Перед Вами электронная версия
книги А. Штейнзальца "Взгляд".
Подробнее об издании этой книги и возможности ее приобретения – здесь.
Многие веяния и идеи приходят в ставшую провинцией
современного мира Россию с большим опозданием. Зачастую это происходит тогда,
когда в странах Запада они уже вышли из моды. Так губернские дамы щеголяют в
нарядах, которые в столице уже никто не носит. Не стал исключением и психоанализ,
авторитет которого на Западе уже несколько потускнел, а в России его популярность
растет день ото дня и, кажется, скоро догонит столь модные ныне магию и шаманизм.
Впрочем, мне бы не хотелось плохо отзываться о профессиях, которые кормят столь
многих евреев. Все сказанное - не более чем лирическое отступление, предисловие.
Говоря о психоанализе, нельзя не отметить,
что одна из важнейших причин популярности творчества Фрейда (это, кстати, в
полной мере относится и к Дарвину) - его талант писателя. Читаешь и невольно
начинаешь верить написанному. Он был в первую очередь блестящим литератором.
Знакомясь с произведениями Фрейда, трудно избавиться от ощущения, что читаешь
роман о неком универсуме - фантастическом мире, населенном демонами и монстрами.
Я имею в виду описание внутреннего мира человека в психоанализе; чего там только
нет: эго, супер-эго, ид, комплекс Эдипа, комплекс кастрации... Кстати, и я внес
свою посильную лепту в этот паноптикум, предложив новый термин для обозначения
одного из комплексов, который, как мне кажется, будет весьма полезным и употребительным.
Как известно, есть комплекс Эдипа и комплекс Электры, я же предложил термин
комплекс Иокасты. Фрейд уделяет много внимания влечению ребенка к матери, а
ведь существует и обратное: влюбленность матери в ребенка. Всякий, знакомый
с образом а идише маме - еврейской матери, - знает, что это явление встречается
достаточно часто.
Фрейд действительно был талантливым писателем,
и в этой его оценке я вполне серьезен. Многие и до, и после Фрейда пользовались
аналитическими методами, высказывали не менее блестящие идеи, но их уделом стало
забвение, ибо они не были достаточно одарены для того, чтобы эти идеи адекватно
и увлекательно выразить. Сравнительный анализ наследия Фрейда и трудов его учеников
показывает, сколь велика разница между одаренным учителем и последователями,
ни один из которых не умел писать так, как он. Впрочем, двое из них, ставшие
впоследствии основателями собственных школ, вполне с ним сопоставимы: это Адлер,
который так и не стал писателем, но высказал целый ряд важных и интересных идей,
и Юнг, который умел красиво писать, да и идеями был не беднее Адлера.
Важный момент, справедливый как в отношении
Фрейда, так и в какой-то мере Адлера: оба психолога, может быть, в силу своего
неизбывного еврейства, были склонны или, скорее, вынуждены искать путь к построению
монистической когнитивной системы. Это не единственно возможный подход, такая
склонность или, если хотите, потребность диктуется определенной культурой, как
это принято называть ныне - ментальностью. Подход Фрейда к внутреннему миру
человека сведен к одному-единственному понятию: либидо. И Адлер подчиняет все
одному принципу, одной идее: комплексу неполноценности. Несколько раньше в истории
мы уже встречали человека одной идеи - это получивший широкую известность экономист
Карл Маркс. Он также предложил монистическую теорию, объясняющую все социальные
процессы и структуры исключительно экономическими отношениями.
Интересно отметить, насколько
еврейское происхождение Фрейда оказало (пусть и неосознанно) влияние на формирование
его теории психоанализа. Вспомним, какие негодующие отзывы, какое сопротивление
общественного мнения вызвала в начале века его идея о изначально присущих каждому
ребенку страстях и дурных наклонностях. А ведь для тех, кто воспитан в русле
еврейской традиции, эта мысль элементарна, даже тривиальна. Уже в начале повествования
Торы сказано, что помыслы человека дурны с дней юности его (Брейшит - Бытие,
8:21). Парадоксальным образом именно в ребенке проявляется только злое начало,
доброе же развивается постепенно, вплоть до достижения им совершеннолетия. Наступление
этого возраста - тринадцать лет для мальчиков и двенадцать для девочек - связано
с началом полового созревания. Обычно этот период в развитии ребенка родители
воспринимают так: наш ангелочек превращается в чертенка. Мы же понимаем это
по-иному: эгоистичные первичные желания и потребности ребенка могут быть сбалансированы
только с формированием взрослой индивидуальности, способной принять рамки норм
данного общества и его культуры.
Стоит напомнить, что многое из написанного
Фрейдом в его Введении в психоанализ о снах и их толковании уже задолго до этого
сказано, правда, не в терминах психологии, пророком Йешаяѓу (29,8): ...голодному
снится, будто он ест, но пробуждается, и душа его вожделеет... жаждущему снится,
будто он пьет, но пробуждается - и вот он томится, и душа его жаждет... Вообще
же все сказанное Фрейдом по этому поводу можно свести к словам Талмуда: То,
что видит человек во сне, - от помыслов сердца его (Брахот - Благословения,
55б).
Сам Фрейд признавал, что идея подсознательного
не нова и не является его изобретением. Можно сказать, что идея подсознательного
была извлечена им из собственного подсознания и лишь была сформулирована с новой
остротой, с большей мерой ясности, но она была известна и даже использовалась
задолго до него. Например, в еврейском законодательстве, в законах о храмовых
жертвоприношениях, есть положение о том, что человек, неумышленно (то есть неосознанно,
в иных терминах - бессознательно) совершивший грех, должен принести повинную
жертву. Здесь закон исходит из посылки, что бессознательное - интегральная часть
личности и мы несем ответственность за него. Замечу, что есть три категории
грехов (точнее - нарушений Закона): совершенные под принуждением, умышленно
и по ошибке или неосознанно. За первую категорию проступков человек не несет
никакой, в том числе и моральной, ответственности. За умышленные нарушения человек,
разумеется, несет полную ответственность - во всех смыслах. Третья же категория
словно сочетает первые две, предполагая ситуацию, в которой человек совершает
противоправные поступки по уважительным причинам: забыл, отвлекся, не имел в
виду, хотел как лучше и т.п. За подобные действия он несет ответственность,
но, в основном, - моральную. То есть мы исходим из того, что его забыл следует
интерпретировать как не хотел помнить.
Фрейд - выходец из среды, в которой идея о
бессознательном как неотъемлемой и реальной части личности, связанной с поведением
человека, была естественной частью мировоззрения. Его идеи, которые он, к его
чести будет сказано, и не пытался выдать за революционно новые, - часть культуры,
на которой он вырос. Для полноты картины добавлю биографическую справку: Фрейд
родился в Вене, но его отец был выходцем из того самого типично хасидского местечка
в Галиции, где родился и вырос великий еврейский писатель Шмуэль-Йосеф Агнон,
- в Бучаче. Что-то было в атмосфере этого еврейского штетла, давшего миру двух
таких непохожих, но великих литераторов и мыслителей.
Можно обнаружить много
примеров переклички между идеями и приемами психоанализа и знанием, сохраненным
для нас еврейской традицией. Приведу в качестве примера идею, часто используемую
в хасидизме и кабале: леѓамтик гвурот бе-шоршам (букв. подсластить суровость
в ее корне, другими словами - устранить нежелательное явление путем обнажения
его первопричины и последующей переориентации). Она не только имеет религиозно-философское
значение, сама формулировка ее указывает путь практической психотерапии. Есть
два способа преодолеть горечь некоего блюда: можно добавить такое количество
сладкого, что горечь просто не будет чувствоваться; этот способ не меняет природу
вещей, ведь горькое остается горьким, изменяются только пропорции; схожая идея
лежит в основе многочисленных психологических методик, призванных мобилизовать
позитивные внешние по отношению к проблеме факторы и таким путем решить ее.
А можно попытаться удалить горькие компоненты, действительно в корне изменив
вкус блюда, в полном соответствии с методикой кабалы. Вот и в психологии искали
пути излечения устранением первопричины, когда результат достигается не столько
воздействием на саму проблему (комплекс, фобия и т. п.), сколько в результате
обнажения ее корня, источника. Хотя психологии пока не удалось объяснить, почему
подобный анализ приводит к улучшению состояния человека, практика подтверждает
эффективность подобного метода. Понятно, что корни проблемы следует искать в
прошлом пациента, и чем она серьезнее, чем прочнее укоренилась в личности, тем
раньше она возникла. Но почему нахождение причины проблемы снимает ее? Научного
ответа на этот вопрос до сего дня не существует.
Несколько слов о сексуальности человека, фундаменте
классического психоанализа. По моему мнению, все, связанное с ней, в большей
степени относится к морали и культуре и в меньшей - к психологии.
Принято считать (с моей точки зрения - ошибочно),
что сексуальность - проявление власти животных инстинктов над личностью. Но
именно в сексуальной сфере люди относительно независимы, в то время как животные
вступают в половой контакт в определенные, циклически повторяющиеся периоды,
когда их поведение предопределено и никакая дрессировка тут не поможет. Человек
же готов к интимной связи в любое время и не ограничен в этом естественными
рамками. Кстати, он не скован ими и в некоторых иных своих страстях - например
в желании обладать или доминировать.
В этих вопросах, как и в сфере сексуальности,
общество, культура, религия берутся обуздать склонности индивидуума, не имеющие
внутреннего механизма самоограничения или естественных границ. Именно на стыке
неограниченного желания личности и границ, установленных социумом, рождается
немало конфликтов и стрессов.
В старые добрые времена некоторые конфессии,
особенно на Востоке, предлагали радикальное решение проблемы сексуальности:
многие их адепты, включая и некоторых отцов христианской церкви, просто кастрировали
себя. Этот способ трудно отнести к области психологии, но я подозреваю, что
он вполне эффективен. В Африке и мусульманском мире есть не менее интересный
способ обуздания женской сексуальности, но, к счастью, на Западе и в России
он мало распространен.
Отношение иудаизма к контролю над сексуальностью
неоднозначно, он предлагает целый ряд подходов и решений. В частности, литература
движения Мусар (Этика), созданная в России и сопредельных странах в последние
века, много и интересно говорит о репрессии и сублимации. Хотя эти способы несравненно
элегантней, чем кастрация, врач не может прописать пациенту сублимацию с той
легкостью, с которой он назначает ему принимать по две таблетки аспирина три
раза в день.
Проблема проблем, как в психологии, так и в иудаизме, состоит в том, что для
универсальных недугов есть только индивидуальные лекарства.
Хотите учить английский на Мальте для взрослых рядом с морем, пляжем - вам сюда.