Гл. страница >> Проводник >> р. А. Штейнзальц  >> Ответы ны вопросы >> Первая часть

·        Каково значение имени в жизни человека?

·        В Книге Ийова (1:6) фигурирует Сатана. Каково представление о нем в иудаизме?

·        В какой мере евреи могут доверять пророчествам Нострадамуса о будущем европейской истории?

·        Какие принципы заложены в еврейской морали?

·        Существует ли в еврейском праве запрет на эмиграцию в Германию после Катастрофы?

·        Верно ли, что обрезание было введено потому, что оно полезно для здоровья, или есть более глубокое толкование этого еврейского обряда?

·        Позволяет ли Тора заниматься астрологией?

·        В чем заключается любовь к Б-гу?

·        Верно ли, что в том случае, когда есть выбор, лучше иметь дело с верующим неевреем, а не с атеистом?

·        Если Тора – уникальный боговдохновенный текст, чем объяснить ее сходство с древнейшими сводами законов, например, с законами Хаммурапи?

·        Если еврей является жертвой обстоятельств и изначально, благодаря условиям рождения и воспитания, не имеет возможности изучать Тору и исполнять ее законы, то в чем смысл его жизни?

·        Если человек за уже свершенный грех заслужил наказание карет и душа его «отторгнута» от своего народа, значит ли это, что ему больше нечего терять и, как следствие, теперь ему все дозволено?

·        Что изменяется в душе человека при прохождении им гиюра?

·        В какой момент Б-г дает человеку душу? Когда в людях появляется злое начало?

·        Что происходит с душой человека в день тринадцатилетия (бар-мицва)?

·        Какое влияние оказывает обряд крещения на еврея и его душу? Есть ли разница в этом отношении между сознательным и бессознательным прохождением обряда? Может ли крещеный вернуться к еврейству?

·        Если Устная Тора передается из поколения в поколение, в чем Вы видите гарантию аутентичности передаваемой информации? Почему евреи так уверены в том, что на протяжении поколений она не была искажена? Ведь практически по каждому вопросу ведутся споры!

·        Существует предание, что внук Моше был отступником (см. комментарий Раши к «Шофтим», 17:7,18:30). Почему его не защитили от соблазна заслуги великого предка?

·        Конструкции Первого и Второго Храмов соответствовали приведенному в Торе описанию переносного Святилища, созданному по воле Творца во времена Исхода. И Святилище, и оба иерусалимских Храма были возведены строителями. Однако, согласно преданию, Третий Храм должен спуститься с Небес и соответствовать описанию пророка Йехезкеля. Не этим ли объясняется еврейская пассивность по отношению к строительству нового Храма?

·        Известно, что в прошлом в иудаизм обращались целые народы. Однако возможно ли массовое обращение в еврейскую веру при столь высоком уровне требований к собирающемуся пройти гиюр? Неужели все прозелиты учились в йешивах и исполняли 613 заповедей?

·        Каково значение имени в жизни человека?

Герои Танаха давали имена своим детям в связи с тем или иным событием. Например, в книге «Брейшит» (гл. 29,30) рассказывается о том, как жены Яакова, Рахель и Леа, подбирали имена своим сыновьям и сыновьям своих рабынь. Каждая из них, нарекая новорожденного, вкладывала в имя особый смысл, благодаря Всевышнего за дарованного ей ребенка и выражая надежду на то, что Творец будет милосерден к ней и в будущем.

Принято считать, что наши праотцы давали имена своим детям, руководствуясь пророческим откровением. В последних поколениях не было таких откровений, и мы ищем для детей имена в еврейской традиции.

Можно сказать, что между именем человека и его сущностью есть определенная связь. Давая новорожденному то или иное еврейское имя, мы надеемся, что его жизненный путь будет переплетен с судьбами наших предков и близких, выражаем уверенность в том, что заслуги одного из праотцев и мудрецов Израиля станут для него защитой и примером.

Что делать, если родители не дали своему ребенку еврейское имя или дали ему такое, которого он стыдится? Не исключено, что отец и мать могут пренебречь своей обязанностью дать новорожденному достойное имя. И, тем не менее, каждый человек при появлении на свет наделен свойствами, которые отражает определенный спектр имен, и он всегда может выбрать одно из них, самостоятельно взяв себе новое имя или изменив старое. Кстати, менять имя или брать себе дополнительное – древний обычай, к которому прибегали в надежде на изменение предначертанной судьбы: к примеру, в случае тяжелой болезни. Это вовсе не означает, что человек стирает свое прошлое, однако тем самым он демонстрирует стремление изменить свою жизнь, само существо свое к лучшему. 

<< Вопросы >>

В Книге Ийова (1:6) фигурирует Сатана. Каково представление о нем в иудаизме?

Вопросы такого рода чаще всего порождены тем, что с Сатаной связано великое множество предрассудков и суеверий. Однако, несмотря на то, что данная тема многим представляется весьма таинственной, в ней нет ничего особо загадочного. Постараемся пролить на этот «темный вопрос» совсем немного света, и, может быть, этого уже будет достаточно, чтобы мрак рассеялся.

Фигурирующий в таких религиях, как христианство и ислам, Сатана – злой дух, предводитель сил зла, противостоящий Б-гу, восставший против Него властелин ада и т.д. Подобная позиция имеет привкус дуализма, поскольку признает наличие и противоборство двух начал – Б-га и Дьявола.

Согласно еврейскому мировоззрению, лишь Творец является первопричиной всего происходящего на земле – и того, что воспринимается нами как добро, и того, что воспринимается как зло: «…Я – Г-сподь, и нет иного. Я создаю свет и творю тьму, устанавливаю мир и насылаю бедствие…» (Йешаяѓу, 45:6,7). Поэтому зло – не самостоятельная субстанция: оно выражается и определяется через отрицание. Зло – это отсутствие добра, а не реальность сама по себе. С этой точки зрения Сатана – духовная сущность, относящаяся к разряду изначально созданных Творцом реалий. Наши мудрецы учили, что человек должен благословлять Всевышнего за обрушившееся на него несчастье так же, как и за дарованное ему благо. Ведь Сатана – сила, подчиненная Творцу, находящаяся у Него в услужении. Можно сказать, что в Небесной иерархии он исполняет – и весьма исправно – обязанности провокатора, прокурора и палача.

В Танахе Сатана упомянут в книге Ийова: «И был день, когда пришли сыны Всесильного, чтобы предстать пред Б-гом, и Сатана был среди них» (1:6). Большинство комментаторов склоняются к тому, что здесь речь идет о Дне Суда — Рош га-шана, еврейском Новом годе, – дне, когда на Небесах судят все сущее и решают участь мироздания на весь следующий год. В Талмуде говорится, что в этот день пред Б-гом предстают ангелы-защитники, представляющие добрые дела человека, совершенные им на протяжении прошедшего года, и ангел-обвинитель, напоминающий о его грехах. «Сыны Всесильного», упомянутые в Книге Ийова, и есть те самые ангелы, а Сатана – ангел-обвинитель, подвергающий человека испытанию, которое тот может и не выдержать.

С другой стороны, Сатана – именно та сила, которая приводит приговор Небесного Суда в исполнение. Поэтому он, обличитель злого начала в человеке, является, согласно еврейской традиции, еще и ангелом смерти.

Когда речь идет об ангелах вообще и о Сатане в частности, наивному воображению, конечно же, не стоит рисовать никаких антропоморфических образов: ведь говорится о духовных сущностях, а не о розовощеких младенцах с колчаном и стрелами, равно как и не о хвостатом черте с рогами и копытами. Подобные образы – заимствования из языческих мифологий.

<<  Вопросы  >>

В какой мере евреи могут доверять пророчествам Нострадамуса о будущем европейской истории?

Во-первых, есть те, кто утверждает, что Мишель Нострадамус – астролог и придворный врач французского короля Карла IX – был евреем, однако это не более чем слухи. Во всяком случае, если он и был евреем, то крещеным.

Во-вторых, в «Столетиях» все изложено столь туманно и в таких общих выражениях, что практически каждое четверостишие можно истолковывать так, как вам заблагорассудится. Любая попытка конкретизировать некоторые предсказания Нострадамуса и соотнести их с реальностью спекулятивна и неумна.

Например, в одном из немногих пророчеств, содержащих конкретную дату (1999 год), говорится о том, что должно произойти некое «великое событие». «Великое событие» этого года многие современные «комментаторы» Нострадамуса соотносили с солнечным затмением в августе. Эта попытка сама по себе бессмысленна, ведь в таком случае это не пророчество, поскольку с помощью математических расчетов и четыре века назад можно было научиться «предсказывать» затмения.

В заключение хотелось бы пожелать, чтобы жажда веры, заложенная в сердцах людей, находила единственно правильное и достойное выражение.

<<  Вопросы  >>

Какие принципы заложены в еврейской морали?

Общественная мораль – это комплекс критериев для оценки поступков людей, основанный на исторически сформировавшихся представлениях о добре и зле. Таким образом, общественное мнение играет определяющую роль при установлении моральных принципов.

В отличие от этого традиционная еврейская мораль определяется Синайским Откровением – заповедями Торы, регулирующими взаимоотношения как между людьми, так и между человеком и Творцом, – которое является для нас источником абсолютных правовых и моральных норм. Обязательства по отношению ко Всевышнему имеют первостепенную важность в формировании внутреннего мира человека, причем на участие в этом процессе общественные нормы и установки даже не претендуют.

Наиболее обобщенно основные принципы еврейской морали сформулированы в Десяти заповедях. Опыт показывает, что выделение лишь некоторых из них, относящихся к отношениям между людьми (например, «не убивай», «не воруй», «не прелюбодействуй»), в отрыве от тех заповедей, которые регламентируют отношения между человеком и Б-гом, бесплодно и ущербно; лишение их духовного фундамента и, соответственно, истинно нравственной мотивации к исполнению приводит к неминуемому разладу в обществе.

Без соблюдения юридических норм человечество нежизнеспособно; без соблюдения этических правил рвутся связи между людьми. Но без веры в Творца наше существование вообще теряет всякий смысл.

<<  Вопросы  >>

Существует ли в еврейском праве запрет на эмиграцию в Германию после Катастрофы?

Избрание страны проживания – дело сугубо личное. Но с точки зрения еврейской традиции выбор места жительства должен быть обусловлен тем, насколько полно еврей может реализоваться там в служении Всевышнему. Если для вас очевидно, что в Германии у вас будут более благоприятные условия для того, чтобы вести еврейский образ жизни, чем, скажем, в Израиле, Америке или России, то нет никаких противопоказаний переселению туда.

Согласно букве еврейского Закона, нет никакой разницы между эмиграцией в Германию, или Испанию, где в средние века инквизиция сжигала евреев на кострах, или на Украину, где, в семнадцатом веке их уничтожали банды Хмельницкого.

Сам же факт возникновения этого вопроса свидетельствует о наличии моральной проблемы. Для того, чтобы мы стали относиться к этой стране так же, как и ко всем остальным, должно пройти немало времени: рана еще слишком свежа. К тому же в подавляющем большинстве случаев эмиграция в Германию имеет отнюдь не ту мотивацию, о которой сказано в начале.

 <<  Вопросы  >>

Верно ли, что обрезание было введено потому, что оно полезно для здоровья, или есть более глубокое толкование этого еврейского обряда?

Хотя обрезание действительно является полезным с точки зрения гигиены, еврейская традиция ни в коей мере не считает это соображение основным в исполнении заповеди брит мила, ведь сказано: «Заповеди Торы даны не для выгоды».

Об обрезании как знаке союза (на иврите – брит) между Всевышним и человеком впервые рассказывается в книге «Брейшит» (17:9-14). Б-г заключает союз с Авраѓамом, и обрезание выступает в качестве символа этого союза. Именно поэтому еще одно из названий обряда брит мила брит Авраѓам. После Синайского Откровения эта заповедь стала обязательной для каждого еврея мужского пола. Обрезание обязаны делать и те, кто становится частью еврейского народа, принимая иудаизм, – герим.

По мнению Рамбама, обрезание символизирует подчинение чувственного начала разуму – необходимое условие исполнения обязательств, принятых при заключении союза с Творцом (именно поэтому операция совершается на том самом органе, посредством которого чувственность и проявляется).

Наряду с пасхальным жертвоприношением обрезание является предписывающей заповедью, за сознательное пренебрежение которой следует наказание карет (отторжение души от ее источника, что приводит к тяжелейшим последствиям в материальном мире: преждевременной смерти, прекращению рода и т.д.).

<<  Вопросы  >>

Позволяет ли Тора заниматься астрологией?

Астрология, возникшая в глубокой древности, занималась изучением воздействия небесных светил на земной мир и на человека с целью прогноза будущего. Рациональное зерно, содержащееся в этом учении, – взаимообусловленность внешне не связанных между собой событий и гармония всех элементов этого мира. Не отрицая этого, иудаизм, тем не менее, крайне редко обращается к теоретическим положениям астрологии, а на практике вообще не прибегает к ней.

На протяжении всей истории человечество проявляло к астрологии повышенный интерес, и она стала неотъемлемой частью массовой культуры. Однако уже во времена Талмуда наши мудрецы считали попытки выведения прогнозов на основании астрологических наблюдений жульничеством. Тем более это справедливо по отношению к публикующимся ныне во многих периодических изданиях гороскопам. Они потакают вкусам определенной социальной среды, реалистически изображая ее пристрастия и интересы, быт и интриги. Поэтому такие псевдогороскопы не имеют никакого отношения к еврейскому пониманию астрологии.

Иудаизм признает, что многое в судьбе человека предопределяется условиями его рождения и влиянием среды. Но поскольку существует принцип свободы выбора между добром и злом (и как следствие – вознаграждение и наказание), влияние звезд и планет не определяет ход его жизни.

Человек, от рождения наделенный определенными свойствами характера и темпераментом, обязан управлять своими поступками и мыслями, творить собственную судьбу. В обуздании негативных сторон своего «Я», в стремлении к самоусовершенствованию и заключается его задача.

Свод еврейских законов «Шульхан арух» недвусмысленно запрещает обращаться к астрологам за предсказаниями будущего. В Вавилонском Талмуде (трактат «Шабат», 156б) эта мысль сформулирована так: «Эйн мазаль ле-Исраэль!» («Нет звезды у Израиля») – т.е. нет предопределения в положении звезд и планет.

Приведем пример из Священного Писания. В книге «Брейшит» (гл. 15) рассказывается о том, как Всевышний показал Авраму звездное небо. Мидраш, комментируя этот фрагмент, объясняет, что в молодости Аврам занимался астрологией и вычислил по звездам, что у него не должно быть детей (и действительно, до глубокой старости он был бездетен). Всевышний сказал ему так: у Аврама не было детей, но у Авраѓама дети будут. Благодаря своему служению Творцу Авраѓам поднялся на иной духовный уровень, где астрологическое предопределение теряло свою силу.

<<  Вопросы  >>

В чем заключается любовь к Б-гу?

Нелегко ответить на этот вопрос в рамках газетной статьи. Для того, чтобы не быть голословным, надо определить само понятие «любовь». Любовь – это стремление к максимальной близости, достигаемой путем самоотдачи. Если исходить из этого, то можно попытаться понять, в чем заключается любовь к Б-гу, тем более что Он Сам открыл нам пути приближения к Нему.

Можно получить только общее представление о силе и красоте этого чувства по отношению к Творцу на примере любви между людьми: ребенка и отца или, чему научил нас мудрый царь Шломо (Соломон) в своей аллегорической поэме «Шир ѓа-ширим» («Песнь песней») – мужчины и женщины. Кстати, мудрецы поначалу не хотели включать «Шир ѓа-ширим» в Танах по той простой причине, что, по их мнению, эта песнь может быть воспринята невеждами как откровенно эротическое (не дай Б-г!) произведение. Но рабби Акива сказал, что если все книги Танаха святы, то «Шир ѓа-ширим» – святая из святых, поскольку в ней в иносказательной форме говорится о неуемном стремлении человеческой души (возлюбленная), заточенной в теле, к Всевышнему (Возлюбленный).

Основой этого чувства является благодарность человека Творцу за все добро, которое Он ему сделал, за собственное существование и за дарованную возможность быть связанным с Ним.

Однако в книге «Зоѓар» (56а) сказано, что в служении Г-споду от нас требуется совсем другое качество: благоговейный трепет пред Ним: «Чего Б-г Всесильный твой требует от тебя? Только трепета пред Б-гом…» («Дварим», 10:12). Где же тут любовь?

Дело в том, что изначально трепет пред Всевышним как следствие осознания Его величия – единственно надежное и эффективное средство для покорения эгоистической природы, связанной с чувственной склонностью сердца ко всему материальному, вещественному. Получается, что «трепетать пред Б-гом» человек должен для того, «…чтобы следовать всем путям Его…» (там же). Лишь осознав, какая дистанция отделяет его от Творца, человек может отдать предпочтение Его воле перед собственной, как сказали благословенной памяти мудрецы: «Все в руках Небес, кроме трепета пред Небесами». И лишь после этого можно удостоиться любви к Нему.

Любовь должна получить свое конкретное воплощение в исполнении желаний Творца, как уже было сказано, путем самоотдачи. Всевышний изъявил Свою волю, даровав нам Тору и заповеди. Следовательно, тот, кто испытывает любовь к Б-гу или хотя бы декларирует ее, выражает это, следуя Его Закону.

Таким образом мы приходим к выводу, что наша задача носит сугубо практический характер: покорить свою природу, подчинив ее созидательной любви к Б-гу. Говорить о любви к Нему и при этом игнорировать Его желания – лицемерие. Подобные заявления – самообман, порожденный эгоизмом.

<<  Вопросы  >>

Верно ли, что в том случае, когда есть выбор, лучше иметь дело с верующим неевреем, а не с атеистом?

Мне представляется, что в каждом случае надо вести себя в зависимости от того, что за человек стоит перед тобой, и не полагаясь слепо на стереотипы. Но поскольку у меня, как и у каждого еврея, заготовлена практически на любой жизненный случай хасидская история, не откажу себе в удовольствии поделиться одной из них.

Однажды р. Яаков-Йосеф из Полонного подвозил на бричке своего учителя, святого Бааль-Шем-Това. Когда они проезжали мимо церкви, Бааль-Шем-Тов обратил внимание на то, что кучер-христианин не перекрестился на венчавший купол крест. «Тебе нужно срочно сменить его», – сказал ученику Бааль-Шем-Тов. «Это еще почему?» – удивился тот. «Если он не верен своему богу, как он может быть верен тебе?»

Комментарии, казалось бы, излишни. Тем не менее, в повседневной жизни этот вопрос: с каким из неевреев лучше иметь дело, религиозным или нерелигиозным – остается актуальным.

Нередко можно встретить религиозных людей, для которых неприемлема сама мысль о нормальном бытовом контакте и, тем более, о совместной деятельности с верующими других конфессий. При этом они не приемлют иноверцев в гораздо большей степени, чем атеистов. Предвзятое отношение ко всему чужеродному, и в первую очередь к чуждым религиозным воззрениям, впитывается с молоком матери, прививается воспитанием с раннего детства. В то же время нерелигиозный человек воспринимается нейтрально, не как носитель определенного мировоззрения, а как тот, у которого оно вовсе отсутствует.

Однако широко распространен и иной подход. Многие религиозные люди убеждены в том, что источником абсолютных нравственных ориентиров может быть только система религиозных взглядов, и если у другого человека она отсутствует, то с ним вообще опасно иметь дело. С этой точки зрения принадлежность к определенной конфессии является свидетельством наличия морально-нравственных устоев, не зависящих от конъюнктуры, что позволяет с большей долей вероятности прогнозировать поведение человека.

В длинной летописи наших отношений с представителями других народов нетрудно найти подтверждения как одной, так и другой точкам зрения. Но можно утверждать, что во всех случаях, когда религия не использовалась как прикрытие для экономических или политических интересов, религиозные гонения не принимали характера тотального истребления. Это стало возможным лишь при атеизме как государственной идеологии (нацизм, коммунизм).

Действительно, наличие устойчивого религиозного мировоззрения практически сводит на нет возможность достижения экуменического компромисса, выработки единой позиции, приемлемой для всех верующих. В то же время по целому ряду глобальных проблем, по конкретным поведенческим установкам и требованиям к верующим большинство религиозных конфессий придерживаются сходных взглядов. Как следствие этого, в ведении совместных коммерческих или благотворительных проектов религиозный партнер, представляющий иную конфессию, рассматривается в большинстве случаев как человек более надежный и прогнозируемый, чем нерелигиозный. Необходимо добавить, что религиозная принадлежность зачастую достаточно формальна и далеко не всегда гарантирует последовательное соблюдение декларируемых норм и принципов.

<<  Вопросы  >>

Если Тора – уникальный боговдохновенный текст, чем объяснить ее сходство с древнейшими сводами законов, например, с законами Хаммурапи?

У многих народов существуют сходные по сюжету легенды, мифологии и предания: о происхождении мира, сотворении неба и земли, о всемирном потопе...

На самом деле в этом нет ничего удивительного. Как может быть, чтобы предание о Всемирном потопе сохранилось только у евреев? Если это была крупнейшая тотальная катастрофа, то о ней потомки Ноаха просто не могли не знать. И поэтому в фольклоре многих народов встречаются в том или ином виде легенды о потопе. В греческом варианте библейской истории от его губительных вод спасся лишь Девкалион со своей женой. Согласно этой легенде, он, как и Ноах, построил ковчег и после потопа стал прародителем нового человечества. Или возьмите рассказ о потопе из шумерского эпоса о Гильгамеше. Очевидно, что схожесть сюжетов объясняется тем, что они являются отголосками одного и того же события.

Подобным образом мы можем ответить и на заданный вопрос. Еврейская традиция передает, что уже Адаму, прародителю человечества, были даны для соблюдения определенные заповеди, которые впоследствии должны были стать обязательными для всего человечества. Таким образом, он, если хотите, получил от Б-га свое собственное Откровение. После потопа эти законы подверглись некоторым изменениям, и сегодня их обобщенно называют «семь заповедей, данных сынам Ноаха». Обобщенно, поскольку семь законов – это лишь основные принципы, нуждающиеся в детальной расшифровке. Одна из этих семи заповедей – требование установить справедливое правосудие, – по мнению Рамбама, обязывает повсеместно учреждать судебные органы, а по мнению Рамбана – вершить правосудие там, где имеют место «воровство, жульничество, притеснение, задержка оплаты, причинение ущерба и нанесение увечий...» и т.д.

В общих чертах эти законы во многом напоминают соответствующие установления Торы, поскольку неевреям через Адама, Ноаха, а впоследствии и Авраѓама также была дан Закон (как Учение, а не как Откровение), изначально относившийся ко всему человечеству в целом, но адресаты позволили себе его несколько «подкорректировать». Поэтому не стоит удивляться тому, что мы встречаем сходные положения в кодексах разных народов. Ведь установление законов, которые сегодня именуются «гражданским» и «уголовным правом», с точки зрения иудаизма не является прерогативой собственно еврейского народа, а относится к сфере религиозных обязанностей каждого сообщества людей, поскольку они изначально определены Творцом для всего человечества.

Достаточно примечателен тот факт, что по большей части в них совершенно не содержатся заповеди, регламентирующие взаимоотношения людей с Творцом. Все подмеченные сходные черты в различных законодательных системах древности и в Торе относятся лишь к области межчеловеческих отношений. Законов о цицит и тфилин или подобных им вы не найдете, поскольку это законы Торы, а она заповедана только евреям и является обязательной только для представителей избранного народа.

<<  Вопросы  >>

Если еврей является жертвой обстоятельств и изначально, благодаря условиям рождения и воспитания, не имеет возможности изучать Тору и исполнять ее законы, то в чем смысл его жизни?

И по сей день такие случаи, к сожалению, остаются довольно типичными для России. Такой человек, являясь евреем по праву рождения и обладая всеми предпосылками и потенциалом для самореализации в этом качестве, практически вообще не реализует себя как представитель избранного на служение народа. Все, что де-факто объединяет его с еврейством, – лишь информация о том, что его предки были евреями, соответствующая отметка в документах, докучливые напоминания соседей или сослуживцев, да еще виды на выезд в Израиль или США, а на худой конец – в Германию. При этом он в большинстве случаев не несет полной ответственности за неисполненные им заповеди, поскольку с точки зрения Ѓалахи рассматривается как «младенец, взятый в плен и воспитанный неевреями». Поскольку наша традиция видит смысл жизни человека в его служении Творцу, вопрос вполне легитимен.

Такой человек, не зная ничего о том, что представляет собой еврейство на самом деле, лишен одной из основных человеческих привилегий: свободы выбора, которая предполагает, что человек может добровольно отдавать предпочтение добру перед злом. Но, находясь в отрыве от традиции, еврей просто не знает, что делать необходимо, а что – запрещено, и, следовательно, ему не из чего выбирать. Он не видит цель, к которой должен стремиться, поскольку разум его зашорен нееврейскими представлениями, обычаями и образом жизни, атеистическим или языческим мировоззрением... Будучи хорошим, может быть, даже идеальным человеком, он, тем не менее, остается «никаким» евреем. В подобной ситуации иудаизм предполагает только один выход: вернуться к еврейской традиции, реализовать нераскрытый потенциал.

Я получаю бессчетное множество писем и обращений от таких людей. Одни сетуют на то, что состоят в смешанном браке, другие – на неурядицы на профессиональном поприще, у третьих – (не дай Бог!) семейные трагедии и несчастные случаи. Но что показательно, так это следующее: каждый из них явственно ощущает собственную ущербность и неполноценность именно с точки зрения еврейств, этот лейтмотив присущ практически каждому письму – да иначе они бы и не обращались за помощью к раввину.

Часть этих людей своими неосознанными действиями создали себе проблемы сами, другим эти проблемы оставили в наследство родители. Так или иначе, по исторической или какой-либо иной причине, такие люди являются «потерянными», и именно о них говорит пророк: «…и придут потерянные в земле Ашур и заброшенные в земле Египта, и поклонятся Б-гу на святой горе в Иерусалиме» (Йешаяѓу, 27:13).

Всевышний хочет, чтобы такой человек вернулся в лоно еврейства, и, несомненно, предоставляет ему такую возможность. И евреи всего мира ежедневно молятся о возвращении «потерянного» к своему народу. Даже если сам он ни о чем не знает и ни о чем не подозревает, у нас есть все основания для надежды на то, что он сам или его потомки рано или поздно возвратятся к своему народу и его служению. Мидраш рассказывает, что когда придет Машиах, неевреи тоже захотят принести ему свои дары. Что же они могут дать Спасителю? Власть? Есть у него власть. Богатство? Оно ему ни к чему! И тогда они отыщут и принесут ему в дар самое дорогое: «потерянных» евреев.

<<  Вопросы  >>

Если человек за уже свершенный грех заслужил наказание карет и душа его «отторгнута» от своего народа, значит ли это, что ему больше нечего терять и, как следствие, теперь ему все дозволено?

Карет – это кара, предопределенная Торой за сознательное нарушение ряда законов. Повсюду где Тора грозит отторжением души, например: «…душа всякого, кто съест квасное (в Песах)… будет отторгнута от Израиля» («Шмот», 12:15) или «…всякий, кто ест ее (кровь), будет отторгнут» («Ваикра», 17:14) – речь идет о карете. Мишна насчитывает тридцать шесть случаев, за которые полагается карет. В основном это наказания за нарушения запретов. Например, кроме упомянутых, – за различные виды кровосмешения, идолопоклонства, нарушение святости субботнего дня. Есть и другие виды запретов, карающиеся отторжением, связанные с храмовым служением и поэтому не столь актуальные в наше время. Но карет – это наказание и за нарушение двух предписывающих заповедей: за уклонение от обрезания («…его душа будет отторгнута от народа ее…»; «Брейшит», 17:14), и от совершения пасхального жертвоприношения («Душа человека… отказавшегося принести пасхальную жертву, отторгнута будет от народа ее…»; «Бемидбар», 9:13).

В чем выражается карет? Согласно одному мнению, отторжение души от Источника жизни может выражаться в преждевременной или неожиданной смерти, по другим – в бездетности или прекращении рода, смерти потомков. Рамбам, например, считает, что карет – это окончательное истребление души из грядущего мира, ее исчезновение после смерти без права на воскрешение из мертвых. Однако его постоянный оппонент Рамбан, настаивающий на неистребимости души и ее бессмертии, считает, что карет – это наказание в аду по степени прегрешения с последующим лишением духовного наслаждения, испытываемого праведниками.

Смертным не дано знать, исходя из каких принципов Творец ведет учет человеческим деяниям. Только Он вправе и в силах оценить степень вины и причиненного ущерба и взыскать за это. С точки зрения, например, психолога невозможно однозначно ответить на вопрос, является ли сила порочной привычки оправданием преступления или отягчающим обстоятельством. Однако из того, что нам сообщает Тора, следует, что если грех совершается один раз, – это плохо. А если он совершается вторично – это гораздо хуже. На самом деле, подразумевая под понятием карет целый комплекс наказаний, мы вправе предположить, что уровень каждого из них может варьироваться в зависимости от степени вины. Представление о возмездии в иудаизме подразумевает не воздаяние злом за причиненное зло, но очищение души страданием по принципу «мера за меру» и компенсацию причиненного ущерба. Исходя из этого, становится понятным ответ на заданный вопрос: усугубление вины влечет и усугубление ответственности, и у Всевышнего есть достаточно способов привести кару в соответствие с содеянным.

Не нужно забывать, что даже столь суровое наказание, как карет, неспособно лишить еврея его права на связь с Творцом, поскольку это принципиально невозможно. Это преграда, которую с каждым повторением греха преодолеть все трудней, но не в коем случае не окончательный разрыв. И коль скоро это так, есть способы устранения этой преграды: в течение всей человеческой жизни врата раскаяния открыты для того, кто чистосердечно стремится вернуться к Нему.

<<  Вопросы  >>

Что изменяется в душе человека при прохождении им гиюра?

Раби Шнеур-Залман из Ляд, которого еще называли Алтер-Ребе, однажды сказал: «Ни один гой не проходит гиюр, и ни один еврей добровольно не принимает крещение». С этой точки зрения, подобный выбор у человека обусловлен самой природой его души, изначально присущим ей уровнем. При этом наличие среди его предков евреев вовсе не является необходимым условием его мистической принадлежности к народу Израиля. Я бы сказал – и подтверждение этому можно найти в тексте Торы, – что душа того, кто проходит гиюр, изначально отлична от душ детей того народа, к которому он принадлежал от рождения. Если бы дело обстояло иначе, у человека не было бы предрасположенности к еврейскому служению, у него не хватило бы внутренней мотивации для принятия на себя нелегкой ноши: 613 заповедей, отнюдь не делающих жизнь простой и безоблачной. Мидраш рассказывает, что прежде, чем дать евреям Тору на горе Синай, Всевышний поинтересовался у других народов, готовы ли они к принятию на себя бремени заповедей. По тем или иным причинам все они, кроме евреев, решили, что это не для них. Евреи же согласились – и стали народом Завета! Но было бы логичным предположить, что среди множества душ народов мира были и желавшие принять на себя бремя служения, но из-за отказа большинства своих соплеменников не удостоившиеся Откровения. Может ли такое желание остаться незамеченным Творцом, без награды? Да, человек не родился евреем, однако теперь, прислушавшись к голосу своей души, он пожелал стать таковым. Разумеется, я имею в виду тех, кто проходит гиюр в соответствии с еврейским Законом, принимая на себя все права и обязанности, которые накладывает на него новый статус.

<<  Вопросы  >>

В какой момент Б-г дает человеку душу? Когда в людях появляется злое начало?

Это очень сложные вопросы, и если отвечать на них кратко, то можно сказать, что душа связана с телом уже с момента зачатия, а злое начало – йецер га-ра – сопровождает нас с момента рождения.

Более подробный ответ таков. Из сказанного в Талмуде очевидно, что первые сорок дней после зачатия эмбрион не считается живым существом, хотя душа уже связана с ним. По прошествии сорокадневного срока он получает статус человека, несмотря на то, что все еще не является таковым в полном смысле слова. Душа укореняется и раскрывается в теле постепенно, по мере формирования организма и развития мозга. По словам наших мудрецов, еврейский младенец в чреве матери учит Тору, с пользой проводя, таким образом, свой девятимесячный досуг. Кстати, согласно научным данным, полученным с помощью энцефалограмм, зародыш видит сны, хотя с рациональной точки зрения сны – лишь создаваемые сознанием образы и картины, так или иначе отображающие впечатления, полученные человеком в жизни.

 А йецер га-ра в специальных условиях для развития не нуждается: «…ибо помысел сердца человека зол с молодости его…» («Брейшит», 8:21) – ведь, несмотря на столь разнообразные и многочисленные проявления, его суть – так хорошо знакомые и привычные для большинства из нас эгоцентризм и себялюбие.

<<  Вопросы  >>

Что происходит с душой человека в день тринадцатилетия (бар-мицва)?

Согласно кабале, душа человека включает в себя несколько уровней, каждый из которых может рассматриваться как отдельная структура: животная душа (она же витальная), разумная душа и т.д. – и имеет сложное строение. Наивысшим является уровень Б-жественной души, связующего звена между личностью и Творцом. Но, будучи связанной с телом уже с момента зачатия, она обретает полноту своего потенциала лишь в тринадцать лет (у девочек – в двенадцать), с чем, собственно и связано религиозное совершеннолетие, по достижении которого на еврея возлагается обязанность исполнения заповедей Торы. Разумеется, сказанное вовсе не означает, что в подростке вдруг проявляется отсутствовавшая ранее святость, однако именно в этом возрасте завершается формирование структуры его души. Сам факт совершеннолетия никак не отражается на ее уровне или степени святости, ведь эти параметры заданы ей изначально, как не является и показателем интеллектуального развития. По этому поводу уместно вспомнить историю из раннего детства одного еврейского «вундеркинда» (будущего Ребе из Сохачева). Однажды, как и подобает трехлетнему, босиком и в длинной рубашке, без штанов, он оживленно обсуждал комментарий «Тосафот» с Ребе из Варки; дискуссия проходила вполне «на уровне», что отнюдь не помешало ребенку от волнения… обмочиться. Что это означает? Лишь то, что его разум был достаточно зрел для того, чтобы серьезно постигать Тору, но при этом мальчик не перестал быть ребенком, со всеми, так сказать, вытекающими из этого следствиями.

<<  Вопросы  >>

Какое влияние оказывает обряд крещения на еврея и его душу? Есть ли разница в этом отношении между сознательным и бессознательным прохождением обряда? Может ли крещеный вернуться к еврейству?

Есть один момент, на который стоит обратить внимание в первую очередь. Если еврей самостоятельно и добровольно принимает крещение, он получает статус мешумад – выкрест, букв. «уничтоженный». К выкрестам евреи испытывают еще более неприязненные чувства, чем те, которые советские воины испытывали по отношению к солдатам армии генерала Власова. Ведь если в последнем случае речь идет об измене воинскому долгу, то в первом – о предательстве своего народа, веры и собственной семьи.

Что касается самой еврейской души, то ритуал крещения ровным счетом ничего в ней не меняет. Ритуал ритуалом, а она остается при этом самой собой – душой, данной еврею Б-гом, – и она неизменна и неистребима по сути своей. Еврей остается евреем, что бы с ним в жизни ни происходило.

Поскольку это так, обряд крещения не имеет никаких негативных последствий для ребенка, которого в церковь принесли или привели его ассимилированные родители, нееврейские родственники или «заботливая» няня-христианка в надежде таким образом полностью прервать его связь с еврейством, – ведь он попросту оказался пострадавшим. Однако в том случае, когда еврей сам сознательно отвергает наследие своих предков и союз с Творцом, заключенный на Синае, дело обстоит совершенно другим образом. Хотя и в этом случае акт крещения не оказывает никакого воздействия на его душу, факт отступничества губителен, хотя и исправим, ведь сказано в Талмуде: «Нет такого греха, который устоял бы перед раскаяньем».

(Забавно, что сами христиане не испытывают никакой неловкости от заимствования еврейского ритуала очищения для проведения этой процедуры, придав ему новый смысл. Тот, кто имеет некоторое представление об истории религий, не может воспринимать это действо иначе как пародию на элемент нашей, возникшей задолго до появления христианства, обрядности. Новой религии, отпочковавшейся от иудаизма, с идеологической точки зрения уместней было бы избрать что-нибудь менее напоминающее об ее происхождении – скажем, обривание головы, как в древнем Египте, или проведение через костер, практиковавшееся поклонниками Бааля.)

Если крещеный еврей решил вернуться к своему народу, он по принятому обычаю совершает тот самый еврейский обряд, который лег в основу крещения: погружение в очищающие воды миквэ – бассейн для ритуального омовения – и декларирует свое намерение вести еврейский образ жизни, изучать и исполнять заповеди Торы. Это скорее обычай, а не действие, предписанное Законом, поскольку в этом случае погружение совершается без благословения, необходимого, когда человек проходит гиюр, становясь иудеем. Кстати, многие евреи посещают миквэ ежедневно, перед утренней молитвой; окунаются в ее воды и в других случаях, например, после семяизвержения.

<<  Вопросы  >>

Если Устная Тора передается из поколения в поколение, в чем Вы видите гарантию аутентичности передаваемой информации? Почему евреи так уверены в том, что на протяжении поколений она не была искажена? Ведь практически по каждому вопросу ведутся споры!

Вызывает удивление то, что человек, задавший этот вопрос, не требует предоставления гарантий истинности Письменной Торы, а сразу принимается за Устную, словно у него уже припасены все необходимые свидетельства подлинности Писания! На самом деле, даже собрав воедино все доказательства, в конечном счете вместо доказанной истины мы получим… лишь сумму доказательств.

И все-таки давайте попробуем разобраться. Во-первых, мы знаем о том, что все ѓалахические споры, вплоть до наших дней, основаны на Синайском Откровении – как споры легендарных Шамая и Ѓилеля, так и все остальные подобные им, ведущиеся «во имя Небес». Большинство дискуссий в иудаизме относятся к классификационным, т.е. к спорам о том, как определить какое-либо явление или термин, как применить в конкретной ситуации положение Закона, которое само по себе является бесспорным для дискутирующих. Во-вторых, давайте посмотрим, кто занимается толкованием Закона, кто через беспрерывную цепочку поколений донес до наших дней полученное на Синае. Скрупулезным анализом Устной Торы уже на протяжении полутора сотен (!) поколений занимаются лучшие представители еврейского народа, если хотите, его духовная элита, и этот факт сам по себе уже говорит о многом. Далеко не самые примитивные умы человечества из века в век выверяют каждую букву дошедших до нас источников, подвергая критическому рассмотрению каждое слово! Любое новое утверждение должно гармонично вписаться в грандиозную систему иудаизма, не противореча всему массиву накопленных знаний. Вместе с тем важнейшим условием, обеспечивающим отсутствие искажений при передаче традиции, является ее непрерывность; первым звеном в цепочке этой преемственности был Моше-рабейну, передавший полученное на горе Синай старейшинам Израиля.

Посмотрите, как софрим переписывают свиток Торы. Согласно закону, он должен быть именно переписан: скопирован пером с другого, тщательно проверенного свитка – причем запрещено делать это под диктовку. Как по-вашему, почему, тиражированный типографским способом, он не имеет святости свитка и непригоден для публичного чтения в синагоге? Может быть потому, что типографская продукция безлична, а потому к ней и отношение соответствующее; посмотрите, как люди относятся к печатному слову в России, – путешествуя по этой стране, я, например, узнал, что в прочитанную газету можно заворачивать селедку...

Если же говорить серьезно, то рациональных ответов несколько. Одна-единственная опечатка, искажающая смысл, может быть тысячекратно репродуцирована – а ведь распроданный тираж не изъять. Конечно, чисто теоретически, любая кустарная деятельность на протяжении достаточно долгого времени рано или поздно должна привести к погрешности. Однако в отношении Письменной Торы мы убеждаемся, что это не так. Сравните множество древних свитков из разных общин, веками существовавших обособленно: все копии – а это сотни тысяч знаков! – оказываются совершенно идентичными. Значимость текста и трепетное отношение к нему нашего народа являются залогом его абсолютной неизменности. Сказанное в полной мере относится и к традиции передачи Устной Торы.

<<  Вопросы  >>

Существует предание, что внук Моше был отступником (см. комментарий Раши к «Шофтим», 17:7,18:30). Почему его не защитили от соблазна заслуги великого предка?

Несмотря на то, что заслуги отцов оказывают влияние на человеческую жизнь, в конечном счете нашу судьбу определяют поступки, совершенные нами на основе свободы выбора. Хотя любой еврей в своих молитвах апеллирует к заслугам Авраѓама, Ицхака и Яакова, прося Творца о милосердии к их потомкам, это обращение может дать нам лишь протекцию. Не более того.

Различного рода склонности могут передаваться по наследству. Но идеи, сила веры в Творца, отношение к людям и миру – все это зависит от самого человека и по наследству не переходит. Происшедшее с потомком Моше явилось следствием свободного выбора, обусловленного индивидуальными человеческими качествами, и заслуги отцов в таком случае мало чем могут помочь, это зависит от личности.

Я позволю себе проиллюстрировать сказанное следующим примером. У человека может быть абсолютный слух или даже выдающиеся музыкальные способности, склонность к сочинительству и т.д. Способности способностями, но станет ли этот человек музыкантом или нет, зависит только от его собственного решения. Есть люди, которые в различных областях деятельности, например в математике или изобразительном искусстве, обладают уникальными, почти сверхестественными способностями, получив их по наследству. Однако это вовсе не означает, что они с детства мечтают стать математиками или портретистами.

Так же и в вопросах веры. К слову, многие из моих абсолютно светских знакомых с пылом и умилением рассказывали о своих праведных еврейских предках, раввинах и цадиках, совершенно иррационально гордясь этим. К сожалению, некоторые из гордившихся уже не были евреями… «Все в руках Небес, кроме трепета пред Небесами».

<<  Вопросы  >>

Конструкции Первого и Второго Храмов соответствовали приведенному в Торе описанию переносного Святилища, созданному по воле Творца во времена Исхода. И Святилище, и оба иерусалимских Храма были возведены строителями. Однако, согласно преданию, Третий Храм должен спуститься с Небес и соответствовать описанию пророка Йехезкеля. Не этим ли объясняется еврейская пассивность по отношению к строительству нового Храма?

Существует заповедь Торы возвести Храм, которая относится и к нашим дням, поскольку он до сих пор не отстроен. Рамбам в книге «Яд ѓа-хазака» пишет: «Три заповеди велено [исполнить] евреям, когда они войдут в Страну Израиля: поставить [над собой] царя… уничтожить семя Амалека… и построить Храм…» («Ѓильхот-млахим», 1:1). Но эта заповедь, как и многие другие, обусловливается независимостью и мощью еврейского народа, как об этом сказано в Талмуде: «Яд Исраэль токфа» – «рука Израиля мощна». Речь идет о политической самостоятельности и суверенитете, а на сегодняшний день именно с этим у нас большие проблемы.

Современное положение нашего народа на своей земле таково, что ему приходится не только противостоять внешним врагам (с этим мы еще худо-бедно справляемся), но и преодолевать внутренний раскол. Диапазон мнений, представленных в израильском обществе, превышает все разумные пределы. Поэтому с практическим воплощением этой заповеди отнюдь не спешат. Дело даже не в том, что в отношении многих деталей храмового комплекса и элементов служения нет единого мнения, – у евреев его нет и в отношении множества других насущных ѓалахических вопросов. Однако существует заповеданный нам на Синае принцип решения подобных споров: принимается мнение большинства! Теоретически, при желании можно было бы распространить его и на все проблемы, связанные с возведением Третьего Храма. Однако мы медлим, и это объясняется, прежде всего, разного рода политическими соображениями. Казалось бы, на сегодняшний день есть все условия и предпосылки для того, чтобы построить Храм, но по вполне понятным причинам раввины, являющиеся специалистами в данной области, не хотят даже поднимать вопрос о практическом исполнении этой заповеди. Ведь для того, чтобы возвести Храм, нужно сначала снести мечеть Омара, построенную на Храмовой горе в средние века, что неминуемо спровоцирует возмущение не только всех мусульман на планете, но и мировой общественности. Учитывая, что сами израильские власти прилагают все усилия к тому, чтобы как можно дальше держать евреев от Храмовой горы, нам остается лишь молить Творца о том, чтобы вскоре, в наше время, сбылись слова Рамбама: «В грядущие дни придет царь Машиах, восстановит династию Давида, отстроит Храм и соберет изгнанников дома Израиля…» («Ѓильхот-млахим», 11:1).

<<  Вопросы  >>

Известно, что в прошлом в иудаизм обращались целые народы. Однако возможно ли массовое обращение в еврейскую веру при столь высоком уровне требований к собирающемуся пройти гиюр? Неужели все прозелиты учились в йешивах и исполняли 613 заповедей?

В прошлом целые народы не только принимали иудаизм, но и демонстрировали самую беззаветную преданность еврейству. Так, в I в. н. э. правитель Адиабены (историческая область в верхнем течении Тигра) Монобаз и его мать приняли иудаизм и установили прочные связи с Иудеей. В Иерусалим отсылались щедрые пожертвования на Храм, оказывалась щедрая помощь голодающим в неурожайные годы. А когда разразилась Иудейская война, царь Монобаз принимал в ней активнейшее участие и геройски погиб за свой еврейский народ. В VIII в. часть хазар под предводительством их военачальника Булана приняла иудаизм. Впоследствии один из потомков Булана, царь Овадья, даже объявил иудаизм общегосударственной религией, проявив при этом в управлении государством пример неслыханной в те времена религиозной толерантности.

Принципиальная разница между описанными примерами и нашей эпохой заключается в том, что прежде, когда человек собирался пройти гиюр, ему было понятно, на что он идет, членом какой общности он хочет стать. Никогда за многовековую историю нашего народа не возникало сакраментальных для нынешних «светских» евреев вопросов, вроде «а что такое быть евреем?» или «что такое еврей?» И у тех иудеев, которые принимали в свои ряды прозелита, так же не было оснований подозревать его в неискренности. Стать евреем всегда означало одно: приняв на себя бремя заповедей Торы, избрать своим уделом гонения и противостояние всему нееврейскому окружению, а зачастую и мученичество, – разделить горькую судьбу нашего народа.

Слово иври – «еврей» – впервые встречается в Торе по отношению к нашему праотцу Авраѓаму в книге «Брейшит» (14:13). В древности было известно, что иврим – это последователи Эвера, верившие в единого Б-га и отвергавшие идолопоклонство. Для того, чтобы в языческом окружении сохранить верность Творцу, нужно было противостоять целому миру. Отсюда еще одно толкование слова иври: весь мир – по одну сторону незримой черты, а они, евреи, – по другую.

Если решение пройти гиюр продиктовано любыми не духовными соображениями (например, любовь к еврейке или еврею, материальная выгода, страх перед евреями, желание улучшить условия жизни и т.д.), мы не считаем, что оно вызвано искренним стремлением быть евреем; да оно и впрямь не является таковым. Гиюр кандидату с подобной мотивацией делать категорически запрещено. Вавилонский Талмуд («Йевамот», 76а) свидетельствует о том, что во времена царей Давида и Шломо гиюр практически не проводился. Израильское царство в тот период обладало значительной политической силой и могуществом, и поэтому у иноверцев были и корыстные причины желать числиться евреями. Чужая душа, как известно, – потемки… Другой исторический пример содержится в Книге Эстер. После победы евреев над врагами и возвышения Мордехая и Эстер «…многие из народов страны митьяѓадим («оевреились»), потому что напал на них страх перед иудеями» (8:17). По этому поводу сказано в Мишне: «Все те, кто прошел гиюр в дни Мордехая и Эстер, – не герим... поскольку всякий, кто совершает гиюр не во имя Небес, гером не является» («Герим», 1:7).

В остальные же исторические периоды процедура гиюра занимала сравнительно немного времени, поскольку люди понимали всю ответственность своего выбора. Однако сейчас дело обстоит прямо противоположным образом. Как это ни парадоксально звучит, но в наши дни числиться евреем в большинстве стран мира, кроме таких, как Ирак, Иран, Сирия, выгодно и престижно! В Америке, скажем, тяготение к еврейству обусловливается стремлением соотнести себя с элитарными кругами, среди которых процент евреев достаточно высок. Многие молодые россияне мечтают числиться (не стать!) евреем или жениться на еврейке. В мой офис приходят десятки писем от неевреев с просьбой помочь им найти «добрую и терпеливую еврейскую жену» или сделать «походно-полевой» гиюр, надеясь выехать в Израиль или в другую страну и таким образом покончить, как им кажется, со своими насущными жизненными проблемами. Не секрет, что антисемиты, выехавшие в Израиль на постоянное место жительства, сегодня не только мечтают, чтобы в их израильском удостоверении личности значилось заветное «еврей», но и с помощью политического шантажа пытаются добиться этого.

На самом деле этих людей трудно обвинять. Для многих ассимилированных евреев их собственное еврейство стало абстракцией, лишенной духовного смысла. Я вспоминаю одну милую блондинку, которой будущая свекровь предложила пройти гиюр и стать еврейкой. Неглупая девушка смерила ее взглядом и с усмешкой сказала: «Пожалуйста, но только такой, как вы!»

Сегодня в Израиле существуют ульпаней-гиюр, где человеку, желающему принять иудаизм, оказывают существенную помощь в этом ответственном деле. Однако я не берусь судить, насколько ясно большинство иммигрантов, желающих записаться евреями, представляют себе, что такое еврей. Полагаю, что определенный процент из них хочет лишь называться евреем – просто из соображений удобства, ведя при этом совершенно нееврейский образ жизни. Иметь отметку в паспорте – это одно, стать евреем – совсем иное дело.

<<  Вопросы  >>