— За что сидишь?
И все отвечали:
— Совершенно ни за что!
Это какал-то чудовищная судебная ошибка.
— Когда в Библии впервые упоминается болезнь?
— Яаков первый, о ком прямо сказано, что он болел*. В одном комментарии
говорится, что до него вообще никто не болел — люди просто умирали,
когда истекал срок их жизни, вроде того, как кончается телефонная карточка.
Качество первого разговора ничем не отличается от последнего. Яаков
просил о каком-то знаке, предупреждении, предвестнике смерти, чтобы
она не была столь ужасающе внезапна.
— Не на полуслове, если использовать вашу аналогию с телефонной карточкой.
— Да, вежливый человек прежде, чем положить трубку, завершает беседу
и прощается. Тяжелая болезнь дает возможность внутренне подготовиться
к смерти, осмыслить свою жизнь, привести в порядок дела, завещание составить.
Кстати, раз уж мы заговорили об Яакове, он использовал полученное предупреждение:
благословил детей и внуков, сделал распоряжение о похоронах.
— Стало быть, Яаков просил для себя, а получило все человечество.
Щедрый дар.
— Просто идея была хорошая.
— Вы так считаете?
— Конечно. Ведь болезнь способна подтолкнуть человека к размышлению
о важных вещах. Это такая сильная встряска, которая может основательно
прочистить мозги.
— Или вызвать сотрясение мозга.
— Бывает и так.
— О Яакове сказано, что он заболел, когда ему было 147 лет. Он был
стар.
— Болезнь и старость — явления одного порядка. Старость тоже не была
присуща человеку изначальна. Они были встроены в ранее созданный механизм.
Старость выполняет ту же функцию, что и болезнь. Один геронтолог сказал
мне: «Старость — это адаптация организма к смерти». В 30 лет думают
не о смерти, а о теле. Я бы даже сказал так: в 30 лет думают телом.
— А в 70 — нет? Старость и болезнь могут привести к тому же эффекту,
хотя и в иной аранжировке. Телесные страдания заставляют человека сосредоточиться
на них. Разве не так? Старик может думать о теле и телом не меньше,
чем в молодости. Я вовсе не хочу сказать, что сбои организма непременно
сужают духовные горизонты, но это довольно распространенный случай.
— Обыкновенно это бывает у тех, у кого духовные горизонты и без того
были узки. А собственно, почему вы об этом заговорили? Будь вам 30,
вы бы предпочли поговорить не о старости и болезни, а о женщинах.
— Будто мы с вами о женщинах не говорили!
— В самом деле? Стало быть, вы наконец созрели и для этой темы.
— В обыденном сознании здоровье — это безусловная ценность. А с религиозной
точки зрения?
— Рамбам** говорил, что поддержание здоровья — один из путей служения
Всевышнему Рамбам был едва ли не лучшим врачом своего времени, и он
никогда не стал бы заниматься медициной, если бы так не думал. Я целиком
и полностью разделяю это мнение.
— И тем не менее курите.
— Вовсе не считаю, что мне это как-то особенно вредит: я же трубку курю.
Однажды я беседовал в Англии с председателем комиссии по изучению вреда
курения, и он сказал: «Трубка минимизирует вред курения». С этими словами
он достал трубку и закурил. Как я могу не доверять специалисту? Здоровье
— ценность, но, я вам скажу, болезнь — тоже ценность. Болезни стимулируют
человека к переосмыслению своей жизни.
— Или не стимулируют — одно из двух. Человек может считать, что с
ним все в порядке и беды, которые сваливаются ему на голову, совершенно
незаслуженны. Достаточно распространенная реакция на страдания: «За
что?! Как это несправедливо!»
— Могу рассказать вам по этому поводу один исторический анекдот. Однажды
Фридрих Великий*** инспектировал тюрьму Он заходил в камеры и спрашивал:
«За что сидишь?» И все отвечали ему: «Совершенно ни за что! То есть
совершенно! Это какая-то чудовищная судебная ошибка, Ваше Величество».
И только один человек сказал: «Я вор, Ваше Величество. Поймали меня,
вот я и сижу».
— И что Фридрих?
— Он сказал: «Его надо немедленно изолировать, а не то этот грешник,
не приведи Г-сподь, растлит мне собранный здесь сонм праведников». И
вора отпустили.
— А ведь он даже не раскаялся!
— Не раскаялся. Но, в отличие от окружавших его праведников, он отдавал
себе отчет в причинах своих неприятностей.
— Сдается мне, не так уж многие связывают свою болезнь с поведением.
О курении я не говорю: как мы выяснили, с трубкой ничего страшного.
Этиология болезней, как она описана в медицинских справочниках, не имеет
нравственной природы. Соответственно и терапия исходит из совсем иных
предпосылок. Больные пьют таблетки и (ведь бывает?) поправляются. Причем
(тоже бывает) в первозданном нравственном состоянии.
— Почему бы и нет? Одни выздоравливают, потому что уже поняли, другие
— поскольку все равно ничего не понимают: они оказались невменяемы и
им придется подождать до следующего раза — авось поумнеют. Или не выздоравливают,
если курс обучения уже завершен. Но все-таки обратите внимание, вот
вы говорили о спонтанной реакции человека на болезнь: «За что?» Разве
этот эмоциональный вопрос не предполагает нравственного механизма заболевания?
__________________________________
* Берешит (Быт) 48:1.
** Рамбам (Маймонид) — выдающийся еврейский средневековый мыслитель
и врач (1135-1204) Был лейб-медиком Саладина Ричард Львиное Сердце приглашал
Рамбама поработать в той же должности на него, но Рамбам отказался.
*** Фридрих Великий — Фридрих II (1712-1786), прусский король 1740-1786.
Опубликовано в 37 выпуске "Мекор Хаим" за 2001 год.