(Выберите нужный месяц в выпадающем меню и нажмите V,
в правом меню появится соответствующий ему номер журнала).

№ 83

КАЛЕНДАРЬ

14 марта празднуется Пурим

ЧУВСТВО И РАЗУМ

Давид Сафронов

Наше отношение к эмоциям неоднозначно и формируется, как правило, на основании жизненного опыта и культурной традиции. Скажем, в странах христианской цивилизации принято высоко ценить глубину и силу эмоций, предпочитая их рассудку и противопоставляя ему. А такая эмоция, как любовь, и вовсе окружена поистине культовым отношением. Что ж, и иудаизм высоко оценивает значение эмоционального мира человека, не разделяя впрочем, эмоции на положительные и отрицательные. Они становятся таковыми лишь вследствие неумения направить любую из них на созидание, обратить к добру. Создавая человека, Всевышний наделил его способностью испытывать всевозможные чувства, и все они могут быть направлены на достижение высоких, святых целей. Богатство и разнообразие чувств – это дар свыше. Пожалуй, одной из самых сложных задач, стоящих перед человеком, является овладение умением пользоваться этим даром.

Рамбам в своей книге «Мишнэ Тора» пишет о том, что во всем надо следовать «средним путем», придерживаться золотой середины. С одной стороны – не грустить и не печалиться, с другой – не предаваться безудержной радости. Не транжирить деньги попусту, но и не быть скупцом, отдавая часть дохода на благотворительность. Не только ненависть, но и любовь способны превратить человека в раба.

Итак, хорошо быть умеренным во всем, а любая крайность действует на личность разлагающе. Однако есть два качества, в которых, по мнению Рамбама, запрещено придерживаться «среднего пути». Это – гордыня и гнев. Недостаточно не быть гордецом – надо дойти в борьбе с гордыней до самоумаления. Мало быть негневливым – следует быть предельно кротким.

А разум выступает в роли регулятора, который помогает сбалансировать эмоции, удерживать расположение духа «на нуле» – в равноудаленном положении от обеих крайностей, или – как в случае с гордыней и гневом – отдаляться к противоположному концу оси.

Все это длинное рассуждение можно проиллюстрировать повествованием в «Книге Эстер», где на каждой странице бушует целое море эмоций. Ее герои, и положительные и отрицательные, обуреваемы разнообразными чувствами, и каждый из них справляется (или не справляется) с ними по-своему.

Гнев и гордыня, о которых упоминалось выше, идут рука об руку при описании двух отрицательных героев книги. Уже в начале рассказа царь Ахашверош, будучи навеселе, вдруг впадает в ярость из-за отказа царицы Вашти явиться на пир по его зову для демонстрации своей красоты всему честному народу. Неповиновение жены болезненно ранило безмерную гордыню самолюбивого владыки. Именно этот гнев и его последствия и послужили завязкой всей драматической истории. Другой отрицательный персонаж, Ѓаман, разгневался на Мордехая, да так, что в его голове возникла идея истребить «весь народ Мордехая». И началось все с того же ущемления болезненного самолюбия – еврей отказался кланяться первому министру государства, нарушая тем самым царский указ (гл. 3). А в пятой главе рассказывается, как Ѓаман бросается из одной крайности в другую: возвращаясь подшофе от царя, «веселым и благодушным» (5:9), он снова замечает Мордехая, который «не встал, и не тронулся с места перед ним» (там же); как следствие – Ѓаман опять впадает в ярость. Ослепленный ею, он сам готовит орудие своей гибели. За свою гордыню злодею пришлось расплатиться сполна: он ошибочно истолковывает слова царя «Что бы сделать для того человека, которому царь хочет оказать почет?» (6:6), относя их на свой счет. В результате Ѓаман водит по городским улицам коня, на котором в царских одеждах сидит его обидчик.

И, наконец, Ахашверош гневается на Ѓамана, посылая его на смерть безо всякого разбирательства после того, как Эстер раскрывает ему, что Ѓаман намеревается истребить еврейский народ (7:7).

Впрочем, нельзя утверждать, что положительные герои книги на всем протяжении повествования сохраняют олимпийское спокойствие. Так, в четвертой главе мы читаем о том, как после получения известия о готовящемся истреблении евреев Мордехай разрывает на себе одежды, облачается в мешковину, посыпает голову пеплом и, выйдя на середину города, «кричит криком великим и горестным» (4:1). Да и Эстер «очень испугалась» (4:4). Но примечательно то, что эта эмоциональная реакция возникает лишь как первый, инстинктивный отклик на происходящее. Дальнейшие действия Мордехая и Эстер предельно точны, взвешены, словно на весах.

Умение подчинить свои чувства разуму и сделать их источником своей силы, а не слабости, особенно явно на примере царицы Эстер. На протяжении повествования мы можем наблюдать становление ее как личности, изменения в поведении и самооценке. Поначалу она пассивна: ее берут в жены, не спрашивая, желает она этого или нет; став царицей, Эстер послушна Мордехаю и не рассказывает о своем происхождении; оказавшись в гареме, она отказывается от выгод своего положения. При получении страшного известия Эстер пытается избежать обращения к царю. Но Мордехай сумел настоять на своем и объяснить ей сложившуюся ситуацию. С этого момента царица кардинально меняет свое поведение.

Разрабатывая и проводя в жизнь свой план по спасению еврейского народа, Эстер продумывает каждый шаг. Ее расчет филигранен, а исполнение замысла безупречно. Положение царицы, несмотря на высокий статус, было отнюдь не простым, она явно уступала Ѓаману в «весе» при дворе. Первый министр, похоже, почти ежедневно посещал Ахашвероша, а Эстер «не звана была к царю вот уже тридцать дней» (4:11), несмотря на то, что была его женой, и должна была дожидаться приема как просительница, не зная, помилует ли ее супруг или казнит за то, что она явилась незваной. Любая ошибка, любой промах могли обернуться для нее гибелью.

Эстер разыгрывает трехходовую комбинацию. Во-первых, войдя к царю и получив разрешение говорить, она приглашает его на заранее приготовленный пир (5:4). Но хотя она не видела мужа уже тридцать дней, ее приглашение… на двоих. Она просит, чтобы на пиру с ними присутствовал и другой мужчина – Ѓаман, первый человек в государстве после царя. В тексте ничего не говорится о том, что подумал в этот момент Ахашверош, однако, зная его импульсивность, можно предположить, что особой радости ему это приглашение не доставило. И все же он его принял.

Во время застолья Эстер вновь делает практически тот же ход, однако маленькое изменение в ее словах срабатывает, словно катализатор. Она снова приготовит пир, но теперь не «для него», царя, а «для них» – т.е. для Ахашвероша и Ѓамана (5:8). Нетрудно понять почему «в ту ночь не спалось царю» (6:1). Как уж тут поспишь, когда жена и первый министр что-то явно готовят сообща!

На втором пиру Эстер довершает комбинацию, затягивая петлю на шее у Ѓамана. Играя на гордыне царя, его ревности и болезненном самолюбии тирана, она жалуется на злодея, который замыслил уничтожить евреев. Из текста следует, что отнюдь не судьба евреев была важна Ахашверошу: главное для него – власть и чувство собственника. Судьбу Ѓамана предрешили только последние слова Эстер о том, что «враг не считается с ущербом царя» (7:4). Это обвинение, наряду с тем, что царь увидел Ѓамана распростертым у ложа царицы и решил, что тот домогается ее, действительно явилось фатальным: злодея отправили на виселицу, заботливо подготовленную им для Мордехая. Кстати, Ахашверош был гневлив, но отходчив: и в истории с Ѓаманом, как и в случае с Вашти, его гнев стихает сразу после наказания виновных.

Вот пришло время для морали: «Книга Эстер» учит нас тому, что чувств «порывы благотворны» только тогда, когда они подконтрольны разуму. И лишь научившись в любых, самых экстремальных ситуациях подчинять свои эмоции трезвому расчету, можно заслужить «радость, веселье, пиршество и праздник» (8:17).


ВОПРОСЫ К РАВВИНУ

Есть ли жизнь на других планетах? Если допустить, что она существует, то как это вписывается в картину мироздания, предложенную иудаизмом?

Вопрос скорее научный, чем теологический. Теоретически нет никаких причин утверждать, что внеземной жизни не существует. Картина мира, предложенная человечеству Синайским Откровением, не включает, но и не отрицает такую возможность.

Иудаизм всегда интересовали лишь те аспекты бытия, которые соотносятся со служением человека Творцу; абстрактное, с этой точки зрения, знание не являлось объектом исследования наших мудрецов и учителей. Созданный Всевышним мир велик и многообразен, он практически, если пользоваться человеческими критериями, бесконечен, и не только во времени и пространстве, но и по числу форм, которые принимает материя в процессе своего развития. При всем прогрессе науки остается до сих пор доступной для наблюдения лишь крошечная часть Вселенной. Если человек на этом островке до сих пор не смог обнаружить иные формы жизни, это вовсе не означает, что они не могут существовать теоретически или их бытие противоречит догматам иудаизма.

Каждый из всех сотворенных Б-гом элементов как макро-, так и микромира выполняет свою особую функцию во Вселенной. Она есть даже у мельчайших организмов, вплоть до вирусов, способных вызвать болезнь у человека или животного и даже привести их к гибели. С другой стороны, они же могут играть – и действительно делают это – весьма конструктивную роль в нашей жизни, и недаром их широко применяют в опытах и исследованиях в области генной инженерии.

Все в мироздании связано и взаимодействует друг с другом. Это утверждение справедливо по отношению ко всему сущему, вне зависимости от размера, формы или специфических характеристик. Естественно, что человеческий разум неспособен охватить Вселенную – творение Б-га – во всем ее многообразии, как единое и гармоничное целое. И это, понятным образом, вовсе не означает, что тех сфер в макрокосме, которые человек, в силу своих заведомо скромных возможностей, не способен представить или объяснить, не существует.

Естественно, не стоит наивно наделять гипотетических инопланетян антропоморфическими атрибутами и чертами, свойственными представителям земных цивилизаций. Различные догадки и домыслы на эту тему свидетельствуют в первую очередь о страхе и антропоцентризме, распространенных, к сожалению, не только среди невежественных обывателей, но и в кругу тех, кто считает себя учеными. Увы, человеческий разум неспособен вообразить нечто иное и оперирует уже готовыми моделями. Поэтому в этом отношении лучше воздержаться от спекуляций и фантазий, а заниматься тем – как это и предписывают мудрецы Талмуда, – «что видят глаза».


ХАСИДСКИЕ ПРИТЧИ И РАССКАЗЫ

КТО ГОДИТСЯ В РАВВИНЫ?

Ребе Рашаб рассылал своих воспитанников по городам и местечкам России, заботясь о том, чтобы ни одна община не осталась без раввина и резника. Один из лучших его учеников однажды взмолился:

– Не могу я принять на себя такую ответственность: быть резником и раввином. Я слишком хорошо знаю, сколько трудных вопросов Ѓалахи приносит каждый будний день: кашерно – некашерно, чисто – нечисто, можно – нельзя... Я боюсь ошибиться и ввести целую общину в грех.

Усмехнулся Ребе и спросил:

– Что же ты предлагаешь? Назначить раввином того, кто не знает Закон, или того, кто не боится ошибиться?

ПОМОЩЬ МУДРЕЦУ

Раби Элияѓу из Арёгалы был знаменит тем, что никогда не позволял другим обслуживать себя. Все делал сам и даже стирать для себя не позволял.

Однажды он шел по улице с тяжелым чемоданом в руках, глаза его заливал пот. Подбежал к Ребе один из хасидов и стал выдергивать из его руки чемодан:

– Позвольте исполнить заповедь о помощи мудрецу!

– Ты уверен в том, что я мудрец? – спросил раби Элияѓу.

– Разумеется, это все знают! К тому же вы еще и знаменитый праведник!

– Помочь такому великому человеку я и сам сочту за честь! – воскликнул Ребе, переложил чемодан в другую руку и пошел дальше.

ТРИ ШАГА НАЗАД


Рассказывают, что Цемах-Цедек никогда не позволял себе сердиться на еврея и считал гневливость самым тяжелым из грехов. Подобно первосвященнику Аѓарону, величайшему из миротворцев, Цемах-Цедек делал все, чтобы примирить евреев, помочь им достичь компромисса в каждом конфликте. Когда спросили его ученики, не слишком ли он уступчив, ответил Ребе:

– Как известно, в конце каждой молитвы мы произносим: «Творящий мир…» – и отступаем три шага назад. Так установили мудрецы в трактате «Йома». Ради достижения мира еврей должен уметь переступить через гордыню и отступить, пойти на компромисс.

КОРОВА И ДВЕ КОЗЫ

Однажды пришлось раби Ицхоку из Варки провести неделю в маленьком местечке в попытках помирить двух местных «главных раввинов».

Когда миссия его увенчалась успехом, Ребе вернулся домой. Спросили его ученики:

– Почему в больших и богатых городах, где много мудрецов и праведников, например в Варшаве и Бриске, общине хватает одного раввина, а в маленьких и бедных местечках два-три раввина воюют за власть?

– Такова природа вещей, – ответил Ребе. – Богач покупает одну корову – вся семья пьет молоко, ест масло и сыр. Бедняк покупает двух коз – и молока с трудом хватает детям.

МАЛЕНЬКИЕ И БОЛЬШИЕ


Когда Ребе Раяц был ребенком, ему подарили Пятикнижие с иллюстрациями. Особенно он любил рассматривать богатый деталями рисунок, изображавший переход евреев через Красное море.

Однажды он спросил отца, Ребе Рашаба:

– Рассечение моря было великим чудом. Почему же на картинке дети хватают взрослых за подолы одежд? Чего они боятся?

– Они не боятся. Так должно быть: маленький, который не держится за полу большого и хочет стать большим, – навсегда останется маленьким, – ответил отец.


ИНТЕРВЬЮ С РАВВИНОМ

ЕВРЕЙСКОЕ СЧАСТЬЕ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ

Адин Штейнзальц отвечает на вопросы журнала «Шпигель»

«Шпигель»: Является ли, c вашей точки зрения, соглашение о взаимном признании, подписанное Ватиканом и Израилем тридцатого декабря тысяча девятьсот девяносто третьего года, новой точкой отсчета, началом эпохи религиозного сближения иудеев и христиан?

р. Штейнзальц: Полагаю, что нет. Рим очень ясно обозначил, что сторонами в этом договоре являются государство Ватикан и государство Израиль, а не религиозные общины.

«Шпигель»: Получается, что «новая эра» после двух тысяч лет ненависти и преследований так и не наступила?

р. Штейнзальц: Визит Иоанна-Павла Второго в римскую синагогу в апреле тысяча девятьсот восемьдесят шестого года в духовном смысле был гораздо более содержательным, чем установление дипломатических отношений: папа проявил свою солидарность с еврейским народом, что уже само по себе является религиозным событием. Признание же Израиля де-юре, напротив, было политическим актом, хотя и запоздалым.

«Шпигель»: Что же, в конце концов, побудило Ватикан к изменению своей политики?

р. Штейнзальц: Многие факторы. Например здесь, в Израиле, церковь имеет свои деловые интересы – имущество, включая земельные участки, финансовые активы, налоговые льготы. И потом, Ватикан стремится оказывать большее влияние на местные христианские институты. Монашеские ордена, к примеру, в Израиле более независимы, чем ему бы хотелось.

Если вернуться к теме религиозных аспектов еврейско-христианских отношений, то мне как-то довелось просмотреть изданную ватиканской Конгрегацией веры концепцию католического вероучения: это подлинный шедевр, в котором на протяжении многих страниц подтверждается неизменность прежних утверждений и отрицаются все новации. Нет-нет, для Ватикана признание Израиля не является религиозным жестом. Прежде Рим боялся разорвать или ослабить дипломатические и экономические связи с мусульманскими странами, но сегодня это уже не так актуально. Теперь, когда в Ватикане восторжествовал прагматизм, его отношения с Израилем несколько нормализовались. В конце концов, католическая церковь имеет здесь общину, и, кроме того, она постоянно теряет свое влияние.

«Шпигель»: Однако церковь провозгласила отказ от антисемитских предрассудков еще на Втором Ватиканском соборе…

р. Штейнзальц: Ну, это из совершенно иной области. Если вы имеете в виду общественные, а не теологические проблемы, существующие между христианами и евреями, то здесь действительно имели место некоторые изменения. Косметические. И Второй Ватиканский собор, конечно, явился в этом вопросе поворотным пунктом, хотя в последующие годы дальнейшее продвижение в этом направлении было весьма слабым.

«Шпигель»: Почему же подобное положение вещей продолжается вплоть до сегодняшнего дня, по прошествии стольких лет после Второго Ватиканского собора? Можно ли надеяться, что этот процесс, пусть даже столь медленный, способен разрядить обстановку в религиозной сфере?

р. Штейнзальц: Между евреями и христианами всегда существовал тот тип отношений, который я бы определил как «фрейдистский комплекс», – в силу их сложности, неоднозначности и перегруженности опытом для обеих сторон.

Разница между шагами, сделанными католической церковью в ее отношениях с иудаизмом, и усилиями, предпринимаемыми ею для нормализации отношений с исламом, буддизмом и другими религиями, состоит в том, что с последними и в теологическом, и в эмоциональном планах у нее проблем меньше. Несомненно, и в отношении иных религий также существуют – или намечаются – соперничество и конфликты. Однако, в отличие от иудаизма, для самих христиан они находятся, образно выражаясь, за пределами семейного круга.

«Шпигель»: Внутрисемейные конфликты горше?

р. Штейнзальц: Несомненно! Вспомните хотя бы трагическую историю межхристианских отношений. У иудаизма с христианством много общих теологических посылок, но антагонизма гораздо больше. Впрочем, похоже, что в наших отношениях все теологические проблемы нерелевантны по той причине, что иудаизму попросту отказывали до сих пор в праве на существование. Об этом, как правило, часто забывают.

«Шпигель»: Никейский собор определил евреев как врагов, наравне с язычниками. Однако это было так давно, около тысячи шестисот лет назад…

р. Штейнзальц: Тем не менее. Я считаю, что по отношению к церкви у нас гораздо больше проблем, чем у нее по отношению к нам. Уже тысячи лет в нашей среде ведется дискуссия о том, является ли христианство язычеством, поскольку в основе его служения лежит догмат о Троице. Можно ли в таком случае назвать христианство монотеизмом, а христиан, соответственно, «братьями по вере», или нет?

Вам это может показаться парадоксальным, но с исламом у нас гораздо меньше теологических разногласий. Если заменить многие догматы иудаизма на мусульманские, то большинство евреев просто не заметят подмены. С догматами христианства проделать подобное просто невозможно. Для нас это столь же неприемлемо, как и для церкви – признание абсолютного единства Б-га.

Христианство считало сам факт нашего существования неоправданным пережитком, курьезом. Единственная причина, по который мы имели право на жизнь, по словам Августина Блаженного, состояла в том, что наше бедственное положение должно свидетельствовать о наказании за неприятие Иисуса. Безусловная родовая связь с иудаизмом воспринималась христианами как оскорбление, а преследование евреев – как религиозный долг.

Так продолжалось до тех пор, пока евреи не обрели снова свое государство. Это стало подлинной теологической проблемой для христианского сознания.

«Шпигель»: Но ведь и для евреев христиане являлись еретиками!

р. Штейнзальц: Вот только мы никогда не старались загнать христиан в гетто, чтобы они были живым напоминанием об их грехах, как они это делали с нами.

«Шпигель»: Средневековое гетто продолжает оставаться травмой для еврейского самосознания?

р. Штейнзальц: Несомненно. Церковь рассматривала еврейский народ – согласно формулировке Арнольда Тойнби – как отсталую культуру, развитие которой остановилось на ранней стадии. Подобная характеристика для нас звучит достаточно оскорбительно.

«Шпигель»: Да и с теологической точки зрения она вряд ли оправдана. Но фундаментальный антисемитизм Никейского собора сменился официальным соглашением евреев с Ватиканом, в котором тот обязуется вместе с государством Израиль бороться с любым проявлением антисемитизма. Не свидетельствует ли это о радикальных переменах?

р. Штейнзальц: Да, и в Риме, наконец, осознали, что антисемитизм противоречит основным принципам христианства. Поскольку оно не признает национальных и расовых различий, а только религиозные, то люди всех национальностей для него должны быть равны. Когда сегодня заявляют, что католическая церковь борется с антисемитизмом, это так же похвально, как и провозглашенная ею борьба с бедностью: похоже, оба явления рассматриваются церковью как зло, а стало быть, она наконец решила, что бедность – это все же порок, и не только для духовенства.

Окончание – в следующем номере


ПРОЕКТЫ И ПРОГРАММЫ ИНСТИТУТА

ЕЩЕ ОДНА ПОБЕДА!

27 февраля 2005 года в Москве была проведена конференция на тему «Неформальное еврейское образование», в которой приняли участие ведущие специалисты из СНГ, Израиля и США – теоретики и практики – в различных областях неформального еврейского воспитания и образования. Конференция прошла в форме видео-форума, что позволило координировать совместную работу трех региональных секций: в Москве, Иерусалиме и Нью-Йорке. Оборудование для видеосвязи было предоставлено Еврейским агентством.

Участники обсудили теоретические и практические аспекты неформального образования для взрослых в общинах русскоязычных евреев, сходства и различия в подходах к нему в разных странах, достижения и нерешенные проблемы, пути и перспективы его развития в Израиле, СНГ и США.

Ведущими телеконференции были директор Института изучения иудаизма в СНГ Давид Палант, его заместитель раввин Ишаяѓу Гиссер, а также руководитель проекта «Байт ле-мидраш» Наталья Слободяник.

Д. Палант в своем вступительном слове сообщил, что цель конференции – предоставить тем, кто занимается неформальным еврейским образованием, как можно больше информации по данному вопросу. Д-р Йона Шнайдер рассказал о подходах и моделях в этой области, о проектах «Байт ле-мидраш» и «Лимудим» и выразил мнение, что необходимо учитывать еврейскую педагогическую традицию, одна из особенностей которой – единство формального и неформального образования.

Д-р Семен Августевич, руководитель Ассоциации народных университетов еврейской культуры в странах СНГ, прочел доклад «Опыт неформального еврейского образования в системе народных университетов еврейской культуры». Профессор Александр Андреев, заместитель директора Российского университета открытого образования, рассказал об истории неформального образования в России, о его нынешнем состоянии и возможностях.

Раввин Адин Штейнзальц в своем выступлении отметил, что иудаизм – единственная религия, которая требует от своих последователей, чтобы они учились. «Учиться – не только общая заповедь, это требование, предъявляемое к каждому еврею. В неформальном образовании люди получают знания, но не получают дипломы. В иудаизме тот, кто учится, традиционно получает «звания» – учитель, мудрец, мастер… Официальные дипломы появились тогда, когда в ходе развития общества людям потребовались документы, подтверждающие, что они действительно мудрецы или мастера».

Во время телемоста с Израилем участники конференции прослушали доклад профессора Йонатана Мервиса «Исторические аспекты неформального обучения и их влияние на неформальное образование сегодня» и доклад Дмитрия Зицера «Индивидуальный подход в рамках неформального образования». На нью-йоркской конференции были зачитаны доклады Алекса Танского «Теории неформального еврейского образования», доклад раввина Эфраима Бухвальда (США) «Неформальное еврейское образование – глобальная деятельность национального еврейского проекта "Аутрич"», раввина Джоя Левита «Развитие еврейских неформальных образовательных программ на базе общинных центров». После каждого доклада развертывалась оживленная дискуссия, в которой приняли активное участие глава РЕК Владимир Слуцкер, директор ИКЦ Карми Эльберт, директор организации «Сэфер» Виктория Мочалова и другие гости конференции.

Институт изучения иудаизма в СНГ, являвшийся организатором и инициатором этой первой подобного рода акции, планирует в самое ближайшее время издать материалы конференции на иврите, русском и английском языках и распространить среди широкого круга специалистов как в сфере еврейского образования и воспитания, так и неформального образования.

Ну а в заключение хотелось бы добавить, что инициируя образовательные и просветительские акции и выполняя каждодневную рутинную работу, сотрудники института преследуют одну цель – возрождение полноценной еврейской жизни и развитие национальной самоидентификации.

Подпишитесь на лист рассылки и получайте издания «Мекор Хаим» в формате PDF!

Вернуться

Ваша оценка этой темы
1 2 3 4 5