Выберите нужный месяц в выпадающем меню и нажмите V,
в правом меню появится соответствующий ему номер журнала.
Другие разделы сайта выберите в выпадающим меню.

№ 81


НАШ СЕМЕЙНЫЙ ПРАЗДНИК

15-летие деятельности Института изучения иудаизма
под руководством раввина Адина Штейнзальца

23 декабря в ресторане «Прага» прошел торжественный прием, посвященный 15-летию деятельности в России Института изучения иудаизма, которым руководит раввин Адин Штейнзальц.

Перед приемом состоялась пресс-конференция. Раввин Штейнзальц рассказал журналистам о достигнутых за 15 лет результатах и ответил на их вопросы. «Главным нашим достижением стало то, что благодаря деятельности института слово "иудаизм" стало более почтенным и уважаемым. Я воспринимаю наш народ как одну большую семью и считаю, что все проблемы, радости и огорчения являются нашим общим, семейным делом. Поэтому наш сегодняшний праздник – общее торжество для всех тех, кому небезразлично существование еврейского народа. Для большинства евреев, живущих на территории бывшего Советского союза, иудаизм являл собой нечто вроде остатков фольклора и непонятной этнической принадлежности. Порой иудаизм для них сочетался с сантиментами, но они испытывали к нему очень мало уважения. За счет книг, лекций, уроков и семинаров, которые мы проводили, произошло некое изменение отношения к иудаизму как таковому. Вся моя задача – и в России, и в других странах мира, сводится к одной-единственной задаче – я хочу изменить интонацию, с которой произносится фраза: "Я еврей". Мы очень довольны тем, что Институту изучения иудаизма удалось на сегодняшний день решить важную задачу – дать возможность нееврейскому читателю обратиться к еврейским источникам и снять с них покров мистической тайны».

Затем начался прием, на котором присутствовали посол Израиля А.Мил-Ман, главный раввин России Берл Лазар, представители администрации президента, представители правительства Москвы, главный раввин России Адольф Шаевич, президент РЕКа Владимир Слуцкер, главный редактор "Московских новостей" Евгений Киселев, академик Евгений Велихов, президент фонда "Холокост" Алла Гербер, директор МБПЧ Александр Брод, а также множество еврейских общественных деятелей, представителей творческой элиты и науки. Церемонию блестяще вел Лев Новоженов. На сцене квартет музыкантов исполнял еврейские мелодии.

На вечере прошла презентация второго тома Вавилонского Талмуда «Антология Аггады» с толкованиями Адина Штейнзальца в переводе и с комментариями Ури Гершовича и Аркадия Ковельмана.

Президент Израиля Моше Кацав в своем видеообращении, которое демонстрировалось на вечере, назвал Штейнзальца «одной из самых выдающихся личностей в еврейском народе и в нашем поколении». «Нет сомнения в том, – продолжил президент, – что его великие усилия возродить утраченное величие, приблизив евреев бывшего Советского Союза к их истокам, основам еврейства, – проект, имеющий колоссальное историческое значение для евреев СНГ, насильственно лишенных в течение свыше семидесяти лет доступа к собственной великой истории, традиции, духовным ценностям.

Деятельность раввина Штейнзальца буквально вдохнула в них новую жизнь. И за все это граждане Израиля и еврейская история обязаны благодарностью раввину Штейнзальцу, и отсюда, из дома президента страны в Иерусалиме, мы посылаем поздравления как самому раввину, так и всем принимающим участие в этом торжестве».

Премьер-министр Израиля Ариэль Шарон прислал поздравление, в котором, в частности, говорилось: «Я рад поздравить раввина с 15-летием его замечательной деятельности, которая способствует приоб-щению евреев бывшего Советского союза к еврейской традиции и основополагающим ценностям еврейского народа и пробуждает в них интерес к государству Израиль. Вызывает заслуженное восхищение беспрецедентный проект по переводу и объяснению Талмуда, воплощение которого сделало доступной эту великую сокровищницу национальной культуры широкому читателю как в Израиле, так и во всем мире».

Сам раввин Штейнзальц обратился к присутствующим с теплыми словами. В своей речи он благодарил их за активную помощь в деле распространения иудаизма в России и на территории СНГ. Высоко оценил он и деятельность академика Евгения Велихова. В ответной речи Евгений Велихов вспоминал о первых годах существования Кунцевской йешивы, о многочисленных трудностях, с которыми тогда столкнулся р. Адин Штенйзальц. «Кунцевская йешива сгорела, но само дело не погибло, превратившись в существующий ныне Институт Штейнзальца с его массой программ, охватывающих практически всю территорию бывшего СССР», – подчеркнул Евгений Велихов.

О своем знакомстве в раввином Штейнзальцем рассказал президент РЕК Владимир Слуцкер. «Когда мы познакомились, я полагал, что наша беседа продлится минут тридцать-сорок. Однако, когда я с сожалением, что пора заканчивать беседу взглянул на часы, оказалось, что прошло уже два часа. Раввин Штейнзальц напоминает мне легендарных еврейских мудрецов, живших столетия назад. Я счастлив, что обрел такого друга».

Раввин Штейнзальц получил почетную награду от правительства Москвы «за большой вклад в дело установления сотрудничества наций и народностей», которую вручил вице-губернатор Москвы Михаил Мень.

Затем на сцену поднялся главный раввин России Берл Лазар. «Раввин Адин Штейнзальц очень много сделал для нас. Обычному человеку невероятно трудно представить себе громадный объем работы, проделанный раввином Штейнзальцем и его сотрудниками, – сказал он. – Раввин Адин Штейнзальц преодолел препятствия, которые считались непреодолимыми, и дай Б-г ему еще 15 лет такой же работы, и затем еще через 15, и так далее, чтобы он всегда был с нами, так же полный энтузиазма и здоровья. Я благодарю и его помощников. Мы тоже будем стараться помогать раввину Штейнзальцу по мере сил. Мазл Тов!».

Главный раввин КЕРООР Адольф Шаевич отметил, что благодаря деятельности р. Адина Штейнзальца множество людей пришли к иудаизму. В финале вечера в зал вкатили огромный торт, выполненный в виде раскрытой книги (вокруг "книги" горели пятнадцать свечей). Расходившиеся гости вечера отмечали, что давно не видели столь теплой, искренней и дружественной атмосферы, как на этом празднике.

Анна Баскакова


ВОПРОСЫ К РАВВИНУ

Правда ли, что в древности у евреев существовали так называемые «школы пророков»? Если да, то чем в них занимались? Существуют ли в еврейской традиции особые техники медитации, аналогичные тем, что практикуются в индуизме?

Вчо времена, предшествовавшие периоду Первого Храма, действительно существовали учебные группы, целые школы, в которых обучали искусству пророчества, а скорее – ясновидения, примерно так же, как обучают музыке или живописи. Нам не так уж много известно о них, однако можно предположить, что тот комплекс знаний, который мы сегодня называем кабалой, в частности, практическая кабала, являлся там одним из основных предметов изучения, то есть эти школы были, так сказать, «йешивами кабалистов». Вообще-то подобными вещами не только сейчас, но и в прежние времена не было принято заниматься открыто, это знание было прерогативой избранных, и тому были особые причины. Подобными закрытыми группами изучения мистических тайн Торы и являлись бней-ѓа-невиим, как их называли тогда.

И все же, чему, собственно, там учили? Техникам пророчества, как ни странно это звучит. В любом деле изучение навыков, приемов и методов вовсе не гарантирует того, что ученик поднимется выше уровня добросовестного ремесленника. Точно так же обстоит дело и с пророчеством: изучение определенных медитативных техник не является достаточным условием для Откровения. Даже если у человека действительно есть то, что называют «пророческим даром», ему, тем не менее, требуется соответствующая подготовка. Он должен стать своего рода инструментом, с помощью которого нам будет передано слово Творца. Иначе говоря, тот, кто обучался в школе пророков, не обязательно становился таковым, однако готовил себя к тому, что ему, возможно, придется им стать. А удостоится он этого или нет – вопрос, который решался на Небесах.

В книге «Млахим I» (18:4) рассказывается о том, как пророк Овадьягу прятал от преследований царицы Изевели сотню пророков в пещерах и кормил их хлебом и водой. Предполагается, что все они были учениками одной из подобных школ пророков. В книге «Млахим II» (гл. 3,4) лишь вскользь упоминается о бней-ѓа-невиим, и скупые на слова комментаторы говорят, что на самом деле речь здесь идет об «учениках пророков». От них мы узнаем, что подобные школы были в Бейт-Эле, в Йерихо и во многих других местах. Каково было содержание пророчеств этих людей, нам доподлинно не известно. Очевидно, что их пророчества были актуальны только для того времени, носили, как правило, прикладной, а не универсальный характер, и поэтому сведения о них полностью утрачены. Если они и обладали бы для нас, сегодняшних, какой-нибудь ценностью, то лишь исторической, но уж никак не религиозной.

В пророческом Откровении Творец открывает людям Свою волю. Пророк – тот, кто возвещает ее. Существуют различные уровни пророчества, однако ни в коем случае не стоит смешивать способность к нему с даром ясновидения. К владеющим таковым обращались, как правило, преследуя сиюминутные, прагматические цели. Большинство из представителей этих школ пророков относились именно к категории ясновидцев. Хотя и подлинные пророки не миновали этой участи. Например, Писание (Шмуэль I, гл. 9) свидетельствует о том, что молодой Шауль, будущий первый еврейский царь, пришел к великому Шмуэлю, не подозревая о предстоящей ему жизненной миссии, по очень прозаической причине. Единственное, что действительно волновало юношу в тот момент, – где его пропавшие ослы. К пророку часто обращались за тем, за чем в наше время обращаются к врачу или к экстрасенсу, – для того лишь, чтобы их излечили от тревоги или проказы. Как видно, для членов групп бней-ѓа-невиим именно подобный род деятельности являлся основным источником существования. Что касается духовных вопросов, то они во все времена мало интересовали большинство населения. Непонятные для обывателя, зачастую странно ведущие себя, бней-ѓа-невиим не вызывали ни особого пиетета, ни просто почтения у своих современников (см. Шмуэль I, 10:11). После вавилонского плена дар пророчества ушел из этого мира, школы пророков прекратили свое существование и медитативные техники, которыми они пользовались, были утеряны. К слову, и сегодня отдельные энтузиасты пытаются восстановить или создать «еврейскую медитацию», но их усилия до сих пор не увенчались успехом.


РАССКАЗЫ О МАГИДЕ ИЗ МЕЖИРИЧА

Материал для этой рубрики взят из готовящегося к изданию нового сборника хасидских притч,
составленного р. Александром Фейгиным.


СОВЕТ ВРАЧА

Ребе Раяц говорил:

– Хасид обязан быть скромным, но не должен быть о себе низкого мнения. Чем отличается одно от другого?! Тот, кто считает себя ничтожным и недостойным, находится в тупике: ему нечего ждать от себя и нечего от себя требовать, а потому у него нет шансов измениться к лучшему. Скромный, может быть, не лучшего мнения о себе, но он сосредоточен на своих конкретных недостатках. Он знает, чего ему не хватает, поэтому постоянно исправляет себя.

КТО ТАКОЙ ХАСИД?

Сказал Алтер Ребе:

– Вор – не тот, кто может украсть. Вор не тот, кто хочет украсть. Вор тот, кто ворует. Ученик – не тот, кто хочет учиться, не тот, кто может учиться. Ученик – тот, кто учится. Хасид – это не тот, кто хочет быть хасидом, не тот, кто может быть хасидом, но только тот, кто ведет себя по-хасидски. Что такое хасидизм? Видеть Единого во всем сотворенном. Служить Ему с радостью. Делать добро ближним в ущерб себе.

ПОД ЗАЩИТОЙ СЛОВА

Раби Мойше говорил:

– О спасении праведного Ноаха и семьи его от вод потопа сказано: «А ты и весь дом твой войдите в ковчег». Тева («ковчег») означает также и «слово». Только спрятавшись внутри слова Торы, может спастись человек от вод потопа.

– Как может большой человек войти в маленькое слово? – удивились ученики.

– Тому, кто считает себя большим, чем наименьшее из слов Торы, нет спасения. Гордецу нигде не спрятаться от вод потопа.

УШИ НАПРОКАТ

В ортодоксальных еврейских общинах издавна существует традиция бесплатного проката – гмах. В одной семье можно в любое время получить слесарный инструмент, в другой – лекарства, в третьей – беспроцентную денежную ссуду.

Один состоятельный человек решил открыть такой гмах – пустить деньги на хорошее дело. Спросил он у своего учителя, Бостонского Ребе:

– Чего не хватает евреям? Какой гмах открыть?

– Давай людям напрокат уши, – ответил Ребе. – У каждого своя беда, а рассказать некому. Это сегодня самый большой дефицит – уши, готовые выслушать!


ЕВРЕЙСКАЯ МЫСЛЬ

ЕВРЕЙ, КОТОРЫЙ СМЕЕТСЯ

Адин Штейнзальц

Окончание (Начало)

Прежде чем приступать к реализации «теории, способной поколебать устои мироздания», следовало бы прежде апробировать ее идеи в минимальных масштабах. А вместо этого был проведен гигантский эксперимент на одной шестой части суши. Если бы не трагедия миллионов и не потоки невинной крови, мы бы могли посмеяться над произошедшим, как смеются над человеком, принявшим всерьез шутку. Попробуйте, пошутите в присутствии человека без чувства юмора – опасность того, что вас поймут буквально достаточно велика. Что происходит в таком случае? Прежде всего, полностью игнорируется и искажается заложенная в ней идея. К вашей интеллектуальной забаве могут отнестись с полной серьезностью, делать далеко идущие выводы, начнут теоретизировать, созидать миры… В конце концов, из того, что по сути своей было всего лишь невинной игрой ума, может получиться кровавая трагедия.

Советский человек смеялся, читая журнал «Крокодил». «Крокодил» – вот подлинная летопись советского времени. Люди, смеявшиеся над гротескными карикатурами «Кукрыниксов» во времена сталинских чисток, в то самое время, когда вокруг текли потоки крови, похоже, вовсе не замечали, что происходит вокруг них; многие из них так и не поняли, что вокруг разыгрывался отнюдь не фарс, а трагедия. Да разве только «Крокодил»?! Возьмите любую советскую газету! По настоящему смешным было то, с какой серьезностью и доверием относилось большинство населения к тому, чем их потчевали.

Верит ли во что-нибудь бывший советский гражданин? Есть ли изменения в его мировоззрении? Пожалуй, что да. Если раньше книжный шкаф в «интеллигентной» семье был забит запыленными томами полных собраний сочинений прославленных классиков русской литературы XIX столетия, то сегодня – увы! – в большинстве домов это триллеры и детективы для мужчин и низкопробные женские романы для представительниц прекрасного пола. У многих явственно прослеживается атрофия мысли в тяжелой форме: с одной стороны они не приемлют ничего серьезного, а с другой – готовы не только проглотить всякую чушь, непригодную даже для казармы, но даже платить за нее. Я готов понять предприимчивых авторов этой макулатуры. Их бизнес – некий налог на глупость. Справедливости ради следует отметить, что в их поведении есть и рационализм и логика. Жалко лишь детей «народа Книги», разменивающихся на подобную ерунду и вносящих ее в свои дома.

Я уже несколько лет стараюсь найти подлинного еврея-атеиста. Мне доводилось встречать всяких евреев – невежественных, наивных, глупых, но вот рафинированных, матерых атеистов среди них не было. Однажды меня пригласили в Петербургский институт научного атеизма, и нельзя было не заметить, что в тамошнем руководстве – как вы уже, наверное, догадались – было много евреев. Но посудите сами: когда человеку, не вполне осознанно тянущемуся к чему-то духовному, требуется кормить семью, чем ему заняться, если он гражданин государства, в котором атеизм является государственной религией? Я уверен, что когда человек действительно хочет найти себе приличный заработок и готов трудиться для этого, то он обязательно его найдет. Но иногда в тех областях человеческой деятельности, где успех обусловлен отказом от собственных моральных принципов.

Вера в то, что основа души человеческой, ее источник, по сути своей является неистребимой совершенно иррациональна и потому не поддается никакому анализу. Доказать это логически не то чтобы тяжело, скорее, вообще невозможно. И, тем не менее, мы верим, что это так. Независимо от того, что на уровне внешних проявлений и деклараций демонстрирует человек – веру в Б-га, или в его отсутствие, в каждой еврейской душе, сокрыто некое зерно, хотя у некоторых оно спрятано столь глубоко, что для того, чтобы оно проявилось, нужна реальная угроза потери земного бытия. Может быть это звучит излишне сурово, но это именно так. Впрочем, мы являемся последовательными сторонниками более мягких методов достижения желаемого результата.

Средство, способное дать искре еврейской души разгореться, существует, хотя я очень сомневаюсь, стоит ли предлагать его для применения. Я был лично знаком с одним человеком, который им воспользовался, и это ему помогло. Это уже отнюдь не анекдот, а подлинная история. Однако она дает понять, как человек может снова обрести свое еврейство.

Жил на свете один человек, по фамилии Бергер-Барзилай, я хорошо его помню – довольно резкий и сухой человек. Лет двадцать назад я познакомился с ним в Тель-Авиве – он был уже в довольно преклонном возрасте. В середине двадцатых он хорошо обеспеченным человеком, жил в Израиле и работал генеральным секретарем партии, которая тогда называлась КПП – Коммунистическая Партия Палестины. Как и все ее члены, он боролся с религиозным дурманом иудаизма.

За свою «антиимпериалистическую» деятельность Бергер-Барзилай был схвачен английскими мандатными властями, и поскольку за ним не числилось никакого серьезного преступления, его выслали из страны. Он прибыл в Россию в 1929 году, и так как на самом деле был человеком способным, то быстро поднялся по служебной лестнице и стал заместителем председателя Коминтерна. Когда начались сталинские чистки, его, как и многих других, снова взяли. Его допрашивали, он был вынужден дать показания и подписать их – следователям НКВД, с их методами работы, удалось очень легко выудить из него признание. Однако на суде этот человек совершил такой поступок, который мало кто позволил бы себе сделать. Он во всеуслышание заявил, что все, что он подписал – ложь, и он сделал так только потому, что его пытками вынудили так поступить. Решение суда было отложено. Его вновь «взяли в оборот», он все признал и подписал, но и во второй раз на суде он поступил точно также. После третьего раза его оправили в лагерь, в Сибирь, на двадцать пять лет.

Четверть века – достаточно продолжительный срок для глубоких и основательных раздумий. Тем более, когда условия для них столь благоприятные. В лагере быстро научаешься понимать, что представляет собой человек. Там начинаешь, наконец, задумываться над вечными вопросами о добре и зле, смысле существования, ценности жизни…

В конце пятидесятых его, как польского гражданина, все-таки освободили, и через Польшу он вернулся в Израиль. Когда я с ним познакомился, передо мной стоял седобородый еврей в черной ермолке, постящийся раз в неделю во искупление грехов молодости.

Ирония судьбы…

Подпишитесь на лист рассылки и получайте издания «Мекор Хаим» в формате PDF!

Вернуться


ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ФОНДА ПИНКУСА
ПО РАЗВИТИЮ ЕВРЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДИАСПОРЕ, ИЗРАИЛЬ