Божественный суд на горе Кармель


«И было [в то время], когда [в Храме] приносят [послеполуденную] жертву, так: подошел пророк Элияѓу и сказал: “Господь Бог Авраѓама, Ицхака и Исраэля! Сегодня [всем] станет известно, что [лишь] Ты – Бог в Израиле, а я раб Твой и сделал это по слову Твоему. Услышь меня, Господи, услышь меня! И узнает этот народ, что Ты – Господь Бог, и Ты обратишь сердце их [к Тебе]”. И спал огонь Господа и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве. Увидел [это] весь народ, и пали ниц и сказали: “Господь есть Бог! Господь есть Бог!”» («Млахим I», 18:36-39).

На эскизе Рембрандта, изображающем Элияѓу и пророков Бааля, различные элементы библейской истории предстают во всем многообразии. Крайняя левая фигура – это пророк Элияѓу, стоящий лицом к жертвеннику, который он только что восстановил. Его руки воздеты так, будто он собирается чудесным образом охватить дым, поднимающийся от принесенной жертвы, охваченной огнем Господа. Со стороны, противоположной Элияѓу, на возвышении у другого жертвенника расположена зловещая фигура. Корона и царский скипетр изобличают его – это Ахав, царь Израиля. Ахав Рембрандта согнулся и робко поглядывает на Элияѓу, в то время как пророк изображен стоящим прямо и величественно.
Глаза всех прикованы к Элияѓу. Он одержал победу над пророками Бааля, которые собрались на картине справа. Их много, однако их разобщенность указывает на поражение.
Не совсем ясно, кто помещен в правом верхнем углу. Возможно, Рембрандт изобразил царицу Изевель, глядящую с высоты, но все же одинокую. По обе стороны от жертвенника Рембрандт поместил кланяющиеся фигуры, которые признают тем самым, что Господь есть Бог.

Наверх >>

led .