Образование и просвещение
Есть
ли сегодня что-либо в тесном мирке еврейского просвещения, что позволило
бы вспомнить о происхождении этого слова? По моим впечатлениям, собственно,
и породившим эти заметки, – несомненно, ибо результатом деятельности Института
изучения иудаизма, руководимого раввином Адином Штейнзальцем, вот уже
двенадцать лет активно и плодотворно работающего на территории бывшего
СССР, является подлинное просвещение и просветление столь многообразного
еврейства стран СНГ.
Теперь по порядку. Институт подошел к двадцать первому веку с непростой
задачей: готовить просветителей – тех, кто хочет и может нести полученные
знания другим, расширяя тем самым круг евреев, вовлеченных в процесс познания.
Труден и неоднозначен по своим результатам был путь, пройденный институтом
за эти годы. Была йешива в Кунцево, сгоревшая из-за чьей-то халатности
или поджога. Были и остаются книги А. Штейнзальца,
пронизанные мудростью и добротой, журнал
«Отцы и дети», к сожалению, временно прекративший свое существование
из-за недостатка средств. И поныне действует ассоциация «Ламед», объединившая
учителей еврейских школ и помогающая им освоить методику преподавания
еврейской традиции. Приносит свои плоды уникальная программа еврейского
самообразования «Лимудим»,
благодаря которой более четырех тысяч евреев смогли познакомиться с текстами
Торы и комментариями к ним. Изданы книги и пособия для учителей, школьников
и их родителей.
И все же этого оказалось недостаточно. Не было подлинной обратной связи
со всеми, к кому были обращены эти усилия, ощущения плодотворности собственной
деятельности.
Именно
поэтому возник проект, получивший название «Байт
ле-мидраш» – «Дом учения». Его цель заключается в подготовке преподавателей
еврейской традиции, которые затем станут ведущими просветительских групп
у себя дома, от Калининграда до Владивостока и Биробиджана. При этом они
должны не просто преподавать Тору, а сформировать и вести эти группы.
Вот почему в курс обучения введены такие предметы, как психология и педагогическая
технология, методика преподавания и дидактика. Первым этапом его становления
стала программа в Сибири и Дальнем Востоке, объединившая двадцать семь
энтузиастов дела еврейского образования. Чуть более года назад он был
распространен на европейскую часть СНГ, и еще двадцать пять человек в
течение года изучали в институте педагогическое мастерство и основы иудаизма.
Учась, они передавали свои знания сотням слушателей в России, Белоруссии,
Казахстане, на Украине. Регулярно приезжая в Москву на учебные курсы-семинары,
они показывали на открытых уроках все, чему научились, давая тем самым
возможность наставникам и коллегам познакомиться с их опытом, оценить
находки и помочь исправить ошибки. У сотрудников и преподавателей института
появилась та самая обратная связь, отсутствие которой так мешало им ранее.
Они впервые смогли отследить процесс формирования новой поросли еврейских
учителей на протяжении долгого времени, получили возможность корректировать
и свой собственный труд, и работу своих учеников. Возникла атмосфера сотрудничества
и сотворчества, началось взаимное обогащение содержательными и методическими
идеями; образование трансформировалось в просвещение.
Свыше пятидесяти человек различного возраста, социального статуса, образовательного
ценза прониклись сознанием важности своего предназначения на этой земле.
Они стали просветителями. Их учеба отнюдь не завершена, и в этом году
им предстоит не менее насыщенная программа занятий. Благодаря им и для
них институтом разработана программа, позволяющая расширить и углубить
знания и слушателей и привить им профессиональные навыки. И это не единственный
результат проекта «Байт ле-мидраш».
Недавний
семинар в Менделеево показал не только его перспективность, но и огромную
заинтересованность людей именно в профессиональной просветительской работе.
Еще сорок пять человек решили посвятить себя этому делу. Среди слушателей
были и университетские преподаватели, и студенты, и работники "хеседов";
те, кто соблюдает законы еврейской жизни, и те, кто совершенно с ними
не знаком. Некоторые из них владеют ивритом и серьезными знаниями традиции,
другие практически впервые сталкиваются с этим культурным пластом. Тем
не менее, всех объединила жажда подлинного познания и стремление приобщить
к нему своих друзей, близких, просто живущих рядом евреев.
Блистательный интеллектуальный праздник, праздник еврейского просвещения
в Менделеево, состоялся. Преподаватели И. Шнайдер, И. Гиссер, А. Фейгин,
Д. Палант и их духовный наставник раввин А. Штейнзальц вели занятия в
трех группах слушателей. Разнообразие методических приемов и форм организации
учебы (от лекционных до семинарских и групповых) позволили создать полнокровный
учебный процесс.
Наконец-то реализовалась и мысль о необходимости взаимодействия между
еврейскими организациями. Неоценимой была помощь Еврейского агентства
в России в организации и проведении семинара. На редкость удачным и эффективным
стало партнерское сотрудничество с международным женским проектом «Кешер».
Методики групповой работы, применяющиеся С. Якименко, Н. Слободяник и
их блестящими сотрудницами внесли концептуальную новизну и разнообразие
в рисунок и организацию занятий. А группа «Байт ле-мидраш – Кешер» была
живым примером трудолюбия, еврейской мотивации и просто женской красоты
и прелести.
Ах,
какая же была атмосфера на этом семинаре! Все до единого излучали радость
от общения друг с другом. Солнечность – наверное самое точное определение
этого состояния. Учителя и ученики не могли наговориться, наобщаться всласть.
До рассвета шли дискуссии, темами которых были и Тора, и еврейство, и
сама жизнь. А открытые уроки наших «ветеранов»! Чего стоит только урок
Е. Вакуленко из Пензы! Любой, самый опытный учитель может поучиться у
него пробуждению мотивации и интереса аудитории, глубине анализа и умению
ставить вопросы. А он, такой, не один…
А песни вместе с
Палантом, а суббота с раввином Штейнзальцем, а капустник в конце семинара,
завершившийся гимном «Байт ле-мидраш»!.. И слезы при расставании и тихий
ужас от мысли, что уже все, праздник кончился… Но прекрасная неделя среди
своих – это ли не счастье для еврея?!
Каждый момент каждого дня работал на просвещение. Новые ученики института
привлекут еще сотни евреев к учению – может быть, самому необходимому
сейчас делу для тех, кто десятилетиями был оторван от своих корней, своей
истории и культуры, – это ли не достойная цель всей жизни?
И, наконец, главное: институт будет знать об успехах и неудачах каждого
своего питомца. Несколько раз в году они станут приезжать в Москву на
учебные курсы «Байт ле-мидраш», делиться проблемами и приобретенным опытом,
демонстрировать свои уроки и методические находки, встречаться с самыми
разными людьми и учиться у них.
Существенно и то, что институт получит представление о целесообразности
вложения своих средств. Это не менее важный результат проекта. Деньги
не должны уходить в песок. Просветительство стоит дорого. А силы и время
преподавателей, благополучие их семей, нелегкий труд учащихся – было бы
неблагородно и бездарно не считаться с затраченными усилиями.
«Байт ле-мидраш» – на редкость
удачный и гуманный проект. Благородство целей, блестящее воплощение идей
и перспективы развития возводят его до уровня просвещения в самом прямом
и подлинном смысле этого слова.
ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ФОНДА ПИНКУСА
ПО РАЗВИТИЮ ЕВРЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДИАСПОРЕ, ИЗРАИЛЬ
Хроника учебы
18-25.3.01 "Блиц-визит" в Сибирь >>
26.6-4.7.01 Cеминар в Салтыковке >>
23.7-25.7.01 Cеминар в Cеминар в Иркутске >>
23.11.01 Cеминар в "Елочке" >>
ноябрь 2001 \ Семинары в Москве >>
июль 2002 \ Семинары на Дальнем Востоке >>
август 2002 \ Семинар в Менделеево >>
|