(Выберите нужный месяц в выпадающем меню и нажмите V,
в правом меню появится соответствующий ему номер журнала).

№ 76


КАЛЕНДАРЬ

Месяц элуль: «царь в поле»

Ефим Фрухтер

В любом учреждении - как на госпредприятии, так и в частном бизнесе - последний месяц года отмечен составлением финансовых документов, важнейшим из которых является итоговый отчет о доходах и расходах. На основании этого документа, позволяющего судить о жизнеспособности предприятия, составляется бизнес-план, намечаются ориентиры на будущее.

Месяц элуль, как известно, - последний месяц еврейского года. В силу этого он также должен быть посвящен подведению итогов. Но, само собой разумеется, отнюдь не финансовых. Скрупулезный самоанализ, переоценка всего содеянного за последнее время, перечень духовных «доходов» и «расходов» - вот, что должно занимать еврея в этот период. Понятно, что не только ради голого информативно-статистического отчета или удовлетворения любопытства. Мы просто-напросто должны знать правду о нас самих, чтобы верно судить о нашей собственной духовной жизнеспособности. Ведь только реалистичная картина того, что мы собой представляем, позволит нам строить конструктивные планы на будущее.

Уровень требований, предъявляемый еврейским законодательством к подобному анализу, высок: пересмотру должны подвергаться не только действия и слова, но и мысли. Цель - выявить, какие ошибки и промахи были совершены в течение года. По отношению к Б-гу. По отношению к людям. И - а это, наверное, наиболее сложное - по отношению к самому себе.

Адекватность и беспристрастность требуют особых духовных сил, без помощи свыше тут не обойтись. Месяц элульотмечен особым Б-жественным влиянием на наш мир, на наш народ, на каждого отдельного еврея. Он дает нам силы, необходимые для достижения успеха - как в подготовке точного, порой безжалостного по отношению к своим слабостям отчета (эта деятельность сама по себе требует мужества особого рода), так и в том, чтобы сделать надлежащие выводы.

Чему это можно уподобить? Во время шествия евреев по пустыне заключительным в колонне было колено Дана. Все вещи, оброненные другими, шедшими впереди евреями, люди Дана подбирали и возвращали владельцам. Подобным образом месяц элульпомогает нам возвратить все то, что было утеряно или упущено в прошедшем году.

Хасиды рассказывают такую притчу. Когда царь подъезжает к городу, жители высыпают навстречу. Он еще едет по полю - а они уже приветствуют его. Всякий, кто пожелает, может поспешить в поле, и царь дружелюбно встретит его, выслушает с лаской, вниманием. Но когда за ним закрываются дворцовые ворота, тут уж ничего не поделаешь. Даже если ты министр, предварительно записавшийся на аудиенцию, не факт, что тебе удастся предстать перед владыкой.

Месяц элуль раскрывает для нас сферу Б-жественного не так, как остальные месяцы, а по-особому. Совсем не просто встретиться с Царем в его чертогах в течение года, здесь нужны не только необычные качества, специальная подготовка, но и усилия, на которые мы, обыватели, не всегда способны. Но есть один месяц, когда наш Царь пребывает в поле. В это время он доступен каждому еврею, независимо от его социального статуса, ступеньки, которую он занимает в духовной иерархии, прошлых заслуг. Это месяц молитвы, милосердия и прощения.

Непосредственная и близкая встреча с Царем не может не оказать воздействия на душу человека, который рад ей. В результате он неожиданно для себя может обнаружить в своей душе не замеченные им ранее силы, необходимые для правдивого самоотчета, о котором мы упомянули вначале.

Среди повелений Торы есть заповедь о городе-убежище. Суть ее в следующем: во времена, когда все сферы еврейской жизни были подчинены законам Торы, каждый, кто совершал непреднамеренное убийство, должен был искать убежище в одном из специально отведенных для этой цели городов, спасаясь от руки потенциальных мстителей: «Но если он сделал это не умышленно, а по воле Б-га случилось с ним такое, то в место, которое Я тебе назначу, пусть он убежит» («Шмот», 21:13).



Обратите внимание: четыре буквы из этого стиха

алеф-ламед-вав-ламед образуют название нашего месяца: элуль Он для нас - «месяц-убежище»! Вы можете спросить: «Какая связь? Там-то речь идет об убийстве!» Позвольте спросить: а разве грех - это не убийство, не уничтожение собственной души? И если на этот вопрос вы даете положительный ответ, то все еще отнюдь не безнадежно. Месяц элуль«убежище» для тех, кто хочет спасти свою душу от разрушительного воздействия злого начала.

В еврейской традиции нет расплывчато-абстрактных утверждений. В ней не только декларируется идея исправления, но и ясно очерчиваются сферы, в каких оно должно осуществляться, отчетливо регламентируется очередность ступеней. Помимо упомянутого выше стиха, Танах содержит еще несколько намеков на месяц элуль. Вот они:

«Я принадлежу возлюбленному моему, а возлюбленный мой - мне» («Шир ѓа-ширим» - «Песнь песней», 6:3).



«…[дни пиршества и веселья и рассылки яств друг другу] и подарков бедным» («Мегилат-Эстер» - «Свиток Эстер», 9:22).



«И обрежет Г-сподь, Б-г твой, сердце твое и сердце потомства твоего…» («Дварим», 30:6).



Авторитеты, комментируя приведенный выше стих - «Но если он сделал это не умышленно, а по воле Б-га случилось с ним такое, то в место, которое Я тебе назначу, пусть он убежит»,



утверждают, что таким же «убежищем» для еврея являются слова Торы (см. Вавилонский Талмуд, трактат «Макот», 10а).

Давайте подумаем, о чем говорят эти примеры. Первый - об интимной связи человека с Творцом, что находит выражение в молитве. Второй - о милосердии и благотворительности, о помощи нуждающимся. Третий - об устранении внутренней преграды, чтобы мы, раскаявшись, совершили элуль, всем сердцем обратились к Б-гу. Четвертый призывает вернуться в спасительное «убежище» Торы.

Все сказанное выше указывает области, в которых нам предстоит Служение в течение последнего, «отчетного» месяца еврейского года. Еще раз перечислим их: молитва, благотворительность, элуль, Тора. Эти четыре составляющих необходимы, чтобы каждый из нас смог встретить День Суда - Рош ѓа-шана - достойно и дожить до следующего года в радости и достатке.


ВОПРОСЫ К РАВВИНУ

Если Тора – уникальный боговдохновенный текст, чем объяснить ее сходство с древнейшими сводами законов, например, с законами Хаммурапи?

У многих народов существуют сходные по сюжету легенды, мифологии и предания: о происхождении мира, сотворении неба и земли, о всемирном потопе...

На самом деле в этом нет ничего удивительного. Как может быть, чтобы предание о всемирном потопе сохранилось только у евреев? Если это была крупнейшая тотальная катастрофа, то о ней потомки Ноаха просто не могли не знать. И поэтому в фольклоре многих народов встречаются в том или ином виде легенды о потопе. В греческом варианте библейской истории от его губительных вод спасся лишь Девкалион со своей женой. Согласно этой легенде, он, как и Ноах, построил ковчег и после потопа стал прародителем нового человечества. Или возьмите рассказ о потопе из шумерского эпоса о Гильгамеше. Очевидно, что схожесть сюжетов объясняется тем, что они являются отголосками одного и того же события.

Подобным образом мы можем ответить и на заданный вопрос. Еврейская традиция передает, что уже Адаму, прародителю человечества, были даны для соблюдения определенные заповеди, которые впоследствии должны были стать обязательными для всего человечества. Таким образом, он, если хотите, получил от Б-га свое собственное Откровение. После потопа эти законы подверглись некоторым изменениям, и сегодня их обобщенно называют «семь заповедей, данных сынам Ноаха». Обобщенно, поскольку семь законов – это лишь основные принципы, нуждающиеся в детальной расшифровке. Одна из этих семи заповедей – требование установить справедливое правосудие, – по мнению Рамбама, обязывает повсеместно учреждать судебные органы, а по мнению Рамбана – вершить правосудие там, где имеют место «воровство, жульничество, притеснение, задержка оплаты, причинение ущерба и нанесение увечий...» и т. д.

В общих чертах эти законы во многом напоминают соответствующие установления Торы, поскольку неевреям через Адама, Ноаха, а впоследствии и Авраѓама также был дан Закон (как Учение, а не как Откровение), изначально относившийся ко всему человечеству в целом, но адресаты позволили себе его несколько «подкорректировать». Поэтому не стоит удивляться тому, что мы встречаем сходные положения в кодексах разных народов. Ведь установление законов, которые сегодня именуются «гражданским правом» и «уголовным правом», с точки зрения иудаизма не является прерогативой собственно еврейского народа, а относится к сфере религиозных обязанностей каждого сообщества людей, поскольку они изначально определены Творцом для всего человечества.

Достаточно примечателен тот факт, что по большей части в них совершенно не содержатся заповеди, регламентирующие взаимоотношения людей с Творцом. Все подмеченные сходные черты в различных законодательных системах древности и в Торе относятся лишь к области отношений между людьми. Законов о цицит и тфилин или подобных им вы не найдете, поскольку это законы Торы, а она заповедана только евреям и является обязательной только для представителей избранного народа.


ХАСИДСКИЕ ПРИТЧИ И РАССКАЗЫ

ВВЕРХ И ВНИЗ

Учение ребе из Коцка было основано на безжалостной, иногда облеченной в грубую форму погоне за правдой. Встретились как-то любавичский и коцкий хасиды. Первый говорил об удивительных откровениях, содержащихся в беседах Любавичского ребе.

– Слова нашего ребе пронзают небеса (ин гимл арайн)! – сказал он.

– А слова нашего ребе, – ответил коцкий хасид, – пронзают нутро (ин пупик арайн).

МАСКИРОВКА

Сказал раби Нафтоли-Цви:

– Нет лучшей маскировки, чем деньги. Недостатки того, кто богат, люди не видят: все его пороки спрятаны под толстым слоем денег.

– И все же иногда пороки богачей на виду, – заметил один из хасидов.

– Верно, но только потому, что и богатому не хватает денег. Еще слой – глядишь, пороки и скроются под слоем банкнот и монет, – объяснил ребе.

НА МОРОЗЕ!

Однажды морозным вечером постучался раби Элияѓу-Хаим Майзлиш в дверь скупого купца.

Хозяин открыл дверь и пригласил раввина в дом. Но тот остался стоять у двери, словно не слышал приглашения. Говорили они о том и о сем: о тяжелой зиме, о видах на урожай, о сватовстве у знакомых, о торговле… Стоит богач на морозе в тонком атласном халате и стучит зубами. Долго стояли они так, пока не замерз купец совсем. Только тогда согласился раввин войти в дом и сказал:

– Славно мы поболтали. Теперь, когда ты хорошенько замерз, скажу, зачем я пришел. Дай денег на дрова для бедняков, сам знаешь, какой мороз на дворе!

НАРОД – ЖЕНИХ

С наступлением субботы собрались евреи Коцка в синагогу. Шелковые расшитые халаты, широкие пояса, лисьи шапки – каждый подобен жениху в день свадьбы.

– Выйди, друг мой, навстречу невесте… – произносил каждый из них слова субботней службы.

Когда пришел черед беседы за субботним столом, сказал раби Мендл:

– Сегодня я не стану укорять вас, предостерегать от грехов, которые вошли у многих в привычку. Только одно скажу: завтра, когда наступят будни, не забудьте, с кем вы сегодня стояли под венцом. Обвенчавшемуся с царицей не пристало валяться в грязи!


ЕВРЕЙСКАЯ МЫСЛЬ

АРГЕНТИНА, АНТАРКТИДА или А ГДЕ ЕВРЕЮ ЖИТЬ ХОРОШО?

р. Адин Штейнзальц

(Продолжение. Начало – в №75)

Это кажется парадоксальным, но появление на политической карте мира еврейского государства не только не помогло разрешить так называемый «еврейский вопрос», но и породило дополнительные трудности. Теперь если арабы побеждают, это дает повод презирать нас. Если же побеждаем мы, то так называемая «прогрессивная» общественность нас ненавидит.

Так или иначе, причина, по которой нас ненавидят, не столь существенна. При советской власти евреев дискриминировали, поскольку они были «пособниками капиталистов», «безродными космополитами» и «скрытыми предателями Родины». На Западе их не любили из-за того, что они «коммунисты», «чужаки» и «им нельзя доверять». Аргументировать свою ненависть можно по-разному, оправдание ей можно найти в любом случае, а вот результат один и тот же. Ненависть к евреям неистребима как хроническая экзема, она – непреложная данность, под которую всякий раз подводится то или иное обоснование.

В результате многие бесхребетные евреи начали приспосабливаться к окружению ради бесконфликтного существования: стали одеваться как все, разговаривать на местном языке, изучать чужую культуру... Но и это усердие породило очередные обвинения: «они слишком много знают», «их английский более совершенен, чем у англичан», «во всем преуспевают, живут лучше, чем мы», «отнимают у нас нашу землю», «растлевают массы», «спаивают народ»...

О том, что среди выдающихся писателей и ученых множество евреев, мы говорим постоянно – и это соответствует истине. В наибольшей степени это относилось к СССР, но не только. Например, в лабораториях Лос-Аламоса, где была разработана атомная бомба, большинство научных сотрудников действительно были евреями. Хотя, может быть, не среди младших научных сотрудников, а среди ведущих ученых: начиная с Роберта Оппенгеймера и Эдварда Теллера, все они, за редкими исключениями, были евреями. То же самое происходило в СССР при создании атомного оружия. Дело дошло до того, что даже исследовательский центр по разработке атомной энергии в негласной переписке стали именовать синагогой.

Евреи нового времени – чего никогда не было в прошлом – принимают самое активное участие в общественной жизни разных стран. В Советском Союзе был введен негласный процент на число евреев, которых принимали в институт или брали на работу, именно потому, что хотели ограничить их влияние на жизнь общества. У меня есть старый друг, потомок двух самых богатых еврейских семей из России – Гальпериных и Гинзбургов. Детство он провел в России, но затем эмигрировал в Европу и стал профессором в Женеве. Однажды на встрече с советским профессором мой друг спросил его о том, почему евреев с большим трудом принимают в институты и университеты, – ведь это несправедливо и неэффективно. Тот ответил, что он филолог, и если бы в этой области всех принимали на равных основаниях, то среди его студентов было бы четыре процента армян, три процента грузин, восемьдесят процентов евреев и тринадцать процентов русских. Он не может позволить себе дискриминацию, и поэтому ему ничего не остается, кроме введения квоты, чтобы национальный состав студентов в какой-то мере отражал процентное соотношение разных народов в населении страны. Конечно же, это неофициальное объяснение. Но оно весьма показательно.

Что же могут предпринять сами евреи в сложившейся ситуации, когда их ненавидят за их способности, продвижение по служебной лестнице, профессиональные достижения? Во-первых, мы должны постоянно помнить о том, какую опасность таит в себе ассимиляция в рамках чуждой культуры. Не думаю, что это должно восприниматься как проявление параноидального психоза, но евреи должны понимать, что они чужды тому обществу и особой любви к ним никто не испытывает. Именно по этой причине им приходится упорно трудиться в той или иной области, если они хотят выжить. Чтобы быть хотя бы наравне с другими в материальном отношении, в профессиональных вопросах им приходится стараться более чем всем остальным. Американские евреи говорят прямо, что хотя Америка – страна равных возможностей, в которой нет дискриминации по национальному признаку, для того, чтобы добиться успеха, надо быть существенно лучше других.

Это же принцип верен и по отношению к еврейскому государству: только для того, чтобы выжить, Израилю надо превосходить своих соседей по всем параметрам. Один из любопытнейших внутриизраильских феноменов, отрицательно сказывающийся на творческой и интеллектуальной активности нации, заключается в том, что в Израиле евреи живут среди подобных себе, среди евреев, и это странным образом ослабляет их стремление к конкуренции, порождая в среде израильских обывателей неприглядное явление: ленивую самоуспокоенность, нежелание стремиться к совершенству.

С учетом неблагоприятной геополитической ситуации Израиль должен обладать самой сильной армией в регионе – как в военное, так и в мирное время. Мощная армия необходима хотя бы для того, чтобы сохранить друзей, не говоря уже о сдерживании врагов. Из этих же соображений Израиль нуждается в развитой экономике.

(Продолжение – в следующем номере)


ВЗГЛЯД

Три источника, три составные части…

Вольф (Зеэв) Тамбовский

Во что верит еврей? Этот вопрос считается решенным «по умолчанию», а потому не подлежащим обсуждению. Не только те из нас, кого можно встретить в синагоге пару раз в год, по большим праздникам, но и ее завсегдатаи-«фрумеры», и даже те, кто, посвятив свое время изучению Торы, изрядно поднаторели в распутывании талмудических хитросплетений, редко касаются догматов веры – другими словами, вопроса, во что именно должен верить еврей, дабы не обнаружить себя стоящим по другую сторону иудаизма. Вам, понятно, не верится. А что, если копнуть? Ну, так давайте копнем!

Наиболее известной формулировкой подобного рода являются «Тринадцать принципов веры» Рамбама, о которых известно, что несогласия даже с одним из них достаточно, чтобы лишиться удела в мире грядущем. Проделайте эксперимент: попросите знакомых вам раввинов назвать догматы веры. Большинство из них, уверен, вспомнив о Рамбаме, станут, загибая пальцы, перечислять его принципы, начав с «веры в единого и бестелесного Б-га». А это уже целых три постулата! Упомянут, может быть, «веру в пророчество» – в частности, «пророчество Моше» – и «веру в приход Машиаха» (еще три пальца!). Далее неминуемо возникнут трудности. Чтобы без помех добраться до «воскрешения мертвых», придется, боюсь, открывать сидур – молитвенник. Хотя я с удовольствием предпочел бы ошибиться. Вот так-то, граждане. Мы ходим в синагогу, молим о безотлагательном удовлетворении наших стабильных в своей переменчивости нужд, не всегда отдавая себе отчет в том, насколько наши убеждения и верования расплывчаты, не определены. Ведь помимо «Б-га в душе», снимающего с них, по наивному общественному соглашению, ответственность за многие действия и бездействия (а вот это уж вообще не по-еврейски!), основную массу прихожан, кроме осознания своей национально-религиозной принадлежности, не объединяет ничто. А если бы не было спасительного сидура, который хотя бы на формальном уровне консолидирует наше еврейское мировоззрение? Вы скажете: ну и Б-г с ними, с этими принципами! В ответ замечу: тут проблема поострее, чем с нарушением любой из шестисот тринадцати заповедей или даже всех их вместе. Ведь оступиться и поддаться соблазну может любой человек, но это не лишает его веры и надежды на исправление. А вот у отвергающего сами основы веры шансов, увы, гораздо меньше.

Я не просто так поднял эту тему именно сейчас, в преддверии Рош ѓа-шана. Большую часть времени в течение двух дней праздника мы проводим в синагоге. (По крайней мере, наши тела. Где находятся мысли – тут каждый отвечает за себя.) Однако сложно быть уверенным в том, что тебя услышат, поймут, простят и запишут в Книгу жизни наряду с остальными евреями, не ответив самому себе на элементарный, казалось бы, вопрос: а во что я, собственно говоря, верю?

Сказать, что до Рамбама никто не задумывался об основных принципах веры, было бы неправильным. Хотя мудрецы древности так и не оставили общепринятой формулировки символа веры иудейской. Вы не найдете ее ни в Талмуде, ни в иных классических еврейских текстах. Но ведь что-то все-таки должно было быть?

Рош ѓа-шана у всех нас ассоциируется, конечно же, с шофаром. И у детей, и у взрослых. После нескольких часов утомительнейшей (если честно) молитвы ее ткань разрывает пронзительный звук, заставляющий встрепенуться каждого, чем бы этот звук для вас ни был – напоминанием ли о дне Творения, о раскаянии, о том баране, которого принес Авраѓам в жертву вместо Ицхака, о приходе Машиаха. А может, это отчаянный вопль о спасении, крик ребенка, зовущего отца… Есть и другие варианты – «ритуальное трубление», «трансцендентация индивидуума изнутри его веры» (последнее вообще непонятно, но эту жуть мне приходилось встречать в русскоязычной еврейской прессе), лишний раз свидетельствующие о господствующей в умах тяге к размыванию терминологии.

Так вот, в шофар трубят до и во время чтения молитвы мусаф, той самой (при том условии, что вы действительно молитесь сосредоточенно), когда напряжение всех ваших сил достигает пика. Молитвы, имеющей трехчастное строение, каждая часть которой связана с одним из трех «самых-самых» базисных принципов, подчеркивающих уникальность иудаизма, отличающих нашу веру от «мировых религий». Вот они:

1) Существование единого и единственного Б-га – соответствует разделу «Царства».

2) Божественное Провидение, определяющее ход жизни человека, народа, мира согласно принципу «награда – возмездие» – соответствует разделу «Воспоминания»(в нем изложен краткий обзор роли Творца в истории).

3) Божественное происхождение нашего Учения – соответствует разделу «Шофары» (при Синайском откровении, когда была дарована Тора, звучал шофар).

Не всякому ведь удается молиться в соответствии с медитативными указаниями Аризаля и Рашаша. Поэтому молитва мусаф в Рош ѓа-шана была составлена мудрецами Великого собрания как декларация основополагающих принципов, достаточных для того, чтобы сметь надеяться на благосклонность Творца и на внесение наших имен в Книгу жизни. И не случайно время этого действа совпадает с трубным гласом шофара, пробуждающего сосредоточенных и подуставших молящихся.

Автор этой идеи, раввин Йосеф Альбо (для людей светской культуры дадим ориентир: живший в Испании столетием раньше Сервантеса) считает, что в Рош ѓа-шана мы отправляемся в синагогу прежде всего с целью подтвердить принятие нами базисных принципов еврейской веры, однозначно принимаемых всеми евреями без исключения.

Идея раскаяния, скажем, доступна широким народным массам. Даже люди, далекие от религии, не станут отрицать, что периодически следует «подводить итоги»: признать свою неправоту, исправить в себе то или иное качество. А вот мировоззренческие принципы, как мы убедились, часто размыты и неопределенны. Не случайно наши учителя позаботились о внесении ясности в этот вопрос, чтобы мы хорошенько подумали о главном именно в начале года.

Кого-то может удивить, что среди основных постулатов у Альбо отсутствует важнейший принцип – вера в приход Машиаха. Но в его понимании царство Машиаха не цель, а средство. А цель – и с этим никто не станет спорить – это раскрытие в мироздании Творца и Его Торы. Ее дарование сопровождалось звуком шофара. Так пусть же в наступающем году шофар зазвучит для всех нас сигналом к началу избавления!

Подпишитесь на лист рассылки и получайте издания «Мекор Хаим» в формате PDF!

Вернуться


ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ФОНДА ПИНКУСА
ПО РАЗВИТИЮ ЕВРЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДИАСПОРЕ, ИЗРАИЛЬ