ПЕСАХ
Литературно-исторический сборник
под общей редакцией Моше Барселлы и Авраама Белова

Подготовлен издательством "Амана" - Институт публикаций по вопросам иудаизма для репатриантов.

ВСЕМИРНО-ИСТОРИЧЕСК0Е ЗНАЧЕНИЕ ПРАЗДНИКА

ИСХОД ИЗ ЕГИПТА В СВЕТЕ ИСТОРИИ

Проф. Иегуда Элицур

И было, когда фараон отпустил народ... (Исход, 13,17)

Когда отпустил?.. И кто был этот фараон? - спрашивают историки с тех пор, как французский ученый Шампольон (1790 - 1832) расшифровал египетские иероглифы.

Было разрешено много загадок из истории Древнего Египта и его культуры. Выяснено также много фактов, проливающих свет на Исход евреев из Египта. Беда в том, что зачастую В чисто умственный прогресс ведет за собою отместку. Вопросы, сплеча и наскоро разрешаемые, снова и снова останавливают на себе внимание и оказываются неразрешенными загадками.

В "период невежества" - на заре египтологии преобладала главным образом немецкая школа, о которой мы можем сказать, что ее девиз гласил: "чем меньше знаешь, тем больше дерзай".

На основании самовольно навязанного легкомыслия многие представители этой школы вообще подвергали сомнению историческую достоверность факта египетского рабства. Возражая им, известный немецкий историк Киттель писал: "Можно представить, что какой-нибудь народ приписывает себе выдуманные им великие и славные дела. Но нет никакой логики в том, чтобы какой-нибудь народ, без всяких на то оснований, рассказывал о себе, что его предки были рабами в чужой стране"!

Другие претендовавшие на научность своих утверждения ученые приходили к выводу, что в те седые времена, когда евреи, согласно Торе, попали в египетское рабство, вообще еще не было еврейского народа, который, дескать, сформировался лишь в эпоху царей...

Эти "открытия" тоже канули в небытие, когда выдающийся египтолог Флиндрес Петри обнаружил в Неве-Амоне (Луксоре - на юге Египта) "Стелу Израиля" (обелиск победы), воздвигнутую египетским фараоном Мернептой (примерно в 1230 году до н. э.), на которой повествуется о его победоносном походе против страны Ханаанской. Вот что там говорится: "Ханаан и все его злодейское население покорены. Ашкелон взят, Гезер - в наших руках, а Израиль совершенно уничтожен...".

Это первый нееврейский памятник, где Израиль назван по имени, и он свидетельствует о том, что еще в 1243 году до н. э. то есть в начале эпохи судей, Израиль был уже известным народом, который давно проживал в Ханаане. Отправившись в поход против ханаанских городов, Мернепта нанес удар и по Израилю, а, дав ход необузданной фантазии, свойственной египтянам с незапамятных времен, объявил, что, дескать, совершенно уничтожил Израиль.

Как бы то ни было, а одно ясно: Исход из Египта должен был произойти еще до этого. Многие ученые считают, что он произошел в царствование отца Мернепты, Рамсеса Второго. Эта теория основывается на исследованиях, которые провел французский ученый Навиль в дельте Нила лет восемьдесят назад. Он обнаружил там остатки двух древних городов, а в них огромные склады, построенные в дни Рамсеса Второго. Навиль сделал вывод, что он обнаружил Питом и Рамсес - "города для запасов", которые евреи построили фараону. Само имя Рамсеса, дважды упоминаемое в Торе (Бытие, 47, 11; Исход, 1,11), указывает, по мнению этих исследователей, на правильность их предположения.

Однако более тщательная проверка показывает, что эта теория не согласуется ни с Торой, ни с другими источниками той эпохи.

В Торе мы читаем о городах Питоме и Рамсесе, которые строились в начале рабского периода, а не в конце.

Среди развалин столицы Аменхотепа Четвертого, религиозного реформатора Египта, известного главным образом под именем Эхнатона (1424 - 1388 гг. до н. э.), обнаружено множество документов, хранившихся некогда в царском архиве.

Среди властелинов, писавших письма, найденные в архиве или упомянутые в них - царь Хацора, царь Мегидо, царь Иерусалима, царь Гезера и др. Письма эти посвящены в основном появлению на земле Ханаанской народа "хабиру". Ханаанские вожди просят помощи фараона против этих "хабиру" (как известно, эта помощь им не была оказана). Вместе с тем они непрерывно обвиняют друг друга в сговоре и вероломстве. Сейчас установлено, что "хабиру" - это евреи. Обнаруженные документы хорошо дополняют книгу Иегошуа, преемника Моисея, завоевавшего Ханаан.

ДВОЙНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ (фрагмент)

Рабби Авраам Ицхак Гакоген Кук

Исход евреев из Египта навсегда останется весной всего человечества. Но в понятии свободы соединены воедино два фактора: свобода физическая и свобода духовная.

Когда отсутствует физическая свобода, духовная свобода тоже не может быть полной. С другой стороны, копирование чужой свободы создает призрачную и фальшивую свободу, которая грозит опасностью анархии и неуемного неистовства, приводящих в конце концов к хаосу.

Что же такое истинная свобода со всеми ее характерными особенностями и во всех ее формах, во всех ее цветах и оттенках?

Подлинная еврейская свобода - это та, что прибавляет золотые кольца к цепи нашей истории и соединяет с этим сознание власти Бога, законов религиозных, общественных и государственных. Только такая свобода является истинной, и только она способа создать постоянное душевное стремление к улучшению и очищению личности и общества. Только она является основой власти и порядка...

СЕДЕР КАЮЩЕГОСЯ

Бяньямин-Зеэв Герцль

Праздничное пиршество, сочетающее проникновенную молитву с непринужденной беседой, вызывает священный трепет в душе каждого, кому доступны возвышенные переживания. Этот праздник - наиболее еврейский среди всех еврейских праздников - восходит своими корнями к священному прошлому человечества в гораздо большей степени, чем любые другие обычаи и предания всего культурного человечества. Этих традиций придерживаются сейчас совершенно так же, как много-много веков назад.

Мир изменился до неузнаваемости, народы завяли и исчезли, уступая место другим на исторической арене, горизонт стал шире. Словно из небытия возникли материки, невиданные новые силы природы пришли на помощь человеку, чтобы облегчить ему жизнь. И только один этот народ сохранился с тех пор, верный самому себе и свято хранящий память о страданиях предков. Он, как и прежде, молится своему вечному Богу теми же словами тысячелетней давности. Этот народ рабства и свободы - народ Израиля!

Но среди собравшихся за столом седера был один, который читал древнееврейские слова с проникновенностью кающегося. Он казался самому себе человеком, вновь обретшим самого себя, и не раз переживания сжимали ему горло до такой степени, что ему приходилось делать немалые усилия, чтобы не зарыдать.

Минуло уже почти тридцать лет с того дня, когда он еще ребенком спрашивал на седере: "Чем отличается?" Потом пришло "просвещение", отход от всего, что считалось еврейским и как логический результат - прыжок в пустоту, так как жизнь лишилась основы. В этот вечер седера он действительно чувствовал себя пропавшим сыном, чудесным образом венувшиеся под отчий кров.

СИМВОЛ НАСТОЯЩЕГО и БУДУЩЕГО

Берл Каценельсон (*12)

Мы обязаны уловить дыхание Песаха из глубины веков. Оно доходит к нам через все бедствия, гонения, муки инквизиции, насильственное крещение и погромы. Память о дне Исходи из рабства наш народ лелеет в своем сердце. Неукротимое стремление к свободе, столь характерное в наши дни, находит себе всенародное выражение. Оно глубоко проникает в душу каждого еврея, каждого несчастного и обездоленного.

От отцов к сыновьям, через все поколения передается рассказ об Исходе из Египта как личное предание, которое не забывается и не бледнеет. "В каждом поколении человек должен смотреть на самого себя так, словно он сам вышел из Египта”.

Нужно понять, что на всем земном шаре и во всей человеческой истории нет более яркой вершины исторического сознания. Нет другого такого средства духовного возрождения, нет другого такого полного слияния личности с обществом, как в этом древнейшем предписании.

Я не знаю ни одного другого творения, которое воспитывало бы такое отвращение к рабству и такую любовь к свободе, как рассказ об Египетском рабстве и об Исходе из Египта. Я не знаю ни одного древнего предания, которое так обращено в будущее и в то же время оно символ настоящего и будущего, как "предание об Исходе из Египта".

ПАМЯТЬ

Давид Бен-Гурион

Триста лет назад в Новый Свет отправилось судно "Мейф-лауэр" (*13), и это было важным событием в истории Англии и Америки. Но хотел бы я знать, есть ли сегодня хоть один англичанин, который бы точно знал, когда отчалило сие историческое судно? И многие ли американцы осведомлены об этом? Знают ли они, сколько людей было на корабле и какой пищей питались путешественники?

А вот за три тысячи триста лет до отплытия "Мейф - лауэра" евреи вышли из Египта. И каждый еврей на свете, будь то в Америке или в Советской России, знает точно, когда это произошло: 15 нисана. И все безусловно знают, какой хлеб тогда они ели: опресноки. И поныне евреи едят во всем мире опресноки 15 нисана - в Америке, в России и в других странах. И поныне они рассказывают об исходе из Египта и о тех бедах, которые наш народ пережил с того дня, как оказался в Изгнании. И свой пасхальный Седер они завершают следующим изречением:

"В этом году мы рабы, в будущем - свободные люди. В этом году мы здесь, в будущем - в Иерусалиме, в Сионе, в Стране Израиля".

Таков наш народ.

"ЗМАН ХЕРУТЕЙНУ"

Франц Розенцвейг (*14)

Седер - это традиционный пасхальный ужин, на котором собирается вокруг празднично убранного стола вся семья. Это самая торжественная и знаменательная трапеза из всех пиршеств года. Она единственная, не имеющая себе равных по сердечности чувств в молитве пред Всевышним. Все сидящие за столом - вольные сыны. И в эту ночь, которая "отличается от всех прочих ночей", свобода находит свое яркое выражение еще и в том, что первое слово предоставляется самому младшему сыну, а глава семьи разъясняет все на доступном ребенку языке, чтобы и он понял, о чем речь. Именно то, что младший в обществе, менее смышленый, открывает беседу, именно это является характерной чертой дружеской беседы вполне свободных людей. Песах - это "зман херутейну" - "пора свободы нашей", и это особенно чувствуется в ночь Седера.

Подчеркивание роли ребенка имеет еще и другое символическое значение: призыв к свободе - это лишь начало, лишь первые шаги в становлении народа. "Дитя - значит несмышленый". Ребенок спрашивает, а глава семьи ему отвечает, и в его словах звучат наставление и поучение. Глава семьи говорит, а все члены семьи слушают его слова. Только потом они сообща, в едином порыве исполняют псалмы и гимны во славу Всевышнего, приобщаясь к шири и вечности небесной. На этих песнопениях лежит печать тайны Божьего благодеяния, избавляющего в пору бедствий народ. Тогда исчезает иерархическая лестница, на верху которой стоит глава семьи, а внизу - самый маленький. Теперь сидящие за столом сливают свои голоса в единое песнопение, как и подобает равным.

Попробуйте представить себе становление народа, которому с самого начала открылись перспективы на будущее, на нечто более великое в его судьбе. Все грядущие поколения словно уже содержатся в источнике, в исходной точке. Не только сегодня нас задумали истребить, а в каждом поколении истребляли, включая то, что вышло из Египта. И в каждом поколении Всевышний спасал нас от врагов наших.

Для нас хватило бы и освобождения из Египетского рабства, но Ему, Избавителю, этого было мало: Он привел нас к горе Синайской, а затем и к избранной Им горе Сионской, и к Илье-пророку, тому самому, который грядет еще до пришествия отпрыска дома Давидова. К тому самому, который испокон века сводит родителей с детьми, а детей с родителями, чтобы не засохло и не оборвалось кровообращение в длинную ночь галута, пока не воссияет свет избавления. И для него, для Мессии, в каждом доме, где справляют Седер, приготовлен на столе полный доверху бокал вина.

ВЫШЛИ НА СВОБОДУ

Нахум Соколов (*15)

Освобождение евреев из Египта вызволило их от рабского труда, материального гнета, унизительного общественного положения и спасло от духовной деградации. Песах знаменует не только освобождение от дома рабства, но и рождение нации, восхождение на историческую арену народа, призванного развивать свою культуру на своей исторической родине. День освобождения - не только праздник еврейского народа, но и всех народов мира во все поколения до скончания веков. В этот день все будущие поколения получили свой чартер свободы. И в этот день будут привлечены к суду истории все деспоты и диктаторы, желающие отнять у людей, созданных по образу и подобию Божьему, право жить свободно, по велению совести.

Необычайные, высочайшие события Песаха побуждают ко все большему единству, вызывая в каждом поколении нашего народа, в каждом уголке земного шара чувства бодрости и уверенности, прилив сил, даже в дни гонений.

По иронии судьбы, словно в насмешку над несчастными, в течение долгих веков Песах доставался многим поколениям в дар именно тогда, когда бедствия народа принимали огромные размеры, когда евреев принуждали отрекаться от своей веры, от самих себя. Именно в этот праздник враги наши возводили на нас зловещие "кровавые наветы".

Но, несмотря на чудовищное зло. причиненное нам, истинность исходной точки приводила всегда к тому, что надежда не угасала, и Песах всегда оставался символом нашей свободы, нашего возрождения и воссоединения.

Текст Гагады был составлен не в дни мира и терпимости, а в дни диких гонений, в дни, когда празднование Песаха было сопряжено со смертельной опасностью. Вот в такие дни слились воедино традиции прошлого с надеждой на будущее в словах благодарности Всевышнему, который вывел нас из рабства на волю, из печали к радости, из тьмы к свету.

МОШЕ и ЕВРЕИ

Генрих Гейне (*16)

...Гора Синай казалась небольшой, когда на ней стоял Моше. Эта гора была лишь фундаментом для человека Моше, голова которого достигала небес. Оттуда он говорил с Богом.

Когда-то я не очень любил Моше, видимо, потому, что во мне преобладал эллинский дух. Я не мог простить законодателю Израиля его ненависти к любой скульптуре и картине, к любому изображению. Я тогда не чувствовал, что при всей своей нелюбви к изобразительному искусству, он сам был великим мастером, обладавшим подлинно художественным духом. Но этот дух был направлен, как и в Египте, только к великому и вечному. Однако, в противоположность Египту, он творил свои художественные произведения не из кирпичей и мрамора, - он строил пирамиды и ваял обелиски из людей. Он взял бедное пастушеское племя и создал из него народ, которому предназначено, как и пирамидам, стоять тысячелетия. Великий народ, вечный и святой, божественный народ, который может служить примером всем народам, всему человечеству. Он создал народ Израиля, еврейский народ.

Как о творце, так и о его творении я не говорил с почтением, которого они заслуживают. Теперь я вижу, что греки были только красивыми юношами, а евреи всегда были мужами, и не только в прошлом, но и сейчас, несмотря на восемнадцать веков преследований и бедствий. С тех пор я научился лучше ценить их и могу гордиться тем, что мои предки относятся к благородному дому Израиля, который дал миру божественную веру и мораль, который воевал и побеждал во всех битвах идей.

ЧТО ТАКОЕ ЕВРЕЙ?

Лев Толстой

Что такое еврей? Этот вопрос вовсе не такой странный, каким он может показаться на первый взгляд. Посмотрим же, что это за особое существо, которого все властители и все народы оскорбляли и притесняли, угнетали и гнали, топтали ногами и преследовали, жгли и топили, и который назло всему этому все еще живет и здравствует. Что такое еврей, которого никогда не удавалось сманить никакими соблазнами в мире, которые его притеснители и гонители предлагали ему, лишь бы он отрекся от своей религии и отказался от веры отцов?

Еврей - это святое существо, которое добыло с неба вечный огонь и просветило им землю и живущих на ней. Он родник и источник, из которого все остальные народы почерпнули свои религии и веры.

Еврей - первооткрыватель культуры. Испокон веков невежество было невозможно на Святой Земле - и еще в большей мере, чем нынче даже в "цивилизованной" Европе. Больше того, в те дикие времена, когда жизнь и смерть человека не ставились ни во что, рабби Акива высказался против смертной казни, которая считается нынче вполне допустимым наказанием в самых культурных странах.

Еврей - первооткрыватель свободы. Даже в те первобытные времена, когда народ делился на два класса, на рабов и господ, Моисеево Учение запрещало держать человека в рабстве более шести лет.

Еврей - символ гражданской и религиозной терпимости. "Люби пришельца, - предписывал Моисей, - ибо сам был пришельцем в стране Египетской!" Эти слова были сказаны в те далекие варварские времена, когда среди народов было общепринято порабощать друг друга.

В деле веротерпимости еврейская религия далека не только от того, чтобы вербовать себе приверженцев, а напротив - Талмуд предписывает, что если нееврей хочет перейти в еврейскую веру, то должно разъяснить ему, как тяжело быть евреем, и что праведники других религий тоже унаследуют царство небесное.

Еврей - символ вечности. Он, которого ни резня, ни пытки не смогли уничтожить; ни огонь, ни меч инквизиции не смогли стереть с лица земли, - он, который первым возвестил слова Господа, он, который так долго хранил пророчество и передал его всему остальному человечеству, - такой народ не может исчезнуть. Еврей вечен, он - олицетворение вечности.

В ЕГО РУКАХ - ФАКЕЛ...

Максим Горький

Более восьмидесяти лет назад - 2 мая 1906 года - Максим Горький, находясь в Нью-Йорке, выступил с речью на массовом митинге в Гранд Сентрал-Паласе".

Присутствовало пять тысяч человек, выходцев из России, и говорил он по-русски. К сожалению, русский текст речи не сохранился, и лишь недавно в зарубежной русской прессе был опубликован обратный перевод с английского. Мы даем здесь фрагменты из него. Давно нет в России царского правительства и монархического строя, однако эта речь звучит и сегодня так актуально, будто бы она была произнесена лишь вчера.

"Еврейский вопрос", так сильно замаранный грязной клеветой и ложью создавших его людей, является, с моей точки зрения, чрезвычайно простым и ясным. Его истоки - в вульгарной психологии людей, чье отношение к миру определяется формулой: "Мир существует лишь для того, чтобы я мог жить в нем спокойно и уютно". Для тех, чьи глаза обращены только на себя, которые ничего не видят и не желают, кроме удовлетворения собственных потребностей, для таких людей еврей всегда должен оставаться ненавистным.

Они должны ненавидеть еврея - потому что он - идеалист. И тем не менее в целом мире нет, по-видимому, такой силы, которая была бы способна разрушить его подлинно беспокойный, любознательный и мятежный дух.

На долгом и трудном пути прогресса человечества еврей всегда оказывался мятежником. В его руках, высоко поднятых над всей вселенной, всегда сверкал неугасимый факел страстного протеста против подлости и низости, против грубого насилия над личностью, отвратительной продажности и духовной тьмы.

Этот идеализм, неукротимо ратующий за преображение мира в духе истинной справедливости, и есть основная причина ненависти к евреям...

В России "еврейский вопрос" является по преимуществу вопросом политическим. Главный враг русских евреев - официальная власть, которая считает каждого еврея революционером. Этот взгляд имеет свое неопровержимое подтверждение в истории русского революционного движения...

В России евреи являются революционерами в гораздо большей степени, чем в любом другом месте. Тут делается все возможное, чтобы удушить их, убить их тела и души. Но поразительная жизнестойкость этого народа не поддается давлению злых сил...

Невозможно перечислить все способы, которыми пользуются власти в своих усилиях подавить евреев, однако результаты - прямо противоположны ожидаемым. Евреи стоят в первых рядах интеллектуальной оппозиции, и с самого начала открытой борьбы с русским правительством сотни еврейских мучеников наполнили сибирские тюрьмы и каторжные лагеря.

ПРАЗДНИКИ УКРЕПЛЯЮТ СВЯЗЬ СО СВОИМ НАРОДОМ (отрывок)

И.Х.Равницкий (*17)

...Не только синагога и не только дом родителей были полны света и радости в дни наших праздников, но вся вселенная, небо, земля и все их воинство, все улицы нашего города и ходившие по ним люди. Все вокруг, казалось мне, празднует и ликует и поет возвышенную песнь, которая рождается в переполненном радостью сердце. Впечатление от праздничных дней моего детства никогда не изгладится из сердца.

***

Личные и семейные праздники, как например, день рождения, никак нельзя сравнить с праздниками всенародными, такими, как Песах, Шавуот, Суккот. Эти праздники связывают сердце каждого из нас с народом и необычайно усиливают чувство национальной принадлежности.

ПЕСАХ (фрагмент)

Д-р М.Гликсон

Все определяется волей высшего начала, которому никто не в силах противиться. Тем важнее, значительней и серьезнее стоящая пред каждым человеком дилемма выбирать добро, как сказано: "Смотри, предлагаю тебе сегодня жизнь и добро, и смерть и зло" (Второзаконие 30, 15). Наделен же человек этим превосходством выбора, потому что Творец предназначил человеку служить исполнителем Его заповедей и предписаний. Вся история Исхода из Египетского рабства говорит об этом.

Освобождение от рабства стало для человека чем-то особенно великим, озаряя глубочайшим смыслом жизнь. Идея, лежащая в основе праздника Песах, - великая, общечеловеческая идея избавления от мук рабства, идея свободы и обновления жизненных основ, идея нравственной весны, если можно так выразиться.

Борясь и мобилизуя свои внутренние силы, человек сбрасывает с себя ярмо рабства, покидает Египет и направляется в Страну Обетованную. Велики и поучительны красочность и эмоциональная трепетность праздника, бесконечны формы и нюансы, в которые облекался этот праздник на протяжении многовековой истории Израиля. Песах в Египте, Песах в Иерихо в дни Иегошуа Бин-Нуна, Песах в период Второго Храма... Песах средних веков, когда был создан единственный в своем роде шедевр Пасхальная Гагада, и Песах, который наши предки справляли тайно в дни инквизиции и гнусных ритуальных наветов... Песах в Польше и Песах в Литве, Песах разбросанного по самым дальним уголкам земного шара еврейского народа со всеми причудливыми, яркими, но всегда чудесными обычаями - наследия минувших столетий... Песах Йемена и Ирана, Марокко и Туниса, разнообразная палитра обычаев разных поколений всемирной диаспоры! Все это богатство и разнообразие форм и нюансов - яркое свидетельство жизненности, органически свойственной этому великому празднику.

И все же в основе разнообразия, всех этих бесконечных метаморфоз, сохранялась главная, первоначальная идея - освобождение от рабства и возобновление свободной жизни. Она-то и одушевляет все это разнообразие, как душа оживляет тело, как замысел художника - его творчество. В этом заключается вневременное значение праздника Песах, в котором со всей прелестью, со всей глубиной и правдивостью отражено изначальное духовное существо еврейского народа. Не какой-нибудь раз и навсегда установленный ритуал и даже не какая-то разумно сформулированная идея, за которой ничего кроме нее самой не кроется. Тут идея, в которой жизнь бьет ключом и которая испытывает на себе постоянное освежающее влияние живого народа.

Вот идея, действительно устремленная к первому лучу весны в пламенеющей сердце молитве, обращенной к Творцу Вселенной.

В этом заключается секрет той романтики, которая окружает Песах и которая задевает самые нежные струны нашей души. Не романтика заката и агонии, грусти по миру, ушедшему в небытие, а романтика жизни и действия, своими крепкими корнями связанная с живой мыслью прошлого, идущей подчас даже из иррациональных источников, питающих в звездный час душу народа, обновляющего основы своей жизни.

Именно эта действенная романтика объединяет в ночь Седера в единый чудесный ритм жар души кавказского еврея в его черкеске с йеменским евреем, с евреем из Кишинева и из Харькова и из бесчисленных мест диаспоры с радостно пляшущими юными уроженцами возрожденного Израиля, празднующие свой Песах в нашей вечной столице - Иерусалиме.

БЕССМЕРТИЕ НАРОДА

Д-Р Исраэль Эльдад (*18)

Некоторые историки, бессильные проникнуть в секрет формирования еврейского народа, тенденциозно отрицают единовременность и историчность Исхода из Египта. Сама Тора указывает на уникальность этого события. "Попытался ли Всевышний взять себе народ из среды [других] народов?.." (Второзаконие, 4, 34). Историки ничего не захотели понять в самом факте существования еврейского народа, факте, застрявшем в их горле. Непонятное, как правило, не любят, и в этом, пожалуй, не в малой степени кроется одна из причин интеллектуальной ненависти к евреям.

По всем законам исторического развития, то есть по тому опыту, который человек извлек из истории (а ведь именно так устанавливаются исторические закономерности), еврейский народ давным-давно уже должен был бы прекратить свое существование.

Но вот этот народ не только опровергает самим фактом своего существования "естественный" путь развития всех народов, но само его возникновение и возвышение, как о них повествуется в Торе, в явлениях Исхода из Египта и скитаниях в пустыне, не имеют аналогии среди той массы исторических фактов, которые изучают решительно во всех школах. Там учат о племенах, о племенной и внутриплеменной борьбе, о слиянии племен, о покорении одного племени другим, о росте и усилении одного племени за счет другого, пока, таким образом, постепенно не создается нация со всеми ее характерными чертами, которая приходит со временем к упадку и затем исчезает.

Становление же еврейского народа, его внезапное освобождение из Египетского рабства и получение им Торы противоречат историческому стереотипу. Этот случай не укладывается в прокрустово ложе "научной" логики и поэтому просто отрицается. Отсюда и библейская критика, которая пытается истолковать на свой лад историю еврейского народа, подгоняя ее под "естественный" исторический путь развития.

Но тут мы уже подходим к сущности этого дня, к понятию Песах, вздымающегося до степени центрального символа. Он-то и есть необычный пример, чудо, видимое издалека.

Взять хотя бы такой факт: из всех названий, которые давали и продолжают давать этому празднику, больше всего укоренилось название Песах. Понятно, это праздник весны, и в известных кругах пользуются преимущественно этим названием, чтобы таким путем оторвать этот праздник от Торы и даже от древней истории. Понятно также, что это праздник свободы, и в наши дни это прекрасное название делает этот праздник еще более близким нашему сердцу и нашей действительности, ибо мы, евреи, точнее - часть из нас, уже обрели свободу. О названии праздника опресноков нечего и говорить, так как внешне именно маца наиболее ярко символизирует праздник. В самом деле, эта та особо символическая пища, вокруг которой вот уже семьдесят лет ведется непрерывная борьба в галуте Красного Мицраима, то есть в СССР, фараоны которого твердо решили изжить этот "реакционный, религиозный предрассудок".

Но хотя все эти названия вполне оправданы и даже общепризнаны, все же глубоко укоренилось название Песах. Вспомним, что название Песах ведет свое происхождение от того факта, что ангел смерти "прошел мимо" ("пасах") еврейских домов, в то время, когда он поразил все египетские дома.

Язык веры не обманет, он называет своим настоящим именем то, что люди под этим именем разумеют. Каждая из казней, которыми Господь Превечный поразил Египет, была явлением чуда, но все-таки для каждой из казней можно путем различных ухищрений найти какую-нибудь аналогию в природе. Но вот, когда речь доходит до гибели первенцев в египетских домах, и до того удивительного факта, что все еврейские дома были "обойдены", тут уж никакое рациональное объяснение не поможет.

Именно так, "ибо нельзя постичь мудрости Его". Нет никакой возможности рациональными причинами истолковать факт существования еврейского народа. Бесчисленные народы, в том числе сильные и могучие, канули в небытие, и смерть этих народов вполне естественна, хоть и жилось им на собственной земле совсем неплохо. Нечего уж говорить о тех, совсем не малочисленных народах, которые, будучи рассеяны по чужим странам, сошли с исторической сцены еще быстрее. А вот еврейский народ живет и здравствует. Ангел смерти как бы обходит его. Ничто столь не напоминает об этом, как то, свидетелями чего мы сами стали. Ангел смерти прошел мимо, когда была пролита не кровь ягненка, а море его, народа, собственной крови. Это море народ пересек и остался жить.

КОММЕНТАРИИ К ГАГАДЕ ДОНА ИЦХАКА АБРАВАНЕЛЯ

Агарон Цейтлин (*19)

Великий знаток Торы Дон Ицхак Абраванель (1437 - 1508), он же бывший министр финансов Португалии, а затем Кастилии, ушел в изгнание из Испании вместе со своими братьями-евреями, и глаза его видели гибель собственного дома и гибель домов его соотечественников. Ему улыбнулось счастье в Неаполе, где он был советником короля, но затем вынужден был бежать, спасаясь от французов, захвативших город. Скитаясь в поисках надежного убежища, он побывал в Сицилии, на острове Корфу, и, наконец, обосновался в Венеции, где в доме господина Марка Антонио Июстиниона закончил свой комментарий к пасхальной Гагаде.

Этот комментарий под названием "Зевах Песах" ("Пасхальные жертвоприношения") является своего рода ответом на настроение отчаяния и безнадежности, которое им овладело. Приближались пасхальные дни, а некогда высокопоставленный сановник находился в изгнании, и пред его умственным взором вставали чарующие картины празднования Песаха в Кастилии. "Вот, наш вероучитель Моше вывел евреев из Египта, - думал он. - А где же тот Моше, который вызволит нас сейчас? Тяготы изгнания невыносимы. Кто же рассечет перед народом Израиля Чермное море бесконечных страданий? Кажется, что сам Господь воюет со своим народом..."

Суть комментария Дона Ицхака Абраванеля - ответ на вопрос, который не давал ему покоя: что выиграли мы, изгнанники нынешней эпохи, оттого, что наши предки вышли из Египта?..

И те уста, что вопрошали, они же и ответили. "Зевах Песах" - не только комментарий к пасхальной Гагаде. Это попытка философски осмыслить сущность галута (изгнания) и вызволения. Взгляды Дона Ицхака Абраванеля по этим вопросам близки к взглядам Магарала из Праги (*20), который считал, что вызволение ("геула") неизбежно. А ответ на вопрос о том, что выиграли мы, изгнанники нынешней эпохи, оттого что наши предки вышли из Египта, гласит, что Песах - это не только праздник прошлого, праздник некогда обретенной, но затем утерянной свободы, но и праздник тех чудес, которые бывают с евреями в каждом поколении. И, главным образом, это праздник грядущей свободы, праздник грядущего вызволения, праздник последнего Исхода.

Глубокая печаль изгнания пронизывает "Введение" к комментарию, но сама эта печаль, в которой личная беда сочетается с национальной трагедией, укрепляет твердую и незыблемую веру Дона Ицхака Абраванеля в Бога Израиля и в грядущее вызволение. Отчаяние оплодотворяет его надежду на будущий "Исход из Египта" и на приход Мессии.

Дон Ицхак Абраванель считал, что нельзя пасхальную Гагаду воспринимать буквально, не замечая заключенных в ней намеков и того, что написано "между строк". Описанный в ней великий исход из Египта - символ и намек на грядущее окончательное вызволение.

Далее

Ваша оценка этой темы
1 2 3 4 5
           
">
Полезно
Интересно
Бесполезно
Комментарии
(по желанию)