Ахав и Элияѓу

Царь Израиля, правивший 22 года (874-852 до н. э.), Ахав успешно сформировал трехсторонний союз между Израилем, Тиром и Иудеей, который предоставлял его царству огромную политическую и экономическую выгоду. Политический союз с Финикией был гарантирован посредством его брака с Изевелью, принцессой из Цидона. Благодаря этому браку культ Бааля проник в Израиль и стал угрозой основам израильской культуры. Ахав построил храм Бааля в Шомроне, ввел поклонение богине Ашторет и насаждал поклонение Баалю по всему Израилю.
Помимо политических, экономических и культурных достижений, у Ахава были и военные успехи. Под его руководством евреи принимали участие в сражении, являвшемся одним из важнейших за всю историю древнего мира, – в битве при Каркаре в 853 до н. э. Из надписи Салманасара III на большом монолите из Карха мы получаем информацию об этой битве.
Салманасар III, царь Ассирии, оставляет свой дворец в Нинве и отправляется завоевывать Плодородный Полумесяц. В Северной Сирии, в Каркаре, его ждал оборонительный альянс из двенадцати царей. Надпись на монолите приводит список всех царей поименно, параллельно с их вкладом в ход сражения: были подсчитаны колесницы, верблюды и пехотинцы. Примечательно в этом списке то, что Ахав, царь Израиля, записан там наряду со своими традиционными противниками, такими, как Адад-Идри дамасский и Ирхулени-хаматец. Общая цель позволила им преодолеть разногласия и выступить совместно против ассирийского царя.
Вклад Ахава в битву составлял две тысячи колесниц, что больше, чем сумма колесниц остальных царей вместе взятых. В то время как Салманасар III заявил о решительной победе, история свидетельствует, что вышеупомянутый альянс помог остановить наступление ассирийцев.
Благодаря этой победе Ахав получил признание. Его военные и политические успехи побудили народ поддерживать политику, которую он вел, в том числе и смену культурных и духовных традиций.
Каково же было отношение Элияѓу к Ахаву? Повествование говорит об этом в нескольких местах. Исчезнув на три долгих года, пока длилась засуха, Элияѓу наконец появляется вновь. Долгожданная встреча доведенного до отчаянья царя и пророка описана следующим образом:
«Когда Ахав увидел Элияѓу, он сказал ему: “Ты ли это, губитель Израиля?” И ответил тот: “Не я погубил Израиль, а ты и дом отца твоего, тем, что вы оставили заповеди Господа и идете за Баалями”» («Млахим I», 18:17).
Этот «обмен любезностями» кажется слишком мелочным для разговора между царем и пророком. Неужели Ахав ждал три года, чтобы назвать Элияѓу губителем народа? И достойно ли пророку Бога отвечать оскорблением на оскорбление?
Ответ кроется в том, что разговор был гораздо глубже. Два главных действующих лица истории были не «на одной волне». Ахав считал себя победоносным спасителем Израиля, сделавшим так много для своего народа благодаря своим государственным деяниям. Элияѓу, по его мнению, был у него бельмом на глазу, лишь мешавшим прогрессу нации. Но Элияѓу указывает, что именно Ахав и есть «губитель Израиля». Он и дом его изменили вере предков и уклонились от ответственности перед их памятью. Элияѓу убежден, что единственным мерилом успеха лидера страны израильской является непреклонная преданность Богу. Все остальное не имеет значения.
«“Теперь пошли [гонцов] и собери ко мне весь Израиль на гору Кармель, и четыреста пятьдесят пророков Бааля, и четыреста пророков Ашеры, питающихся за столом Изевели”. И послал Ахав [гонцов] ко всем сынам Израиля, и собрал всех пророков на гору Кармель. И подошел Элияѓу ко всему народу, и сказал: “Долго ли вам хромать на оба колена? Если Господь есть Бог, то следуйте за Ним, а если Бааль, то за ним”. И не отвечал народ ему ни слова» (там же, 19-21).
Показательно, что Ахав с энтузиазмом соглашается на состязание на горе Кармель. Хотя кто-то может сказать, что он надеялся одержать победу над Элияѓу и недвусмысленно утвердить власть и превосходство пророков Бааля, все же более вероятно, что Ахав страдал от того же синдрома, что и его народ, – он так же колебался между двумя идеологиями. Это состязание раз и навсегда должно было решить, кто же истинный Бог – Бааль или Бог Элияѓу.

Наверх >>