Выберите нужный месяц в выпадающем меню и нажмите V,
в правом меню появится соответствующий ему номер журнала.
Другие разделы сайта выберите в выпадающим меню.

№ 78


ВЗГЛЯД

О нормативной системе иудаизма

Д-р Иона Шнайдер

Когда после многолетнего перерыва в 90-е годы прошлого века «евреям из СССР» было позволено читать Тору, казалось, что она очень быстро займет центральное место в возрождающемся там еврейском образовании. Однако этого не произошло; в новых школах изучались другие предметы: традиция, иврит, история, еврейские песни и танцы. Танах же почти не преподавался. Объясняли это тем, что еще нет необходимых условий, прежде всего – подготовленных учителей, книг Танаха и учебников.

Прошли годы, за это время многое изменилось в еврейском образовании. Сложилась сеть дневных и воскресных школ, в которых работают опытные и знающие педагоги. Некоторые школы располагают хорошими библиотеками. Изданы большими тиражами переводы Торы и избранных комментариев, труды известных раввинов и научные монографии. Действуют методические центры, разрабатывающие оригинальные учебные программы и пособия. И все же, несмотря на это, в большинстве школ по-прежнему не введено систематическое изучение Торы. Почему?

Многие учителя говорят, что одна из главных причин этого странного явления – отсутствие мотивов изучать Тору и еврейскую литературу. Похожую ситуацию мы наблюдаем и в современном нерелигиозном образовании в Израиле. «Созданы несколько параллельных школьных программ по еврейским дисциплинам и еврейской литературе. Имеются книги, необходимые дли преподавания современным школьникам. Эти книги отвечают и современным требованиям, и запросам, которые могут возникнуть в будущем. Сегодня нет нехватки ни в чем, кроме... желания еврейского общества, для которого приготовлен этот "книжный шкаф", изучить его содержание и найти в нем источник обновления и творчества».

В том, что значительная часть сегодняшнего еврейства не проявляет естественного, казалось бы, интереса к своему национальному наследию, мы видим одну из главных проблем современного еврейского образования.

На протяжении веков наш народ, поколение за поколением, посвящал значительные силы и время изучению Торы, видя в этом одну из своих главных обязанностей. Внутренним побуждением к учебе было осознание своего долга учиться в соответствии с повелениями, данными в Торе. Как сформулировал Рамбам в кодексе «Мишнэ Тора»: «Каждый еврей обязан изучать Тору...» («Законы изучения Торы», разд. 1, ѓалаха 8). Наряду с тем, что изучение Торы означает выполнение определенной обязанности, оно закладывает основу следованию Торе в целом, исполнению всех ее заповедей. Это и является высшей целью учебы. Наши мудрецы подчеркивали, что евреи учат Тору, дабы знать и исполнять ее законы, а не ради извлечения какой-либо утилитарной пользы. «...Раби Цадок говорил: "...и не возлагай на себя корону [знатока Торы], чтобы возвыситься с помощью этого, и [пусть знание Торы] не станет [для тебя] мотыгой, чтобы копать ею. И так говорил Ѓилель: "Тот, кто пользуется короной [Торы], – сгинет..."». Итак, в соответствии с традицией, важнейшая цель учебы – это получение знаний для выполнения заповедей. И среди них – заповеди учиться. Учебу в соответствии с этими целями наши учителя называют изучением Торы «во имя нее самой». Путь в образовании ребенка определяется, как правило, когда он еще мал. Как только малыш начинает говорить, он слышит от отца слова Торы. А систематическое школьное образование ребенка советуют начать, когда ему исполнится пять лет. Ясно, что сам ученик в этом возрасте не в состоянии сделать осознанный выбор и самостоятельно определить, что и как учить. Для этого нужно обладать ответственностью, знаниями, опытом, устойчивыми интересами. Ведь речь идет (и в этом – еще одна важная особенность еврейского образования) о выборе основного дела на всю жизнь.

Путь в образовании детей определяют их родители. Отец решает за сына, а лучше сказать – ради него, что учить, как и у кого учиться. Точно так же, как в свое время это сделал его отец, выведя ребенка на путь Торы в учебе и в жизни. Отсюда – то большое значение, которое придается родительскому авторитету в еврейском воспитании. Даже если малыш еще не может осознать высокий смысл изучения Торы «ради нее самой», он вполне способен понять важность заповеди уважать отца и мать и слушаться их. Таким образом, осознание и выполнение детьми своего долга по отношению к родителям является необходимым условием осуществления их планов, связанных с его образованием.

Отец, со своей стороны, обязан, в соответствии с Законом, обучить сына, дать ему достойное воспитание и образование. Показательно, что раздел «Законы изучения Торы» в кодексе «Мишнэ Тора» Рамбама начинается не с приведенной ниже заповеди изучать Тору, а с обязанности обучать сыновей. Выбрав для сына определенный путь в учебе, отец оказывает большое влияние на весь его жизненный путь. В книге «Мишлей» сказано: «Наставь юношу [на истинный путь] в самом начале, и он не свернет с него и тогда, когда состарится» («Мишлей», 22:6). Отец должен предпринять особые усилия, чтобы наставить сына на истинный путь, «пока он еще юноша» (по комментарию Виленского Гаона). Повзрослев, дети сами примут решение – продолжить идти по пути, на который их вывел отец, или пойти по другой дороге. Верный выбор предполагает осознание долга и ответственности. А ответственность невозможна без свободы воли. В конечном счете, каждый сам выбирает свой путь в учебе и в жизни, к добру это или нет.

Итак, главным побуждением изучать Тору является осознание родителями и детьми своих обязанностей. Отец осознает и выполняет свой долг обучить сына; тот, в свою очередь, должен выполнить обязанность послушания. Затем и сын постепенно приходит к пониманию и принятию на себя долга учиться и осознает высшую цель учебы – «изучение Торы ради нее самой».


ВОПРОСЫ К РАВВИНУ

Существует предание, что внук Моше был отступником (см. комм. Раши к «Шофтим», 17:7, 18:30). Почему его не защитили от соблазна заслуги великого предка??

Несмотря на то, что заслуги отцов оказывают влияние на человеческую жизнь, нашу судьбу, в конечном счете, определяют поступки, совершенные нами на основе свободы выбора. Хотя любой еврей в своих молитвах апеллирует к заслугам Авраѓама, Ицхака и Яакова, прося Творца о милосердии к их потомкам, происхождение не предопределяет наши поступки и не снимает с нас ответственность за содеянное.

Различного рода склонности могут передаваться по наследству. Но идеи, сила веры в Творца, отношение к людям и миру – все это зависит от самого человека и по наследству не переходит. Происшедшее с потомком Моше – следствие свободного выбора, обусловленного индивидуальными человеческими качествами, и заслуги отцов в таком случае не являются определяющими, это зависит от личности.

Я позволю себе проиллюстрировать сказанное следующим примером. У человека могут быть выдающиеся музыкальные способности, он может быть наделен творческим даром и так далее. Способности способностями, но станет ли этот человек музыкантом или нет, зависит только от его собственного решения. Есть люди, которые в различных областях деятельности, например, в математике или изобразительном искусстве, обладают уникальными, почти сверхъестественными талантами, получив их по наследству. Однако это вовсе не означает, что они с детства мечтают стать математиками или портретистами.

То же и в вопросах веры. К слову, многие из моих светских знакомых с пылом и умилением рассказывали о своих праведных еврейских предках, раввинах и цадиках, совершенно иррационально гордясь этим. К сожалению, некоторые из гордившихся уже не были евреями… «Все в руках Небес, кроме трепета пред Небесами».


РАССКАЗЫ О МАГИДЕ ИЗ МЕЖИРИЧА

Материал для этой рубрики взят из готовящегося к изданию нового сборника хасидских притч, составленного р. Александром Фейгиным.

ВЫСШЕЕ МИЛОСЕРДИЕ

В молитве в Рош ѓа-шана мы говорим о Всевышнем: «Он добр и милосерден к плохим и к хорошим». Казалось бы, есть в этой фразе избыточность, недопустимая в словах молитвы: если Всевышний добр и милосерден к плохим – само собой разумеется, что Он добр и к хорошим. К чему же лишние слова? Раби Цви-Ѓирш из Жидачева толковал эту молитву так:

– Всевышний прощает в этот день не только того, кто осознает, что он плох, но и того, кто считает, что он хорош и не нуждается в прощении и снисхождении. Может ли быть милосердие выше этого – прощать тем, кто не чувствует своей вины и не просит о прощении?!

НЕ МОЖЕМ ИНАЧЕ

Рассказывают об учителях хасидизма, учениках святого Бешта и великого Магида, что, читая главу «Бехукотай», они повышали голос, произнося благословения, и понижали его, читая проклятия. Спросили ученики у раби Лейви-Ицхока:

– Старый ли это обычай или он введен основателями хасидизма?

– По правде говоря, так заведено издавна во всех общинах Израиля. Но если раньше чтецов специально учили, где повышать и понижать голос, то со времен Бешта сердце просто не дает нам читать иначе.

ГОРНИШТ

Спросили у раби Аарона:

– Что ты узнал от своего учителя, Великого Магида?

Горништ (идиш. «ничто»), – ответил тот.

Ученики разинули от изумления рты, но ребе уточнил:

– От Магида я узнал, что все, кроме Всевышнего, – горништ.

ДО САМОГО ПРЕСТОЛА

Говорил Ружинский ребе:
– Сказал пророк: «Вернись, Израиль, до Всевышнего», а не «Вернись, Израиль, ко Всевышнему». Возвращаясь к Творцу, нельзя останавливаться на полпути. Надо идти до конца.

ЗАКЛАДКИ

Однажды Бешт остановился на ночлег в придорожной корчме. Он обратил внимание на странный распорядок дня хозяина: кроме обычных для корчмаря дел – уборки, стряпни, ухода за скотом, – тот сидел многие часы за книгой. Сначала Бешт решил, что эта книга – Талмуд. Но к своему удивлению обнаружил, что хозяин человек неученый и все время читает молитвенник.

– Молитвенник толст – не одна сотня страниц. Пока все прочтешь – глядишь, и вечер подошел, – пояснил тот.

Удивился ребе: хозяин добросовестно прочитывал каждый день все молитвы – и будничные, и субботние, и праздничные.

– Не все молитвы произносятся изо дня в день, – объяснил Бешт, – я помогу тебе, сделаю закладки, чтобы ты знал, когда читается каждая молитва.

Жизнь трактирщика стала несравненно легче, теперь у него появилась уйма свободного времени. Подошло время, и Бешт отправился домой. Трактирщик вышел проводить его до ворот, а в этот момент порыв ветра унес из молитвенника, забытого на окне, все закладки.

Пришлось хозяину пуститься вдогонку. Ребе, торопясь на субботу в Меджибож, подошел к реке и, не найдя поблизости моста, бросил пояс на воду и перешел по нему реку. Что было делать трактирщику? Бросил и он пояс на воду и перешел реку.

– Господин еврей, – обратился он к Бешту, – сделай милость, научи меня правильно молиться. Ветер унес все закладки, остался я ни с чем.

Тот, видевший, как трактирщик «форсировал» реку, ответил:

– Иди домой. Молись, как молился. Не нужны тебе, видно, мои закладки.

КРИКИ НЕ ПОМОГУТ

Как-то накануне Йом-Кипура, перед «Коль нидрей», люди, молившиеся в синагоге раби Пинхаса, стали выкрикивать хвалебные гимны дикими голосами.

– К чему эти вопли? – спросил ребе. – Вы сами чувствуете, что слова молитвы падают на пол, словно камни. В таком случае крики не помогут: все дело в лживых устах. Не лгите, и слова молитв сами ринутся вверх

ЛЮБОВЬ К ЕВРЕЯМ ВЫШЕ

Хасиды спросили Алтер ребе: – Какое служение является более высоким: любить Всевышнего или любить евреев?

Тот ответил:

– В Писании сказано о народе Израиля: «"Полюбил Я вас", – сказал Всевышний». «Любить то, что любит любимый, – самая высокая форма любви» – ведь она начисто лишена рациональной причины. Стало быть, любовь к евреям выше любви ко Всевышнему.

МЕЛОДИЯ

Когда услыхал раби Зуше в вечерней молитве Йом-Кипура сладкую и пронзительную мелодию молитвы «И будет прощено прегрешение», закрыл он глаза и сказал:

– Если бы Израиль не грешил, кто из творений Твоих сложил бы тебе такую песню, Владыка вселенной?!


ЕВРЕЙСКАЯ МЫСЛЬ

ЕВРЕЙ, КОТОРЫЙ СМЕЕТСЯ

Адин Штейнзальц

Один мыслитель, наш современник, высказал однажды то, что в принципе и без него уже было всем известно. Он сказал: «Еврей – это просто человек, но… чуточку больше. Во всем…». В грехе и добродетели, в таланте и бездарности, в альтруизме и эгоизме. Во всем… Все что он делает, он делает подобно всем иным людям, но немного больше. В Англии, к примеру, тоже живут евреи, и они, естественно, похожи на англичан. Нельзя не заметить, что евреи-англичане являются хрестоматийными «англичанами» в гораздо большей степени, чем прочие британцы; даже их шутки являются куда более «английскими», чем вязкие остроты коренных обитателей туманного Альбиона.

Не только пресловутый английский юмор, но и сам юмор как таковой – тема достаточно разработанная. Только за последний век учеными было выдвинуто несколько запутанных теорий посвященных «проблеме юмора». Практически каждый серьезный исследователь – будь то философ, этнограф, культуролог или психотерапевт – считает своим долгом посвятить ей как минимум обширную статью, если не солидную монографию. Им всерьез занимались как «эллины», так и «иудеи» – от Аристотеля до Шломо (Зигмунда) Фрейда и Анри Бергсона. Как следствие, о природе юмора написано много трудно читаемых и еще больше совершенно нечитабельных книг. Надо ли говорить о том, что охваченный чаяниями непрофессиональный читатель раскрывает эти труды с надеждой, а через час-другой откладывает с разочарованием.

Однако, несмотря на усилия теоретиков мы продолжаем острить и смеяться. И смех помогает лучше понять душу человека, который смеется, если он, конечно, не жертва компрачикосов.

Рассказывая любимый анекдот, человек не просто излагает однажды услышанное или прочитанное им – он сообщает нам… о себе самом! Это, пожалуй, главная информация, которую воспринимают слушатели. Анекдот или пересказ забавной истории дают нам понять, что являет собой сам рассказчик; в еще большей степени это бросается в глаза в момент экспромта. Удачная шутка, словно вспышка молнии, дает нам на миг заглянуть в душу рассказчика, выхватывая то, что сокрыто от взоров слушателей, спрятано в подсознании.

Шутки и юмор способны поведать не только об индивидууме, его характере и складе ума, но и о целом народе. Множество табуированных явлений, о которых не принято публично высказываться, потому, что это неприятно, обидно или опасно находят свое выражение в анекдотах. У каждой народности – у эвенков и папуасов, у суахили и ингушей – есть ряд архетипов, народные герои, являющиеся не только действующими лицами легенд, былин и саг, но и персонажами веселых историй и анекдотов. Знакомясь с ними, мы открываем для себя характерные черты той или иной народности, ее сильные стороны и слабости, особенности ее менталитета и т.д. Сопоставляя, мы убеждаемся, что одни и те же явления каждый народ воспринимает по-своему; проходя через призму этнического сознания те же самые идеи интерпретируются по-разному. Представители разных народов и смеются над разными вещами. То, что находят смешным в Одессе, вызовет у британца лишь холодное недоумение, а то, что до колик в животе заставляет хохотать баварца, оставит равнодушным не только жителя малайского архипелага, но и парижанина.

Исследователи сколотили целые состояния на тиражировании изысканий в области фольклорного юмора: английского, французского, русского – «советского» и «пост-советского», и даже – как это странно – юмора немецкого. Правда, зачастую оказывалось, что если не сам автор, то редакторская коллегия очередного бестселлера состояла преимущественно из евреев. Но, несмотря на неугасимую страсть представителей нашего народа к мимикрии, на всех пяти континентах среди разных рас и народностей бытует непоколебимая уверенность в том, что «избранный» народ отличается, в первую очередь, своим юмором – уникальным и неповторимым.

Вопреки распространенному мнению юмор – это не только курьезные истории или анекдоты. Хотя веселые своей и довольные жизнью люди много и охотно острят, выдавая «на гора» основную массу шуток, существует еще и "черный" юмор – юмор неудачников и горемык. Более того, общаясь с людьми, которым удалось выжить в фашистских концентрационных лагерях – мне довелось узнать, что даже в этих нечеловеческих условиях им удавалось шутить и смеяться. Это ка жется непостижимым, невероятным, но это реальный факт: находясь на волосок от смерти, в постоянном ожидании автоматной очереди крест-накрест перечеркивающей человеческую жизнь человек способен смеяться! Все то время, что человек жив и его тело не скрутила смертельная судорога – он способен смеяться!

Так в чем же состоит отличительная особенность еврейского юмора? Мне кажется, что опыт жизни советского человека в состоянии подсказать один из возможных вариантов ответа на этот вопрос. Какой метод борьбы со с тоталитарным режимом – в условиях террора и гонений – мог избрать простой советский человек, какая альтернатива безнадежному восстанию оставалась у еще не одурманенных пропагандой граждан? Единственный, и возможно наиболее эффективный способ борьбы с властью, который могли себе позволить жители СССР – анекдоты. Про бойко вскарабкавшегося на броневик лысого вождя пролетариата и его "соратницу", про любовный треугольник героев гражданской войны и курительную трубку усатого генералиссимуса, про «кукурузу – царицу полей» и всемирную паутину органов КГБ, в конце концов про впавшего в старческий маразм шамкающего генсека. Веселые и оптимистичные, едкие и злобные, черные и непристойные… Однако каждый из них был звонкой пощечиной «совку», тем частным бунтом и маленьким удовольствием, которые мог позволить себе средне-статистический «строитель коммунизма» в той удушающей атмосфере всеобщей лжи и страха ради того, чтобы все-таки чувствовать себя человеком.

(Продолжение)


ПРОГРАММЫ И ПРОЕКТЫ ИНСТИТУТА

БАРОМЕТР УСПЕХА

р. Ишая Гиссер

Какие факторы позволяют повысить рейтинг интернет-сайта? Что определяет рост его популярности? В теории все просто: он должен соответствовать нескольким параметрам, которые, при умелом их сбалансировании, и будут являться залогом успеха. Скажем, сайт, на котором в щедром избытке складируются высококлассные материалы, отнюдь не всегда можно назвать содержательным. Если его создатели не позаботятся о том, чтобы их страничка была удобной в пользовании, имела простой, интуитивно понятный интерфейс, то информация, которая при более успешной разработке могла бы найти своего адресата, останется не востребованной пользователями. Излишне говорить о том, что убыток при таком раскладе по меньшей мере двойной.

Что же касается еврейской тематики, жизни и традиций избранного народа, то, к нашему счастью, на сегодняшний день в сети представлено множество добротных сайтов, отвечающих перечисленным требованиям. Тематический спектр необычайно широк, охвачены всевозможные сферы интересов и увлечений. Тут и обзор текущих общественно-политических событий, связанных с жизнью евреев, живущих в разных широтах, и искусство: литература, писателей-евреев, живопись художников-евреев, еврейская музыка и фольклор, сайты еврейских анекдотов...

К другой категории интернет-страничек относятся те, что подробно рассказывают об иудейской традиции и еврейских праздниках. Одним из наиболее популярных сайтов, который не только содержит огромное количество учебно-методических материалов, но и отличается при этом простотой в оформлении и доступностью для начинающих пользователей, является сайт Института изучения иудаизма в СНГ.

Он является своего рода витриной деятельности этой организации, на которой удобно разложены самые разнообразные материалы. Если вы интересуетесь изучением еврейских первоисточников, хотите получить практический совет по проведению субботы, найти дату по еврейскому календарю или вам нужна справка в еврейской энциклопедии, откройте рубрику «Образовательный центр». Тут вы немедленно отыщете то, что искали, хотя не исключено, что вас заинтересует и другая информация, изначально не входившая в сферу ваших интересов. Доскональный обзор праздников и традиций вам представит «Методический кабинет». Особое внимание уделено уникальной программе еврейского самообразования – «Лимудим».

Кроме того, на сайте представлена уникальная библиотека всех полиграфических изданий института за последние пятнадцать лет его деятельности. Здесь вы найдете последние номера известного евреям СНГ журнала для семейного чтения «Отцы и дети», полную подшивку за последние пять лет ежемесячника «Мекор хаим», учебное пособие для самостоятельного или совместного изучения Торы «Байт ле-мидраш». Здесь будет уместным упомянуть еще об одном параметре удачного сайта: параметре обновляемости. Регулярный выпуск научно-популярной литературы и периодических изданий является одним из ведущих направлений деятельности института. Разработчики сайта постоянно информируют пользователей о новых книгах, изданных институтом, что же касается периодики и учебно-методической литературы, то с этими материалами можно познакомиться непосредственно на самой страничке. Частота обновления материалов на страничке – один раз в неделю!

Достаточно сказать, что за последние три года существования сайт трижды подвергался кардинальной переработке с учетом запроса пользователей и с целью повышения удобства. В настоящее время разработчики продолжают деятельность, результатом которой в ближайшее время станет переход на новый уровень интерактивности сайта.

Статистические данные дают представление об уровне популярности сайта института. Ежемесячно ее посещают около тридцати тысяч пользователей (около тысячи в день!). Согласитесь, это немало, даже если учесть, что определенный процент составляют постоянные посетители. Судя по откликам, сайт является незаменимым инструментом в работе, в первую очередь к нему обращаются преподаватели еврейской традиции и активисты еврейских общин. В настоящее время ведется разработка тематического меню, которое охватит более двух с половиной тысяч документов, расположенных на сайте.

Если вы интересуетесь еврейской традицией, историей, религией и философией, хотите следить за еврейским календарем и праздниками и при этом иметь дело с живым, интерактивным сайтом, мы настоятельно рекомендуем подписаться на лист рассылки:

Подпишитесь на лист рассылки и получайте издания «Мекор Хаим» в формате PDF!

Вернуться


ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ФОНДА ПИНКУСА
ПО РАЗВИТИЮ ЕВРЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДИАСПОРЕ, ИЗРАИЛЬ

новое порно