О витражах Марка Шагала
Раскрыть эту статью в полный экран   Назад в журнал

О. Печерская

Под лучом света любой осколок стекла похож на драгоценный камень. Его сияние таинственно, мерцание притягивает взгляд. В средневековой Европе искусство живописи на стекле было чрезвычайно популярно. Артели анонимных художников украшали стены соборов витражами (название происходит от французского слова vitre - стекло). Процесс создания витража был кропотливым и долгим: сначала заказывали разноцветные стекла, разрезали их, подгоняя под заранее заготовленный эскиз, соединяли - спаивали куски стекла с помощью свинцовых перегородок. Более мелкие фрагменты включались в более крупные, что позволяло легко восстановить витраж в случае повреждения. Мастера витражей варьировали сотни христианских сюжетов, составляя из разноцветных стекол фигуры святых и мучеников. Замечательный еврейский художник Марк Шагал (1887-1985) решил создать свой витраж - на еврейские темы. Выходец из небольшого провинциального городка Витебска, из семьи, соблюдавшей еврейские традиции, он сохранил ощущение причастности еврейскому миру. Это чувство не покидало его никогда, даже на полотнах французского периода (в 1910 году Шагал уехал из России в Париж) рядом с изображением Эйфелевой башни и Сены возникают образы белорусского местечка - скособоченные домики, коровы, бредущие с котомкой евреи, искатели вечной истины. В последнее десятилетие своей жизни Шагал приступил к оформлению синагоги медицинского центра "Хадасса" в Иерусалиме. Два года он работал над витражными окнами на тему двенадцати колен Израиля.

М. Шагал. "Род Нафтали". Витраж. 1960г.

Шагал хорошо понимал сложность задачи, которую поставил перед собой. Ему было неинтересно просто иллюстрировать танахический сюжет. К тому же еврейская традиция, как бы сама толкала художника пойти по другому пути. Надо было найти отвлеченный, обобщающий язык знака или символа. Отвлеченный, но понятный каждому, кто хоть немного знаком с еврейской историей и религией. Изображения в синагоге к тому же не должны быть слишком дробными, мелкими, бытовыми - люди не должны отвлекаться от молитвы. Соединить воедино торжественность и глубину замысла с доступностью символического языка - задача необычайно сложная и ответственная. Каждый витраж Шагал выполняет в одном из четырех цветов: синем, желтом, красном и зеленом. Каждое витражное окно представляет собой интерпретацию библейского текста - благословения, которые Иаков дает своим сыновьям (Бытие, 49). Витраж, посвященный колену Йеѓуды, из которого вышли израильские цари Давид и Соломон (Шломо), решен в красных тонах. Наверху, под буквами, образующими имя Йегуды, две руки, соединенные в благословляющем жесте, - знак "биркат-ѓа-коѓаним" (благословение коѓенов). Почти в середине, под ним, - излюбленный шагаловский мотив - несколько покосившихся домиков (любопытно, что здесь - это изображение Иерусалима). Чуть ниже - некое животное, напоминающее своими очертаниями одновременно и теленка (женственность и беззащитность) и льва (символ колена Йеѓуды). Вспомним слова Торы: Молодой лев Йеѓуда, от растерзания ты, мой сын, отошел. Преклонился он, лег как лев и как львица: кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Йеѓуды и законодатель от среды потомков его...

М. Шагал. "Род Леви". Витраж. 1960г.

Другое витражное окно - Род Шимона - выполнено в ином ключе. Этот витраж вызывает чувство отрыва от земли и вознесения в космос. Круглые формы, напоминающие небесные светила, висят в бесконечном пространстве. Рядом с ними плывут деревья, цветы, животные, птицы. По сравнению с первым витражом, земным и устойчивым, этот создает ощущение полета, погружение в стихию мировой Вселенной. Так воплотились слова Торы о рассеянности потомства Шимона среди народов Израиля.

М. Шагал. "Род Шимона". Витраж. 1960г.

Витражи медцентра в Иерусалиме показывают огромное мастерство зрелого художника, его абсолютную творческую свободу и раскованность. Пройдя школу новейших художественных парижских течений, Шагал отобрал для себя те средства, которые позволили ему сделать витраж современным. Художники-кубисты стремились показать мир сразу с нескольких точек зрения, и Шагал применяет эти кубистические приемы в старинной витражной технике. Угловатость и заостренность изображений как нельзя более отвечают технике витража. Чтобы усилить эффект, Шагал не закрашивает стекла целиком, как это делали раньше другие художники: он играет прозрачностью и непрозрачностью красок, формы проникают одна в другую, дробятся и множатся. Техника изображения таким образом подчеркивает глубину и многозначность библейского текста. Один из посетителей синагоги сказал: Когда молишься среди витражей Шагала, сердце наполняется радостью.

М. Шагал. "Род Беньямина". Витраж. 1960г.

Ваша оценка этой темы
1 2 3 4 5