Главная страница >>Календарь >> Ту-Бишват

«Ту-Бишват»

Составил д-р Яаков Ротшильд
Перевел с иврита Йеѓуда Векслер

Это издание осуществлено обществом по распространению еврейской культуры - "АМАНА". В течении более чем пятнадцати лет, издательством "АМАНА" выпущено в свет более 70 книг и брошюр, посвященным различным аспектам еврейской традиции и культуры.
Заказать эту книгу и другие издания "АМАНЫ" можно по адресу: п.я. 7791, Иерусалим, 91074, Израиль
Zip-файл >>


СОДЕРЖАНИЕ

  • ТУ-БИШВАТ В ЕВРЕЙСКОЙ ТРАДИЦИИ >>
  • МУДРЕЦЫ ТОРЫ О ПЛОДАХ СТРАНЫ ИЗРАИЛЯ >>
  • ТУ-БИШВАТ В ОБНОВЛЕННОЙ СТРАНЕ ИЗРАИЛЯ >>
  • ИЗБРАННЫЕ ИЗРЕЧЕНИЯ >>
  • ЗАПОВЕДИ, СВЯЗАННЫЕ СО СТРАНОЙ ИЗРАИЛЯ >>
  • СОВЕТЫ ПЕДАГОГУ >>
  • МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ >>

ТУ-БИШВАТ В ЕВРЕЙСКОЙ ТРАДИЦИИ

В Ту-Бишват не говорят Таханун, а если он выпадает на субботу, то в минху не говорят Цидкатха... (Милость Твоя...), потому что этот день - Рош-Ѓашана деревьев. (р. Айзик Тирна, Сефер Ѓаминѓагим)

15 швата принято есть фрукты, в особенности фрукты, которыми славится Страна Израиля. Этот день считается Рош-Ѓашана деревьев, - то есть днем, когда определяются сроки для отделения тру мот и маасрот, а также период, в течение которого фрукты запрещены (орла*).

----------------------------------

*Орла - фрукты, созревающие на дереве в течение первых трех лет после его посадки, которые, согласно закону Торы, находятся под запретом.

1) 15 швата кончается год, в котором от фруктов отделяют второй маасер и начинается год, в котором отделяют маасер бедняков.

2) От плодов, завязь которых образовалась до 15 швата, не отделяют трумот и маасрот за плоды, завязь которых образовалась после 15 швата.

От плодов, завязь которых образовалась до 15 швата, не отделяют бикурим за плоды, завязь которых образовалась после 15 швата.

4) Из-под запрета орла выходят лишь те плоды, завязь которых образовалась после 15 швата на четвертый год после их посадки. (р. И.-М. Токачинский, Луах Эрец-Исраэль)

Ибо Г-сподь, Б-г твой, ведет тебя в прекрасную страну, страну водных потоков, где родники и источники бьют и в долине, и на горе; в страну пшеницы и ячменя, винограда, инжира и граната; в страну олив, дающих масло, и фиников, дающих сладкий мед; в страну, где не в нищете будешь есть хлеб твой, где ты ни в чем не испытаешь недостатка; в страну, камни которой - железо, а из гор которой ты будешь добывать медь. И будешь ты есть, и насытишься, и благословишь Г-спода, твоего Б-га, за прекрасную страну, которую Он дал тебе. (Дварим, 8:7-10)

Когда на стол поданы различные виды плодов, - раби Йеѓуда говорит: Если среди них есть один из семи видов плодов, которыми славится Страна Израиля, благословение произносится над ним. А мудрецы говорят: Произносят благословение над тем плодом, что хотят съесть первым. (Мишна, Брахот, 6:4)

Если ел инжир, виноград или гранат, произносит после них три благословения*, - это слова рабана Гамлиэля. А мудрецы говорят: Одно благословение, но тройное. Раби Акива говорит: Даже если ел всего-навсего вареные овощи, но как основную пищу, произносит после них три благословения. Если пил воду для утоления жажды, произносит благословение - По слову Которого возникло все. Раби Тарфон говорит - Творящий множество живых существ. (Там же, 6:8)

-----------------------------------------------------

* Три благословения - биркат-гамазон.

Немного истории

В XVI в., когда в Страну Израиля приехало множество мудрецов Торы - изгнанников из Испании и Португалии - день Ту-Бишват занял почетное место в еврейском календаре.

Город Цфат в Верхней Галилее стал центром кабалистов. По словам великого р. Йосефа Каро - автора кодекса Шулхан Арух - этот город был вертоградом Б-жьим. И именно там окончательно оформился и принял свой нынешний вид Рош-Ѓашана деревьев.

Великий кабалист раби Ицхак Лурия Ашкенази (Ѓаари) и его ученики, желая внести новую живую струю в жизнь тогдашнего еврейства - подавленного и страдающего - наполнили новым содержанием день Ту-Бишват, превратив его в символ единства народа Израиля и природы Страны Израиля. Введенные ими на основе Кабалы обычаи Ту-Бишвата очень быстро привились в общинах сефардских евреев Страны Израиля и смежных с ней областей, а некоторые из них позже были приняты и ашкеназийским еврейством. Этому в особенности способствовала книга При эц гадар (Плоды великолепного дерева), получившая широчайшее распространение во всем еврейском мире. В ней дается описание порядка проведения праздничной трапезы Ту-Бишват, во многих деталях напоминающее пасхальный седер.

Какие же плоды едят в Ту-Бишват?

Есть обычай есть в Ту-Бишват 15 видов фруктов - в честь пятнадцати дней, отделяющих этот день от начала месяца шват. Другой обычай - есть именно те семь плодов, которыми славится Страна Израиля.

Однако у многих, в том числе у самых Б-гобоязненных евреев, на столах появляется до пятидесяти видов плодов - и свежие, и сухие, и консервированные, и в виде варенья. А некоторые доводят их число до ста. Но, исполняя предписания Мишны, тем не менее, все благословения произносят именно над плодами, которыми славится Страна Израиля. Галаха постановляет, что те из этих плодов, которые упоминаются в Торе раньше, считаются более ценными, чем те, которые упоминаются позже, поэтому именно над первыми произносится благословение (см. цитату из Дварим, 8:7-10, приведенную выше). Таким образом, трапезу начинают с пшеницы в виде изделий из муки, каши и поджаренных пшеничных зерен.

Праздничные трапезы проводятся в кругу семьи, в синагогах и других общественных местах и сопровождаются пением, весельем и зажиганием праздничных огней.

МОЛИТВА О ТОМ, ЧТОБЫ ДЕРЕВО БЫЛО ПЛОДОНОСНЫМ

Да будет воля Твоя, Г-сподь, Б-г наш и Б-г отцов наших, чтобы то, что мы едим эти плоды, благословляем за них Всевышнего и наслаждаемся ими, оказало чудесное воздействие в духовном мире и привлекло на деревья, рождающие эти плоды, изобилие блага и щедрые благословения свыше; чтобы деревья эти росли и цвели от начала года и до конца года для блага, благословения, счастливой жизни и мира. (Из книги При эц гадар)

ЧТОБЫ ФРУКТЫ ПОЛУЧИЛИ БЛАГОСЛОВЕНИЕ

Сказано в книге Маген Аврагам (гл. 116): Принято в Ашкеназе есть больше фруктов в день Ту-Бишват. Можно предположить, что этот обычай имеет следующий смысл: наслаждение, которое человек получает от фруктов, напомнит ему, что этот день - Рош-Ѓашана деревьев и побудит его молиться Всевышнему, чтобы Он благословил фруктовые деревья.

И так сказано в Талмуде, в трактате Рош-Ѓашана: Почему Тора повелевает, чтобы в праздник Шавуот принесли в Храм приношение из двух хлебов? Говорит Всевышний: Чтобы фрукты получили Мое благословение. Подобно тому, как в праздник Шавуот мы украшаем синагоги живыми деревьями, чтобы вспомнить и помолиться о них, так в день Ту-Бишват мы едим фрукты, дабы вспомнить о деревьях и помолиться о них Всевышнему. (р. Эфраим бен Шмуэль, Адней паз - комментарий к Шулхан Аруху, Орах хаим, гл. 131)

15 ПСАЛМОВ В ЧЕСТЬ ПРАЗДНИКА 15 ШВАТА

В некоторых общинах есть такой обычай: в день Ту-Бишват изучают только 15 глав из книги Теѓилим (Псалмы) - те пятнадцать гимнов, которые левиты распевали на пятнадцати ступенях, ведущих во внутренний двор Храма. И принято, чтобы все меламеды обучали своих учеников этим псалмам, а те в день Ту-Бишват пели их за столом во время праздничной трапезы. (р. Хаим Фаладжи, Моэд лехол хай, 2546)

ТАРЕЛКА ТУ-БИШВАТ

Аврагам РЕГЕЛЬСОН

На маленькой тарелке передо мной -

Вся Страна Израиля:

Из Ришона - миндаль, из Цфата - плоды

рожкового дерева, Виноград - из Метулы...

Возьму в руку золотой апельсин

И поцелую его - потому что

Аромат его - от вод Яркона,

А кожура его - это солнце земли Ханаанской.

А гранат поднимаю я с благоговением:

Этот гранат вырос в Тель-Хае,

И сок его - это кровь павших там героев.

* * *

Здесь учителю предоставляется возможность поговорить о том вкладе, который внесло сефардское еврейство в облик празднования дня Ту-Бишват.

Как говорилось выше, порядок празднования этого дня и обычай устраивать торжественную трапезу с изобилием фруктов распространился в еврейском мире в значительной мере благодаря книге При эйц гадар. Эта книга постоянно переиздается, ее ѓалахические постановления исполняются поныне, по сей день произносятся молитвы и распеваются гимны из нее евреями-выходцами из сефардских и восточных еврейских общин. В качестве образца мы привели одну из таких молитв - Молитву о том, чтобы дерево было плодоносным, заимствованную из этой книги. На ее основе главный сефардский раввин Израиля, раби Бецалель-Хай Узиэль, составил молитву, которую произносят во время посадки деревьев в день Ту-Бишват.

Следует обратить внимание, как раби Эфраим бен Шмуэль проводит параллель между Ту-Бишват и праздником Шавуот и видит смысл обычаев в напоминании о содержании праздника.

А в стихотворении А. Регельсона говорится, как маленькая тарелка с фруктами напоминает еврею о родине и воссоздает в его воображении всю Страну Израиля: каждый из плодов символизирует определенную часть ее и напоминает об исторических событиях, связанных с нею.

МУДРЕЦЫ ТОРЫ О ПЛОДАХ СТРАНЫ ИЗРАИЛЯ.

Раби Иоханан бен Закая говорил: Если случится, что ты будешь занят посадкой дерева и тебе скажут, что Машиах пришел, - сначала закончи посадку дерева, а потом беги встречать Машиаха. (Авот дераби Натан)

Этот народ - как виноградный куст: его лозы - это зажиточные люди, его гроздья - это мудрецы Торы, его листья - это простые земледельцы. (Хулин, 92а)

* * *

Почему народ Израиля сравнивается с виноградом?

А что делают хозяева виноградника для того, чтобы виноградный куст приносил лучшие плоды? Они выкапывают его, переносят на другое место и там сажают, и плоды становятся лучше. Так и Всевышний: желая, чтобы весь мир узнал о народе Израиля, забрал его из Египта и привел в пустыню - там евреи получили Тору и весь мир узнал о них. (Шмот Раба)

* * *

Почему Тора сравнивается с инжиром?

Заметьте: во всех плодах есть что-то несъедобное -косточки, кожура, - и только один инжир съедобен целиком. (Ялкут Шимони)

* * *

Почему Тора сравнивается с инжиром?

А потому, что плоды всех деревьев - маслины, виноград, финики - собирают сразу в какое-то одно определенное время, - только плоды инжира снимают с дерева понемногу. Такова и Тора: сегодня вы учите немного, завтра - больше, потому что Тору невозможно выучить ни за год, ни за два. (Бемидбар Раба)

* * *

Почему народ Израиля сравнивается с оливой?

Чтобы дать тебе понять: как олива не дает свое масло раньше, чем ее побьют в ступе, так и народ Израиля не возвращается к добру раньше, чем не испытает страданий.

Как олива не теряет своих листьев ни зимой, ни летом, так и народ Израиля никогда не исчезает - ни в этом мире, ни в мире грядущем. (Мнахот, 536)

* * *

Почему народ Израиля сравнивается с финиковой пальмой?

Потому что у финиковой пальмы нет ни одной бесполезной части: плоды идут в пищу, побеги - лулавы - нужны для исполнения заповеди арбаа миним, листьями кроют шалаш для праздника Суккот, из ее грубых волокон делают веревки, а из тонких - сита, из ствола - балки для строительства жилья. (Там же)

На гранатах показались бутоны - это дети, которые сидят и занимаются Торой: они сидят рядами, как зернышки в гранате. (Шир-ѓаширим Раба)

* * *

Изречение раби Йоханана бен Закая подчеркивает значение посадки деревьев на Земле Израиля. Озеленение Страны Израиля, культивация и сохранение ее зеленых насаждений - это символ всеобщего освобождения еврейского народа. Без него нет нормальных условий для здоровой жизни людей. Охрана природы - это основа для расцвета духовной жизни человека - чистой и святой. Поэтому посадка деревьев важнее, чем даже встреча Машиаха.

Избранные изречения наших мудрецов раскрывают символический смысл плодов, которыми славится Страна Израиля. Дело не только в их замечательных качествах, но и в том, что они олицетворяют особенности самого народа Израиля. Природа не существует сама для себя, ее предназначение - быть символом жизни человека вообще и народа Израиля в частности.

Чтение этих изречений может стать украшением вечера или утренника, посвященного празднику Ту-Бишват. Каждое из них может прочитать ребенок, держа в руке тот плод - настоящий или искусственный, о котором идет речь.

Плоды Страны Израиля и их символический смысл:

Виноград - 1) аллегория истории народа Израиля, его странствований как средства его совершенствования; 2) символизирует различные слои еврейского народа.

Инжир - 1) аллегория Торы; 2) аллегория изучения Торы.

Олива - 1) образ получения блага в результате страданий: 2) аллегория вечности народа Израиля.

Финиковая пальма - аллегория совершенства народа Израиля.

Гранат - это учащиеся, сидящие рядами и изучающие Тору.

Обобщение этих образов и аллегорий дает возможность понять две основополагающие идеи: народ Израиля - его качества и его судьба; Тора - ее ценность и ее изучение.

к содержанию^^

ТУ-БИШВАТ В ОБНОВЛЕННОЙ СТРАНЕ ИЗРАИЛЯ

Когда придете в - эту страну - насадите в ней плодовых деревьев (Ваикра, 19:23). Сказал Всевышний сынам народа Израиля: Хотя вы обнаружите, что страна эта полна всевозможных благ, не говорите, что раз так, мы можем спокойно сидеть и не заниматься посадкой деревьев. Вы найдете в ней деревья, которые другие посадили для вас, - так и вы сажайте деревья для ваших потомков. Пусть никто не говорит: Я уже стар - сколько лет я еще проживу на свете? Зачем мне трудиться для других, если, может быть, уже завтра я умру... Нет, пусть никто, даже старик - не уклоняется от посадки деревьев: сколько ни нашел, пусть прибавит к ним еще. (Танхума, Кедошим)

С самого начала сотворения мира Всевышний был занят посадкой деревьев - как сказано в Торе: И насадил Г-сподь Б-г сад в Эдене (Брейшит, 2:8). Так и вы: едва придете в Страну Израиля, не занимайтесь ничем иным, как посадкой деревьев. (Ваикра Раба)

Нет у нас другого праздника, вес;, облик которого так связан с природой, как Ту-Бишват. В этот день зима встречается с весной: он означает конец зимы и начало весны. Повсюду - в виноградниках, садах, на полях, даже в скалистых горах - в этот день ощущается пробуждение к жизни.

В первые дни месяца шват еще льют дожди, сверкают молнии и гремит гром. Со всех склонов гор текут ручьи. Русла рек, пересыхающих летом, еще заполнены водой. Отовсюду слышны журчание, звон, шум, грохот... Все впадины, ямы, колодца и водохранилища переполнены. Но этот ливень - последний в этом году: начинается весна.

* * *

Вышеприведенная цитата из Торы - не рекомендация, а заповедь: вы обязаны сажать деревья в Стране Израиля - собственноручно! Тем самым вы уподобляетесь не кому-нибудь, а самому Всевышнему (см. следующую цитату).

Примечание для учителя

В группах младших или отстающих лучше использовать отрывок Рош-Ѓашана деревьев в Стране Израиля не для чтения, а как тему для беседы. Началом ее могут стать наводящие вопросы типа: Что вы видите во дворе, в поле, в саду, в горах? Действительно ли день Ту-Бишват - революция в жизни природы?

* * *

Миндальное дерево может служить образцом перемен, происходящих в природе в это время. Не случайно на иврите миндаль называется шакед: это слово - однокоренное с глаголом шакад, что означает торопиться, быть усердным. И миндаль в самом деле торопится: он первым из всех деревьев возвещает о приходе весны. Еще до того, как на его ветках набухнут почки, он весь одевается в прекрасный бело-розовый наряд из цветов. И ветки, и ствол его покрываются изумительно красивыми цветами, источающими тонкий аромат, похожий на запах роз. Прекрасно миндальное дерево, стоящее в этом праздничном наряде среди других, еще голых плодовых деревьев. Воздух вокруг него звенит от пчел, прилетающих пить нектар его цветов, а земля словно легким снежком усыпана лепестками. Недаром в течение столетий мрачного галута миндаль служил символом связи евреев с их страной: вкус его напоминает еврею о родине.

И все-таки миндаль - не единственное дерево, расцветающее в начале месяца шват. Рано утром выходит садовник в сад и видит, что и на инжире набухли почки, и прекрасный зеленый росток выглядывает из них. Виноградник одевается в бархатистые одежды. На полях, среди зелени травы, появляется все больше и больше цветов - еще немного времени, и они превратятся в роскошный разноцветный ковер. Из расселин скал глядят цикламены: черная луковица, из которой тянутся стебельки, заканчивающиеся нежными цветами. Дети обожают цикламены: они плетут венки из его цветов, высасывают кисленький сок его стеблей, держат во рту кусок стебля, изображая курение трубки. Наверно поэтому цикламен известен в народе под названием пастушья трубка. А еще зовется он - венец Шломо...

Предание рассказывает: когда Шломо взошел на царский трон, перед ним появился ангел Всевышнего и сказал: Шломо, царь Израиля! Знай, что все цари на голове носят корону - так и ты сделай себе корону: выйди в поле, выбери самый красивый цветок и сделай себе венец по его образцу. Шломо вышел в поле и не нашел цветка красивей цикламена, цветки которого в те времена смотрели вверх и формой напоминали корону. Вот поэтому цикламену дали имя венец Шломо. А когда, спустя много времени, враги захватили Иерусалим, разграбили его и унесли в качестве трофея корону Шломо, цикламен от горя потупился в землю. Но говорят, что когда потомок Давида взойдет на царский трон в Израиле и возложит на голову себе царский венец, цикламен поднимет свои цветки, и будут они гордо смотреть вверх, как в прежние дни...

В дни месяца шват цветут анемоны - это время, когда они встречаются буквально на каждом шагу. Анемон - любимый детьми красный цветок, из которого они плетут прекрасные венки. Между красными анемонами виднеются маленькие красные точки цветов, называемые на иврите дмумит. Предание гласит, что этот цветок вырастал из каждой капли крови, пролитой на землю героями-Маккавеями. Вот он и получил свое название от слова дам - кровь. По-русски он называется горечавка.

В тех местах, где почва болотистая, расстилается ковер желтых звездчаток. А на южных склонах гор праздник своего цветения празднуют асфоделы. То тут, то там встречаются вам целые ковры розовых и желтых вьюнков.

На полях и в горах, между скалами, расцветает благоухающий нарцисс. Полагают, что он был известен и любим еще в глубокой древности. Среди длинных и узких его листьев горделиво поднимается стебель, несущий целую гроздь круглых белых цветов с золотыми чашечками. Об этом цветке есть красивое предание Древней Греции: жил-был один пастух, отличавшийся необыкновенной красотой. Звали его Нарцисс. Все девушки только о нем и говорили, а он и не знал, что так красив, потому что ни разу в жизни не видел своего лица. Однажды вместе со своим стадом он подошел к ручью, наклонился над ним и увидел свое отражение в воде. Ошеломленный своей красотой, он поскользнулся, упал в воду и утонул. А на том месте вырос прекрасный цветок, напоминающий белое лицо того пастуха, окаймленное золотыми кудрями. Поэтому этот цветок назвали нарцисс.

Весна - время великих перемен в природе, и день Ту-Бишват - начало их. Наши предки, понимавшие язык деревьев и трав, тонко чувствовали обновление природы весной и в честь этого создали праздник - Рош-Ѓашана деревьев, Ту-Бишват.

Праздник посадки деревьев

Как было сказано, в еврейской традиции Ту-Бишват - Рош-Ѓашана деревьев. Этот день - середина месяца шват, когда в Стране Израиля начинается пора цветения. Деревья просыпаются ото сна, одеваются в прекрасные одежды из зеленых листьев и цветов и наполняют воздух ароматом и благоуханием.

Много изменений претерпел этот праздник, пока не приобрел современную форму праздника посадки деревьев. Сейчас уже очень трудно воссоздать, как его отмечали в древние времена, когда народ Израиля жил на своей земле. Связь евреев с жизнью природы их страны была тогда непоколебимо крепкой, но выражалась она, главным образом, в праздновании трех праздников в году - Песах, Шавуот и Суккот, а также в различных обычаях. Как видно из книги Шофтим, праздновался также какой-то праздник, связанный с виноградниками, когда девушки выходили на лоно природы и водили хороводы, однако совершенно неясно, можно ли его отождествить с праздником Ту-Бишват.

Во время нынешнего изгнания Ту-Бишват приобрел совершенно особый характер - он стал выражением связи народа Израиля со своей страной. Фрукты - особенно семь видов плодов, которыми славится Страна Израиля, - стали символом стремления еврейского народа вернуться в Святую Страну, тоски по освобождению и любви к той земле, на которой жили праотцы.

Инжир и рожки, доставлявшиеся тогда из Страны Израиля, приносили с собой в еврейские дома запах отчизны, вселяя новую жизнь в иссохшиеся кости и ободряя дух измученных изгнанников.

В государстве Израиль Ту-Бишват стал днем посадки деревьев. Молодежь выходит на лоно природы, поднимается в горы, спускается в долины и высаживает в землю саженцы деревьев, преображая пустынные ландшафты нашей страны. Этот обычай привился чрезвычайно быстро и стал очень распространенным. Правда, он совершенно лишен религиозного содержания: люди, выходящие для посадки деревьев, выражают свою связь с землей Израиля лишь в плане национальном, чисто поверхностно. И, тем не менее, к этому обычаю следует относиться достаточно серьезно и постараться придать ему черты еврейских традиций, как средству возрождения более глубоких, духовных ценностей.

Посадка деревьев в период пробуждения природы должна символизировать обновление нашей жизни -жизни народа на своей родной земле. И не может быть, чтобы связь евреев с природой своей страны не отзывалась в их душе, вечно стремящейся к своему Творцу. Ведь в течение многих столетий природа Страны Израиля была символом и источником глубоких религиозных переживаний, выражением еврейской духовной жизни.

Заселение Страны Израиля - это заповедь Торы, для осуществления которой есть много путей, но самый простой из них - это возрождать нашу землю, сажая на ней деревья и занимаясь земледелием.

Посадка деревьев должна стать и наверняка станет религиозным актом. Множество заповедей Торы связаны с жизнью природы и земледелием. Посадка деревьев - это мицва, посредством которой исполняется заповедь заселения Страны Израиля и которую в условиях изгнания выполнить было совершенно невозможно.

Основанием для нее являются слова Торы: Когда придете в эту страну - насадите в ней плодовых деревьев (Ваикра, 19:23). В древности связь человека и природы, еврея - с его Страной, выражалась в прекрасном обычае сажать дерево в честь рождения ребенка - Ибо человек - дерево в поле. С этой точки зрения обычай сажать деревья в Ту-Бишват обязывает нас превратить его в часть исконной еврейской традиции.

* * *

Раздел Праздник посадки деревьев подытоживает и обобщает идеи, изложенные в этой брошюре ранее. Поэтому этой теме легко можно придать форму живой беседы, охватывающей все, что мы до сих пор знали о Ту-Бишват:

1) время пробуждения природы в Стране Израиля;

2) перевоплощения этого праздника и его образ: а) ѓалахический - день для определения сроков отделения трумот и маасрот и когда не говорят Таханун; б) символический - любовь к Стране Израиля и обычай есть фрукты как воплощение этого символа;

3) Ту-Бишват как праздник посадки деревьев в возрожденном Израиле.

Примечание для учителя

Следует особо подчеркнуть пункт 3: посадка деревьев в Стране Израиля есть выражение веры в заповедь заселения Страны Израиля и идей - Человек - это дерево в поле.

Зачем нужны леса в стране?

Дерево, на первый взгляд, вещь обыкновенная и привычная. Например, вы привыкли видеть деревья, посаженные у края тротуара, или рощу на краю деревни. А когда вы едете в Иерусалим, вы восхищаетесь видом гор, сплошь покрытых лесами. Но задумались ли вы хоть раз над тем, насколько важен лес для страны и насколько разнообразны его функции?

1. Тень.

Те, кто хоть раз путешествовал по Негеву или карабкался по откосам гор Галилеи, обливаясь потом, едва увидев какое-нибудь дерево, пусть одинокое и почти лишенное листвы, разом устремляются к нему, чтобы насладиться его тенью. Как было бы прекрасно, - думаете вы, - если бы леса покрывали галилейские горы и окрестности пыльной Беэр-Шевы, а по краям шоссе на Эйлат росли бы высокие пышные деревья!...

2. Пейзаж.

Страна наша прекрасна, не правда ли? Когда вы стоите на вершине горы Ацмон и видите на востоке озеро Кинерет, а на западе - Хайфский залив, когда вашим глазам внезапно открывается первозданная красота Маале-Акрабим, вы не можете сдержать возгласа восхищения. И все-таки невольно закрадывается мысль с привкусом горечи: как пустынна наша страна - совсем голая, ни капли зелени!... Эта земля достойна великолепных одежд, и нет лучше наряда для нее, нежели леса.

3. Плоды.

Конечно, вы помните, как гуляли лунной ночью в садах Гвата и Эйлона и наслаждались сливами - то красными, то голубыми с серовато-медным отливом. Сады - источник заработка и источник пропитания, источник здоровья для тех, кто стар и для тех, кто молод, сады - это все увеличивающийся объем импорта сельскохозяйственных продуктов, важнейший источник благосостояния страны.

4. Материалы.

Наверняка вы видели, как по большим рекам сплавляют лес в плотах - миллионы древесных стволов плывут по течению к какому-нибудь порту или большому заводу. Знаете ли вы, что лес - основное богатство многих стран? Наша же страна - страна строящаяся, вся суть ее - в новостройках. А что более необходимо для строительства, чем лес?

5. Препятствие для смыва почвы.

Когда вы подъезжали к Иерусалиму, вы наверняка восхищались мудростью и умением наших далеких предков-земледельцев, построивших террасы на склонах Иудейских гор. Ту же самую роль выполняет и лес: он препятствует дождям смывать с гор плодородный слой почвы. Известно ли вам, что огромные заболоченные пространства, от которых страдала вся низменная часть нашей страны, образовались именно из-за того, что земля, смытая дождями с гор, препятствовала стоку воды в море. Знаете ли вы, что сказал Лаудер-милк - известнейший американский специалист по охране почвы? Вот его слова: Только за то, как евреи воюют со смывом почвы и создают новый плодородный слой, им по праву должна принадлежать их страна. А достигается это только благодаря деревьям. Их корни проникают в расселины скал и постепенно дробят их, стволы мешают дождевой воде уносить с собой землю - столь ценную в нашей стране, а опадающие на землю листья создают новый плодородный слой земли.

6. Условие безопасности.

Как по-вашему, почему югославские партизаны смогли противостоять нацистам? Только потому, что укреплялись в своих городах, окруженных лесами! Лес - это убежище для бойцов. Он надежно укрывает их от врага на земле, и от наблюдений с воздуха. Леса - преддверие Иерусалима - заменяют собой крепостные стены: в них можно укрепиться и с успехом вести оборонительную воину.

Озеленение границ также означает их укрепление. Поэтому Керен Каемет леИсраэль (ККЛ) продолжает вести большую работу по озеленению страны, выбирая деревья, максимально соответствующие данному району и его климатическим условиям. А для того, чтобы насадить лес. необходимо предварительно подготовить почву. Так что задачи, которые приходится решать ККЛ, чрезвычайно разнообразны и сложны, а поле его деятельности расширяется из года в год. (Иланот, изд. ККЛ)

* * *

Все изложенное выше приведено нами с единственной целью - подчеркнуть чрезвычайно важное хозяйственно-экономическое значение лесов для нашей страны, хотя это не имеет никакого отношения к духовному аспекту нашей темы. Кроме того, мы хотели изменить подчас несправедливое отношение к работе ККЛ как к романтически-бесполезному занятию и потому акцентировали ее роль в экономике Израиля.

Статья эта может стать также темой для беседы, в ходе которой будут развиты другие аспекты проблемы, лишь вкратце отмеченные в ней, и вполне пригодна для самостоятельного и коллективного чтения.

 к содержанию^^  >> далее

Мужские ветровки в Киеве . Проекты одноэтажных домов из кирпича и проект одноэтажного дома здесь