ЧТЕНИЕ ТОРЫ В РОШ ГА-ШАНА
Раскрыть это окно в полный экран   Назад в календарь

Сборник еврейских праздничных молитв называется махзор - дословно - "круговорот, возвращение". На каждый праздник - свой махзор. Из чего состоят праздничные молитвы? Среди них есть обычные молитвы, которые читаются и в другие дни, например, молитва "Шма, Исраэль"("Слушай,Израиль...") и молитва Амида, текст которых лишь модифицируется в соответствии с праздником. Но большую часть молитвенника составляют "пиюты" - поэтические произведения, написанные различными еврейскими авторами за последние две тысячи лет.

В первый день Рош Гашана выносятся два свитка Торы, по одному из которых читают "И вспомнил Б-г о Сарре" (потому что Всевышний ответил Сарре в Рош Гашана). После того, как пять человек прочитают Тору, шестой читает по второму свитку Мафтир, - отрывок, взятый из недельной главы Пинхас и посвященный жертвоприношениям Рош Гашана. Затем читают главу из Танаха, посвященную молитве Ханы (Шмуэль 1, 2) - ведь и о Хане вспомнил Всевышний в Рош Гашана. Эта молитва стала основой девяти благословений в Мусафе - одной из молитв, читаемых в Рош Гашана.

Во второй день праздника вызывают к Торе пять человек, которые читают главу о жертвоприношении Ицхака. Она выбрана для того, чтобы заслуги Ицхака были учтены в день суда над его потомками. По второму свитку Торы читают тот же Мафтир, что и в первый день, а после этого - отрывок из Книги Йирмеягу от слов: "Так сказал Б-г: "Обрел милость в пустыне народ, уцелевший от меча" и до: "Милый сын Мой, Эфраим, любимое Мое дитя..." Все это - ради того, чтобы заслуги наших отцов были учтены в День Суда и повлияли на приговор.

ЧТЕНИЕ ТОРЫ В ПОСТ ГЕДАЛЬИ
Раскрыть это окно в полный экран   Назад в календарь

Кантор включает в утреннюю молитву отрывок Анейну ("Ответь нам"); при выносе свитка Торы читают, как в Рош га-шана, "Тринадцать Принципов Веры" и Ваяхаль.

ЧТЕНИЕ ТОРЫ В ЙОМ КИПУР
Раскрыть это окно в полный экран   Назад в календарь

В Йом Кипур мудрецы установили особенный порядок чтения Торы, отличающийся от порядка, принятого в другие праздники.

Во все другие праздники к Торе вызываются пять человек, а в Йом Кипур - шесть. Во время молитвы Минха в праздники Тору не читают, а в Йом Кипур (как и в субботу) к Торе вызываются трое.

В время утренней молитвы Шахарит выносят два свитка Торы. По одному из них шесть человек читают главу Ахарей Мот ("После смерти"), посвященную обязанностям первосвященника в Храме. Мафтир читают по второму свитку Торы. Он взят из главы Пинхас и посвящен дополнительному жертвоприношению (Мусаф), совершавшемуся в Йом Кипур. Затем читают фрагмент из Книги Йешаи, начинающийся словами: "И сказал Он: "Прокладывайте дорогу. Вот пост, который угоден Мне: сбросьте оковы зла..."

Во время молитвы Минха выносят один свиток Торы и три человека продолжают чтение главы Ахарей Мот, начатое в утренней молитве. Они читают главу до самого конца. Последний из них читает затем всю Книгу Ионы; это чтение называется, таким образом, Гафтарат Иона.

"Парашат Арайот" и "Гафтарат Иона"

Отрывок главы Ахарей Мот, читаемый во время Минхи, не имеет прямого отношения к Йом Кипуру. Он содержит запреты на кровосмешение и прелюбодеяние, от которых Тора требует держаться как можно дальше: "Не поступайте согласно обычаям Египта, в котором вы жили, не поступайте согласно обычаем страны Кнааан, куда Я вас веду - и не следуйте их законам... Соблюдайте мои установления и не следуйте мерзким обычаям, которым следовали [те, кто жил здесь] раньше вас, и не оскверняйтесь ими..."

Вообще говоря, этот отрывок - окончание главы Ахарей Мот - читается в Йом Кипур потому, что в утренней молитве читается начало главы, и мудрецы постановили не оставлять ее недочитанной.

Однако один мудрец сказал: "Из этого отрывка мы учим, что даже тот, кто высоко поднялся в своей святости, не может быть уверен в том, что он полностью защищен от соблазна совершить самый страшный грех. Поэтому в конце Йом Кипура евреи, уже очистившись от грехов, читают отрывок Торы, посвященный порокам самых развращенных народов. Нельзя ни на минуту забыть о йецер гара - враге, живущем в глубине нашего сердца и подталкивающем нас к самым ужасным поступкам.

В Йом Кипур читается Книга Ионы, которая учит нас, что тот, кто нарушит заповедь Всевышнего, нигде не сможет укрыться от Него. Кроме того, эта книга рассказывает о раскаянии жителей Ниневии, которое должно стать примером для всех нас.

ЧТЕНИЕ ТОРЫ В Сукот
Раскрыть это окно в полный экран   Назад в календарь

Текст праздничных молитв написан в специальном праздничном молитвеннике - махзоре. Порядок чтения Торы в праздник Сукот можно найти в нижеследующей таблице.

ХОЛ ГА-МОЭД
Раскрыть это окно в полный экран   Назад в календарь

Хол гамоэд — "праздничные будни" — это пять (в диаспоре — четыре) дня между первым и последним днями праздника Песах и шесть (в диаспоре — пять) дней между первым днем праздника Сукот и праздником Шмини Ацерет — настоящими праздничными днями, йом тов.Из многих мест в Торе мудрецы вывели законы, определяющие правила поведения в хол гамоэд, и запретили в эти дни многие виды деятельности. Эти запреты отличается от запретов, действующих в йом тов, о котором сказано: "Не делайте никакой работы". Их Тора доверила мудрецам, которые и определили, какая работа в эти дни дозволена, а какая запрещена.
Разрешено приготовление пищи — как на хол гамоэд, так и на йом тов. Разрешена любая работа, невыполнение которой в хол гамоэд принесло бы ущерб, но это не значит, что на хол гамоэд разрешается откладывать работу, которую можно было завершить заблаговременно. В таком случае на ущерб сослаться уже нельзя.
Бедняку, у которого нет средств, чтобы достойно провести праздники, можно предоставить работу, вообще говоря, запрещенную в эти дни, и дать ему заработать необходимые деньги. Но трудиться он должен, не привлекая посторонних взглядов.
Запрещены все полевые работы, кроме орошения. Разрешается лишь срывать и выкапывать плоды для праздничных нужд. Однако в тех местах, где приостановление сельскохозяйственных работ причиняет убытки, их можно продолжать.
Запрещены стрижка волос и бритье. Однако тому, кто по какой-либо причине не мог постричься до праздника (например, носил траур), разрешено стричься в хол гамоэдНогти, постриженные перед праздником и вновь отросшие, можно состричь. Но если они не были сострижены перед праздником и отросли за длительное время — стричь их нельзя. Впрочем, в таком случае ногти можно обкусать или обломать.
Запрещено стирать белье — кроме случая, когда чистая одежда нужна в праздник, а выстирать ее заранее было невозможно. Детские пеленки можно стирать в хол гамоэд без ограничения.
Разрешено все, что требуется для лечения людей или животных.
Запрещено ведение счетов, деловая переписка и переговоры. Однако можно записать все, что требуется, чтобы потом не понести ущерба.
Можно написать дружеское (не деловое) письмо, но обязательно каким-нибудь необычным способом — не так, как в будни.
Одалживая деньги, — даже не для праздничных нужд — можно написать расписку или долговое обязательство. Но если эту ссуду можно получить и после праздника, писать расписку запрещено.
Не переезжают на новую снятую квартиру в хол гамоэд если она не находится в том же дворе. Но разрешено переезжать из чужой квартиры в собственную — чтобы прожить хотя бы часть праздника у себя дома.
В хол гамоэд не сажают наседку на яйца (чтобы вывести птенцов). Но если она уже высиживала птенцов до праздника и улетела — в течение трех дней можно вернуть ее на место. По истечении трех дней ее уже не сажают обратно (поскольку, скорее всего, птенцы уже не выведутся). Однако новую наседку не сажают на место улетевшей даже в течение первых трех дней.
Любую — даже разрешенную — работу следует делать в хол гамоэд по возможности незаметно для окружающих.
Купля продажа разрешена, только если выполняется одно из следующих условий:
1. Необходимо заработать на жизнь в праздничные дни.
2. Подвернулась необычайно удачная операция, которую необходимо завершить немедленно, причем часть прибыли предполагается истратить в праздничные дни сверх ранее выделенных на праздничные нужды денег.
3. Необходимо завершить продажу (не покупку) в хол гамоэд потому что в противном случае придется продать товар после праздника дешевле себестоимости. Неполучение прибыли не является условием, разрешающим продажу.
Следует чрезвычайно остерегаться нарушения запретов, связанных с работой в хол гамоэд. Наши мудрецы учат (Псахим, 118):
"Пренебрегаюший праздничными буднями подобен идолопоклоннику". И еще (Авот, 3): "Пренебрегающий праздничными буднями, даже если он сведущ в Торе и совершает добрые дела, — лишается доли в будущем мире". Необходимо освящать их, воздерживаясь от работы, вкушая праздничные блюда и надевая красивую одежду.
Суббота в "хол гамоэд"
В такую субботу принято радоваться больше обычного и подавать на стол дополнительные блюда.
Утренняя молитва — Шахарит — отличается от обычной субботней только тем, что в нее включаются отрывок "Пусть поднимется и придет" и Галлель. Молитва Мусаф — праздничная, причем в ней упоминается суббота. Тору читают так, как принято читать в праздничный день.
В субботу, выпадающую на хол гамоэд Сукот, в ашкеназских общинах принято читать Книгу Когелет (Экклезиаст). Согласно одной точке зрения, каждый еврей должен читать ее по обычной книге самостоятельно и без благословения. Согласно другой, ее следует читать в синагоге по пергаментному свитку, произнеся перед чтением два благословения — "Повелевший нам читать Мегилу (свиток)" и "Давший нам дожить".

Гошана Раба" - "Великая Осанна"
Раскрыть это окно в полный экран   Назад в календарь

Последний день собственно Сукота перед Шмини Ацеретом называется гоша-на. Это день завершения и особенно усиленного чтения гошанот. Эти молитвы напоминают нам о том, что в Йом Кипур Божественный суд не заканчивается, что он продолжается до гоша-на. По этой же причине принято всю ночь гоша-на читать книгу Второзаконие до конца и Псалмы. В этот день после обычного благословения на арба миним берут ивовые ветки и потрясают ими. Этот обычай - память о временах Храма, когда каждый день празднования Сукот обходили вокруг жертвенника с ивовыми ветками, а в гоша-на обходили жертвенник семь раз. Хотя в праздник Сукот еще не просят о дожде, но в том, что в Храм приносили это влаголюбивое растение, есть намек на дождь.

День Гошана Раба никогда не приходится на Субботу, иначе нельзя будет благословлять и потрясать ивовыми ветками. В конце дня, перед Шмини Ацеретом, заходят в шалаш последний раз, благословляют его и читают особую молитву, в которой желают себе и другим провести следующий Сукот "под сенью мира в доме Давида".


Из книги «Сефер Гатодаа», Элиягу Ки-Тов, 1991

ЦИКЛ ЧТЕНИЯ ТОРЫ
Раскрыть это окно в полный экран   Назад в календарь

Моше заповедал Израилю читать Тору по субботам, а мудрецы последующих поколений разделили ее на недельные главы. Давно уже установился обычай прочитывать Тору ровно за год. Чаще всего Тору делят на пятьдесят четыре главы, — по числу недель в високосном году, — а в обычный год, состоящий из пятидесяти или пятидесяти одной недели, в три или четыре субботы читают по две главы сразу. Иногда приходится читать по две главы в субботу и в високосном году, потому что когда праздник выпадает на субботу, то вместо очередной главы Торы читают раздел, относящийся к празднику.

Первую главу Торы — Берешит — читают в субботу, наступающую после праздника Шмини Ацерет. Завершают годичный цикл чтения Торы в Шмини Ацерет, причем в диаспоре это событие отмечается во второй праздничный день, который так и называется — Симхат Тора.

В этот день устраивают праздничную трапезу, пляшут, веселятся и поют всевозможные песни и гимны во славу Торы.

Текст праздничных молитв написан в специальном праздничном молитвеннике - махзоре. Порядок чтения Торы в праздники Шмини Ацерет и Симхат Тора можно найти в нижеследующей таблице.



ЭЛУЛ
Раскрыть это окно в полный экран   Назад в календарь

30-1. Рош-ходеш. Всегда два дня. Начало года для отсчета десятины от скота. Месяц подготовки к Суду в Рош га-шана. В конце месяца по утрам "слихот" = "просьбы о прощении" - специальные молитвы перед Рош га-шана.

ХЕШВАН
Раскрыть это окно в полный экран   Назад в календарь

30-1. Рош-Ходеш. Всегда два дня. "БаХаБ"="Шени, Хамиши, Шени". Этот пост аналогичен соответствующему в Ияре.

ТИШРЕЙ
Раскрыть это окно в полный экран   Назад в календарь

30 дней. Весы. (Этот месяц Седьмой (Субботний) по счету месяцев, отмечен наибольшим количеством выделенных Торой дней.)

1-2. Рош га-шан - Новый год (Йом-Тов).День сотворения человека и Суда над ним (Бытие 1:26 и гл. 2 и 3), Б-жественного Суда над каждым человеком, каждым народом и человечеством вообще. Читают "жертвоприношение Ицхака" - "Акеда" (Брейшит гл. 22) (оно происходило в Рош га-шана) - открытое проявление Б-гобоязненности Авраама.

3. "Цом Гедалия" = "пост Гедалии" - в память об убийстве Гедалии - еврейского наместника Земли Израиля во времена Вавилонского плена.

1-10. "Асерет йамей тшува" = "Десять дней раскаяния".

"Шабат Тшува" - "Суббота возвращения" - между Рош га-шана и Йом Киппуром.

10. Йом Киппур. Запрещена всякая работа; этот день также полный пост. Читают книгу Йона.

Рош га-шана и Йом Киппур называются также "йамим нораим" = "дни трепета".

15. Сукот - праздник "кущей" (йом тов). Последний из "шалош регалим".

16. Второй день Сукот - В Земле Израиля холь га-моэд, в диаспоре йом тов.

17-21. Холь га-моэд Сукот. Все семь дней праздника "живут в шалашах" и читают "благословение на лулав".

22. "Шмини Ацерет" "Восьмой день праздника" (йом тов) завершение "шалош регалим". В Земле Израиля этот день уже не имеет законов Сукота, и в этот же день празднуется Симхат Тора. В Диаспоре на этот день распространяются кроме законов йом това, законы холь га-моед Сукот ("сидят в шалашах").

23. В Земле Израиля - "Исру хаг". В диспоре - Второй день Шмини Ацерет (йом тов), называется также Симхат Тора.

КИСЛЕВ
Раскрыть это окно в полный экран   Назад в календарь

(30)-1. Рош Ходеш. Если Хешван полный, то 2 дня, если неполный - то 1 день.

10. Освобождение из тюрьмы "Адмора га-эмцаи", второго Любавичевского Ребе (отмечается в ХаБаДе).

19. Освобождение "Адмора га-закена" - р. Шнеур Залмана из Ляды, основателя Любавического хасидизма (отмечается в ХаБаДе).

25. Ханука: восьмидневный праздник (до 2 Тевета, если Кислев содержит 30 дней, или до 3 Тевета, если 29). В память о чуде, происшедшем при победе Маккавеев над греками и восстановлении Б-гослужения в Храме.

ТЕВЕТ
Раскрыть это окно в полный экран   Назад в календарь

(30)-1. Рош-Ходеш. Если Кислев полный, то два дня, если неполный,то один.

10. Пост. "10 Тевета". В этот день была начата осада Иерусалима Новохудоносором, окончавшаяся разрушением Первого Храма. Также в эти дни был окончен перевод "семидесяти толковников" Торы на греческий язык, и это - источник траура. Можно обсудить Еврейскую традицию передачи Торы и причины, по которым Тору нельзя заменить переводом.

ШВАТ
Раскрыть это окно в полный экран   Назад в календарь

1. Рош-Ходеш. Всегда один день.

15. "Ту би-шват"="15 Швата" - "Новый год деревьев Земли Израиля".

День памяти о связи Народа Израиля с Земли Израиля.

"Шабат Шекалим"="Суббота Шекалим". На месяцы Шват-Нисан приходятся четыре особые Субботы, связанные с Пуримом и Песахом.

АДАР
Раскрыть это окно в полный экран   Назад в календарь

Это единственный месяц, который удваивается. Его знак - "Рыбы" - единственный из знаков Зодиака во множественном числе.

Если год невисокосный, то Адар содержит 29 дней. Если год високосный, то Первый Адар, содержит 30 дней, а Второй - 29. Таким образом, Рош-Ходеш любого Адара всегда 2 дня, а Рош Ходеш Нисана всегда 1 день (т.е. месяц перед Нисаном всегда неполный). Если год високосный, то все даты празднуются во второй Адар.

7. "Йорцайт Моше Рабейну" - день смерти Моисея, нашего Учителя. В Этот же день он родился, т.е. прожил ровно 120 лет.

"Шабат Захор" - Суббота памяти об Амалеке, всегда непосредственно Суббота перед Пуримом, т.к. вся история Пурима связана с Амалеком (Шмот 17:8-16).

13. "Таанит Эстер" пост в память о посте Эстер перед тем, как прийти к Ахашверошу, и о посте Евреев перед войнами с Амалеком, в частности перед войной Пурима.

Таанит Эстер не является одним из четырех постов, установленных в память о разрушении Храма, так что он прямо не упоминается в Танахе. Поэтому он во многих случаях соблюдается не так строго, как другие посты. К примеру, 13-го Адара не постятся беременные и кормящие женщины, а также и другие слабые здоровьем люди, особенно страдающие во время поста. В молитву в этот день включается отрывок Анейну, в Шахарите и Минхе читается Ваехаль, кроме того, утром читаются молитвы Слихот, напечатанные в сидурах, — словом, во всех остальных отношениях Таанит Эстер ничем не отличается от других постов.

Если день 13-го Адара выпадает на субботу, пост переносится на четверг, 11-е Адара, а не откладывается на воскресенье, потому что это — день праздника Пурим. Посты не принято переносить на пятницу, поскольку пятница непосредственно предшествует субботе. Кроме того, в дни поста обычно читают Слихот и покаянные молитвы, которые тоже не принято читать перед субботой. Есть еще одна важная причина: в пятницу готовится пища на субботу, которую необходимо пробовать, чтобы она получилась вкусной, а в пост это невозможно. Поэтому Таанит Эстер, если он выпадает на субботу, переносится на четверг.

Следует иметь в виду, что пост 10-го Тевета — единственный, который иногда выпадает на пятницу, но не переносится на другой день.

В Таанит Эстер не включают Таханун (покаянную молитву) в послеполуденную молитву Минха. Многие надевают перед чтением Минхи в этот день праздничную одежду, потому что чтение Мегилы начинается сразу же после этого.

14. Пурим. Читает свиток Эстер.

15. Шушан Пурим - Празднование Пурима в некоторых особых городах. На сегодня это Иерусалим и Шушан (Сузы). В этих городах Пурим празднуется только 15, а не 14 Адара.

Шабат Пара. Суббота чтения отрывка о специальном очищении пеплом Красной Коровы.

Шабат Ходеш = "Суббота месяца ("Нисана").

НИСАН
Раскрыть это окно в полный экран   Назад в календарь

1.Рош-ходеш. Всегда один день.

"Шабат га-гадоль"="Великая Суббота". Суббота перед Песахом. В эту Субботу начинают некоторые элементы празднования.

14. Пост первенцев - в память избавления Еврейских первенцев во время поражения Египетских. Для тех первенцев, которые не хотят поститься, установлено снимать с себя этот пост через "сеудат мицва" "трапеза заповеданная", которая установлена при праздновании выполнения некоторых заповедей.

15. Песах: праздник Исхода из Египта. Йом-Тов. Вечером накануне (т.е. на исходе 14 числа) устраивают Седер. Первый из "Шалош регалим" - 3-х праздников, когда надо было подниматься в Иерусалим.

16. Второй день Песаха. В Земле Израиля холь га-моэд, в диаспоре - йом тов, т.е. накануне устраивают Второй Седер.

17-20. "Холь га-моэд" досл. "будни выделенных дней" - промежуточные дни Песаха. В Субботу холь га-моэд читают Песнь Песней.

21. Седьмой день Песаха. Йом тов. Переход через Море при Исходе из Египта (Шмот гл. 14-15).

22. Восьмой день Песаха: в Земле Израиля - "исру хаг", день после окончания праздника, т.е. еще не совсем будни; в диаспоре - "ахарон шель Песах" = "последний день Песаха - полный праздник (йом тов), удвоение седьмого дня Песаха.

16. Нисана - 5 Сивана - 50 дней счета Омера от Песаха до Шавуота. Полутраурные дни: 24 тыс. учеников р. Акивы умерли в этот период от эпидемии, т. к. "была у каждого из них мудрость, но не было у них уважение к мудрости и пути другого".

27. "Йом га-шоа" - "День катастрофы" Европейского еврейства во время Второй Мировой войны. Установлен Главным Раввинатом. Дата взята в связи с восстанием Варшавского гетто, многие постятся в этот день, хотя вообще в Нисане не принято поститься.

ИЯР
Раскрыть это окно в полный экран   Назад в календарь

30.-1. Рош Ходеш. Всегда 2 дня.

"БаХаБ" - "Шени, Хамеши, Шени" = "Понедельник, четверг, понедельник".

Три дня поста (не строго обязательные).

4. День памяти погибших воинов Армии Обороны Израиля (пост, установленный Главным Раввинатом).

5. "Йом-ха-ацмаут"="День независимости Израиля" (установлен Главным Раввинатом).

14. "Песах Шени" - "Второй Песах". Во время Храма день принесения пасхальной жертвы для тех, кто не смог принести ее во время (сейчас нет обычаев празднования).

18. "Лаг-ба-Омер"="33 день счета Омера" - прекращение смерти учеников Рабби Акивы. Вспоминают о войнах евреев против Рима (собственно о восстании Бар Кохбы, связанном с именем р. Акивы (5396 г.) и о р. Шимоне бар Йохае, составителе книги "Зогар". Этот день иногда называют "праздник ешиботников".

28. "Йом Йерушалаим" "День Иерусалима" (установлен Главным Раввинатом).

СИВАН
Раскрыть это окно в полный экран   Назад в календарь

1. Рош-Ходеш. Всегда один день.

3-5. "Шлоша йамей Хагбала"="три отгорожения" в память о трех днях перед Дарованием Торы. (см.Исход 19:10-15). Дниподготовки к Шавуоту. Завершается счет Омера.

6. Шавуот (Йом-Тов). Праздник жатвы и Дарования Торы (Исход гл. 19-20). Второй из "Шалош регалим". Независимо от длительности Сиана и Ияра всегда приходится на 50 день счета Омера. Читают также книгу Рут.

7.Второй день Шавуота. В Земле Израиля - "исру хаг"; в Диаспоре - полноценный праздник (Йом-Тов).

ТАМУЗ
Раскрыть это окно в полный экран   Назад в календарь

30-1. Рош Ходеш. Всегда два дня.

12-13. Освобождение РаЙЦа - предыдущего (шестого) Любавического Ребе (отмечается в ХаБаДе). Он же родился 12 Тамуза 5640 г. - "новый год хавидизма ХаБаД".

17. Пост "17 Тамуза". При Исходе из Египта в этот день был сделан телец (Исход гл.32). Этот пост приходится на сороковой день после Шавуота - время, пока Моше был на горе Синай. От 17 Тамуза до 9 Ава три недели "бейн ха- Мецарим" "между теснин" - траурные дни.

АВ
Раскрыть это окно в полный экран   Назад в календарь

1. Рош Ходеш. Всегда один день.

9. Пост "9 Ава". В этот день евреи после Исхода испугались идти в Землю Израиля ("Парашат мераглим"="история со шпионами", Числа гл. 13-14). В этот день были также разрушены Первый и Второй Храмы, пал Бейтар последняя крепость Бар Кохбы, произошло изгнание из Испании и другие несчастья. Читают книгу "Эйха" = "Плач Иеремии". Пост 9 Ава-суточный (т.е. начинается накануне вечером) в отличие от других установленных Мудрецами и пророками постов, которые все начинаются с рассвета.

15. "Ту-бе-Ав". Было праздником во аремена Храма, сейчас не празднуется.

По материалам публикаций культурно-религиозного центра для евреев из России "Маханаим"
порно ленкино https://www.03porno/.