Гл. страница >> Проводник >> р. А. Штейнзальц >> Книги >> "Роза о тринадцати лепестках" >> VI

Перед Вами электронная версия книги А. Штейнзальца "Роза о тринадцати лепестках" (Иудаизм в свете Кабалы).
Подробнее об издании этой книги и возможности ее приобретения  – здесь.


ДОПОЛНЕНИЕ

РИТУАЛ ОСВЯЩЕНИЯ СУББОТЫ

Канун Шабата не просто служит преддверием к субботнему отдыху - ему предназначена особая, важная роль. В пятницу каждый послеполуденный час знаменует новый этап в напряженном ожидании перехода от шести будних дней недели к священному седьмому дню. С приходом вечера наступает кульминационный момент перехода от будней к празднику. Это - последняя ступень в процессе восхождения на тот уровень бытия, который возвышается над шестью днями труда и над временем вообще.

Это высокое свойство Шабата связано с Б-жественным проявлением сфиры Малхут, представляющей Шхину. Сфира Малхут подводит итог всему, являясь своего рода хранилищем всех происшедших событий; кроме того, она связана с первой из cфирот - Кетер (корона). Отсюда - двоякое значение субботнего вечера: с одной стороны, это подведение итога всей деятельности человека и всем событиям, которые произошли за прошедшую неделю, и в этом - проявление сфиры Малхут; с другой - это зарождение новой недели, и в этом - проявление сфиры Кетер. Сфира Малхут - или Шхина - это проявление Б-жественной власти в нашем мире. У Шхины есть семьдесят имен, каждое из которых выражает особое свойство всеобъемлющей сфиры Малхут, ибо семь дней недели соответствуют семи cфирот: Гвура, Хесед, Тиферет, Ѓод, Нецах, Йесод и Малхут; причем сфира Малхут является выражением этих cфирот, каждая из которых, в свою очередь, включает в себя все десять cфирот. Таким образом, в сфире Малхут содержатся семьдесят их сочетаний. Поэтому число семьдесят играет необычайно важную роль в ритуале встречи Шабата.

Все проявления Шхины объединяет особое свойство, присущее им: в них воплощено женское начало. Этим объясняется то обстоятельство, что символы ритуала встречи Шабата связаны с женской природой; это подчеркивает роль женщины и как воплощения женского начала, присущего системе миров, и просто как хозяйки еврейского дома.

Накануне наступления Шабата можно наблюдать, как дом превращается в святилище. На стол кладут белые субботние халы, которые символизируют двенадцать хлебов, возлагавшихся в Храме; горящие свечи напоминают о храмовой Меноре; сам стол является подобием жертвенника, ибо вкушение пищи подобно жертвоприношению, - цель трапезы в том, чтобы набраться новых сил для служения Всевышнему. Как и жертвоприношение, она отражает связь между материальным и духовным. Это сходство с особой силой проявляется в Шабат, когда праздничный ужин становится священнодействием, объединяющим в процессе исполнения заповеди материю и святость. На столе во время трапезы должна быть соль, ибо она находилась на храмовом алтаре в знак того, что союз между Всевышним и его народом вечен*. Свечи, зажженные хозяйкой дома в знак святости Шабата, - воплощение духовного света, который несет в себе этот день; кроме того, они подчеркивают особую роль женщины, символизирующей сфиру Малхут, Шхину. На столе лежат две халы (в некоторых семьях пекут двенадцать хал), напоминающие, среди прочего, и о хлебе небесном: ман (манна) во время скитаний евреев в пустыне выпадал во все дни, кроме Шабата, но в пятницу - в двойном количестве. Салфетки, которыми накрыты эти халы, напоминают о росе, покрывавшей выпавший ман. Перед тем, как приступить к ритуалу освящения Шабата, который называется кидуш, поют песню, прославляющую женщину, исполненную многочисленных достоинств. С одной стороны, это гимн в честь хозяйки дома, с другой - хвала, воздаваемая Шхине, сфире Малхут, которая является выражением женского начала в мироздании. После этого читают один из псалмов Давида, основной мотив которого - спокойная уверенность человека, находящегося под защитой Всевышнего. Вслед за этим приступают к самой церемонии кидуша.
___________________________
* Соль не портится и используется для консервирования других продуктов, поэтому в иудаизме она является символом надежности и долговечности.
___________________________

С точки зрения Ѓалахи кидуш представляет собой исполнение четвертой из десяти заповедей, начертанных Всевышним на Скрижалях Завета: Помни день субботний, освящай его. Поэтому в самом начале Шабата должен быть совершен акт отделения, освящения, призванный подчеркнуть различие между будними днями недели и священным днем, - особое действие, приводящее душу в состояние возвышенного покоя и особой восприимчивости к святости. Поскольку в иудаизме есть общий принцип: все относящееся к сфере духовного должно, по мере возможности, связываться с определенными, конкретными действиями, - во время кидуша мы пьем вино, и это напоминает нам о возливании вина на храмовый жертвенник во время субботних жертвоприношений.

Бокал для кидуша символизирует наш мир, который, подобно сосуду, принимает в себя благословение. Числовое значение (гиматрия) слова кос (бокал) то же, что и у Имени Всевышнего Элоким, которое связано с проявлениями Б-жественного в материальном мире. В бокал струится вино, символизирующее щедрость, изобилие и благословение. Гиматрия слова яин (вино) - семьдесят; это число, которое связано с вечером Шабата. Красное вино, среди прочего, является символом строгого суда - особенности сфиры Гвура. После того, как бокал наполнен, туда добавляют немного воды, символизирующей сфиру Хесед - любовь и милосердие; образовавшаяся смесь олицетворяет гармонию и равновесие между cфирот Хесед и Гвура. Полный бокал ставят на ладонь правой руки, обхватив его снизу пятью пальцами так, что бокал становится похож на розу о пяти лепестках; а роза - один из символов сфиры Малхут, Шхины. Тут наступает момент для произнесения самой молитвы кидуш.

Кидуш состоит из двух частей. Сначала читают отрывок из Торы (Брейшит, 2:1-3), где впервые упоминается Шабат, затем переходят ко второй половине - молитве, составленной мудрецами специально для кидуша в Шабат. Между этими двумя частями произносят благословение над вином. Каждая из двух половин кидуша состоит из тридцати пяти слов, что в сумме дает число семьдесят, связанное с вечером Шабата. Перед чтением отрывка из Торы говорят слова день шестой, которыми кончается предыдущий стих, ибо они в смысловом отношении связаны с произносимым отрывком; другая причина этому состоит в том, что первые буквы этих слов составляют одно из святых Имен Всевышнего. В первой половине кидуша о Шабате говорится как о дне подведения итогов Творения, дне, когда Б-г пребывал в покое.

Во второй части кидуша, составленной мудрецами, говорится о том, что Всевышний заповедал Израилю освящать Шабат, символизирующий Творение Им мира; она начинается словами благословен Ты... освятивший нас Своими заповедями..., ибо исполнение заповеди - это путь к святости, путь к Б-гу. В молитве говорится и об избранности Израиля, об исходе из Египта; Шабат уподобляется в ней Б-жественному спасению от рабства. Так что Шабат - это еще и день свободы, праздник избавления, он предвещает спасение, которое грядет во времена, именуемые традицией субботой мироздания.

Именно в этом - миссия и долг человека пред Всевышним: продолжать творение мира, а затем возвышаться над ним в день субботнего покоя. Кидуш заканчивается напоминанием о связи между Израилем и Шабатом - днем, который освятил Б-г. После завершения кидуша совершающий церемонию отпивает из бокала, олицетворяя тем самым единение физического и духовного, составляющее суть всего ритуала. За ним из этого бокала по очереди пьют все собравшиеся за столом, участники великого священнодействия - вступления в Шабат, символ которого - цветущая роза: чаша спасения личности, и народа, и всего мира.

НАЧАЛ ЭЛИЯЃУ...

Этот текст - начало второго вступления к книге Тикуней-ѓа-Зоѓар, общее введение в кабалистическую картину мира. Текст Начал Элияѓу... приводится в молитвенниках; в сефардских общинах принято читать его каждый день, во многих хасидских - раз в неделю.

Во вступлении говорится о встрече мудрецов нашего мира с мудрецами высших миров, благодаря чему и появилась книга Тикуней-ѓа-Зоѓар. Право произнести вступительное слово было дано пророку Элияѓу. В нем он в самой общей форме говорит о системе десяти cфирот, которая является базисом кабалистического учения.

* * *

Начал Элияѓу свои слова так: Владыка миров! Когда говорят о Тебе, что Ты - один, - слово это не имеет числового значения. Ты превыше любых высот, Ты - Тайна всех тайн, и разум наш неспособен даже прикоснуться к Тебе.

Ты явил миру десять оболочек, которые мы называем десять cфирот, чтобы с их помощью управлять мирами скрытыми, которые непостижимы, и мирами открытыми; и за всеми этими оболочками Ты скрываешь Себя от людей. И Ты - Тот, Кто связывает и объединяет эти cфирот; и поскольку Ты внутри них - тот, кто отделяет одну из этих десяти cфирот от другой, считается посягающим на Твое единство.

Эти десять cфирот располагаются в следующем порядке: сначала - cфирот, распространяющие Б-жественный свет, затем - cфирот, ограничивающие его распространение, потом - cфирот, уравновешивающие влияние первых двух, и так далее. И Ты - Тот, Кто управляет ими, и нет ничего, что управляло бы Тобою, - ни сверху, ни снизу, ни с какой бы то ни было стороны.

Сделал Ты [для этих cфирот] одеяния, и оттуда спускаются в мир души людей. Придал Ты этим сфирот особую форму, которая именуется телом, ибо подобно телу человеческому скрыта она под одеянием; эти десять cфирот символически обозначаются таким образом: Хесед (доброта) - правая рука; Гвура (могущество) - левая рука; Тиферет (великолепие) - туловище; Нецах (вечность) и Ѓод (сияние) - ноги; Йесод (основа) - завершение туловища, знак святого союза; Малхут (царство) - уста, Устной Торой называем мы ее; Хохма (мудрость) - мозг, вместилище мысли; Бина (понимание) - сердце, ибо говорится: Сердце постигает. И про две последние cфирот сказано: Тайны [ведомы лишь] Г-споду, Б-гу нашему. Кетер эльйон (Высший венец) - царский венец, как сказано: В начале предрекает происходящее в конце. Это то место на голове, на которое возлагают тфилин. И внутри cфирот - Имя Всевышнего, имеющее числовое значение 45 (йод-ѓэй-вав-ѓэй), и определяющее сущность мира Ацилут - высшего из духовных миров, - и питающее Древо [cфирот] со всеми его ветвями и побегами, как вода питает дерево, растущее благодаря ей.

Владыка миров! Ты - Исток всех истоков, Причина всех причин; Ты - Тот, Кто питает Древо cфирот той влагой из источника. Источник тот для Древа этого - словно душа для тела, дающая ему жизнь. Не имеешь Ты ни образа, ни подобия во всем том, что внутри и снаружи.

И Ты сотворил небо и землю, и создал из них солнце, луну, звезды и планеты. А на земле - деревья, разнообразные растения, райский сад, травы, диких и домашних животных, птиц, рыб и людей. Ты создал этот мир таким, что, созерцая его, можно получить представление о его прообразе - высшем мире - и о том, как управляешь Ты всеми мирами - и высшими, и низшими; но хотя можно постичь высшие миры, созерцая этот низший мир, нет никого, кто хоть отчасти постиг бы Тебя, Всевышний! И без Тебя невозможно единство высших и низших миров; все, что известно о Тебе, - это то, что Ты - Причина всему и Владыка всего.

И каждая из cфирот имеет определенное имя, и имена эти носят ангелы. Лишь у Тебя всеобъемлющего Имени нет, ибо Ты - внутренняя сущность всех Имен, и все они лишь в Тебе обретают свое совершенство. И когда Ты удаляешься от них, становятся все эти Имена подобными телам, которые покинула душа.

Ты мудр - но мудрость Твоя непознаваема, Ты постигаешь все - но Твой постигающий разум непознаваем. Невозможно сказать о Тебе, что Ты пребываешь в каком-то определенном месте. И облекся Ты в десять cфирот для того лишь, чтобы явить людям силу Свою и мощь и показать им, что мир управляется законом и милосердием и что существуют справедливость и правосудие в воздаянии людям за их поступки. Закон связан со сфирой Гвура; правосудие - со срединным столпом, на котором покоится мироздание, (- сфирой Тиферет); справедливость - со священной сфирой Малхут; точные весы символизируют две надежные опоры: сфирот Нецах и Ѓод; точная мера символизирует (Йесод -) знак святого союза. И все эти cфирот существуют для того, чтобы показать нам, как Ты управляешь миром; но в Самом Тебе нет ни доступной постижению справедливости, основанной на Законе Твоем, ни доступного постижению правосудия, основанного на Твоем милосердии, - ни какого бы то ни было из свойств, присущих Тебе. Благословен Г-сподь вовеки, амен и амен!

Начал Элияѓу свои слова так. - Слова Элияѓу представляют собой не описание картины мира, а славословие, непосредственно обращенное ко Всевышнему.

Владыка миров. - Это обращение включает в себя много смысловых оттенков: Творец, Создатель, Владыка, - и все они верны не только по отношению к нашему миру, но и ко всему мирозданию.

Ты. - Непосредственное обращение ко Всевышнему на уровне самой Его сущности; оно указывает на то, что Он несопоставимо выше десяти cфирот и, воплощаясь в них, не исчерпывается ими.

Один - слово это не имеет числового значения. - Нам известно математическое понятие единица, однако слово один в этом тексте означает иное. В математике это понятие открывает собой числовой ряд, и за ним могут последовать числа два, три и т.д., кроме того, единица может делиться на неопределенное количество частей. Применительно же ко Всевышнему слово один означает, что Он представляет Собой абсолютное единство (см. молитву Шма..., где это слово употреблено в том же смысле), что нет никого, кроме Него, что единство Его неделимо и не познаваемо путем постижения отдельных входящих в него элементов. Единство Всевышнего - это явление уникальное, не имеющее аналогов, особый род единичности, оно по своей сути не только отрицает возможность другого подобного бытия, но и не признает существования чего-либо помимо Него на том же ничем не обусловленном бытийном уровне.

Ты превыше любых высот. - Какая бы высота ни была нами достигнута, до какой бы возвышенной и отвлеченной ступени мы бы ни добрались, Ты всегда останешься выше, Высочайший над высокими. В том же самом смысле Ты - тайна всех тайн. - Это касается даже тех миров, которые бесконечно скрыты от нас: хотя они абсолютно сокровенны и не постижимы нами, Всевышний еще более сокровен и непостижим; а поскольку каждая более высокая ступень в иерархии духовных сущностей - тайна для предыдущей, Он и назван Тайной всех тайн.

Разум наш не способен даже прикоснуться к Тебе. - Речь здесь идет не о том, что наша мысль не может ухватить Всевышнего, а о том, что для постижения Его само понятие мысль неприменимо, какой бы интеллектуальный уровень оно не предусматривало. И даже в том случае, если имеется в виду интеллект бесконечно выше человеческого, он не может постичь Всевышнего, Который - за пределами всего того, что разум, кто бы ни был его носителем, способен постичь. Б-жественная сущность не может быть определена как Высший интеллект - она за рамками разума любого уровня. Интеллект любого уровня и любой силы по сути своей не является инструментом, предназначенным для постижения Б-жественной сущности, ибо она бесконечна и не поддается определению.

Ты явил. - Явил здесь означает создал. Слово явил намекает также на то, что здесь речь идет не о создании бытия из ничего, а лишь о раскрытии того, что было скрыто. Кроме того, все явленное - cфирот и т.д. - лишь внешние атрибуты Всевышнего, а не Его сущность.

Десять оболочек. - Эти оболочки (тикуним) раскрывают потенциал того, что в них воплощено. Здесь речь идет о десяти упорядоченных структурах, о смысле существования которых в этой фразе ничего не говорится; некоторые объяснения будут даны ниже.

Которые мы называем десять cфирот. - Так они называются во всех книгах Кабалы, даже самых ранних. Термину cфирот великие кабалисты дали множество толкований. Одни объясняют, что слово это происходит от слова сапир - так называли абсолютно прозрачный драгоценный камень, не имеющий собственного цвета, а принимающий цвет направленного на него освещения (или цвет вещества, находящегося внутри камня). Некоторые производят это слово от сипур (рассказ), которое означает открытое сообщение (как в выражении из псалма Небеса рассказывают...), поскольку cфирот раскрывают Всевышнего Его созданиям. Еще один аргумент сторонников такого мнения заключается в том, что только начиная с уровня cфирот и ниже мы вправе рассказывать о них и о более низких сущностях и обсуждать их, - но не о том, что находится выше. А некоторые возводят это понятие к слову сфар (граница): cфирот обеспечивают возможность перехода того, что находится по ту сторону границы, на эту сторону. А есть и такие, кто производит это слово от миспар (число), поскольку число cфирот конечно (их число - десять - составляет цифровой ряд) и они соотносятся между собой подобно числам. Имеются и другие объяснения. Все они дополняют друг друга, не выражая при этом одну общую идею.

Чтобы с их помощью управлять мирами. -Сфирот созданы в первую очередь для того, чтобы служить орудиями управления мирами (как это объясняется в дальнейшем). Они созданы не для раскрытия сокровенных аспектов бытия, а представляют собой систему инструментов и средств, служащих для поддержания и направления внешнего по отношению к ним существования мироздания. Их нельзя уподобить, к примеру, словам и оборотам речи, позволяющим человеку выразить свое внутреннее состояние или ощущения. Их сотворение можно сравнить с созданием орудий труда, с помощью которых можно производить различные работы, - так, например, топор или пила не являются выражением сущности того, кто пользуется ими, однако они помогают ему осуществить свое желание и способны исполнять свои функции только благодаря его усилиям.

Скрытыми, которые непостижимы. - Эти миры не относятся к известной нам структуре мироздания - они из тех миров, создание которых предшествовало его творению десятью речениями (о чем рассказано в начале книги Брейшит), и являются скрытыми по отношению ко всем уровням нашего мира, как о том сказано: Глаз не видел....

И мирами открытыми. - Часть системы мироздания от мира Ацилут (Мир эманации) и ниже. Хотя воспринять их дано не всем творениям, тем не менее, будучи связаны друг с другом причинно-следственными и иерархическими связями, они имеют касательство к бытию, открытому для нас, и сами раскрываются в нем.

За всеми этими оболочками Ты скрываешь Себя от людей. - С помощью cфирот Всевышний открывается Своему миру, управляет им и побуждает творения к совершению действий. Однако хотя Он и открывается посредством cфирот, в них же Он и скрывается. Ведь откровение Б-жественного, каким бы путем оно не происходило, - это всегда не прямое открытие самой Его сущности, а опосредованное, воспринимаемое творениями благодаря cфирот. И cфирот, стало быть, - способ выражения, форма проявления или, прибегая к терминологии Кабалы, - одеяния, которые в одно и то же время являются раскрытием и сокрытием Б-жественного, подобно тому, как одежда человека, с одной стороны, скрывает его тело, а с другой - создает его образ.

Ты - Тот, Кто связывает [эти cфирот]. - В отдельные группы. Как будет объяснено в дальнейшем, у каждой из cфирот есть особые свойства и своя особая сущность, и поэтому они, сосуществуя, в некоторых случаях противостоят друг другу. И лишь Он один связывает их, чтобы они служили - каждая по-своему - общей цели.

И объединяет эти cфирот. - В единую систему. Так как между ними нет принципиального антагонизма и в совокупности своей они составляют единую сущность - кома шлема, букв. полный рост. Это означает, что cфирот - это способ открытия Всевышнего в тех мирах, которые Он создал, но их существование не имеет самостоятельной значимости. Они являются десятью проявлениями, действиями Всевышнего внутри мироздания. В этом смысле они как бы грани десятигранника, каждая из которых находится под особым углом по отношению к целому и выполняет свою функцию. И эти грани существуют только как части целого, однако вне его их существование возможно лишь в качестве абстракций, но не реалий. Подобно этому cфирот являются различными гранями раскрытия (отблеска) Б-жественности, и лишь Сам Всевышний связывает их воедино, делая их единой сущностью, облекающей и проявляющей Б-жественный свет во всем его многообразии.

И поскольку Ты внутри них. - Дело не только в том, что десять cфирот являются десятью гранями одной сущности, но и в том, что Тот, Чьим проявлением они являются, Он и только Он, - объединяющее их начало, придающее смысл их бытию.

Тот, кто отделяет одну из этих десяти cфирот от другой. - Пытаясь придать ей приоритетную значимость, выделяя ее в отдельную сущность, и считая ее исчерпывающим выражением совершенства или наиболее полным воплощением Всевышнего (то же верно и в случае умаления или отрицания их значения), и не рассматривая ее в системе десяти cфирот.

Считается посягающим на Твое единство. - Так как эти десять cфирот - способы раскрытия для нас Всевышнего, всякий, кто выделяет отдельное качество, присущее одной из них, и наделяет его значимостью самодостаточного бытия, создает, вольно или невольно, языческое божество, ибо основой любой формы идолопоклонства является обожествление какой-либо из высших сил. Ведь язычество не отрицает существование наивысшей силы (Б-г богов), однако полагает, что самостоятельность и самодостаточность присуща различным проявлениям Всевышнего. Поэтому здесь дано строгое предостережение: не рассматривать cфирот как сущности, отделенные от Творца, - они единое целое, способ раскрытия в мироздании единого Б-га.

Эти десять cфирот располагаются в следующем порядке. - С одной стороны, десять cфирот следуют одна за другой в определенном порядке, по нисходящей, от сфиры Кетер до сфиры Малхут. Однако есть и другая схема их расположения, отражающая иерархию и способы взаимодействия между ними. Это расширенная схема, согласно которой расположение cфирот имеет не только линейные, но и плоскостные характеристики: они располагаются по трем линиям на вертикальной плоскости (правой: Хохма, Хесед, Нецах - атрибуты добра и терпения, левой: Бина, Гвура, Ѓод - атрибуты строгости и суда, и средней: Даат, Тиферет, Йесод - атрибуты милосердия) и именуются Древом cфирот. В этой схеме определяется не только последовательность cфирот на иерархической вертикали и на вертикальной плоскости, но и места, которые они занимают на трех линиях в горизонтальных плоскостях (по нисходящей: Хохма, Бина, Даат; Хесед, Гвура, Тиферет, Нецах, Ѓод, Йесод) в соответствии со своими функциями. И на этих плоскостях у их структуры есть правая и левая стороны и центр.

Распространяющие... ограничивающие... уравновешивающие. - Cфирот делятся на три эти категории по принципу диалектической триады: первые две - противопоставление: тезис и антитезис; третья, объединяющая противоположности, - синтез (правая и левая стороны и центр). Каждая из cфирот, выступающая правофланговой в таком порядке следования, утверждает себя в качестве созидающей и распространяющейся силы, обращенной вовне. Следующая за ней - это сила принимающая, ограничивающая и формообразующая. Третья - сопрягающая и совмещающая. Она не только соединяет противоположности и служит посредником между ними, но и связывает их в качественно новое единство, цельность и совершенство которого выше, чем каждой его составляющей.

Ты - Тот, Кто управляет ими. - Несмотря на то, что каждая из этих cфирот имеет свои собственные смысл и функцию, ни одна из них не действует сама по себе. И хотя они ограничены рамками жесткой системы, управляющей мировым порядком, и выполняют в ней определенные задачи, тем не менее эта система не самостоятельна - она направляема и руководима Им.

И нет ничего, что управляло бы Тобою. - Или оказывало влияние на Твои действия.

Ни сверху - из высших миров, ни снизу - из нашего мира, ни с какой бы то ни было стороны. - Каким бы то ни было путем или каким бы то ни было способом; ни со стороны святости, ни с противоположной ей стороны. Иными словами, влияние Б-га и воля Б-га оказывают воздействие, но сами не подвержены ему; все, что происходит в мире, доброе или злое, не влияет на Его сущность и ничего не изменяет в Нем. Как сказано в Книге Иова: Если ты грешил, что ты сделал [этим] Ему?.. Если праведен ты, что дашь Ему? Более того: даже весь процесс сотворения мира, все бытие мироздания не произвели и не производят никакого изменения в Нем самом, как сказано в Книге Малахи: Ибо Я, Г-сподь, не изменился, - то есть, пользуясь выражением из молитвенника, - Каким был Ты до сотворения мира, таким Ты [остался и] после его сотворения.

Сделал Ты [для этих cфирот] одеяния. - Для cфирот мира Ацилут. Эти одеяния - миры Брия, Йецира и Асия - названы так в Кабале, поскольку они подобны одежде, в которой человек предстает перед людьми, и подобны словам, в которые облекается мысль. Каждый из этих трех миров служит одеянием для предшествующего и так же, как в приведенных сравнениях, раскрывая, скрывает его.

Хотя одеяния cфирот и не являются их сущностью, тем не менее они неизмеримо выше нашего мира, и именно оттуда спускаются в мир души людей, которые образуются из слияний cфирот, то есть из сочетания различных cфирот. Сущность любой души образуется под воздействием комбинации разных cфирот; душа - как бы дитя их одеяний, соединившихся для его зачатия. Подобно тому, как всякое новое предложение рождается из сочетания входящих в него слов, так и душа - это новое специфическое соединение, сформированное сочетаниями отблесков cфирот. Однако нельзя сказать, что души содержат в себе их осколки или частицы, из которых они, собственно, и происходят. Следует отметить, что первичный уровень душ гораздо выше как уровня cфирот, так и мира Ацилут вообще. Как сказано: Ибо удел Всевышнего - народ Его. Здесь же речь идет о воплощении души со всеми ее свойствами и индивидуальными особенностями при раскрытии ее в нижних мирах. Нешама приходит из мира Брия, Руах - из мира Йецира, Нефеш - из мира Асия.

Придал Ты этим cфирот особую форму, которая именуется телом. - Когда говорят о телах cфирот, имеют в виду то, что является телом по отношению к одеяниям.

Ибо подобно телу человеческому скрыта она под одеянием.- Подобно тому, как одежда способствует раскрытию внутренней сущности человека для окружающих, оболочки cфирот обрисовывают их суть, условно говоря, - тела. Разумеется, что когда мы говорим о телах cфирот, то не только не вкладываем в это слово физический смысл, но и не рассматриваем каждую из них как отдельную сущность (в том смысле, в котором говорят о любом объекте как о теле). Ведь и сами cфирот по своей сути - не что иное как одеяния Б-жественного света, дающего им существование, поддерживающего их и управляющего ими. Лишь благодаря тому, что у каждой из cфирот имеется характерное собственное качество, мы можем говорить о ее теле - специфической сущности, определяющей ее место в иерархии.

Эти десять cфирот символически обозначаются таким образом. - Обозначаются в данном тексте, который, как уже было сказано, является началом второго вступления к книге Тикуней-ѓа-Зоѓар. Этим подчеркивается, что наименования и символика, которые служат в этом тексте для обозначения cфирот и, как подробно излагается ниже, уподоблены частям тела, не универсальны и что в других исследованиях могут применяться другая терминология и иная символика. Система терминов, использованная здесь, наиболее распространена, поскольку воссоздает во всей полноте образ Адама, созданного по подобию Б-га, причем структура тела Адама является моделью, отображением структуры духовных миров.

Хесед (доброта). - Проявление желания давать и жаловать, воздействующая и распространяющая свое влияние сила. По сути своей - это способность к любви, поскольку именно любовью руководствуется воля, стремящаяся наделять безвозмездно и бескорыстно. В более абстрактном плане - в этом свойстве выражена потенция к распространению, расширению сферы действия, росту и увеличению, поэтому это качество носит еще одно название: Гдула (величие). В символике, использующей образы человеческого тела, - это правая рука, которая является рукой активной, творящей и дающей, в отличие от левой руки, пассивной и принимающей.

Гвура (могущество). - Это свойство формообразования и ограничения. В основе своей это импульс, обращенный внутрь, к сути. Названо оно так потому, что физическое или духовное могущество требует концентрации сил в определенной точке, - только таким образом достигается наиболее мощная и эффективная реализация усилия. Это также атрибут правосудия, способность устанавливать границы, давать определения всем вещам и явлениям, анализировать и оценивать с максимальной скрупулезностью и точностью. По сути своей это способность испытывать страх, трепет, потому что в основе всякого страха лежит стремление укрыться и спрятаться. В нашей символике это левая рука, которая используется для защиты, а не для нападения, она пассивна, и ее функции - вспомогательные, а не творящие.

Тиферет (великолепие). - Это способность к гармонизирующему синтезу. Есть много оснований утверждать, что это свойство занимает центральное положение в системе cфирот. Поскольку оно является срединным, в нем соединяются противоположности - как в интеллектуальном, так и в эмоциональном аспектах, - которые, благодаря присутствию в каждой составляющей элементов всех остальных сущностей, могут посредством синтеза образовать новое единство. Свойство это названо великолепием, поскольку гармоничная совокупность различных цветов и форм и составляет суть этого понятия. Есть еще объяснение связи между понятиями тело и великолепие, данное Межеричским магидом: великолепие тела состоит в том, что именно оно дает возможность душе выполнить свое предназначение в мире. В эмоциональном аспекте это - свойство милосердия, соединяющее в себе любовь и потребность в совершении благодеяний (Хесед) с ограничивающей силой (Гвура): милость оказывается тем, кто того достоин. В интеллектуальном плане это - истина, золотая середина, избегающая крайностей и являющая собой самую суть вещей. В нашей символике это туловище - основная часть человеческого тела, - где находится большинство всех жизненно важных органов. Эти три cфирот - Хесед, Гвура и Тиферет - образуют триаду, являющуюся основой иерархии cфирот: распространение, ограничение и уравновешивание. Они представляют собой три основные свойства души, из которых (или из их сочетаний) формируются все остальные ее качества. В отличие от них, три следующие cфирот указывают на различные способы взаимодействия внутреннего мира с внешним, с другими сущностями.

Нецах (вечность) и Ѓод (сияние). - Эти cфирот, каждая из которых представляет отдельное понятие, - и в этом тексте, и во многих других трудах по кабале слиты в одно. Ибо несмотря на то, что они отделены друг от друга: одна находится с правой стороны Древа cфирот, а другая с левой, - между ними существуют настолько прочная связь и настолько близкое сходство, что они могут рассматриваться как две стороны или два аспекта одного явления. И то Имя Всевышнего (Цва-от), которое отражает этот уровень духовности, стоит во множественном числе. Общей сутью обеих cфирот является стремление укрепить глубинные ощущения и самосознание, более того - помочь им проявиться, невзирая на внутренние и внешние препятствия и противодействия. Качества Нецах и Ѓод выражают силу убежденности, веру и упорство, способность прорываться сквозь преграды, и поэтому они определяют пророческий дар. Сфира Нецах, находящаяся справа, - это воля к победе, к преодолению препятствий; Ѓод, находящаяся слева, - сила, позволяющая устоять перед любым влиянием и давлением. На схеме, изображающей человека, символом этих качеств являются ноги. Внутренний смысл этого уподобления таков: обе ноги человека, правая и левая, полностью выполняют свою функцию только вместе, и все их различие сводится к тому, что одна из них - справа, а другая - слева. Ноги по отношению к телу играют служебную роль: они поддерживают его и перемещают из одного места в другое.

Йесод (основа). - Эта сфира названа так в соответствии с идеей, выраженной в стихе Праведник - основа мироздания. Подобно праведнику, который одновременно является и смыслом существования мира, и каналом, несущим ему жизнь, сфира Йесод воплощает в себе все остальные cфирот, являясь источником сфиры Малхут и всех ее порождений. Ее задача - в соединении и передаче вовне, для чего у нее есть и желание, и возможности. Передача эта - не односторонняя, она предполагает наличие партнерства, встречного желания. Это страстное стремление оказывать влияние, давать соединяет воедино cфирот, находящиеся выше, с Малхут, словно тот самый столп, который соединяет небо и землю. На схеме человеческого тела - это завершение туловища, детородный орган, который осуществляет связь и влияние и естество которого состоит в передаче оплодотворяющей силы животворному началу. Йесод называется завершением туловища, поскольку он - продолжение и завершение качества Тиферет. Обе эти сфиры относятся к срединным, которые объединяют и связывают противоположности: срединный засов. Йесод - это восполнение и доведение до совершенства потенции Тиферет, ее объединяющей силы. Тот орган, который символизирует Йесод, несет на себе знак святого союза, знак обрезания. Слово союз в этом случае означает внутреннюю связь, объединяющую различные сущности.

Малхут (царство) - уста. Это последняя из сфирот. Ее суть в том, что, будучи последней, она - итог всей системы cфирот. И поскольку Малхут является итогом и выводом, она служит посредником между системой cфирот и внешними по отношению к этой системе следствиями и порождениями, между дающим и принимающим. Малхут - это канал, по которому влияние высокой ступени достигает ступени более низкой. Единственное свойство Малхут - самодержавная власть, суть которой состоит в способности воздействовать на то, что стоит ниже. Как сказано: Нет царя без народа. Кроме того, ее можно уподобить речи - способности к коммуникации, умению раскрыть, передать мысль или переживание. Поэтому Малхут - своего рода равнодействующая системы более высоких cфирот, и через нее любая из них находит свое выражение в мирах. Когда сфира Малхут мира Ацилут открывается в мире, она называется Шхина (букв. Обитание - Б-жественное присутствие), ибо представляет собой отблеск Б-жественного в реальности мироздания, искру жизни всего сущего. Еще одно проявление этой сфиры называется собрание Израиля, поскольку она выстраивает в общую структуру всю совокупность душ, воплощающихся в мире. Поэтому у сфиры Малхут множество имен и названий в Писании и высказываниях мудрецов, ведь каждое имя указывает на отдельный аспект, который Шхина передает вниз от стоящих над нею сущностей. На схеме, изображающей человека, ее символизирует рот. Этот символ передает лишь одну из функций сфиры Малхут, сходную с функцией речи. И так как речь нужна не для удовлетворения внутренних потребностей, а исключительно для связи с внешним миром, то иерархический порядок в рассматриваемой нами схеме не нарушается и соответствует значимости каждой составляющей.

Устной Торой называем мы ее. - Ибо уста наши произносят слова Устной Торы, а ступень Малхут отождествляется с ее раскрытием. Если Тора Письменная, по сути своей, не постижима человеком, то Устная Тора по определению предназначена для понимания и осмысления, как в чисто интеллектуальном плане, так и в плане осуществления ее предписаний на практике. Ибо только благодаря ей мы узнаем, как именно следует выполнять волю Творца. Таким образом, Устная Тора - выражение того содержания и тех форм предписанного нам бытия, которые, будучи восприняты сфирой Малхут (чья суть - в приеме из высших cфирот, синтезе и передаче низшим мирам), доступны для восприятия и понимания людей в нижнем мире. А потому Устная Тора - раскрытие Шхины в нем.

До сих пор речь шла о шести качествах из иерархии cфирот, которые были приведены в том порядке, в каком их перечисляет Писание: От Тебя, Г-сподь, величие, и могущество, и великолепие, и вечность, и сияние... С этого места в тексте идет речь о более высоких cфирот - Хохма и Бина, а потом о высшей - Кетер.

Хохма (мудрость). - Первичный импульс, и его можно представить яркой вспышкой, содержащей в себе все то, что впоследствии раскроется как мироздание. В некоторых кабалистических системах именно она, а не сфира Кетер, выступает в качестве точки отсчета в порядке cфирот. Хохма, по сути своей, - зародыш идеи, в котором еще нет развернутого последовательного рассуждения - лишь цельный образ, внезапно появившийся из небытия. В человеческой душе мудрость - это квинтэссенция интеллекта, творческая и формообразующая сила мышления. Хохма является источником всех основных понятий, всех фундаментальных принципов познания. Помимо этого, Хохма - уровень сознания, выступающий в качестве критерия истинности. В символической схеме человеческого тела, уподобленного структуре сфирот, аналогом Хохмы является мозг, вместилище мысли. Поскольку мысль пока не получила развития и является всего лишь эмбрионом идеи, интуитивной догадкой, она в таком виде еще не может быть сформулирована и высказана, оставаясь в сокрытии, на ступени внутреннего осознания. Поэтому сама по себе она всегда направлена внутрь.

Бина (понимание). - Ступень деятельной мысли, сформулированной и структурированной. Основные идеи и понятия Бина получает от сфиры Хохма, однако она способна анализировать и определять, расширять исходную идею и заново упорядочивать ее составляющие, создавая новую, более разработанную интеллектуальную концепцию. Благодаря пониманию первоначальная интуиция мудрости получает объяснение и развитие и становится, по ходу анализа и упорядочения, полноценной мыслью. Символом понимания в схеме человеческого тела является сердце - в том метафорическом смысле, в котором это слово используется в Писании: вместилище чувств и ума. Как сказано: Мудрое сердце.

Ибо говорится: Сердце постигает. - Постижение сердцем - это тоже образ из Писания: осознанная и последовательная мысль приобретает и эмоциональную окраску. Поскольку Бина создает устойчивую и развитую интеллектуальную структуру, в ней возникает возможность и для эмоций, для отношения к идее. Начальные эмоциональные импульсы обретают направленность и смысл. Именно поэтому Бина называется постижение сердцем - осознанная мысль, наполненная чувством, - и мать сыновей, где под сыновьями подразумеваются эмоции.

Про две последние cфирот сказано: Тайны [ведомы лишь] Г-споду, Б-гу нашему. - В отличие от cфирот Хохма и Бина, cфирот от Хесед до Малхут являются орудиями управления мирозданием. Они соответствуют также шести дням Творения, источник которых - в соответствующих шести cфирот мира Ацилут. Как будет объяснено ниже, их деятельность проявляется во всех мирах, поскольку они по природе своей ориентированы вовне, осуществляют взаимосвязь Владыки миров и Его мироздания. Однако же cфирот Хохма и Бина, относящиеся к области интеллекта, не реализуются непосредственно. Их существование проявляется в осмысленности действия, в целесообразности происходящего либо по другим признакам; однако сами по себе они никогда не открываются в мирах, подобно тому, как мысль и чувства человека становятся доступными для восприятия других не сами по себе, а благодаря его действиям и словам. Поэтому можно сказать, что по сравнению с другими cфирот, непосредственно раскрывающими деяния Творца в нашем мире - явное - нам и сынам нашим, - внутренние cфирот, Хохма и Бина, всегда сокрыты и являются тайнами.

Кетер эльйон (Высший венец). - Это начало начал, уровень высшей воли, более высокий, чем Хохма и Бина. Кетер - это источник всего бытия; эта сфира содержит в себе все уровни, ибо все они являются следствием ее существования и проистекают из нее, хотя сама она может быть определена как абсолютное Ничто, непознаваемое и непредставимое, находящееся по ту сторону всякой причинности и мотивации. По выражению Зоѓара, уровень Кетер определяется как лампада мрака - то есть источник, излучающий тьму, бытие, которое нельзя ни воспринять, ни познать; бездна, откуда изливается весь поток существования.

Царский венец. - В глубинном источнике Высшей воли, в самой сути ее - квинтэссенция бытия, Источник жизни: Царский венец. Для него нет места в рассматриваемой нами схеме, поскольку он не соотносим с органами тела и находится вне его, придавая ему более высокий статус. Более того: венец - не только символ царской власти, но и воплощение ее. То есть во всякой цельной системе, будь то мироздание или душа человеческая, Кетер (венец), являющийся высшим ее выражением, воплощает в себе и Малхут (царство) - самую низшую ступень. Поэтому Кетер - это связующее звено как между Всевышним и мирозданием, так и между мирами. Более того: Малхут более высокого мира - это Кетер мира, следующего за ним. Кроме этого, даже в рамках одного мира Кетер связывает начало и конец, соединяя воедино замысел и его воплощение в сфире Малхут.

Как сказано: В начале предрекает то, что произойдет в конце. - Эта формулировка отражает процесс воплощения воли (в начале) в конечный результат, являющийся целью (в конце). Кроме того, слово предрекает указывает не только на панорамное видение всего процесса в целом, но и на его течение, ход воплощения; так слово река, созвучное с этим глаголом, обозначает поток, стремящийся от истока к устью и связывающий их, как Кетер связывает воедино замысел и его воплощение в сфире Малхут.

Это место на голове, на которое налагают тфилин. - В оригинале букв. - на черепе. Череп - это костное образование, которым окружен мозг. В Писании упоминание о черепе и его частях указывает на спонтанную волю, добрую или недобрую, необъяснимую и немотивированную. Этот аспект - Кетер человеческой души; тфилин же символизируют мозг и интеллектуальные силы души.

Внутри cфирот - их внутренний источник, сокровенный свет, наполняющий все десять cфирот: Имя Всевышнего, имеющее числовое значение (гиматрию) 45 (иврит: йод-ѓэй-вав-ѓэй). - Одна из форм кабалистического написания четырехбуквенного сущностного Имени Всевышнего. Это Имя состоит из десяти букв, каждая из которых находит воплощение в одной из десяти cфирот мира Ацилут, и его можно получить, написав каждую из букв четырехбуквенного Имени буквами, составляющими ее название, используя при этом букву алеф. Оно обозначается своим числовым значением - 45 или Мэм-ѓэй, если это число записать буквами.

Сущность мира Ацилут. - Имя Мэм-ѓэй привлекает Ор Эйн Соф - Бесконечный Б-жественный свет - в мир Ацилут, который является основой Олам ѓа-тикун (Мира исправления) - мира упорядочения хаоса и регенерации разбитых сосудов. Разбивание сосудов - от Имени Бет-нун, упорядочение и исправление - от Имени Мэм-ѓэй; Именем Мэм-ѓэй исправляется Имя Бет-нун. И поэтому мир Ацилут - наиболее полное раскрытие Имени Мэм-ѓэй, ибо в других, более низких мирах - Брия (творение), Йецира (созидание) и в особенности Асия (свершение) - исправляющее Имя Мэм-ѓэй сосуществует с тем, что ему надлежит исправить: осколками первичных образований, относящихся к миру падших царей хаоса.

И питающее древо [cфирот]. - Мир Ацилут во всей своей полноте уподоблен дереву, а Имя Мэм-ѓэй - воде, питающей и взращивающей его. В определенном смысле, по мере исправления миров оно питает все Древо cфирот, все сущее на всех уровнях бытия.

Со всеми его ветвями и побегами. - Порядок нисхождения cфирот в мире Ацилут от уровня Хохма до уровня Малхут дает представление лишь об их иерархии, но не о принципах их взаимодействия. Они связаны друг с другом более сложным способом, и взаимное их расположение можно представить в уже известном нам образе человеческого тела, где туловище - это средний вертикальный ряд (Даат - Тиферет - Йесод), руки - Хесед и Гвура, ноги - Нецах и Ѓод. Подобного рода взаимодействие, берущее начало в мире Ацилут, характерно для всей структуры четырех миров, от мира Ацилут до мира Асия, а также для других смежных духовных структур: системы ѓейхалот (дворцы), нетивим (пути) и швилим (тропы), разветвляющейся во всех направлениях.

Как вода питает дерево, растущее благодаря ей. - Это уподобление сделано для того, чтобы указать нам, что Б-жественное влияние (Имя Мэм-ѓэй, внутреннее наполнение мира Ацилут) - сила, которая не только сотворила древо жизни, но и взращивает его, поддерживает его существование.

Владыка миров! Ты - Исток всех истоков, Причина всех причин. - Он - Первопричина, Источник всего сущего. Все в сотворенных мирах объединено причинно-следственными связями; Он же - Предтеча всего, Первосущность, Которой ничто не предшествовало, Начало начал.

Ты - Тот, Кто питает Древо cфирот. - Питает мир Ацилут и все последующие миры той влагой из источника - жизненной силой; имеется в виду Б-жественная энергия Имени Мэм-ѓэй, которая изливается в мир Ацилут и дальше.

Источник тот для Древа этого - словно душа для тела, дающая ему жизнь. - Это сравнение уточняет образ источника жизни, изливающегося сверху. Уже было сказано, что Б-жественная сила создает Древо cфирот, взращивает его и поддерживает его существование. А здесь добавлено, что это излияние является для мира самой сутью жизни, существования и деятельности, - подобно тому, как душа придает смысл существованию тела. Необходимо вновь подчеркнуть: хотя Он - источник жизни и существования всего сотворенного и ничто не может существовать без Него и хотя все сотворенное по отношению к Нему подобно одежде по отношению к телу и является лишь внешним проявлением Его сути, - никто и ничто не в состоянии постичь ее.

Не имеешь Ты ни образа, ни подобия. - Ни тела, ни подобия тела. А также ничего такого, что имело бы отношение к какому-либо облику или какой-либо форме. И хотя у пророков встречаются антропоморфные образы, даже прямые сравнения Всевышнего с человеком из плоти и крови, - они встречаются и в высказываниях наших мудрецов, - эти образы - следствие уподобления Всевышним системы десяти cфирот, в которой Он раскрывается, структуре человеческого тела. Так как эта структура - способ раскрытия Творца, то тело человека используется как набор символов для описания проявлений Б-га. Право на это нам дают слова Самого Творца, приведенные в начале книги Брейшит: Создадим человека по образу Нашему, по подобию Нашему (1:26). Вместе с тем, все это - только символы и уподобления, позволяющие описать раскрытие Б-жественного посредством cфирот, однако Его суть невозможно уподобить ничему во всем мироздании даже метафорически.

Во всем том, что внутри. - Во внутренней сущности и в духовности миров.

И снаружи. - В том, что открывается нам во всех мирах, в материальном. Ни в чем этом нет Ему и Его сущности подобия и образа.

Ты сотворил небо и землю. - Подобно тому, как Всевышний создал духовные сущности - десять cфирот, - Он сотворил помимо этого и наряду с этим материальные небо и землю.

И создал из них. - Из небес.

Солнце, луну, звезды и планеты. А на земле - деревья, разнообразные растения, райский сад. - Имеется в виду не некий духовный сад, а место в материальном мире, где сосуществуют в гармонии растения и животные.

Травы, диких и домашних животных, птиц, рыб и людей. - Все они, реалии низшего порядка и материальные, нужны в этом мире для того, чтобы, созерцая его, можно было получить представление о его прообразе - высшем мире. Все создания материального мира - как в их совокупной жизнедеятельности, так и в частных проявлениях, - это отражение и проекция высших реалий. Исследуя явления и сущности физического мира, можно получить представление о высших мирах, недоступных непосредственному наблюдению.

О том, как управляешь Ты всеми мирами - и высшими, и низшими. - Принципы взаимодействия всех созданий и целесообразность их существования - начиная с небесных тел и кончая луговыми травами - отражают порядок и систему бытия более высоких миров. И тот, кто постиг законы жизни этого мира, может вывести общие принципы существования всего мироздания.

Хотя можно постичь высшие миры, созерцая этот низший мир. - Даже в самых незначительных и низменных проявлениях. Наблюдая за многообразием и гармонией этого мира, размышляя об этом, можно осознать, что существуют высшее бытие и благодатная сила, нисходящая свыше. И в конце концов тот, кто познает нижний мир, может достичь знания о высших мирах.

Нет никого, кто хоть отчасти постиг бы Тебя, Всевышний! - Необходимо помнить о том, что несмотря на связь между высшим и низшим, которая позволяет, прибегая к аналогии или экстраполяции, познавать высшие миры, никто - даже достигнув этого - не может постичь Его Самого.

И без Тебя невозможно единство высших и низших миров. - Как сказано выше, Творец является источником жизни и бытия и без Его животворного влияния мироздание останется мертвой оболочкой без содержания, превратится в иллюзию, поскольку не существует иного источника существования. Ибо единство и гармония всего в мироздании: высших и низших миров, cфирот, различных сущностей в их взаимосвязи - основа его бытия. И это единство поддерживается на всех уровнях самим Бесконечным Б-жественным светом - Ор Эйн Соф, - пронизывающим их.

Все, что известно о Тебе. - В мирах, неспособных постичь Его суть.

Это то, что Ты - причина всему и Владыка всего. - Всякое следствие, по меньшей мере, признает наличие причины своего бытия; и хотя миры не в состоянии постичь Его суть, они признают, что есть породившая их причина и источник их жизни. А на более высоком уровне постижения - что есть Хозяин и Владыка.

И каждая из cфирот имеет определенное имя. - Из Имен Всевышнего. Помимо собственных имен (Хохма, Хесед и т.п.), помимо символов и обозначений, связанных с ними, у cфирот есть и связь с Именами Всевышнего (непроизносимое четырехбуквенное Имя, Имена, которые переводятся как Б-г, Г-сподь и т.д.). Каждое из этих Имен указывает на определенный способ раскрытия Всевышнего в одной из cфирот; например, имя Э-ль указывает на свойство Хесед, Эл-ѓим - на свойство Гвура и т.д. Соотношение cфирот с Именами подобно соотношению сосудов с их содержимым. Природа Б-жественного света, наполняющего cфирот, неизменна - независимо от того, воплотился ли он в сфире Хесед или в сфире Гвура. Меняется лишь его влияние на миры, поскольку он воздействует на них только посредством сфирот.

И имена эти носят ангелы. - Имена ангелов, упомянутые в Писании и книгах Кабалы, - производные от названий cфирот (или дворцов), к которым эти ангелы имеют отношение (например, Габриэль - от сфиры Гвура), так как каждый из них получает жизненную силу от определенной сфиры в соответствии со своей миссией.

Лишь у Тебя всеобъемлющего Имени нет. - Ангел именуется в соответствии с названием одной из сфирот, а та, в свою очередь, получает название в соответствии со своими свойствами. Но у Творца нет Имени, которое могло бы исчерпывающе выразить Его. Выше объяснялось, что Имена Всевышнего, приводимые в Писании и в высказываниях мудрецов, не выражают Его сущность, то есть ни одно из них не относится к Самому Всевышнему - они лишь отражают способы Его раскрытия в мирах посредством cфирот. Их можно рассматривать как отображения определенного рода раскрытий Б-га, проявлений Его в одной из сфирот. В той степени, в какой вообще можно говорить об Имени Всевышнего, истинном Имени, оно не может быть ни познаваемым, ни открытым. Ибо оно предшествовало возникновению мироздания; это Имя настолько скрыто для всех существ, что о нем сказано: Ибо лишь Его Имя превознесено над всем! Подобно Самому Всевышнему, и Имя Его - вне постижения, оно соотносится с Ор Эйн Соф: только его слабый отблеск озаряет небеса и землю.

Ты - внутренняя сущность всех Имен. - Ни одно из святых Имен нельзя отождествить с Его сущностью, потому что Он - внутреннее содержание этих Имен, а они - лишь Его обозначения, одеяния и проявления.

Все они лишь в Тебе обретают свое совершенство. - Несмотря на то, что Он вне рамок, которыми мы ограничиваем понятие существование, все формы совершенства - лишь частные случаи Его абсолютного совершенства, поскольку любое совершенство, будучи свойством сотворенного, не может быть абсолютным по определению, Он же - не творение, а Творец, Источник всего, единственный в истинном совершенстве и беспредельности.

Когда Ты удаляешься от них, становятся все эти Имена подобными телам, которые покинула душа. - Эти Имена не автономны, их бытие и функциональность зависят от Источника и не существуют вне его; когда Б-жественный свет оставляет их, они утрачивают свою прежнюю суть - так слово, утратившее смысл, становится лишь сочетанием букв.

Ты мудр. - Хахам. Так определяет Всевышнего Писание.

Но мудрость Твоя непознаваема. - Несмотря на то, что Всевышний назван мудрым, этот эпитет - лишь образ, связанный со способом Его раскрытия, подобно тому, как мы говорим о Нем в молитве: Посылающий ветер и дарующий дождь. Ибо даже мудрость - свойство ограниченное и определенное, несопоставимое с Его бесконечностью, не имеющей ни рамок, ни границ. Когда мы говорим о мудрости Всевышнего, мы имеем в виду, что она принципиально не имеет ничего общего с человеческой мудростью и не поддается постижению и анализу, поскольку несопоставима ни с какими видами постижения и нет никого, кроме Него, кто мог бы овладеть ею.

Ты постигаешь все. - Мевин. И это определение Творца встречается в Писании.

Но Твой постигающий разум непознаваем. - Так же, как и предыдущее определение, связанное со сфирой Хохма, и это, связанное со сфирой Бина, и любое другое находятся за пределами доступного познанию.

Невозможно сказать о Тебе, что Ты пребываешь в каком-то определенном месте. - О котором можно было бы сказать, что его можно как-то ограничить. Хотя и мы пользуемся выражениями типа Благословенна слава Г-спода во всяком месте пребывания ее, тем не менее ясно, что речь не идет о месте в физическом смысле слова, поскольку такое ограничение несопоставимо со Всевышним. Но и более абстрактное значение слова место также неприменимо; как сказали наши мудрецы: Мир - в Нем, а не Он - в мире. Истинный смысл приведенного выше выражения - где бы она ни обитала: повсюду, на любом уровне, где открывается Его слава.

Явить людям силу Свою и мощь. - У людей нет никакой возможности постичь Самого Всевышнего, им доступны лишь Его проявления, поэтому Б-жественное откровение выражает себя в терминах, связанных со cфирот.

И показать им, что мир управляется законом и милосердием. - В этом - еще один смысл раскрытия Творца посредством cфирот: явить Свое вмешательство в дела нашего мира, показать, что в определенное время над определенными людьми вершится суд, приводящий в этот мир беды и несчастья и отдающий его во власть силам правосудия и справедливости. Гиматрия Имени Всевышнего Эло-ѓим та же, что у слова ѓа-тева (природа). Иногда же милосердие распространяется и на тех, чьи позиции на суде шатки, храня их от зла, и на мир нисходит благословение.

И что существуют справедливость и правосудие. - Показать творениям, что в этом мире нет случайностей.

В воздаянии людям за их поступки. - Дела людей не бесцельны, не бессмысленны и не проходят бесследно: творящих добро ожидает награда, совершающих зло - возмездие. А чтобы человек извлек урок из того, что с ним произошло, - и награда, и возмездие должны проявиться в той форме, которая может быть им осмыслена. Для того, чтобы остаться внятной для людей, воля Творца проявляется не напрямую, а посредством cфирот, которым по определению присущи границы и рамки, и в результате поэтапного нисхождения с уровня на уровень, от мира к миру, до духовных и материальных реальностей нашего мира, она становится доступной человеческому восприятию и пониманию. Эти свойства (суд, справедливость и т.д.), которыми управляется мир, не выражают саму Б-жественную сущность, не являются прямыми проявлениями Всевышнего. Они - лишь формы Его раскрытия в мире посредством различных cфирот.

Закон связан со сфирой Гвура. - То, что называется Небесным судом или атрибутом правосудия, - это проявление сфиры Гвура.

Правосудие - со срединным столпом. - Проявление сфиры Тиферет, свойство милосердия и сопереживания, делающее ее в каком-то смысле центром всей системы cфирот. Тиферет располагается на схеме этой системы в самом центре и поэтому в данном тексте уподоблена туловищу.

Справедливость. - Это свойство указывает на вердикт, который не подлежит ни обжалованию, ни изменению, и подсудимый не может обсуждать его и оспаривать.

Со священной сфирой Малхут. - И это свойство - один из аспектов Имени Всевышнего Ад-най, соотносимого со сфирой Малхут; это Имя указывает на власть, господство.

Точные весы. - Это cфирот Нецах, Ѓод и Йесод, служащие сфире Малхут для установления справедливости, определяющие соотношение между правой и левой сторонами. Другими словами - взвешенная, как на точных весах, без предвзятости, оценка явления.

Символизируют две надежные опоры - сфирот Нецах и Ѓод. - Они располагаются одна напротив другой и уравновешивают друг друга, словно чаши весов.

Точная мера. - Аспект Йесод, знак святого союза.

Все эти cфирот существуют для того. - Все эти пути управления миром при помощи указанных свойств нужны для того, чтобы показать нам очевидным и понятным способом, как Ты управляешь миром.

Но в Самом Тебе нет. - Ни одного из вышеперечисленных свойств, уподобленных человеческим качествам.

Ни доступной постижению справедливости, основанной на Законе Твоем... - Хотя выше говорилось, что справедливость - это атрибут сфиры Малхут, находящейся в середине системы cфирот (а свойство суда - с левой стороны), тем не менее, если cфирот распределить по двум вертикалям (правой и левой), Малхут займет место на левой стороне, и тогда возникнет следующая схема: правая сторона - Кетер, Хохма, Хесед, Тиферет, Нецах; левая - Бина, Гвура, Ѓод, Йесод, Малхут. Проще говоря, справедливость относится к понятию суда, выносящего решение в соответствии с буквой закона и не стремящегося к компромиссу.

...Ни доступного постижению правосудия, основанного на Твоем милосердии. - Понятие правосудие относится к области суда, так же, как и справедливость. Однако здесь оно имеет несколько иное значение. Справедливость - это беспристрастный суд во всей его строгости, а правосудие - окончательный приговор, основанный на букве закона, однако выносимый с учетом всех смягчающих вину обстоятельств, что позволяет умерить его строгость. Как уже говорилось, понятие правосудие соотносится со сфирой Тиферет, одним из проявлений которой - как в структуре сфирот, так и в человеческой душе - является милосердие, примиряющее доброту с суровостью.

Ни какого бы то ни было из свойств, присущих Тебе. - Имеющих отношение к cфирот, в соответствии с которыми Всевышний в святых книгах называется милостивым, могучим, снисходительным, милосердным, праведным, Царем. К Нему же Самому эти свойства не имеют никакого отношения, все они - только эпитеты, выражающие различные аспекты Его раскрытия в мирах.

Благословен Г-сподь вовеки, амен и амен! - Последняя фраза является прославлением Всевышнего, логически завершая текст. Согласно Кабале, в ней отображено поэтапное нисхождение высшего света, цельного и бесконечного, к нижним мирам. Благословен - это нисхождение; Г-сподь - это непроизносимое Имя, предшествовавшее всему сущему, и оно нисходит вовеки - то есть в века, в тот мир, где есть понятие времени. Весь текст Начал Элияѓу... посвящен рассмотрению того, как Бесконечный Б-жественный свет, безграничный и непознаваемый, опускается в миры через формы и структуры, посредством которых Всевышний раскрывается в них и управляет ими, - через десять cфирот. И их назначение, связи друг с другом и, самое главное, - взаимосвязь с Создателем - вот тема этого текста.

Назад >>