Антисемитизм


Почему, вместо того, чтобы ответить на неуважительное отношение Мордехая наказанием последнего, Ѓаман, узнав, что Мордехай иудей – «…ибо он сообщил им, что он еврей» (3:4) – принимает решение истребить весь его народ? Что может объяснить несоразмерность его реакции случившемуся? Причина проста – это давняя вражда. Ѓаман решительно вознамерился воспользоваться этой возможностью, чтобы выиграть битву предков Амалека и восстановить утраченное много веков назад достоинство. Однако, представляя дело Ахашверошу, он приводит иную причину:
«И сказал Ѓаман царю Ахашверошу: “Есть один народ, разбросанный и рассеянный между народами, но и обособленный во всех областях твоего царства; и законы их отличны от [законов] всех народов, и законов царя они не выполняют; и царю не следует [так] оставлять их. Если царю угодно, то пусть будет предписано истребить их, и десять тысяч талантов серебра я отвешу в руки исполнителей работы, чтобы внести в царскую казну ”» (3:8, 9).
Ксенофобное описание антисемитизма Амана эхом отдается на всем протяжении истории. Джошуа Трахтенберг описывает подобный феномен в период средневековья:
«Почему евреев так страстно ненавидят и боятся? Игрой каких таинственных сил слабое, беззащитное меньшинство приобрело в глазах общества устрашающие атрибуты всемогущества? Почему, когда дело касается евреев, люди готовы поверить во все, что угодно, тогда как в любом другом случае они руководствуются здравым смыслом?.. Почему? На это может быть только один ответ: люди в это верят, потому что они хотят в это верить. Они предрасположены к тому, чтобы принять любое обвинение, коль скоро оно соответствует их предвзятому мнению о евреях, и не способны к его объективной оценке. Нападки на евреев – не что иное, как рационализация той специфической враждебности, которая лежит в их основе… Так каков же подлинный смысл обвинений, выдвигаемых в адрес евреев? Считают ли их интернациональными коммунистами или интернациональными капиталистами, а чаще и тем, и другим в одном лице,– евреи представляются заклятыми врагами западной цивилизации. Они чужие не просто для той или иной страны, а для всего западного общества, чужие по своим обычаям, устремлениям, интересам, характеру, чужие по самой своей крови. Где бы евреи ни жили, они – чуждые создания. Они – выродки этого мира, заражающие его литературу, искусство, политику и экономику тончайшим ядом своего коварного влияния, расшатывающие его нравственные устои камень за камнем до тех пор, пока все здание не падет к ним в руки. Такова их конечная цель: захватить весь мир, перекроить его на свой специфический лад, поработить его во имя своих чуждых остальному миру устремлений.
Народы мира никогда не примут желание евреев уберечься от ассимиляции и остаться отдельной сущностью. На них всегда смотрят косо: “…вот, народ живет отдельно и между народами не числится” (“Бемидбар”, 23:9). Не понимая того, что действия евреев являются священным выражением их религиозного соглашения и соответствуют их духовной миссии, мир видит в этом лишь сепаратизм, отвечая на него ненавистью и насилием. Эта рознь не прекращается вплоть до сегодняшнего дня».

Наверх >>