ИЗ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ МОЛИТВЫ

Ма

Что нам сказать Тебе, Житель высот горних? Что поведать Тебе, Обитатель небес? Ведь все сокровенное и явное Ты знаешь.

Ата

Ты простираешь длань Свою грешникам, и десница Твоя простерта навстречу кающимся Ты научил нас, Господи Боже наш, исповедываться пред Тобою во всех прегрешениях наших, дабы мы воздержались от злодеяний рук наших. Прими же искреннее покаяние наше, как жертвы огнепалимые и как дары благовония, ради слов, реченных Тобою. Не было бы конца жертвам за виновность нашу, не было бы числа чарам благовония за греховность нашу. Ты же ведаешь, что нас ждет червь и тлен, посему и прощаешь Ты нас во многом. Что мы? Что наша жизнь, наша милость, наша добродетель, наша помощь, наша сила, наша крепость? Что нам говорить пред Тобою. Господи Боже наш и Бог отцов наших! Ведь все сильные пред Тобою - ничто, мужи именитые - как бы не были, ученые - без знания, мудрецы - без понимания, ибо все их подвиги тщетны, и дни их жизни - суета пред Тобою, и нет превосходства человека над животным, ибо все суета!

Ата

Но Ты отличил человека с самого начала и сподобил его предстоять пред Тобою. Ибо кто может сказать Тебе: Для чего творишь сие? Ведь если даже человек праведен, что дает он Тебе? Ты дал нам. Господи Боже наш. по любви Своей, сей день Отпущения для совершенного прошения и извинения всех грехов наших, дабы мы воздержались от злодеяний рук наших и обратились к Тебе для исполнения в чистоте сердца нашего угодных Тебе законов. О Ты, по великой милости Своей, сжалься над нами; ведь Ты не желаешь гибели мира, как сказано: Ищите Господа и найдете Его: призывайте Его, ибо Он близок. И сказано: Пусть нечестивый оставит путь свой и человек порочный - замыслы свои: пусть обратится к Господу и Он помилует его. - к Богу нашему, ибо Он многопрощающий. Ты ведь Бог прощений, преблагий и милосердный, долготерпеливый, многомилостивый, истинный и благообильный! Тебе угодно раскаяние грешников и Ты не желаешь смерти их, как сказано: Скажи им: жив Я, говорит Господь Бог: не желаю Я смерти грешника, но лишь так,. чтобы грешник отстал от пути своего и жил. И сказано: Обратитесь, отстаньте от злых путей своих: зачем вам умирать, дом Израилев? И

сказано: Разве Я желаю смерти грешника? Говорит Господь Бог: ведь если он отстанет от путей своих, он будет жить! И еще сказано- Я не желаю смерти умирающего, говорит Господь Бог: покайтесь же и живите! Да, Ты прощаешь Израиль и извиняешь колена Иешуруна из рода в род: и, кроме Тебя, нет у нас небесного Царя, извиняющего и прощающего.

Элокай

Боже мой! До сотворения я был ничто, а ныне, сотворенный, я как бы не существовал. Прах я при жизни, тем паче после смерти. Весь я пред Тобою, как сосуд, полный срама и стыда. Да будет воля Твоя, Господи Боже мой и Бог отцов моих, не попускать меня более ко греху, а то, в чем я уже согрешил, уничтожь по великому милосердию Твоему, только не путем страдании и недугов злых.

КНИГА ИОНЫ

Книга Ионы - являет собой нечто неповторимое во всей ее символической содержательности. Ее три основные особенности заключены в универсальности темы, в ее центральной идее и символическом языке смыслового излучения.

В центре пророческого видения два образа: Ниневея - огромный город и порицающий пророк Иона. Эти два противоборствующих образа - универсальны в окружающей нас действительности: огромный город - человеческое общество и личность, вступающая с ним в конфликт.

Центральная идея наглядно выражает крайнее напряжение конфликта между двумя полюсами: на одном полюсе - огромный город с его разложившимся обществом, прогнившей моралью, с его злом и грабительством, с катастрофой, нависшей над его жителями, порочность которых достигла предела и в конце концов поворот к раскаянию, на другом полюсе: - человек по высшему образу, пророк - носитель высокого предназначения, от которого он старается бежать, которому внутренне сопротивляется, но к которому возвращается силой Божественного повеления.

Символичность языка книги присутствует в нашем сознании в наличии сил, органически связанных с мирозданием и являющихся посланцами Творца Вселенной. Они противостоят Ионе, чтобы не допустить бегства его от предназначения пророка и учителя.

Непосредственно даны условия обостренного переживания истины: - вся драма разыгрывается на море: силы природы в образе бури, животный мир в образе кита и человеческое общество, представленное командой корабля - все они объединены, чтобы направить Иону к исполнению возложенной на него миссии*.

* Иона - один из величайших пророков времени царствования Иеравама. И Всевышний повелел ему отправиться и Ниневию, один из крупнейших городов того времени, чтобы предупредить жителей о грозящей им гибели с целью их исправления. Но это поручение Ионе было не по душе. Ниневия была заклятым врагом Израиля и если город в результате выполнения Ионой Божьего поручения пощажен, он останется постоянной угрозой Израилю. Иона пытается избежать необходимости быть исполнителем этого поручения. Он садится на корабль, отплывающий в Таршиш, надеясь, что о данном ему поручении будет забыто.

Не желая пророчествовать Ниневии, так как он знал, что ее жители покаятся в своих грехах и это послужит как бы укором еврейскому народу. Иона поспешил оставить Святую Землю, потому что только на Святой Земле пророк удостаивается Божественного наития.

И рассказ о червяке не изолирован в нашем сознании от всего остального. Он подводит нас к уразумению тревоги человека за мир и за защиту его существования.

Все изобилие внутренних возможностей основных идей Книги Ионы - непроходяще пока существует человеческое общество и человек на земле. И в нашу эпоху эти идеи не утратили своего значения: - упреки Ионы обращены и к большому городу нашего времени с его грехами и безнравственностью. Это как бы обращение с высоты боговдохновенных душ к человеку в форме мощного приказа бороться с пороками и быть верным своему предназначению.

- Книга Ионы - проникнута надеждой, ибо в конце концов еще может большой город раскаяться и исправиться и человек может в конце пути, верный приказу Всевышнего, возвращаться к своему предназначению и осуществлять идеал своей жизни. Ведь сила искренней молитвы Ионы и сердечное покаяние - самое великое благо, какое только может быть дано человеку. Здесь те великие мгновения, в которых открывается человеку Непреходящее-Вечное, когда мятущаяся душа светлеет в своем отношении к миру. В книге Зогар история с Ионой служит аллегорией для возможности рассмотреть переживание человеческой души, когда она находится в теле и когда отделяется от него. Человек обретает в Книге Ионы самого себя, постигая милосердие Всевышнего и в том, что Он все еще откладывал Свой суд над язычниками, все еще предоставляя им возможность раскаяться, надеясь, что те оставят грехи свои, и, жалея тех невинных, которые могли бы погибнуть вместе с виновными.

КНИГА ПРОРОКА ИОНЫ

Глава 1

И было слово Господне к Ионе, сыну Амитая: 2. Встань, поили в Ниневию - город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его жителей дошли до Меня. 3. И встал Иона, чтобы бежать в Таршиш от лица Господня, и пришел в

Яффо, и нашел корабль, отправляющийся в Таршиш. отдал плату за провоз и вошел в него, чтобы уйти с ним в Таршиш от лица Господа. 4. Но Господь послал на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться. 5. И устрашились корабельщики, и воззвали каждый к своему богу, и стали бросать в море кладь с корабля, чтобы облегчить его от нее. Иона же спустился во внутренность корабля, лег и крепко заснул. 6. И пришел к нему кормчий и сказал ему Что ты спишь! Встань, воззови к Богу Твоему, может быть Бог вспомнит о нас и мы не погибнем. 7. И сказали люди друг другу: Пойдем, бросим жребий, чтобы узнать, за кого постигает нас эта беда. И бросили жребий, и пал жребий на Иону. 8. И тогда сказали ему: Так как за тебя постигла нас эта беда, то скажи нам, пожалуйста, чем ты занимаешься? Откуда ты? Где твоя страна, из какого ты народа? 9. И он сказал им: Я еврей, чту Господа, Бога небес, сотворившего море и сушу. 10. И устрашились люди страхом великим и сказали ему: Что ты сделал? Ибо узнали эти люди, что он бежит от лица Господня, как он сам объявил им. 11. И сказали они ему. Что сделать нам с тобой, чтобы море утихло для нас? Ибо море не переставало бушевать. 12. Тогда он сказал им: Возьмите и бросьте меня в море. - и море утихнет для вас, ибо я знаю, что из за меня постигла вас эта великая буря. 13. Начали было люди эти усиленно грести, чтобы пристать к земле, но не могли, потому что море все продолжало бушевать против них. 14. Тогда воззвали они к Господу и сказали: Молим тебя, Господи, да не погиб нем за душу человека сего и да не вменишь нам кровь невинную, ибо Ты, Господи, совершил, что угодно Тебе! 15. И взяли они Иону и бросили его в море, и утихло море от ярости своей 16. И устрашились Господа люди великим страхом, и принесли Господу жертвы и дали обеты.

Глава 2

И повелел Господь большому киту поглотить Иону, и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи 2. И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита 3. И сказал: К Господу воззвал я в скорби своей, - и Он услышал меня, из чрева преисподней я возопил, - и Ты услышал голос мой. 4. Ты вверг меня в пучину, в сердце моря, и потоки окружили меня, все воды Твои и волны Твои проходили надо мной 5. И я сказал: отринут я от очей Твоих, однако я опять увижу храм святыни Твоей. 6. Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня, морскою травою обвита голова моя. 7. До основания гор опустился я, земля на век заградила меня запорами своими, но Ты, Господи, Боже мой, выведешь душу мою из преисподней. 8. Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Тебе, Господь, и молитва моя дошла до Тебя, до храма святого Твоего. 9. Чтущие суетных и ложных богов сами себя лишают помилования. 10. А я гласом хвалы принесу Тебе жертву, что обещал, исполню. С Господом спасение! 11. И повелел Господь киту, и он изверг Иону на сушу.

Глава 3

И было слово Господне к Ионе вторично: Встань, иди в Ниневию - город великий - и проповедуй в нем, что повелел тебе. 3. И встал Иона и пошел в Ниневию, по слову Господню, Ниневия же была город великий у Бога, на три дня ходьбы. 4. И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедывал, говоря: Еще сорок дней и Ниневия будет разрушена! 5. И поверили ниневитяне Богу: и объявили пост и оделись во вретища, от большого до малого. 6. Это дошло до царя Ниневии - и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретища и сел на пепле. 7. И повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили. 8. И чтобы покрыты были вретищем люди и скот, и истово взывали к Богу, и чтобы каждый отстал от злого пути своего и от насилия рук своих.

9. Кто знает, может Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев свой, и мы не погибнем!

10. И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел.

Глава 4

Иона сильно огорчился этим и был раздражен. 2. И молился он Господу и сказал: О, Господи! Не это ли говорил я, когда еще был в стране своей? Потому я и бежал в Таршиш, ибо знал, что Ты, Господи, Благой и Милосердный, Долготерпеливый и Многимилостивый, и сожалеешь о бедствии. 3. И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить. 4. И сказал Господь: Неужели тебя это огорчило так сильно? И вышел Иона из города и сел с восточной стороны у города, и сделал себе там шалаш и сел под ним в тени, чтоб увидеть, что будет с городом. 6. И произрастил Господь Бог растение, и оно поднялось над Ионой, чтобы над головой его была тень и чтоб избавить его от огорчения его, Иона весьма обрадовался этому растению. 7. И устроил Бог так, что на другой день при появлении зари червь подточил растение, и оно засохло. 8. Когда же взошло солнце, навел Бог знойный ветер с востока, и солнце стало палить голову Ионы, так что он изнемог и стал просить о смерти и сказал: Лучше мне умереть, нежели жить. 9. И сказал Бог Ионе: Неужели так сильно огорчился Ты за растение? Он ответил: Сильно до смерти. 10. Тогда сказал Господь: Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало. 11. Мне ли не пожалеть о Ниневии, городе великом, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?

Дополнительный материал
РАЗГОВОРЫ С РАВВИНОМ

«КТО ПРОГЛОТИЛ ИОНУ?»
Праведники подобны рыбам, выброшенным на сушу, - наш мир не их стихия

Далее >>

КНИГА ПРОРОКА ИЕХЕЗКЕЛЯ

Глава 33

10. И ты человек, скажи дому Израилеву: справедливо ли вы говорите так: если преступления наши и грехи наши лежат на нас, и от них мы чахнем, то можем ли мы жить?

11. Скажи им: жив Я, говорит Господь Бог: не смерти хочу грешнику, но того, чтобы грешник отстал от пути своего и жил. Обратитесь, отстаньте от злых путей своих, зачем вам умирать. дом Израилев?

ИЗ МИШНЭ ТОРА МАЙМОНИДА

Трактат о раскаянии

В эти дни, когда нет Храма Господня и нет жертвы искупления, у нас только и есть, что раскаяние. Раскаяния искупляют все прегрешения. Даже если кто всю жизнь грешил, но под конец раскаялся, ему не вспоминается ни одно прегрешение, ибо сказано: Грешник за грехи свои не падет в день обращения от беззакония своего. |Иез. 33, 12|, В том и значение Дня искупления, что Он прощает раскаявшихся, как сказано: Ибо в сей день искупят вас для очищения вашего |Лев. 16, 30|. /Гл. 1, 3/

Хотя покаяние и сокрушение всегда хороши, но в продолжение десяти дней, отделяющих Рош-Гашана от Йом-Кипур, они особенно уместны, удовлетворяются незамедлительно, ибо сказано: Ищите Господа, когда можно найти Его |Исайя 55,6|.

Здесь имеется в виду отдельная личность; община же - когда бы она не покаялась и не молилась искренне, ее молитва всегда доходит, ибо сказано: Как Господь, Бог наш, при всяком нашем взывании к Нему [Второзаконие 4,7]. |Гл. 2,6|

Ни покаяние, ни Йом-Кипур не могут искупить никаких прегрешений, кроме совершенных человеком по отношению к Богу: например: если кто покушался на что-нибудь недозволенное или совершил прелюбодеяние и тому подобное. За прегрешения, совершенные человеком по отношению к ближнему, как то: если кто нанес ему повреждение, обидел его или ограбил и тому подобное, ему нет прощения, покуда он не даст ближнему того, что он ему должен, и не попросит у него прощения. Хотя бы он ему и возместил ущерб, все равно он должен прийти и просить прощения. Даже если кто обидел ближнего одними лишь словами, он все равно должен задобрить его, пока тот не простит. Если обиженный не захочет прощать, то приводят к нему трех человек друзей, они все вместе умоляют его о прощении. Если он и теперь не хочет простить, то приводят к нему людей и во второй и даже в третий раз. Если он и после этого не захочет прощать, то оставляют его в покое, и тогда тот, кто не простил, совершил прегрешение. Если же речь идет об учителе, то к нему ходят даже тысячу раз, пока он все-таки не простит. /Гл. 2, 9/

Каждый человек имеет на своем счету добрые дела и дурные. Тот, у которого больше добрых дел - праведник, тот же у которого больше дурных - грешник. Если добрых и дурных приходится поровну, то он средний. Точно так же и общество: если Добрых дел всех его членов больше, чем дурных, то общество - праведное, если же больше дурных, то оно грешное. То же относится ко всему миру. /Гл. 9, 1/

Хотя заповедь трубления в Шофар в Рош-Гашана приводится в Торе без пояснения ее смысла, есть в этом и некий скрытый намек, а именно: Пробудитесь, спящие, проснитесь дремлющие, исследуйте дела свои и покайтесь, вспомните про Творца своего! Те, кто в круговороте времени забыли истину и весь год блуждали, занимаясь пустяками, в которых нет никакой пользы, не говоря уже о спасении, загляните в души ваши, исследуйте путь ваш и дела ваши, оставьте скверный путь свой и нехорошие помыслы!

Поэтому человек должен смотреть на себя в течение всего года так, словно он наполовину праведен и наполовину же грешен, точно так же и на весь мир - наполовину праведный и наполовину грешный. Если кто совершил один единственный грех, то он склонил этим чашу весов, как своих собственных, так и всего мира - в сторону грешную, обрекая этим себя и весь мир на погибель. Если же он сделал одно единственное доброе дело, то он решил свою собственную участь, а также участь всего мира, склонив чашу весов в сторону праведную, благодаря чему спасся и сам, и мир весь спасся, ибо сказано: и праведник - основа мира |Притчи 10. 25|, то есть праведник решил судьбу всего мира в сторону оправдания и спас его этим. По этой причине весь дом Израилев старается всегда творить милостыню и добрые дела между Рош-Гашана и Йом-Кипур, более, чем во все остальные дни года. Поэтому же существует обычай вставать ночью в эти десять дней, чтобы до утра искренне и смиренно молиться в синагоге. /Гл. 3, 4/

Каждому человеку предоставлен выбор: если он хочет из брать правильный путь и быть праведником - выбор в его руках, если же он хочет следовать по дурному пути и быть грешником и этот выбор у него в руках. Это и сказано в Торе: Вот человек стал как один из Нас, в познании добра и зла. |Бытие 3, 22|. /Гл. 5, 1/

Не подумай, как это делают глупцы других народов и невежественные евреи, что Всемогущий налагает на человека с самого рождения быть праведником или грешником. Это не так. Наоборот, каждый человек волен стать таким же праведником, как Моисей или грешником, как Иоровеам. мудрецом или невеждой, жалостливым или жестокосердным, скупым или щедрым и т.д. Никто его не заставляет, никто его не обрекает и никто его даже не тянет избрать один из этих путей. Он сам, по собственному разумению и собственной воле, избирает себе путь. Это-то и имеет в виду Иеремия, говоря: Из уст Всевышнего не выйдут бедствия, ни благо. [Плач Иер. 3, 38].

То есть не обрекает человека ни быть добрым, ни дурным. А поскольку это так, то получается, что грешник обрек себя сам, и поэтому ему и следует плакать и сокрушаться о своих грехах и обо всем том, что он причинил своей душе, обрекая ее на зло. Это и написано чуть дальше: Зачем сетует человек на жизнь, муж - на свои грехи [Плач Иер. 3, 39]. И тут же он повторяет: так как выбор в наших руках, и мы по собственному разумению творили все это зло, то нам следует раскаяться, оста вить зло, ибо выбор в наших руках. Так оно и написано: Рассмотрим, и исследуем наш путь и вернемся к Господу [Плач Иер. 3, 40]. /Гл. 5, 2/

Этот принцип чрезвычайно важен, он один из столпов Торы и заповедей, ибо сказано: Смотри, предлагаю тебе сегодня жизнь и добро, смерть и зло [Втор. 30, 15].

Сказано также: Вот, сегодня перед вами благословение и проклятие. То есть выбор в ваших руках и человек волен делать, все, что он хочет и что в его силах: как добрые, так и дурные дела. Поэтому и сказано в Торе: О, если бы это сердце их склонно было благоговеть предо Мною и соблюдать все заповеди Мои во все дни [Второзак. 5, 26]. То есть Всемогущий не обрекает человека заранее и не заставляет его 6делать добро или зло, а все это предоставлено самому человеку. /Гл. 5, 3/

И пусть не думает кающийся, что из-за его былых грехов и прегрешений, он, мол, уступает праведникам. Это не так. Наоборот, он мил и приятен Творцу, словно никогда не грешил. Мало того - ему воздается еще больше, потому что он ведь вкусил от греха, но удалился от него и одолел свои дурные инстинкты. Наши мудрецы говорили: На том месте, на котором стоят раскаявшиеся, даже совершенные праведники стоять не могут [Брахот, 34]. То есть: их заслуги больше, чем заслуги тех, кто никогда не грешил, потому что им приходилось бороться гораздо больше со своими дурными инстинктами. /Гл. 7, 4/

Все пророки заповедовали о раскаянии, а Израиль только благодаря раскаянию и спасется. Уже Тора заверила, что в конце концов народ Израилев раскается, когда наступит конец его рассеянию, и тут же он спасется, ибо сказано: И будет, если сбудутся на тебе все эти слова... которые я изложил тебе, то прими это к сердцу своему среди всех племен, в которые забросил тебя Господь. И обратишься ты к Господу Богу твоему, и послушаешь глас Его, во всем, как я заповедаю тебе ныне [Второзак. 30; 1,2]

Раскаяние так велико, что оно приближает человека к Богу, ибо сказано: Вернись, Израиль, к Господу, Богу твоему [Ошеа 14, 2].

И еще сказано: Но вы не вернулись ко мне. говорит Господь [Амос, 4, 6]. Так же: Если ты раскаешься, Израиль, - говорит Господь, - то ты ко мне вернешься [Иер. 4, 1]

. То есть, если ты раскаешься, то будешь мне преданным. Раскаяние приближает далеких: еще только вчера человек был ненавистен Господу: скверен, далек и отвратителен, а сегодня он приятен, близок и любим. Подобно тому же мы видим, что теми же словами, какими Всемогущий удаляет от Себя грешников. Он приближает к себе раскаявшихся, об одном ли идет речь или о многих. Сказано: И будет вместо того, чтобы сказать им: вы не мой народ, станут говорить им: вы сыны Бога живого [Ошеа 2, 1]. А о Канияу из-за его греховности сказано: Запишите человека сего безродным, человеком, злополучным в дни свои [Иер. 22, 30]. И еще: Хотя бы ты. Канияу. сын Иеоякима, царя Иудейского, был печатью на правой руке моей, то и оттуда Я сорву тебя [Иер. 22. 24]

. Но так как он в изгнании раскаялся, о его сыне Зеребавеле сказано: В тот день, говорит Господь Цваот, я возьму тебя, Зеребавел. сын Салтиела, раб мой, говорит Господь, и поставлю тебя Себе печатью [Хаггай 2, 23] /Гл. 7, 6/

До чего же возвышенна добродетель раскаяния! Еще вчера это был отщепенец от Господа. Бога Израилева, ибо сказано: Грехи ваши составляют пропасть между вами и вашим Богом [Исайя 59, 2], взывал и никто ему не отвечал, как сказано: Хоть вы и молитесь много, но Я не слышу [Исайя 1. 15]

, исполнял предписания, но все это тут же объявлялось недействительным, ибо сказано: Кто требует от вас, чтобы вы попирали дворы Мои [Исайя 1, 12], и еще: Лучше бы кто-нибудь из вас запер дверь, чтобы напрасно не держал огня на жертвеннике Моем. Нет Моего благословения к вам, говорит Господь Цваот, и приношение из рук ваших не благоугодно Мне |Мал. 1, 10|, а сегодня он привязан к Богу, как сказано: А вы крепко держитесь за Господа, Бога вашего [Втор. 4, 4], взывает и тут же удостаивается ответа, ибо сказано: И будет так, что прежде нежели они произнесут молитву, Я отвечу им [Исайя 65, 24] исполнят предписания и они воспринимаются с удовлетворением и радостью, ибо сказано: Уже благоугодны дела твои Господу [Эккл. 9,7]

Мало того, их даже жаждут, как сказано: Тогда благоприятно будет Господу приношение от Иудеи и Иерусалима, как в древние дни и как в прежние лета [Мал. 3, 4] /гл. 7, 7/

Раскаявшиеся, как правило, скромны и робки. Если глупцы постыдят их былыми делами и говорят им: Еще вчера ты поступал вот и этак, то пусть не обращают внимания, а слушают и радостно сознают, что так только больше их заслуга. Ибо если они стыдятся своих былых прегрешений и отрекаются от них - так только больше их заслуга и возвышена добродетель.

Тяжкий грех сказать раскаявшемуся: Помни о своих былых грехах! Или напомнить о них, чтобы пристыдить его. Или просто так вспомнить подобные тому вещи, чтобы напомнить ему о прошлом, все это запрещено. Еще Тора, трактуя о словесных тяжбах, предупредила: Не упрекайте друг друга Лев. 25. 17]. /гл. 7, 8/

Пусть человек не говорит: вот я исполню предписание Торы и изучаю ее, чтобы удостоиться всех благословений, записанных в ней, или вечной жизни на том свете. Я. мол, буду держаться подальше от прегрешений, от которых предостерегает Тора, чтобы избегнуть наказаний, записанных в Торе, чтобы не лишиться вечной жизни на том свете. Не следует служить Рос поду Богу таким путем. Тот, который служит таким путем, служит из страха, а это не свойственно ни пророкам, ни мудрецам. Таким путем служат Господу только невежды, женщины и малые дети, которых к тому и воспитывают, чтобы они служили из страха, пока разум их не будет достаточно развит, чтобы служить из любви. /гл. 10, 1/

Тот, кто служит из любви, тот изучает Тору, исполняет пред писания и следует дорогой мудрости, не в расчете на что-нибудь: не из страха перед наказанием и не из расчета на вознаграждение, он действует согласно истине, потому что это истина, а вознаграждение придет само собой. Это чрезвычайно возвышенная добродетель, и не каждый мудрен удостаивается ее. Этой добродетелью обладал праотец Авраам, которого Всевышний назвал Любящий меня, потому что он служил Богу именно из любви. Эту же добродетель предписал нам Господь через Моисея, как сказано: Возлюби Господа. Бога твоего [Втор. 6, 5]. И как только человек возлюбит Господа настоящей любовью, он сразу начнет исполнять все предписания из любви. /гл. 10, 2/

А что же такое настоящая любовь? Это тогда, когда человек любит Бога великой и могучей любовью, так чтобы человек всегда был во власти этого чувства, словно он изнемогает от любви к любимой женщине, и не одно мгновение не может отвлечься от этого чувства - в любом состоянии, даже во время еды и питья. Больше того - любящие Господа всегда поглощены им, как и сказано: Всем сердцем твоим и всей душой твоей. О том же иносказательно сказал Соломон: Ибо изнемогаю от любви я [Песнь Песней 2. 5]. И вся Песнь Песней об этом. /гл. 10, 3/

ПОКАЯНИЕ (ТШУВА)

Человек из плоти и крови не то, что Всесвятой. Когда человек разгневает ближнего своего, то сомнительно, простит ли тот ему или нет, и если простит, то по одному ли только объяснению на словах. Но со Всесвятым не так: когда человек совершает пред Ним грех, то за слово раскаяния получает прощение, как сказано: /Ошеа 14; 3/ Возьмите с собою молитвенные слова и обратитесь к Превечному, Богу вашему: мало того: эти слова вменяются ему в заслугу, как бы за принесение жертвы, ибо сказано: /там же/ И за тельцов заплатим устами нашими. /Иома 86б/

Иома. 5-й трактат талмудического отдела Моэд, трактующий о дне всепрощения, восемь глав, восемьдесят восемь листов.

***

Кто стыдится совершенного им греха, тому все грехи его будут прощены, ибо сказано: /Ехезкеель 16; 63/ чтобы ты помнила и стыдилась... тогда очищу тебя от всего, что ты делала. говорит Господь Превечный. /Берахот 12б/

Берахот. 1-й трактат Талмуда, отдел Зераим, девять глав, шестьдесят четыре листа. Трактуется в них о молитвах.

***

И сделал Бог Каину знамение [Бытие 4; 15]. Рабби Ханан /ученик Рава/ толкует стих этот так: Творец Превечный сделал Каина знамением для кающихся. /Берешит-рабба, 22/

Берешит-.рабба. Мидраш рабба к первой книге Пятикнижия Моисеева.

***

Рабби Иегуда сын Шалома, от имени рабби Элиэзера говорил: три вещи отменяют тягчайший приговор: покаяние, молитва и милостыня. /Танхума 1/

Мидраш Танхума к Пятикнижию Моисееву. Составлен рабби Тамхума (5 в.н.э.)

***

Подойди к муравью, ленивец /Притчи 6; 6/. По поводу этого стиха рабби Иошуа /Аморай - 5 в.н.э./ говорил: на том свете грешники обращаются к Всесвятому со следующей просьбой: Оставь нас, и мы покаемся. Но Всесвятой им отвечает: Безумцы! Свет, на котором вы были, подобен кануну Субботы, а этот свет - субботе: если человек ничем не запасается накануне, то что ему есть в субботу? Или тот и другой свет подобен суше и морю: если не запасаются на суше, то нечего есть на море: или - летним и зимним дням: если не работают летом, то нечего есть зимой. Сверх того, вам нужно было бы поучиться у муравья, у которою нет ни пристава, ни начальника и который все делает по собственному побуждению. У него следовало бы вам поучиться, но вы держались лени и глупости вашей и никогда не каялись. /Мидраш к Притчам, 6. Ялкут 2; 134/

Ялкут (Шимеони), свод агадических толкований Священного Писания, извлеченных из Талмуда и Мидрашим, - в двух частях. Первая часть объясняет Пятикнижие, а вторая часть Книги Св. Писания Составитель Шимеон Кара (1050 год н.э.)

***

И пришел народ к Моисею и сказал: согрешили мы: /Числа 21; 7/ то есть они покаялись в том, что говорили против Господа и что злословили Моисея, а потом сказали: /там же/ Помолись Превечному, чтобы удалил от нас змей. Из этого мы видим, с одной стороны, кротость Моисея, который не за медлил молиться о помиловании израильтян, а с другой стороны покаяния, ибо как только они сказали: согрешили мы, им тотчас же прощено было. Оттуда же заключаем, что прощаюший не должен быть жесток.

Из стиха же: /Самуил 1 (Первая книга царств) 12; 23/ Да и я также не допущу себе греха сего пред Господом, чтобы перестать молиться о вас, видно, что непрощающий вины ближнему своему, после того, как тот просил у него прощения, называется грешником. /Ялкут - 1; 241/

***

Отвлекающий других от греха никогда никому не причинит зла, развращающий других не будет в состоянии покаяться. /Пиркей Авот 5; 24/

Пиркей Авот - Поучение отцов - свод высказываний законоучителей - талмудистов по разным морально этическим вопросам, афоризмы и нравоучительные изречения отцов синагоги - 10-й и последний трактат Мишны, отдела Незикин Состоит из 5-ти глав и одной главы в прибавлении. К этому трактату Гемары нет.

***

Рабби Абуга сказал: побуждающий другого сделать доброе дело считается как бы сам совершившим это дело. /Сангедрин, 99б/

Сангедрин или Синедрион - о верховном суде в Иерусалиме и его судопроизводстве и пр. - 4-й трактат Талмуда, отдел Незикин. Одиннадцать глав, сто тринадцать листов.

***

Человек никогда не должен думать про себя: так как я грешник и много грехов натворил, то что же поможет мне, если я буду исполнять заповеди? Чем больше человек грешил, тем больше заповедей он должен исполнять, ибо сказано: /Притчи 24; 6/ - Скопищами веди твою войну, то есть если ты накопил грехов, старайся накопить и добрых дел. /Мидраш Леолам, гл. 6/

Мидраш Леолам, назван так по слову Леолам (вечно, всегда), которым начинаются все его главы. В нем трактуются благочестие и исполнение заповедей. Помещен в книге Менорат Гамаор рабби Израэли Алнакавы.

***

Человек никогда не должен смириться с тем, что он законченный грешник, ибо когда он будет считать себя грешником, то ему легко будет грешить, рассуждая так: поскольку я грешник, то какая для меня разница иметь одним грехом больше или меньше? Вот почему учителя наши сказали: не считай себя грешником. /Там же, гл. 3/

***

Покаяние возможно только при предварительном выяснении в сознании человека следующих семи предметов: - во первых, он должен сознавать всю глупость совершенного им проступка, ибо, не сознавая этого, или сомневаясь в умышленности или преднамеренности своего поступка, он не может каяться и просить прощения, как сказано: /Псалом 50; 5/ Ведь я сознаю беззакония мои, грех мой всегда у меня перед глазами. Во вторых, человек должен сознавать полную предосудительность своего поступка, потому что без этого он не будет каяться и, не проникнутый своею виновностью, он найдет много предлогов к оправданию себя, как сказано: /Там же 18; 13/ Кто может знать нечаянные грехи. В-третьих, он должен знать неминуемость воздания за свой проступок, потому что, если человек этого не знает, то ничто не побуждает его к покаянию: только когда ему ясно, что он подлежит наказанию, он кается и просит о помиловании, как сказано: [Ирмиягу 31; 19]

После моего обращения я каюсь, после моего сознания - бью себя в грудь. В-четвертых, - он должен знать, что за ним следят, что грехи его отмечаются в книге, так что не ускользают от внимания, не забываются и не остаются бесследно, как сказано: /Второзаконие 32; 34/ Сокрыто же это у Меня, запечатано в хранилищах Моих. И еще /Иов 37; 7/ Рукою каждого человека Он запечатывает. Если же человек подумает, что он совершенно свободен, не состоит ни под чьим надзором, то он не будет каяться и просить прощения, в особенности, если наказание замедляется. как сказано: /Книга Когелет 8; 11/ Поелику не совершается скоро приговор за дурное дело, то сердце людей дерзает творить зло. В-пятых, человек должен быть вполне убежден, что покаяние есть исцеление от его болезни и путь к исправлению от дурной жизни, что покаянием он поправит свою ошибку и возвратит свою потерю, ибо если человек сомневается в этом. то не надеется на прощение от Всевышнего и Его милосердия и не молит Его о прощении совершенных им грехов, как сказано: И скажите, что грехи наши и беззакония наши на нас. в них мы погибаем, - как же будем жить? - и на что Всевышний отвечает через пророка Своего: /Ехезкеель 33, 11/ Жив Я, говорит Господь Бог, разве хочу Я смерти грешников? В шестых, человек должен сопоставлять благодеяния, оказанные ему Всевышним, и свое неповиновение Ему вместо признательности, сравнивать наказание за преступление с мнимым удовольствием, полученным от греха, как поучали наши учителя: Сведи счет между убыточностью добродетели и ее наградой, между выгодой преступления и его убыточностью. В-седьмых. необходима твердая решимость воздержаться от того зла. к которому человек привык, и готовность удалиться от него своим сердцем и помышлением, как сказано: /Иоэль 2; 13/ Терзайте сердца ваши, а не одежды ваши. Когда эти семь предметов предварительно выясняются в сознании грешника, тогда мыслимо с его стороны покаяние в грехах. /Ховот Галевавот, гл. 3/

Ховот Галевавот - об обязанностях сердца - систематическое нравоучение рабби Бахия бен Иосеф Ибн Пакуда [XI век н.э.]

Далее >>

Вернуться на главную страницу

Ваша оценка этой темы
1 2 3 4 5