Выберите нужный месяц в выпадающем меню и нажмите V,
в правом меню появится соответствующий ему номер журнала.
Другие разделы сайта выберите в выпадающим меню.

№ 75


ВЗГЛЯД

О нормативной системе иудаизма

– Что у вас за страсть преследовать мои бедные правила?
– Потому что они не ваши.
И. А. Гончаров. «Обрыв»

Ури Гершович

Часто приходится слышать, что иудаизм слишком многого требует от человека, что обилие законов и их деталей подавляет, что такое количество норм для современного человека неприемлемо. Да и само понятие нормы в современном мире как будто бы поистерлось и часто вызывает кривую усмешку. Дескать, это сто лет назад нормы и правила поведения сковывали человека и не давали ему жить, а теперь (особенно после падения крупнейших тоталитарных режимов) человек устремился к свободе и не позволит, чтобы ему диктовали, как жить и что делать.

В действительности, норма лежит в основе человеческого поведения во всех культурах, включая современную западную. В определенном смысле без нормативной системы немыслима никакая деятельность, как невозможна игра без правил, если под нормативной системой мы будем понимать не только свод законов, регулирующих социальное бытие общества, но и шкалу ценностей, аксиологическую систему поведенческих установок, продуцируемую культурой.

Думается, и сегодня нет оснований оспаривать предположение Гоббса о том, что, в принципе, поведение человека складывается из двух составляющих: природной (желания и аффекты, обусловленные естественными потребностями, вкупе с ограничениями, накладываемыми законами природы) и социальной (интересы сообщества и связанные с этим ограничения). Это говорит о том, что человек – существо физиологически и социально детерминированное. Развитие цивилизации снимает зависимость от определенных естественных потребностей, но вместе с тем порождает «искусственные» («культурные») и продуцирует новые формы и способы подчинения индивидуума социуму, – человек становится существом культурно-идеологически детерминированным.

Если присмотреться, мы подчиняемся определенным нормам практически во всех аспектах нашей жизни, начиная с представления о «нормальной» еде и о том, как следует одеваться, и вплоть до представления о том, что такое удовольствие и в какой форме его следует получать и какие эмоции испытывать в той или иной ситуации.

Конечно, современная западная культура вмещает множество разнообразных субкультур, которые по-разному формируют наши представления и поведение. Но это не отменяет факта подчинения нормативной системе (как правило, безотчетного). Перенесемся, к примеру, в семидесятые годы прошлого столетия в бывший СССР. Что заставляло многих стараться не пропустить хоккейный матч сборной с канадскими профи или спрашивать лишний билетик возле Театра на Таганке? Почему нужно было во чтобы то ни стало прочитать «Мастера и Маргариту»? Почему, влюбившись, нужно было непременно писать стихи? Почему вообще было важно влюбиться? Выбрав определенный срез общества, можно продолжать эти вопросы. Ответы могут быть самыми разными, но один из возможных состоит в том, что все эти действия определялись некоторой неосознанно воспринятой аксиологической системой, по сути не выраженным явно комплексом норм. Ведь в другой культуре или даже в другом срезе той же культуры подобное поведение едва ли можно рассматривать как характерное.

Человек современной западной культуры питает иллюзию, что освободился от авторитета, традиции, догматической нормы. На самом деле он лишь утратил осознание того, какому авторитету, какой традиции и какой норме подчиняется. В свое время Моше Мендельсон определил иудаизм как образ жизни в соответствии с партикулярным законом. Согласно предлагаемому нами взгляду, любая культура (или субкультура) по сути дела представляет собой образ жизни в соответствии с партикулярным законом.

Чем же отличается нормативная система иудаизма от прочих? Ну, во-первых, источником и целями. Вот как это формулирует Рамбам: «Если свод законов… направлен исключительно на упорядочение и устройство общественной жизни, на то, чтобы устранить несправедливость и беззаконие… только регулирует взаимоотношения между людьми, чтобы они могли преуспеть в соответствии с пониманием законодателя, – знай, что эти законы являются условными. Если же установления свода законов направлены… не только на обеспечение материальных потребностей, но и на исправление ложных представлений, если целью его является выработать истинные воззрения... научить людей мудрости и пробудить их разум, дабы они поняли, что в действительности являет собой все сущее, – знай, что эти установления от Господа, благословен Он, и что этот свод законов боговдохновен». («Морэ невухим», ч. 2, гл. 40, пер. В. Ванникова).

Второе отличие нормативной системы иудаизма в том, что она, пронизывая все жизненные проявления, артикулирована. Во многих культурах «озвученная» система норм оставляет гораздо большее число сфер жизни «непокрытыми», создавая иллюзию свободы в них. В современной же западной культуре определяющая поведение человека и его мотивы нормативная система, как правило, и вовсе остается неявной, неосознанной. В этом случае человек пребывает рабом неосознанных норм. Доступная мера свободы, собственно, и состоит в том, чтобы осознать, сделать явной ту нормативную систему, в соответствии с которой мы живем, понять, в чем цель соблюдаемых нами норм. Иудаизм как раз и отличается стремлением к постоянному осознанию системы законов и ее проработкой – в этом и состоит заповедь изучения Торы (она является как бы метазаповедью, и не случайно ее исполнение приравнивается ко всей системе в целом; «Шабат», 127а).

В этой связи можно осмыслить исход из Египта как попытку вырваться из оков физиологической и социальной детерминированности, результатом чего является дарование Торы (сформулированного Закона, который отныне будет соблюдаться Израилем). Изучение Торы, в свою очередь, должно стать залогом избавления от культурно-идеологической детерминированности, о которой речь шла выше.


ВОПРОСЫ К РАВВИНУ

Если еврей является жертвой обстоятельств и изначально, благодаря условиям рождения и воспитания, не имеет возможности изучать Тору и исполнять ее законы, то в чем смысл его жизни?

И по сей день такие случаи, к сожалению, остаются довольно типичными для России. Такой человек, являясь евреем по праву рождения и обладая всеми предпосылками и потенциалом для самореализации в этом качестве, практически вообще не реализует себя как представитель избранного на служение народа. Все, что де-факто объединяет его с еврейством, – лишь информация о том, что его предки были евреями, соответствующая отметка в документах, докучливые напоминания соседей или сослуживцев, да еще виды на выезд в Израиль или США, а на худой конец – в Германию. При этом он в большинстве случаев не несет полной ответственности за неисполненные им заповеди, поскольку с точки зрения Ѓалахи рассматривается как «младенец, взятый в плен и воспитанный неевреями». Поскольку наша традиция видит смысл жизни человека в его служении Творцу, вопрос вполне легитимен.

Такой человек, не зная ничего о том, что представляет собой еврейство на самом деле, лишен одной из основных человеческих привилегий: свободы выбора, которая предполагает, что человек может добровольно отдавать предпочтение добру перед злом. Но, находясь в отрыве от традиции, еврей просто не знает, что делать необходимо, а что – запрещено, и, следовательно, ему не из чего выбирать. Он не видит цель, к которой должен стремиться, поскольку разум его зашорен нееврейскими представлениями, обычаями и образом жизни, атеистическим или языческим мировоззрением... Будучи хорошим, может быть, даже идеальным человеком, он, тем не менее, остается «никаким» евреем. В подобной ситуации, иудаизм предполагает только один выход: вернуться к еврейской традиции, реализовать нераскрытый потенциал.

Я получаю бессчетное множество писем и обращений от таких людей. Одни сетуют на то, что состоят в смешанном браке, другие – на неурядицы на профессиональном поприще, у третьих (не дай Бог!) – семейные трагедии и несчастные случаи. Но что показательно, так это следующее: каждый из них явственно ощущает собственную ущербность и неполноценность именно с точки зрения еврейства, этот лейтмотив присущ практически каждому письму – да иначе они бы и не обращались за помощью к раввину.

Часть этих людей своими неосознанными действиями создали себе проблемы сами, другим эти проблемы оставили в наследство родители. Так или иначе, по исторической или какой-либо иной причине, такие люди являются «потерянными», и именно о них говорит пророк: «…и придут потерянные в земле Ашур и заброшенные в земле Египта, и поклонятся Б-гу на святой горе в Иерусалиме» («Йешаяѓу», 27:13).

Всевышний хочет, чтобы такой человек вернулся в лоно еврейства, и, несомненно, предоставляет ему такую возможность. И евреи всего мира ежедневно молятся о возвращении «потерянного» к своему народу. Даже если сам он ни о чем не знает и ни о чем не подозревает, у нас есть все основания для надежды на то, что он сам или его потомки рано или поздно возвратятся к своему народу и его служению. Мидраш рассказывает, что когда придет Машиах, неевреи тоже захотят принести ему свои дары. Что же они могут дать Спасителю? Власть? Есть у него власть. Богатство? Оно ему ни к чему! И тогда они отыщут и принесут ему в дар самое дорогое: «потерянных» евреев.


РАССКАЗЫ О МАГИДЕ ИЗ МЕЖИРИЧА

Материал для этой рубрики взят из готовящегося к изданию нового сборника хасидских притч, составленного р. Александром Фейгиным.

ТЕЛО И ДУША

Сказали мудрецы: «Ответ амен должен прозвучать не громче, чем благословение перед ним».

Когда спросили ученики у раби Зуше, как понимает он этот закон, тот ответил:

– Благословение произносит душа человека. Амен отвечает его тело. Не смеет тело заглушать голос души!

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ЕВРЕЙ ОТ ПОРТНОГО

Был у раби Мендла хасид Мотке, о котором говорили, что он ведет себя в синагоге как набожный еврей, а в лавке жульничает как последний прохвост.

Подозвал его к себе Ребе и говорит:

– Знаешь ли ты, чем отличается еврей от портного?

– Нет, Ребе, – ответил изумленный купец.

– Это очень просто, сын мой. Портной только тогда портной, когда шьет портки. А когда он ест – он просто человек, когда спит – просто человек. Никак не распознать в нем портного. А еврей – он всегда еврей. И вести себя должен по-еврейски не только в синагоге.

ОСТРОЖНО – ЗЛАЯ СОБАКА!

Однажды Цемах-Цедек оказался свидетелем разговора о том, как хасидизм изменил природу человека.

– Злое начало в человеке – искуситель – подобно злобному псу, – услышал он. – Прежде чем был открыт миру путь хасидизма, праведник был занят днем и ночью тем, чтобы удержать пса на привязи, не дать ему укусить еврея. Сейчас, когда Бешт научил нас служить Всевышнему по-новому, мы можем выбить псу зубы и отпустить его на свободу.

– Нет, – вмешался в разговор Цемах-Цедек, – хасидизм не просто лишил искусителя зубов – тот вообще перестал быть псом.

МОЛОКО

Жил-был молочник. Еще его дед начал это дело. Каждый день молочник принимал из рук жены ведра со свеженадоенным молоком, разбавлял его водой и разносил по домам соседей. Разбавлять молочники начали еще до его деда. Из поколения в поколение пили горожане разбавленное молоко. Но однажды наш молочник раскаялся и решил больше не разбавлять. Назавтра все покупатели напали на него и стали жаловаться на непривычный вкус молока. Пошел молочник к раби Мендлу.

– Таков наш мир, – успокоил его Ребе. – Люди нашего поколения долго привыкали ко лжи, пока не забыли вкус правды и стали с отвращением выплевывать настоящее молоко.

БЕЗ ПРОРОЧЕСТВА

Один из хасидов Алтер ребе был крупным виноторговцем. Однажды, когда он ожидал из-за границы двести повозок с бочками вина, приехал нарочный из Унгвара с письмом: вино конфисковано пограничными властями.

Хасид прочел послание и рухнул на пол, потеряв сознание. Его привели в чувство, но, едва придя в себя, он снова упал в обморок.

Послали за ребе. Тот прошептал купцу на ухо: все будет хорошо, вино прибудет вовремя. Торговцу сразу стало лучше, а через несколько дней он действительно получил хорошие новости с границы. Хасиды не сомневались, что ребе еще раз проявил пророческий дар, но, узнав об этом, раби Шнеур-Залман рассмеялся:

– Нет здесь никакого пророчества. Я просто увидел, что хасид не переживет такой удар, – а ведь Всевышний не посылает людям испытания, которые выше их сил.


ЕВРЕЙСКАЯ МЫСЛЬ

АРГЕНТИНА, АНТАРКТИДА
или
А ГДЕ ЕВРЕЮ ЖИТЬ ХОРОШО?

Адин Штейнзальц

Сегодня евреи на всей планете, не только в Израиле, переживают тяжелые времена. И поэтому каждый из нас наверняка задавался вопросом: какие свойства личности могут помочь достойно пережить это время? Несмотря на то, что существуют специалисты, знающие ответы на все вопросы, а я к таковым себе не причисляю, все-таки осмелюсь высказать свою точку зрения по этой проблеме.

Что может помочь? Реалистичный взгляд на жизнь. Одна из основных проблем человека или группы людей состоит в том, что мы никогда не знаем до конца, что вокруг нас происходит. Но само осознание того, что трудные времена можно пережить, уже помогает. Это я называю оптимизмом. На протяжении всей истории у евреев не раз бывали тяжелые периоды, но они выжили.

Философ и математик Лейбниц (1646-1716) в результате своих изысканий пришел к выводу, что наш мир – наилучший из возможных. С другой стороны, его современник Вольтер (1694-1778) считал, что наш мир – наихудший из возможных. С еврейской точки зрения, наш мир – наихудший из небезнадежных миров. В какой-то степени это оптимистичный взгляд – какая-то надежда есть. С другой стороны, это не американский оптимизм, когда всегда и всегда «I’m fine», когда и я в порядке, и ты в порядке, и вообще все в порядке. И даже если есть трудности, то они кратковременные, а жизнь в целом хороша.

Евреи же, в основном, живут в жестоком мире, и на это есть масса причин. Они всегда в центре внимания других народов, у них нет настоящих друзей. Иногда у евреев появляются временные союзники, но можно смело утверждать, что постоянных друзей у них не было никогда. У государства Израиль, в частности, бывали лучшие времена, да и евреям в отдельных географических регионах иногда жилось довольно неплохо. Но подобные явления всегда носили временный характер. Это значит, что нам всегда следует быть готовыми к ухудшению ситуации, а государству Израиль – к войне.

Трудно найти на карте мира более неподходящее для Израиля место, чем он занимает. Поэтому в разрешение конфликта с арабами в обозримом будущем верится с трудом. Происходит это из-за того, что еврейское государство на двух уровнях – физическом и эмоциональном – воспринимается нашими соседями как инородное тело. Подобным образом после имплантации организм пытается отторгнуть пересаженное в него, и тогда эскулапам приходится изрядно попотеть, чтобы это все-таки не произошло.

Основатель сионизма Теодор Герцль (1860-1904) в свое время выступал за создание еврейского государства в Уганде. Тогда для некоторых евреев, лишенных на протяжении двух тысячелетий собственного дома, даже эта африканская страна выглядела привлекательной. Барон Гирш предлагал переселить евреев в Аргентину. Однако сегодня после войн и геноцида местного населения в Африке мало кто из нас согласился бы оставаться в Уганде, да и в Латинской Америке в настоящий момент отнюдь не спокойно. Можно сказать, что если выбирать место для еврейского государства, исходя из принципа добрососедских отношений, то идеальным для него будет Антарктида или даже Луна – в заселенных местах земного шара у нас повсюду найдутся враги. Рано или поздно еврейская проблема возникнет в любом случае. В 1825 году Мордехай-Мануэль Ноах основал на острове Гранд-Айленд, около Ниагарского водопада, город-убежище для евреев и назвал его Арарат. Однако можно себе представить, что было бы, если бы там действительно возникло независимое еврейское государство. Мне приходилось бывать в Хабаровске, который находится относительно недалеко от Еврейской автономной области, и если бы еврейским государством вдруг стал Биробиджан, то, я думаю, проблемы не замедлили бы появиться и там.

Вековечная и непреходящая проблема антисемитизма не теряет свою актуальность и сегодня; мы одиноки в этом мире и всегда и везде будем мешать соседям как инородное тело. Основатели светского сионизма считали, что если мы станем «обычным» народом, подобным другим, то антисемитизм исчезнет. В действительности произошел перенос проблемы антисемитизма с индивидуального уровня на государственный. Теперь не отдельные евреи мешают жить добропорядочным гражданам, но целая страна воспринимается как чужеродное образование в ближневосточном регионе. Современный Израиль находится в таком же незавидном положении, в котором некогда пребывал отдельный еврей, независимо от его местожительства, профессии, социального положения и образа жизни.

На протяжении истории выдвигалось множество рациональных и иррациональных причин для ненависти к евреям. Сегодня все они отошли на второй план, поскольку теперь евреев в Буэнос-Айресе, Хабаровске или Париже ненавидят не за образ жизни, не за картавость и не за горбатый нос. Главная причина антисемитизма во всех точках земного шара – наличие у евреев собственного государства.

Продолжение


ПРОЕКТЫ И ПРОГРАММЫ ИНСТИТУТА

ЕВРЕЙСКИЙ ЛИКБЕЗ

р. Ишая Гиссер

Для многих людей, вошедших в последние годы в сферу деятельности еврейских организаций, болевой точкой стала их безграмотность. Нет, понятно, что они умеют читать и писать, зачастую имеют высшее образование и им всегда "есть что сказать" в разных областях человеческого знания, в которых они успели стать специалистами. Речь идет о еврейской грамотности: знании истории, традиции, языка своего народа. Неожиданно для многих выяснилось, что и "быть евреем" надо уметь, ну почти как в области профессиональной деятельности. Большинство из них, тем не менее, пришли к выводу, что мучиться от безграмотности все же легче, чем учить все вышеперечисленное. Но и те, кто оказался готов к действию, то бишь к учебе, столкнулись с проблемой.

Усилия многочисленных еврейских организаций не без основания направлены на образование детей и молодежи. Это понятно, без системы формального образования у еврейской общины в странах СНГ нет будущего. Но тем, кто уже вышел из нежного возраста, но еще не дожил до старческого, крупно не повезло. Если бы они уже были пенсионерами, нуждающимся в поддержке и помощи, ими бы занимались еврейские благотворительные организации, если бы были детьми – еврейские школы разных типов и вузы. Но те, кто вошел в возраст "полного расцвета сил", т. е. от тридцати до шестидесяти, попали аккурат в тот промежуток "меж стульями". Особенно в тех общинах, что насчитывают всего пару тысяч или даже сотен евреев. Неформальное образование для взрослых оказалось той мертвой зоной, что не привлекает внимание жертвователей и зарубежных организаций. Ну, просто не повезло! Надо было рождаться или раньше или позже. На всех не напасешься.

Представьте себе состояние человека, много чего уже повидавшего на своем веку, когда ему, по неосторожности показавшему свою заинтересованность в создании или развитии еврейской общины, предлагают ее возглавить. С одной стороны, он знает, что уровень его еврейских знаний не то что бы на нуле, а в глубоком минусе. С другой – что дело важное и нужное, евреям просто необходимое, а готовых грамотных евреев в этих краях еще не выпускают, и если не он, то кто? Вот такая дилемма. А тут еще и всегда готовые помочь близкие и друзья, популярно объясняющие, что кроме неприятностей на этом поприще ему ничего не светит, да и просто стыдно с его-то уровнем еврейского образования лезть в это дело.

Однако не оскудела еще земля русская евреями, готовыми и при всем перечисленном выше попробовать себя в деле служения нашему многострадальному народу.

Вот для них-то, для новоявленных мучеников общинного строительства, и возникла совместная программа ФЕОРа и нашего института "Еврейский ликбез", отметившая в этом году свой трехлетний юбилей. Она предназначалась для руководителей общин, пришедших к выводу, что их национальное достоинство и профессиональная деятельность вошли в непреодолимое противоречие с уровнем знаний. Такие люди обнаружились, и, право слово, за эти годы общения с ними у нас возникло чувство искренней взаимной симпатии. Сегодня, и это можно сказать не кривя душой, мы занимаемся как коллеги одним и тем же делом – сохранением нашего народа и его просвещением.

Наше общение оказалось полезным для всех заинтересованных сторон: у нас – прилежные и талантливые ученики, у ФЕОРа – толковые и грамотные кадры, у слушателей – ясное понимание полезности дела, которым они занимаются, и много необходимых им знаний.

Не буду больше занимать ваше внимание, отмечу лишь, что лично я приобрел много друзей, за что – отдельное спасибо.

И в заключение – немного статистики.

Институт изучения иудаизма в СНГ в течение 2001–2004 гг. провел по заказу ФЕОРа 19 учебных семинаров.

Первый цикл (12 семинаров, 144 часа – 2001/2003 гг.) был адресован руководителям региональных еврейских общин России, директорам и преподавателям воскресных школ. Завершили его 25 человек из следующих городов России: Петрозаводск, Новочеркасск, Выборг, Елец, Кинешма, Кострома, Липецк, Орел, Псков, Рязань, Смоленск, Ульяновск, Белгород, Владимир, Волжский, Курск, Рыбинск, Светлый Яр, Северодвинск, Тула, Надым, Дубна, Клинцы, Новозыбков.

Второй цикл (7 семинаров, 84 часа – 2002/2004 гг.) был адресован региональным руководителям еврейских общин России. Этот цикл успешно завершили 20 человек из Армавира, Великих Лук, Вязьмы, Горячего Ключа, Зеленограда, Ижевска, Йошкар-Олы, Каменск-Уральского, Касимова, Кургана, Магнитогорска, Майкопа, Новороссийска, Новочеркасска, Полевского, Приозерска, Рославля, Тамбова, Унечи, Чебаркуля.

Структура каждого семинара предусматривала 8 пар занятий и культурно-просветительскую программу, связанную с еврейской тематикой. Для преподавателей воскресных школ были проведены занятия по основам дидактики и методики преподавания. Слушатели семинаров участвовали в презентации новых изданий Института изучения иудаизма (М. Горелик «Разговоры с раввином», р. А. Штейнзальц «Еврейский вопрос»).

Весь цикл занятий провели раввины И. Гиссер и А. Фейгин. В одном из семинаров (март 2003 г.) принимали участие р. Адин Штейнзальц и Д. Палант.

Вот так вот! Это были хорошие годы, и все мы – и те кто учился, и те, кто организовывал этот процесс, – надеемся, что еще многие евреи, нуждающиеся в подобной программе, получат возможность участвовать в ней. Хорошему предела нет

Подпишитесь на лист рассылки и получайте издания «Мекор Хаим» в формате PDF!

Вернуться


ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ФОНДА ПИНКУСА
ПО РАЗВИТИЮ ЕВРЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДИАСПОРЕ, ИЗРАИЛЬ

vulkandeluxe com games