Привал

После смерти Яакова сыновья выполнили завет отца похоронить его в земле его праотцев, в Кнаане. На обратном пути в Египет братьев охватил страх: теперь, когда умер их отец, Йосеф, должно быть, возненавидит их и захочет отмстить им за то, что они сговорились против него и бросили его в яму. Они умоляли его в память об их отце сохранить им жизнь: «Отец твой перед смертью завещал, говоря: “Так скажите Йосефу: ‘Прости братьям твоим вину и грех их, хотя они сделали тебе зло. И ныне прости вину рабов Бога отца твоего’”. Йосеф плакал, когда ему говорили это» («Брейшит», 50:16, 17).
«Мидраш Танхума» усиливает напряженность повествования, добавляя в него дополнительную сцену:
«И увидели братья Йосефа, что их отец умер. Что из увиденного ими вызвало в них страх? На обратном пути после похорон отца они увидели, что Йосеф, для того, чтобы произнести благословение, пошел как раз к той яме, в которую братья его бросили. И он произносил благословение, которое следует произносить у места, где с этим человеком случилось чудо: “Благословен Ты, сотворивший для меня чудо на этом месте”» («Вайехи», 17).
Таким образом, братья видят, как Йосеф возвращается на место, где они совершили злодеяние, и их охватывает страх, что возмездие не за горами. Однако мудрецы изображают Йосефа умудренным, зрелым человеком. Он уже не считает себя центром вселенной; напротив, он возносит хвалу источнику спасения.
Йосеф выслушивает опасения и мольбы братьев. Ему грустно, что они все еще считают его движимым низменными мотивами мести, в то время как он уже давно пришел к тому, что все происшедшее имеет Божественный смысл:
«И сказал Йосеф: “Не бойтесь, ибо я боюсь Бога; вот, вы злоумышляли против меня, но Бог обратил это к добру, чтобы сделать то, что ныне, чтобы сохранить жизнь многочисленному народу”» (50:19, 20).
В этой серии историй Йосеф предстает и как сновидец, и как толкователь снов. В конечном счете, его сны служат в качестве интерпретации происходящего с его семьей и того, что предначертано народу Израиля.

Наверх >>