Здравствуйте, ребята!
Раскрыть эту статью в полный экран   Назад в журнал

Зоя Копельман

Нынешний выпуск нашего журнала посвящен теме, которая волновала наших предков и все еще волнует некоторых наших современников, тогда как вы, вероятно, и не подозревали о том, что здесь кроется какая-то проблема. Картины, скульптуры, музеи - хорошо это или плохо? Украшает искусство нашу жизнь или направляет наши мысли в дурное русло? Подождем с ответом, а сначала вспомним свои ранние годы.

Вот перед вами впервые положили лист бумаги и дали в руки карандаш: рисуй! Помните, как старшие вглядывались в ваше художество и с восторгом утверждали, что узнали в нем змею или бабочку? А помните, как вы рисовали головоногих человечков? Рисовать всегда было радостно. И, конечно, вам хотелось, чтобы ваши работы вызвали одобрение и понимание зрителей.

Но были времена, когда родителей еврейского мальчика или девочки (мальчика особенно, потому что от него ждали большего и в учебе, и в профессии) беспокоило непонятное пристрастие ребенка изображать на бумаге зверей и предметы, а то и знакомых. И чем более похожим выходило изображение, тем сильнее было изумление неожиданным даром, сильнее тревога. Что, если мальчик захочет стать художником? Что, если поедет в чужой большой город, будет жить среди неевреев, неужто и Тору забудет? И родители старались всеми силами воспрепятствовать увлечению сына.

Увы, это не вымышленная ситуация. Еще немногим более ста лет назад жизнь многих еврейских мастеров, художников или скульпторов, начиналась со ссоры с родителями. Еврейские мальчики под угрозы отцов и слезы матерей убегали из дому в 14-16 лет с мечтой попасть из маленького местечка в город, чтобы там... Они плохо представляли себе, что будет там. Но им обязательно хотелось учиться рисовать или лепить и посмотреть мир. Что же в этом плохого? - спросите вы.

Дело в том, что в прежние времена искусство было неразрывно связано с религией - но не с еврейской. Картины и статуи изображали в первую очередь богов или рассказывали о знаменитых людях чужих религий. Это известные вам по фотографиям и гипсовым копиям древнегреческие и римские статуи, которые в эпоху их создания выставляли в великолепных дворцах, называвшихся храмами, и все входящие должны были смотреть на мраморное изваяние и испытывать страх и благоговение, как при встрече с божеством. Так появились картины-иконы и скульптуры, перед которыми христиане преклоняли колени и с которыми разговаривали, как если бы эти изделия художников были божеством. Но в Торе написано, что Бог не имеет внешнего вида, Он не может быть изображен ни в виде человека, ни в виде зверя или птицы или фантастического существа. И евреи, глядя на то, как обращаются со статуями и картинами люди других религий, воспринимали эти произведения искусства как обязательную часть неправильной религии. Оттого они испытывали подозрительность и неприязнь к этим красивым изделиям художников.

А в иные жестокие времена народы, поклонявшиеся статуям или иконам, не просто преследовали евреев, не просто ограничивали их свободу: под страхом наказаний или даже казни они заставляли наших предков поклоняться этим поделкам. Разве евреи могли смириться с таким кощунством! Ведь это означало напрямую нарушить одну из Десяти заповедей, которая запрещает считать богом какое бы то ни было изображение.

Вот из-за этой-то связи искусства с чужими религиями и обычаями евреи, боявшиеся отсупить от учения Торы и рассердить Всевышнего, предпочитали с картинами и скульптурами дела не иметь. Лишь немногие рисовали - по большей части для того, чтобы украсить синагогу или сукку.

Так и вышло, что скульптура и живопись были отданы другим народам. Но сейчас нам и в голову не придет просить о чем-то картину или статую. Мы понимаем, что это просто предметы, и учимся ценить их внешнюю красоту, формы, краски. Поэтому мы и сами с детства пробуем рисовать и лепить - это побуждает нас зорче вглядывться в мир, сравнивать свои впечатления с тем, что вышло у нас, и с тем, что напечатано в художественных альбомах или выставлено в музеях. Мы узнаем о жизни художников, об эпохе, в которой они творили, о том, что они считали главной задачей своего искусства, и в результате этого знания нам никогда не придет в голову обожествить даже самое прекрасное изображение.

Поэтому мне хочется пожелать вам успеха в творчестве. Не сокрушайтесь, если сначала выходит не очень красиво. Всякое дело требует упорства и готовности слушать советы тех, кто может научить. Рисуйте, ребята, лепите, украшайте свою жизнь и дарите радость друзьям и близким!

Рисование - это создание нового мира. Даже рисуя с натуры, когда выходит похоже, всё-таки получается по-другому. Тем более, когда творит фантазия... Например, так:

Я люблю рисовать

Если хотите знать -

больше всего я люблю рисовать.

Беру листок или картон и -

раз-два-три-четыре-пять! -

рисую стадион.

Там Рути бегает и Дан,

Йоэль и сам я тоже.

И если б я не так спешил,

то вышло бы похоже.

Или, например -

когда на улице зима,

и дождь, и даже град,

и печки топятся в домах,

чему я очень рад, -

тогда беру я новый лист из старого комода

и рисую на листе солнце цвета мёда.

И малышку Хагит -

она в тазу с водой сидит,

смеётся и шалит.

И наоборот -

В ужасно жаркий летний день,

Когда повсюду зной,

Я нарисую лес и тень,

И речку, а когда не лень -

И дождик проливной.

И это очень здорово!

Дайте только краски взять

И тетрадь -

я всё смогу нарисовать.

Дворец волшебный,

В нём кровать,

А под кроватью - клад.

И человечка в облаках -

у него крылья на руках.

Всё очень даже просто!

Пока бумага есть и кисть,

Карандаши и краски,

Могу себе я сотворить

Всё, что хочу, - как в сказке!

Мира Меир, Израиль.
Пер. с иврита Гали-Даны Зингер

Ваша оценка этой темы
1 2 3 4 5