Если бы красота всегда была добра, а зло безобразно, кто бы избрал зло?
Адин Штейнзальц отвечает на вопросы журналиста Михаила Горелика
Откуда вы взяли, что Далила была хороша собой? Уж во всяком случае не
из текста.
— А как же иначе! Отчего тогда Самсон потерял голову?
— Я думаю, красота не играла для него особой роли. Он был простой еврейский
парень, она такая филистимская штучка, и этого было ему вполне довольно.
Его вообще тянуло на филистимлянок. Ему говорили: послушай, тебе что,
мало девушек своего народа? Но он смотрел в другую сторону, и в конце
концов это для него плохо кончилось. Что же касается красоты, то есть
такой сорт мужчин, для которых важно, что перед ними женщина, а уж хороша
она или нет — дело десятое. Самсон был как раз таким.
— У Федора Павловича Карамазова имелась на сей счет итересная теория,
и сам он был из этой породы.
— И Петр Первый тоже.
— А Иезавель*?
— Что Иезавель?
— Уж она-то была хороша!
— О ее внешности тоже ничего неизвестно, но она была великая царица и
сильная личность, вроде вашей Екатерины Второй.
— В смертный час Иезавель вела себя эстетически безупречно.
— Этого у нее не отнимешь. Смерть она встретила и мужественно, и красиво,
но душа ее была поражена злом, нравственная сфера вообще для нее не существовала.
Иегу*, отдавший приказ о ее убийстве, — тоже живописный персонаж: он выглядит
скорей уж героем Шекспира, нежели Библии.
— А в Библии есть персонажи, о которых известно, что они были красивы?
— Конечно есть. И в Библии, и в Талмуде говорится об очень красивых людях.
Причем не только о женщинах, но и о мужчинах. Ну, прежде всего, Иосиф,
— не зря же его назвали «прекрасным». А красота рабби Иоханана** сравнивается
с серебряным бокалом, только что вышедшим из плавильной печи, наполненном
зернами граната, обложенном розами и поставленном на границе света и тьмы.
— Здесь эстетическое и этическое счастливо совпадают.
— Единство добра и красоты — это такой золотой сон, монистическая мечта
человечества: чтобы все было, как до первого греха. Да только так бывает
крайне редко, и в этом есть глубокий смысл. Представьте себе, что красота
всегда добра, а зло всегда безобразно. Все, конец свободы. Кто бы в таком
случае избрал зло?
— Ну почему же, не скажите: всегда найдутся люди с нестандартной эстетической
ориентацией. Да и потом не зря же мы начали разговор с Самсона, которого
Далила, как выясняется, прельстила не красотой, а какими-то иными своими
качествами—я бы очень удивился, если нравственными или интеллектуальными.
Рабби Иегошуа бен Хананья** считал, что красота — только помеха мудрости.
— Рабби Иегошуа был человеком редкостного ума, но, в отличие от рабби
Иоханана, неимоверно уродлив, просто из ряда вон, и это обстоятельство
не могло не влиять на его размышления о красоте.
— Его жесткая оценка была спровоцирована вопросом, почему сосуд мудрости
столь вызывающе безобразен. И как ему было ответить? То, что вы назвали
золотым сном и монистической мечтой, отражает глубокую потребность в гармонии.
— Которая в наличном мире сплошь и рядом отсутствует. Красота глубоко
амбивалентна. Это тема Бодлера, тема Уайльда.
— Один из выводов, к которому подводит читателя «Портрет Дориана Грея»,
состоит в том, что «на самом деле» зло безобразно.
— Это «на самом деле» обнажается только после смерти героя — при жизни
он был внешне прекрасен. Этот прием обнажения используется в одном талмудическом
рассказе. Человеку, согрешившему с красавицей, предлагают ее в аду, но
только в виде расчлененки. Ты ее желал? Сегодня день исполнения желаний,
все запреты сняты: возьми.
— Нельзя сказать, что это приятная сцена.
— Что вы хотите — это же сцена ада! Описаний ада в нашей традиции не слишком
много — эта подкупает своей пластичностью.
— Ваш пример с красоткой в аду — типично мужской. Можно представить,
как тяжело этому несчастному парню, но, ради его душевных мук, расчленена
все же девица.
— Изменилась не девушка — изменились глаза героя: он просто увидел то,
что, по слабости зрения, не видел при жизни. До поры скрытое стало для
него явным. Ну и, кроме того, это же был его ад. Возможно, в ее аду —
все с точностью до наоборот. Красота, связанная со злом,— проблема не
только нравственного порядка: самые красивые грибы — ядовитые. Это справедливо
и по отношению к некоторым другим творениям. Об опасности красоты, о ее
возможной разделенности с добром говорится уже в самом начале Библии,
причем в предельно острой форме: Древо познания прельщает Еву, помимо
всего прочего, и эстетически — оно «услада для глаз». В Талмуде существуют
разные подходы к красоте. С одной стороны, есть трезвое осознание, что
красота может быть связана со злом. С другой стороны, она может рассматриваться
и как самодостаточная ценность. Однажды красота женщины так поразила рабби
Гамлиэля**. что он произнес благословение, которое обычно произносится
раз в году во время цветения деревьев. Это благословение содержит благодарность
за красоту, которую создал Всевышний. Кстати, женщина была нееврейка.
* Царица Иезавель, гонительница пророков, в ожидании убийц, которых вел совершивший военный переворот Иегу (Ииуй), «нарумянила лицо свое и украсила голову свою». Царствование Иегу отмечено массовыми убийствами.
** Рабби Иоханан, рабби Иегошуа бен Хананья, рабби Гамлиэль—мудрецы Талмуда.
Опубликовано в 20 выпуске "Мекор Хаим" за 2000 год.
Новая информация тут же появляется в этой рубрике