Журнал «Отцы и дети, №24»

РОДИТЕЛЯМ

О ХАНУКЕ

Одним из важнейших информационных первоисточников иудаизма, из которого можно понять основополагающие принципы еврейской веры в ее отражении, в еврейской истории является еврейский календарь. Каким образом?

Любая дата, имеющая особое значение, будет отмечена в календаре либо как праздник, либо как день траура. Каждый такой день является предметом пристального внимания еврея, желающего понять его значение. Но не менее информативным источником являются те даты, которые не вошли в календарь. Они дают материал для сравнения и изучения: почему вошедшие в календарь даты оказались важнее, чем не вошедшие. Речь идет о празднике Ханука, который является собственно днем победы Хашмонаев над греками. Но ведь в еврейской истории было много других войн и побед. Почему, например, война Иеѓошуа за завоевание земли Кнаан менее достойна упоминания? И почему не отмечена победа царя Давида над евусеями, когда был завоеван Иерусалим - вечная столица еврейского народа? Более того, победа Маккавеев была лишь частичной, поскольку большая часть страны оставалась в руках греков и их ставленников, а с их уходом государственная независимость была окончательно утеряна и страна попала в руки римлян, стремящихся к мировому господству.

Следует обратить внимание на внутреннее культурно-историческое содержание праздника и пояснить, в чем истинный смысл известного понятия "геройство", которое принято выделять в качестве центрального мотива Хануки. Является ли на самом деле подвиг Маккавеев главным мотивом праздника? Ведь его символизирует не меч.

Мудрецы Израиля, увековечившие Хануку в законах и благословениях, установили специальную молитву "За чудеса", которая произносится внутри "Шмоне Эсрэ": "В дни Матитьяу сына Иоханана, первосвященника, Хашмоная и сыновей его, когда стояло злодейское греческое царство над народом Твоим Израилем, чтобы заставить их забыть Твою Тору и нарушить законы, Тобой установленные. И Ты в великой милости Твоей стал им защитником в час их беды, воевал их войну, и судил их суд, и отметил их месть. И предал Ты героев в руки слабых, и многих - в руки малочисленных, носителей скверны - в руки чистых, нечестивцев - в руки праведных и злодеев - в руки живущих Твоей Торой". Кто же здесь герои? Этим словом назвали мудрецы именно греков, а Хашмонаи названы "слабыми", но, несмотря на их слабость, Г-сподь даровал им победу.

Иудаизм не освящает меч, хотя и не отвергает его совершенно. Война признается как нечто неизбежное при определенных обстоятельствах и потому позволенное. Мидраш говорит, что "клинок и книга одним узлом с небес спустились" (Мидраш Сифри). Однако отсюда еще далеко до почитания войны как проявления силы и освящения дня победы, как это принято у других народов.

Героизм еврейского народа в его сердце, а не в его силе. "Кто такой герой? - Тот, кто обуздал свой инстинкт" (Мишна, Пиркей Авот, 5:1). Шулхан Арух - фундаментальный свод законов алахи, начинается словами: "Укрепится, как лев..." Под героизмом понимается героизм духа, а героем считается тот, кто борется и побеждает самого себя, подчиняет себе свой инстинкт и направляет все силы в нужное русло. Победа Хашмонаев является не причиной Хануки, а следствием. Не героизм войны, а героизм борьбы с инородной культурой, пытавшейся уничтожить еврейское самосознание, разрушить связь между народом Израиля и его Торой, определяет смысл Хануки. Борьбы с эллинизирующейся частью собственного народа, которая была, быть может, наиболее опасным противником, пятой колонной едва не случившейся духовной катастрофы ассимиляции. Благодаря героизму тех, кто не поддался соблазнам эллинизма, стала возможна победа в бою. Ибо война была прежде всего борьбой духа, а не оружия. И главным обычаем Хануки стали не упражнения с мечом, а зажигание ханукии, которая символизирует истинное чудо праздника: победу духовного над материальным, выраженную в горении однодневного запаса масла в течение восьми полных дней: Это победа света над тьмой, "и свет ее - Тора" (Вавилонский Талмуд).

КОРОТКО

Два аспекта праздника Ханука, появившегося в период Второго Храма, - национальный и религиозный - сливаются в один. Праздник увековечивает память о героических войнах Хашмонаев, которые, с одной стороны, освободили Иудею от греческо-сирийского порабощения и дали ей политическую независимость, а с другой - вернули евреям религиозную свободу, отменив жестокие указы Антиоха и очистив Храм от нечистоты.

ЗА ЧУДЕСА...

Содержание и смысл праздника Ханука прекрасно передает благодарственная молитва, которую читают в Хануку: "За чудеса и за спасение, и за могучие деяния, и за избавление, и за войны, которые Ты вел, (защищая) наших отцов в те дни в это время. В дни Матитьяу, сына Йоханана, первосвященника, Хашмоная, и его сыновей, когда преступное царство Йаван поднялось против народа Твоего, Исраэля, чтобы принудить их забыть Тору Твою и нарушать уставы воли Твоей. Но Ты, по великому милосердию Твоему, заступился за них в пору их бедствия. Ты вел их битву, вершил их суд и их возмездие, Ты предал сильных в руки слабых, многочисленных в руки малых числом, и оскверненных в руки чистых, и преступных в руки праведных, и творивших зло в руки занимающихся Торой Твоей. Себе же Ты создал Имя великое и святое в мире Твоем, а народу Твоему, Исраэлю, Ты сотворил великое избавление и спасение по сей день. А потом вошли сыны Твои в Святилище Дома Твоего, и освободили Дворец Твой, и чистым сделали Храм Твой, и зажгли светильники в Твоих святых дворах, и установили эти восемь дней Хануки (освящения), чтобы воздавать благотворение и хвалу великому Имени Твоему".

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

В это время, около ста семидесяти лет до новой эры, Иудея была в упадке - как в политическом, так и в духовном и религиозном отношении. Страна стонала под гнетом Антиоха, греко-сирийского царя, который жестоко и беспощадно угнетал евреев. Антиох Эпифан хотел заставить всех евреев отказаться от своей веры и навязать им греческую культуру, основанную на идолопоклонстве. Он издал указы, запрещающие евреям под страхом смерти соблюдать заповеди, и евреи, которые соблюдали Субботу, обрезали своих сыновей и изучали Тору, рисковали жизнью. Притеснения Антиоха достигли предела, когда греки осквернили Храм, установили идола на жертвеннике, чтобы приносить ему жертвы, порвали и сожгли найденные там книги Торы. Народ упал духом; людьми овладели страх и отчаяние. Хотя многие евреи предпочли умереть, освящая Имя Всевышнего, другие уступили давлению греков и присоединились к эллинистским кругам, которые отреклись от наследия своих предков и приняли культуру поработителей. Многие евреи бежали из городов и деревень и нашли прибежище в пещерах и в расселинах гор в пустыне.

ВОССТАНИЕ ПРОТИВ ГРЕКОВ

Когда уже казалось, что пришел конец еврейскому народу, Матитьяѓу Хашмонай и пятеро его сыновей, которые жили в маленьком горном селении Модиин, подняли знамя восстания против греческого порабощения. Восстание началось, когда один из евреев-эллинистов собирался принести жертву идолу на помосте, установленном на центральной площади селения. Матитьяѓу не смог сдержать свой гнев. Он бросился на предателя и на сопровождавшего его царского служителя и убил их обоих. Затем Матитьяѓу разрушил помост и стал призывать евреев, находящихся в толпе: "Кто за Б-га, за мной! Кто боится Г-спода, любит Его Тору и помнит Его завет, за мной!"

О призыве Матитьяѓу узнали евреи во всей стране, и вскоре вокруг него собрались все те, кто готов был сразиться с поработителями. Так образовалось народное войско, которое вышло на борьбу против воинов Антиоха.

ОЧИЩЕНИЕ ХРАМА

Матитьяѓу не дожил до победы восстания, он умер в год его начала и был похоронен в своем родном городе Модиине. После его смерти его сыновья-герои во главе с Иеудой продолжали священную борьбу. Они одерживали одну победу за другой. Через два года они сумели войти в Иерусалим и сразу же направились в Храм, чтобы очистить его от скверны и восстановить разрушенный жертвенник. 25 кислева они торжественно отметили восстановление Храма и жертвенника. Празднование продолжалось восемь дней подряд. С тех пор евреи празднуют праздник Ханука (ханука ~ на иврите "новоселье") каждый год в течение восьми дней.

МАОЗ ЦУР

Из всех песен и пиютов праздника самым известным является пиют "Маоз Цур", который поют после зажигания ханукальных свечей на известную мелодию. Пиют возносит хвалу Всевышнему, Который всегда приходит на помощь еврейскому народу и спасает его от беды и безысходности, Который вывел евреев из Египта, освободил их из вавилонского плена, спас от злодея Амана и явил им чудеса в дни Хашмонаев. Автором пиюта, написанного в 13 веке, был поэт по имени Мордехай. Этот пиют полюбили евреи, живущие во всех странах мира. Пение пиюта "Маоз Цур" является неотъемлемой частью ритуала зажигания ханукальных свечей.

Йеѓудит

Традиция рассказывает о храброй женщине по имени Йеѓудит, которая рисковала жизнью для спасения своего города, осажденного врагами. Своим умом и красотой Йеѓудит покорила вражеского военачальника Олоферна и отрезала ему голову. После гибели предводителя вражеская армия пришла в замешательство - и город был спасен. По традиции считают, что это событие произошло в период Хашмонаев; некоторые утверждают, что Йеѓудит была дочерью Матитьяу Хашмоная и сестрой Иеѓуды Маккаби. Поэтому образ Йеѓудит стал одним из символов праздника Ханука. Отсюда также происходит обычай, согласно которому женщины не выполняют никакой работы, пока горят ханукальные свечи. Этот обычай напоминает о том, что чудо произошло благодаря женщине.

ОБЫЧАИ ХАНУКИ

Неповторимые обычаи ханукальных вечеров любят евреи всех стран. Каждый вечер вся семья собирается за столом; хозяйка готовит вкусные блюда, дети играют в традиционные игры.

Главными блюдами в этих вечерах являются картофельные драники и пончики, жаренные в масле и посыпанные сахаром. Этот обычай напоминает о чуде с кувшином масла, поэтому пончики и драники жарят в масле.

В праздничные вечера дети играют в волчок. Играют для развлечения, а иногда - на деньги или игрушки. Волчки отличаются большим разнообразием форм, материалов и размеров.

ЧУДО КУВШИНА С МАСЛОМ

Согласно традиции, установленной нашими мудрецами, празднование Хануки продолжается восемь дней - в память о чуде, случившемся во время освящения Храма: "Когда вошли греки в Храм, осквернили они все масло, которое там было. А когда усилилось царство Хашмонеев, и победили они греков, искали они и нашли один лишь кувшин масла с печатью первосвященника; масла в нем могло хватить на один день. Случилось чудо, и масло горело восемь дней. На следующий год установлен был праздник для восхваления и благодарения" (Шабат 21).

Агада не перестает восхвалять этот кувшин с маслом и рассказывает, что этим маслом были помазаны все цари Израиля, и в него окунали всю утварь Храма. И это был кувшин Элияѓу и Овадии, который был спрятан за много веков до этих событий.

ХАНУКАЛЬНЫЕ СВЕЧИ

Чтобы придать празднику должное великолепие и рассказать всем о замечательном чуде, случившемся в эти дни, мудрецы постановили зажигать свечи Хануки все восемь дней праздника. Эта заповедь является основой праздника. Сначала было несколько обычаев зажигания свечей, но с годами закрепился обычай, согласно которому в первый вечер праздника зажигают одну свечу, затем каждый вечер добавляют по свече, и в последний вечер праздника зажигают восемь свечей.

В первый вечер праздника при зажигании свечей произносят три благословения: "...Который освятил нас заповедями Своими и повелел нам зажигать ханукальный светильник", "...Который сотворил чудеса для наших отцов в те дни в это время", "...Который дал нам жить и существовать и дожить до этого времени".

Зажигать ханукальные свечи должны все, включая женщин, ибо все евреи присутствовали при чуде. Даже нищий, который живет на подаяние, обязан продать свою одежду и купить масло для светильника.

Выполнение заповеди считается наиболее полным, если для зажигания свечей используют оливковое масло, - чудо произошло именно с оливковым маслом. Вот как объясняет это мидраш: "О Ноахе, когда он был в ковчеге, что написано? -И явился к нему голубь в вечернее время; и вот сорванный оливковый лист схвачен клювом его. - Сказал ему Пресвятой Благословенный: Подобно тому как голубь принес свет в мир, вы, уподобленные голубю, возьмете оливковое масло и зажжете пред Моим лицом".

ПРОСЛАВЛЕНИЕ ЧУДА

Ханукальные свечи зажигают с выходом звезд после захода солнца. Существует обычай не есть после молитвы минха до зажигания свечей. Свечи устанавливают у входа в дом снаружи, чтобы таким образом прославить чудо. Тс, кто живут на верхних этажах, ставят свечи в окне, чтобы своим сиянием они напоминали людям о чуде. Во время зажигания свечей произносят, напевая: "Эти светильники мы зажигаем в знак чудеса и спасения и удивительных явлений, которые Ты содеял для наших отцов чрез Твоих святых священнослужителей".

КАК ПОЯВИЛОСЬ НАЗВАНИЕ "ХАНУКА"?

Название праздника, очевидно, связано с тем, что Хашмонаи освятили жертвенник в Храме (ханука на иврите также - "освящение"). Это событие описано в Первой книге Хашмонасв: "И было в двадцать пятый день седьмого месяца, кислева, в году сто сорок восьмом, встали на рассвете и принесли жертвы всесожжения на новом жертвеннике, как положено по закону. И освятили жертвенник в этот день после осквернения необрезанными, и возносили хвалу Г-споду песнями и игрой на кинорах, свирелях и цимбалах. И пали ниц и поклонились Г-споду, Который поддержал их своей силой и дал спасение, и праздновали освящение жертвенника восемь дней" (Первая книга Хашмонасв 4:51-57).

Иосеф бсн Матитьяѓу в своей книге "Древняя история евреев" пишет: "Евреи радовались возможности возобновить службу в Храме так сильно, что установили закон праздновать из года в год восемь дней освящение Храма. Мы празднуем этот праздник с тех пор до наших дней и называем его "Праздник света" или "Праздник свободы" потому, как мне кажется, что возможность жить в соответствии с нашей верой была дана нам таким неожиданным образом, что можно сравнить ее со светом молнии, который появляется внезапно." Еще одно объяснение названия праздника связано с восстанием Хашмонасв и ханукальными свечами, потому что сказано: "Слово "Ханука" состоит из слов "хану" и "каф ѓей", т.е. "остановились двадцать пятого". Макковси боролись против греков до 25 кислсва, а в этот день закончилась битва. Этот день стал днем Хануки.

КАКИЕ СВЕЧИ ИСПОЛЬЗУЮТ В ХАНУКУ

В Хануку можно зажигать свечи, изготовленные из любого материала и пользоваться любым маслом.

Вот что случилось во время Войны за независимость с солдатами из религиозного кибуца на одном из командных пунктов в районе Латруна. Когда стемнело, ребята вспомнили, что они должны зажечь первую ханукальную свечу. В их вещмешках не нашлось ни свечей, ни растительного масла. Начальник командного пункта обратился к интенданту с просьбой доставить солдатам свечи или растительное масло. Но это были дни осады, и в распоряжении интенданта не было ничего, что могло бы быть использовано в качестве свечей. Глядя на солдат, которым очень хотелось зажечь ханукальные свечи, интендант сказал: "Ребята, достаньте ваши масленки." В этот вечер на командном пункте потомки Маккавеев зажгли ханукальные светильники, наполненные маслом для смазывания ружей. И все же, если есть такая возможность, для зажигания ханукальных свечей нужно использовать оливковое масло. Как мы уже говорили, в Храме чудо произошло с кувшином оливкового масла.

ШАМАШ

Свет и огонь ханукальных свечей нельзя использовать для какой-либо практической цели. Поэтому существует обычай зажигать дополнительную свечу, которая называется "шамаш" ("служебная"), потому что она служит для освещения и для зажигания праздничных свечей. Шамаш ставят в подсвечник, расположенный выше всех остальных, чтобы его можно было отличить от ханукальных свечей. Существует обычай зажигать ханукальные свечи также и в синагоге, где ханукию ставят в южной части. Наши мудрецы говорят: "Тот, кто хочет быть умным, пусть повернется к югу". Обычай зажигать свечи в синагоге был установлен для тех людей, которым негде зажечь свечи. Есть и другое объяснение этого обычая: чудо произошло в Храме, а синагога - это "маленький Храм".

ИСКУССТВО ИЗГОТОВЛЕНИЯ ХАНУКАЛЬНЫХ СВЕТИЛЬНИКОВ

Д-р Цви Малахи

Ханукальный светильник, или "ханукия", является одним из самых ярких аксессуаров иудаизма и отличается большим разнообразием форм, цветов и стилей. Внешний вид ханукии меняется в зависимости от времени и места, но при этом обязательно выполняется требование еврейского закона о количестве свечей и их расположении: восемь свечей располагаются на одной прямой и на одинаковой высоте. В редких случаях свечи располагаются полукругом, но и тогда они остаются на одной высоте. Лишь девятая свеча - "шамаш" - устанавливается выше остальных сбоку или посередине. В некоторых местах в ханукальном светильнике устанавливают два шамаша.

Существует пять основных видов ханукальных светильников:

1. Восемь подсвечников из глины или стекла, наполненных маслом, расположенных отдельно друг от друга или объединенных; ханукия из камня с восемью углублениями для масла; восемь простых подсвечников, изготовленных из металла, дерева и т.п.

2. Высокие свечи - восемь отдельных подсвечников или факелов. Этот вид ханукальных светильников встречается очень редко, и им не пользуются дома.

3. Ханукальный светильник, напоминающий по форме храмовую менору. Восемь ветвей симметрично отходят от центральной ветви, установленной на ножке.

4. Ханукальный светильник с задней стенкой. В большинстве случаев такие светильники красиво оформлены и изготовлены из драгоценных металлов (серебро, золото, латунь, бронза, медь). Свечи обычно располагаются низко, и стенка, часто украшенная архитектурными элементами, возвышается над ними.

5. Ханукальный светильник с художественным обрамлением по обе стороны свечей. Расположенные в центре свечи окружены рамкой, состоящей из двух столбиков по бокам, объединенных сверху аркой, в которую вплетены изображения двух львов и руки коэна, протянутой для благословения. Вся конструкция увенчана короной.

В отличие от храмовой меноры, у которой в основании были три луча, а от центральной ветви, опирающейся на это основание, отходили три пары ветвей, ханукальные подсвечники в эпоху Талмуда изготавливались из глины с восемью или с четырьмя сдвоенными углублениями для масла. Иногда эти глиняные светильники украшались чеканкой. Большинство людей в то время зажигали в каждый вечер Хануки нужное количество свечей в отдельных подсвечниках. В более позднее время в Йемене евреи пользовались светильником в виде каменной доски, в которой высечены восемь углублений для масла. Возможно, такими светильниками пользовались и в древности.

Такая форма ханукии послужила прообразом низкого ханукального светильника с восемью металлическими стаканчиками для масла или свечей и девятым - для шамаша, установленными на деревянной подставке.

Одновременно с этим стала распространяться ханукия, напоминающая по форме храмовый светильник. Ветви такого светильника отходят от литой ножки или от высокого основания. Серебряные и бронзовые светильники такой формы особенно часто встречаются в синагогах; обычно их основание и ветви художественно оформлены.

Довольно редко встречаются ханукальные подсвечники с восемью высокими стержнями, поднимающимися от низкого плоского основания; они похожи на длинные "факелы".

В средние века были распространены металлические светильники с прямой задней стенкой. После этого искусство изготовления ханукальных светильников стало бурно развиваться. Стали украшать переднюю часть светильников (в которой устанавливаются свечи); на задней стенке появились барельефы и чеканные украшения в виде известных офенских символов: храмовая менора, звезда Давида, скрижали завета, львы, орел, херувим, корона и т.п. В странах Восточной и Северной Африки на светильниках изображали птиц, а иногда даже мусульманский полумесяц. Ханукальные светильники украшали также изображениями цветов, колоннами и различными другими архитектурными элементами. В этом заметно влияние местной архитектуры. Например, в Марокко задняя стенка ханукального светильника выполнена в стиле, в котором строили дома в этом районе, - с арками и воротами. Ханукальные светильники других стран также несут в себе черты их архитектуры (см. брошюру "Архитектура в ханукальном светильнике". Музей Израиля, 5739 год). Иногда украшением ханукальных светильников служили гербы аристократических родов, не имеющих никакого отношения к евреям.

Увеличив заднюю стенку, можно было украсить ее надписями и цитатами из Священного Писания, например: "Ханука", "Свечи эти священны", а также благословениями. Сами подсвечники иногда были выполнены в виде кувшинов с маслом или в виде львов с открытой пастью, над которыми изображали колокола, орлов т.п.

Материалы, из которых изготавливали Ханукальные светильники, становились все более разнообразными Некоторые мастера делали их из золота и серебра, другие пользовались бронзой, латунью, медью, железом, жестью. Для масла стали использовать стеклянные емкости.

После ханукальных светильников с задней стенкой получили распространение светильники с боковым обрамлением. В таких светильниках свечи занимают центральное место и привлекают к себе главное внимание, которое утрачивалось ими в прежних светильниках. Свечи с обеих сторон окружены колоннами, соединенными сверху аркой, увенчанной короной. В некоторых светильниках с обеих сторон расположены изображения львов, а наверху - двух рук коэна, башен и стражников. В таком светильнике стенка не заслоняет свечи, а декоративное обрамление лишь подчеркивает и выделяет их свет.

Самым редким видом ханукального светильника является такой светильник, в котором свечи находятся в закрытой, красиво оформленной коробке. Когда свечи горят, коробку открывают, и свечи видны. Когда же светильником не пользуются, коробку держат закрытой. Образец такого светильника можно увидеть в Музее еврейского наследия при институте Хавсрмана в Лоде. Есть предположение, что такими светильниками пользовались мараны в Испании.

Здравствуйте, ребята!

Горячий суп; уют теплой комнаты, когда за окном стужа; особая атмосфера, которую создают ханукальные свечи; костер, с помощью которого люди могут просигналить о тревоге, - всем этим мы обязаны огню.

Но ведь и сильный ожог; и лес, за короткое время превращающийся в опаленную землю; и жертвы войн, - все это тоже результаты действия огня.

Как вы думаете, огонь хороший или плохой? Разумеется, о нем можно сказать и то, и другое. Все зависит от того, как мы его используем: чтобы спалить все дотла, или, наоборот, чтобы согреть тела и души людей.

Всматриваясь в огоньки ханукальных свечей, как бы исполняющие веселый танец, мы вспоминаем о великой победе, когда огонь битвы и огонь храмового светильника горели вместе... Это напоминает нам о том, что любая вещь может служить источником и большой радости, и больших неприятностей, - все зависит от того, как мы намереваемся ее использовать.

Итак, вы поняли, что огонь не может быть ни хорошим, ни плохим, - это люди бывают хорошими или плохими.

ВЕСЕЛОЙ ВАМ ХАНУКИ!

Роща и Огонь

И. А. Крылов

Зимою Огонек под Рощей тлился:

Как видно, тут он был дорожными забыт.

Час от часу Огонь слабее становился;

Дров новых нет; Огонь мой чуть горит

И, видя свой конец, так Роще говорит:

- "Скажи мне, Роща дорогая,

За что твоя гак участь жестока,

Что на тебе не видно ни листка,

И мерзнешь ты, совсем нагая?"

- "Затем, что, вся в снегу, Зимой ни зеленеть, ни цвесть я не могу", -

Огню так Роща отвечает.

- "Безделица! - Огонь ей продолжает,

- Лишь подружись со мной, тебе я помогу.

Я солнцев брат, и зимнею порою

Чудес не меньше солнца строю.

Спроси в теплицах об Огне:

Зимой, когда кругом и снег и вьюга веет,

Там все или цветет, иль зреет:

А все за все спасибо мне.

Хвалить себя хоть не пристало,

И хвастовства я не люблю, Но Солнцу в силе я никак не уступлю.

Как здесь оно спесиво ни блистало,

Но без вреда снегам спустилось на ночлег;

А около меня, смотри, как тает снег,

Так если зеленеть желаешь ты зимою,

Как летом и весною,

Дай у себя мне уголок!"

Вот дело слажено: уж в Роще Огонек

Становится Огнем, Огонь не дремлет:

Бежит по веткам, по сучкам;

Клубами черный дым несется к облакам,

И пламя лютое всю Рощу вдруг объемлет.

Погибло все вконец, - и там, где в знойны дни

Прохожий находил убежище в тени,

Лишь обгорелые пеньки стоят одни.

И нечему дивиться:

Как дереву с огнем дружиться?

ХАНУКАЛЬНЫЙ СВЕТИЛЬНИК АВИЭЗЕРА

Хасидская история

В роскошном и просторном доме Наси рабана Гамлиэля царила печаль: его старший сын Авиэзер был тяжело болен.

Лучшие иерусалимские лекари спешили к дому Наси, но тщетно: никто не знал, как лечить юношу, жизнь которого угасала...

- Сыночек, дорогой, - рыдала мать Авиэзера Мирьям, - если бы я могла взять твою болезнь на себя...

Элиэзер произнес что-то невнятное, но никто не расслышал его слов.

Это происходило в конце месяца кислев. В тот год зима была особенно суровой: ни на минуту не утихал холодный пронизывающий ветер, шел снег с дождем. Рабан Гамлиэль старался обеспечить всех нуждающихся теплой одеждой и дровами. Приближалась Ханука. Авиэзер, укрытый горой теплых одеял, дрожал от холода. - его ознобило. Жар его усиливался.

Перед самой Ханукой он вдруг громко позвал: "Папа!"

Отец поспешил к нему.

- Папа, - произнес юноша, - я хочу... хочу, чтобы... зажгли... сигнальные костры для освящения... месяца... и в честь високосного года... в праздник Ханука... я хочу...

- Но, - ответил изумленный отец, - ведь их зажигают только...

- Исполни его желание! - воскликнула Мирьям.

- Прежде чем сделать это, - сказал Наси, - я должен собрать в доме учения десять старцев и главу судей. Мы будем обсуждать его просьбу всю ночь.

- Пока вы будете обсуждать просьбу мальчика, его уже осудят на небесах, - сказала Мирьям. - Сделай то, что он просит, - ведь речь идет о жизни и смерти.

- Да, папа, - лицо юноши осветилось, - зажги костры... отсюда... из Иерусалима... до Вавилона... и я хочу... увидеть... как их зажигают...

- В такой холод?! - с сомнением в голосе сказал рабан Гамлиэль. - В такой снегопад?! Но ведь...

- Нет, - сказал юноша, собрав последние силы. - Не умру я, ибо жить буду!

Рабан Гамлиэль поспешно вышел из своего дворца и собрал десять старцев.

- Если просит человек в агонии... - сказал один из старцев.

- Но ведь это запутает их там, в Вавилоне, - возразил второй.

- Передадим им, что мы делаем это ради спасения жизни, - воскликнул рабан Гамлиэль. - Они поймут.

Старцы стали шептаться, и наконец самый почтенный из них сказал:

- Исполни просьбу сына, Гамлиэль.

В канун Хануки человек, разжигающий костры на Масличной горе, работал не покладая рук. Он без устали таскал длинные бревна из кедра, стебли тростника, стволы оливковых деревьев... А ветер, - о чудо! - ветер совсем стих. На дворе была стужа, но не было уже ни дождя, ни снега, а небеса были прозрачны и чисты.

Авиэзер, завернутый в одеяла, сидел напротив человека, разжигающего костры. Мать и отец сели по обе стороны от него; с ними были лекарь и несколько слуг.

Человек, разжигающий костры, зажег маленький факел и сказал:- Ну вот, дорогой Авиэзер, я зажигаю костер для тебя. Да будет принята наша молитва на небесах. - И он зажег костер.

- Я вижу, вижу, - воскликнул Авиэзер, - сейчас зажигается костер на севере, на горе Сартаба, в крепости Александрой... и еще севернее... в крепости Агрипина, в Кохав ѓа-Ярден, костры появились за рекой Иордан, восточнее у Хаварона, в Большой пустыне, по которой наши предки возвращались из вавилонского изгнания...

Внезапно он сбросил с себя все одеяла и встал.

- Огонь дошел до Бейт-Балтин на реке Эфрат. Все поднимаются на крыши с горящими факелами...

В этот час зажглись факелы на иерусалимских крышах. Город был ярко освещен, и лицо Авиэзера сияло.

- Праздник, праздник! - кричал он. - Праздник огней!

Семейный лекарь, стоявший неподалеку, подошел к юноше.

- Хвала Г-споду! - воскликнул лекарь.

- Юноша здоров. Чудо! Ханукальное чудо! Пусть он идет домой. Дайте ему отдохнуть.

- Давайте понесем его на стуле, - сказал рабан Гамлиэль.

- Нет, я пойду сам, - сказал юноша. - Только поддерживайте меня. Ты, мама, с этой стороны, а ты, папа, - с этой.

Так они шли, направляясь к своему дворцу, сопровождаемые лекарем и слугами.

Во всех домах горели праздничные светильники, а светильник Авиэзера горел от Масличной горы до реки Эфрат.

В тот день был установлен праздник на все века, для всех поколений - Ханука Авиэзера.

ОБЫЧАИ ХАНУКИ

Прочтите перечень обычаев Хануки и найдите соответствующее объяснение для каждого из них (из приведенных ниже).

ОБЪЯСНЕНИЕ ХАНУКАЛЬНЫХ ОБЫЧАЕВ

Чтобы научить еврейских детей помнить о чуде даже во время игры.

В память о чуде, которое произошло благодаря еврейской женщине Йеѓудит, дочери первосвященника Иоханана.

В память о блюдах с сыром, которыми Йеѓудит кормила врага.

В память о чуде с кувшином масла.

Чудо произошло в Храме, а синагога является моделью Храма.

Чтобы возблагодарить Всевышнего за чудеса, посланные Им.

Принято зажигать ханукальные свечи также и в синагогах.

В Хануку дети играют в волчок, на сторонах которого изображены буквы нун, гимел, ѓэй и пэй (за пределами Израиля - шин).

В Хануку едят блюда с сыром и творогом.

В Хануку принято есть блюда, жаренные в масле: оладьи, пончики и т.п.

В Хануку принято устраивать трапезу каждый вечер.

В Хануку существует обычай, согласно которому женщины не выполняют никаких работ, пока горят ханукальные свечи.

<< Назад

Ваша оценка этой темы
1 2 3 4 5