувшины наполнились, она увидела, что в ее кувшине масло иссякло.

Женщина поспешила к пророку и рассказала ему о чуде, которое произошло с ее маслом. Пророк велел ей продать масло, вернуть долг, а а на оставшиеся деньги купить все необходимое для нее и детей.

Ханукия на берегах канала

Вы когда-нибудь слышали об иерусалимской ханукие? Это стеклянная коробочка со стеклянными дверцами. Задняя ее стенка сделана из желтого металла и отражает свет ханукальных свечей, придавая им особый блеск. Над сводчатым потолком возвышаются две металлических трубочки, напоминающие по форме каминную трубу, и эти трубочки обеспечивают доступ воздуха к свечам. Одним словом, сделать такую ханукию непросто.

Но Джеку (которого в Израиле все звали Яаковом) очень захотелось иметь именно такую ханукию. Он жил в Канаде и приехал в Израиль служить в армии. Во время увольнительных Джек бродил в тщетных поисках ханукии, пока не забрел в полутемную иерусалимскую мастерскую. В самом центре ее горел старинный фонарь, тусклый свет которого бросал причудливые тени на покрытые копотью стены. По углам валялся всяческий хлам, ржавые прутья; на самодельном деревянном столе - небрежно брошенные инструменты. Под аккомпанемент молота Яааков обратился к пожилому жестянщику и при помощи жестов стал объясняться с ним на смеси иврита и английского:

- Ай уонт ханукия йерушалми...

- Что??!

- Я уонт ханукия йерушалми.

- Ты из Иерусалима, да?

- Нет, то есть да... Я хочу такую ханукию.

Яаков, как мог, объяснил мастеру, что именно ему нужно. Жестянщик вытер черные руки о халат, и сказал: "Во-первых, до Хануки еще два месяца, во-вторых, у меня полно заказов на дымоходы и котлы, потому что начинается зима. Между прочим, иерусалимская ханукия - вещь дорогая, ты уверен, что сможешь заплатить?"

Яаков объяснил жестянщику, что служит он далеко, у Суэцкого канала, отпуск у них бывает нечасто, и поэтому он хочет заказать ханукию сейчас, в начале хешвана.

- А насчет денег не беспокойтесь, пожалуйста. Я, видите ли, приехал из Канады, и на такую вещь, слава Б-гу, деньги у нас найдутся.

Начало месяца не принесло добрых вестей. Передовицы сообщали об ухудшении положения на фронте. Начались дожди, на улицах почти не было видно прохожих.

До Хануки оставалась всего неделя, а Яаков все не являлся за ханукией. У жестянщика не было его адреса и номера телефона. Он смутно помнил кое-что из рассказа солдата о службе на Суэцком канале, о семье в Канаде... Он начал всерьез тревожиться за парня, ведь у него в Израиле, как видно, нет никого из близких...

Однажды он слушал передачу по радио - диктор рассказывал о наших солдатах, попавших в засаду, и вдруг стук его молотка и огоньки горелки превратились в выстрелы и взрывы, он явственно увидел бой и солдат в засаде... Внезапно между двумя позициями возникла его ханукия с зажженными свечами, и как по мановению волшебной палочки прекратилась перестрелка и взоры солдат обратились к особому свету, который излучала иерусалимская ханукия...

Из этого состояния жестянщика вывел... Яаков, дружески опустив ладонь на его плечо. Жестянщик пробормотал только: "Осторожно, война...", но через несколько секунд очнулся и сказал: "Ты, верно, пришел забрать свою ханукию. Многие просили ее у меня. Вот, получай". Яков посмотрел на прекрасную ханукию, скромно стоявшую между дымоходом и незаконченным баком. Несколько секунд он стоял молча, потом взял ее в руки, открыл стеклянные дверцы и сказал:

- Экселент! Прекрасно! Это именно то, что мне нужно.

***

К вечеру Яаков вернулся в свою часть на берегу Суэцкого канала. Он достал из сумки письма, которые он привез для ребят. После этого вынул "паек", который каждый солдат, уходящий в увольнение, должен принести своим товарищам: сигареты и сладости, которые не купишь в солдатском ларьке. Свой сюрприз он решил оставить на десерт. Когда он развернул сверток, кто-то сказал: "Потрясающе! Как ты вспомнил, что сегодня Ханука?"

- Я объяснить потом, - сказал Яаков, - сейчас искать место для ханукия". В столовой места не было. Кто-то предложил поставить ханукию во дворе. Командир, до этого не участвовавший в дискуссии, закричал: "Вы что, сошли с ума? Неприятель только и ждет, чтобы мы открыли ему наше расположение. Вам хочется вызвать на себя огонь?"

Один из солдат сказал: "Командир, неужели ханукальная свечка может нам повредить?" Командир ответил: "В армии нет логики; приказ есть приказ". Но один из солдат подошел к командиру и объяснил, что Яаков приехал из-за границы, чтобы стать добровольцем в израильской армии, и было бы жестоко его разочаровать. Командир поморщил лоб, посмотрел на земляные валы на противоположном берегу канала и сказал: "Ладно. Только замаскируйте ее." Повар принес оливковое масло, интендант дал фланели для фитиля. Командира попросили произнести благословения и зажечь свечу.

Потом начался обстрел. Солдаты устремились к своим позициям, а ханукия продолжала гореть во дворе. На командный пункт поступило сообщение о раненых с просьбой о помощи. Было решено выслать санитарный вертолет. Солдаты наблюдали, как вертолет несколько раз приближался к земле и тут же снова поднимался в воздух. В конце концов летчик сообщил, что из-за плохой видимости он не может приземлиться. Он хотел уже было вернуться на командный пункт, но внезапно увидел внизу слабый огонек, и решил еще раз попытаться сделать посадку. Внизу с напряжением и надеждой ждали люди. Но вот дверь вертолета открылась, и из нее вышли люди с носилками в руках. Они бросились к раненым и оказали им необходимую помощь.

Всю дорогу назад летчик пытался понять, откуда взялся свет, который указал ему дорогу.

***

В месяце кислев в Канаде холодно. Все покрыто снегом. Иерусалимская ханукия прекрасно смотрится на фоне снега. А Джек в который раз рассказывает о чуде, которое случилось с ним в Хануку на берегу Суэцкого канала.

Далее >>

Ваша оценка этой темы
1 2 3 4 5
           
знакомства майл