— В одном нашем комментарии рассказывается, что Давид обратился к Всевышнему
с недоуменным вопросом: «Зачем Ты создал безумие?».
— И действительно, зачем?
— Всевышний ответил в том смысле, что поживешь — увидишь. Когда Давид
оказался у филистимского царя и почувствовал угрозу своей жизни, он притворился
сумасшедшим. Этот эпизод описан в первой книге Царств. Давид буйствовал,
пускал слюни и произвел на окружающих впечатление полной невменяемости.
Царь сказал: «Что же это за напасть такая! У меня что, своих сумасшедших
мало! Куда мне еще один!». Есть история, комментирующая его сетования.
В ней очень живо повествуется о том, что жена и дочь царя были не в порядке.
Помешательством ближних он был сыт по горло. Кстати, на психиатрический
эксперимент Давида есть ссылка в 34-м псалме*. Там в преамбуле прямо говорится,
что Давид спел эту песнь, притворившись безумным.
Между прочим, так часто бывает и сегодня: человек симулирует психическое
расстройство, чтобы уйти от уголовной ответственности или, скажем, освободиться
от воинской повинности. Гершом Шолем** любил рассказывать, как он избежал
таким образом призыва в годы Первой мировой войны. Он усердно проштудировал
учебник психиатрии, и это ему помогло. Но он всегда добавлял, улыбнувшись,
что одной теории все-таки недостаточно, чтобы сыграть убедительно, надо
действительно быть хотя бы чуть-чуть сумасшедшим — иначе ничего не выйдет.
— Одни успешно имитируют сумасшествие, другие успешно его скрывают.
Впрочем, грань между нормой и болезнью размыта.
— У меня был в Иерусалиме один знакомый. Он часто ходил на мои лекции,
и время от времени мы с ним о том о сем беседовали. Он производил впечатление
вполне разумного человека. Однажды он спросил у меня: «Правда ли. что
хасиды Хабада считают Любавичского Ребе Мессией?» — «Да, некоторые считают».
— «Можете передать им, что они заблуждаются». — «Почему вы так думаете?»
— «Потому что Мессия— я».
— То есть, с его точки зрения, вакансия была уже занята.
— Он в этом не сомневался. Во всем остальном он был совершенно нормален.
Он успешно занимался бизнесом— торговал подержанными автомобилями. Догадаться
о его безумии было невозможно, пока он не говорил на заветную тему. Существует
много рассказов о Соломоне. Один из персонажей этих рассказов — дух Асмодей,
которого царь с помощью магии заставляет служить себе. Асмодей моментально
переносит Соломона, по его приказанию, в разные концы царства. И ваг Соломон
приходит в какой-то дом. Хозяин спрашивает путника: «Кто ты?» — «Царь
Соломон». Тот. естественно, считает его сумасшедшим или самозванцем: ведь
он прекрасно знает, что царь Соломон находится сейчас в своем дворце в
Иерусалиме.
— Тем более что жизнь этого провинциала сложилась так, что он не видел
своего государя ни в газетах, ни по телевизору. А впрочем, даже если бы
и видел. Он же прекрасно знает, где должен быть сейчас царь, и Соломон
в его доме в это понимание жизни не помещается. Ваш торговец и царь Соломон
сообщают о себе важные, но не внушающие доверил вещи. Очевидно, что у
них и у их собеседников разное представление о реальности.
— Что ж, суждение о безумии основывается на общей картине мира того, кто
ставит диагноз. Я вот считаю антисемитизм явным проявлением психического
неблагополучия, но, как вам известно, многие со мной не согласны.
— Ну да, ведь у них иная картина мира.
— Я вам приведу сейчас христианский пример. Некоторый человек уходит в
монастырь. Как оценить его поступок? Можно сказать: «Отказаться от радостей
жизни, добровольно ограничить свое существование — это очевидное безумие».
Можно сказать совершенно иначе: «Какие там радости! Человек ушел из безумного
мира в поисках подлинной жизни». Все зависит от точки зрения. Теодор Герцль,
когда он додумался до политического сионизма, обратился к своему приятелю
Максу Нордау. Тот был не только культуролог и журналист, сыгравший впоследствии
большую роль в сионистском движении, но и практикующий психиатр. Герцль
был обеспокоен: не является ли идея создания еврейского государства проявлением
душевной болезни. Нордау его успокоил. Вообще, общество склонно рассматривать
каждую новую революционную идею, общественную или научную, бросающую вызов
сложившемуся представлению о мире, как безумие. В какой-то момент кто-то
додумался строить корабли из металла. Естественно, его посчитали сумасшедшим:
ведь всякий нормальный человек прекрасно знает, что металл тонет. Таких
примеров можно привести множество. Творчество вообще сродни сумасшествию:
оно взрывает наше представление о мире. У меня был один знакомый биолог-эволюционист,
и я спросил его: что заставило первое существо выйти из воды на сушу.
И он сказал: конечно, безумие! Джон Эдвард Гувер, несмотря на занятость,
имел обыкновение принимать людей, которые зачастую казались его окружению
заведомо сумасшедшими. Его спрашивали какой в этом смысл? И он рассказывал
такую историю. В молодости он был сотрудником американских спецслужб в
Швейцарии, и ему предложили встретиться с одним интересным русским эмигрантом.
Гувер ответил отказом: идеи русского представлялись ему полным бредом.
Фамилия сумасшедшего была Ульянов. Под влиянием этой истории Гувер пересмотрел
свои взгляды на безумие. Должно быть, он потом всю жизнь надеялся на встречу
с кем-то подобным Ленину, но его ошибка была непоправима, он ждал напрасно:
новый Ленин к нему так и не пришел.
* В греческой и русской традиции — псалом 33.
** Гершом Шолем (1897-1982) — профессор Еврейского университета в Иерусалиме,
один из ведущих в академическом мире специалистов по каббале, автор ряда
фундаментальных работ по еврейской мистике.
Опубликовано в 28 выпуске "Мекор Хаим" за 2000 год.
хостинг одесса Ремонт пвх окон монтаж и установка пластиковых окон.