Главная страница >>Библиотека >> "Обязанности сердца" рабейну Бахья

Перед Вами электронная версия брошюры "Обязанности сердца" ("Ховот а-левавот"), рабейну Бахья бен Йосеф бен Пакуда, изд-во "Амана".
Подробнее об ее издании и возможности приобретения  – здесь.
Zip-файл >>


«Обязанности сердца» ("Ховот а-левавот") рабейну Бахья
Сокращенный перевод с иврита Э. Ратнера, редактор И. Городецки.

Пояснения к словам, отмеченным знаком *, даются в конце книги, в "Кратком словаре имен, названий и терминов"

ПРЕДИСЛОВИЕ

Книга "Ховот а-левавот" ("Обязанности сердца") была очень известна в средние века и любима народом. Со временем она заняла одно из самых почетных мест в еврейской философско-теологической библиотеке. К ней так привыкли, что забыли, кто является ее автором. И сегодня мы мало о нем знаем. Известно только, что звали его рабейну(1)* Бахья бен Йосеф (так произносят его имя сефардские евреи). Ашкеназские евреи говорят Бехайе или Бехаей, что, возможно, точнее, ибо у португальских евреев есть имя Бехайэль, и Бехаей его сокращение.

Предполагают, что жил раби Бахья в Сарагосе где-то между 1050-м и 1156 годом. Мы делаем такой вывод потому, что самое раннее упоминание о нем имеется в комментариях к Торе р. Авраама ибн Эзры(2)*, написанных в 1156 году. С другой стороны, сам р. Бахья называет в своей книге имя мудреца Ионы ибн Джанаха(3)*, который умер примерно в 1050 году.

В 1161 году Иегуда ибн Тибон(4)* впервые перевел "Обязанности сердца" с арабского на иврит, как он пишет в предисловии, "по просьбе раби Мешулама бен Яакова"(5)*. Этот перевод был очень популярен и несколько раз переиздавался в Неаполе, Мантуе, Венеции, Кракове, Константинополе.

В своей книге р. Бахья не выступает как создатель законченной философской системы. Но сталкиваясь с "проклятыми вопросами", он разбирает идеи других ученых. Из еврейских философов наибольшее влияние на него оказал р. Саадия-гаон(6)*. Очень часто р. Бахья цитирует известный труд Саадии "Эмунот ве-деот" ("Верования и идеи"), его комментарии к Танаху и "Сефер йецира" ("Книга творения")(7)*. Раби Бахья был, по-видимому, хорошо знаком с творчеством своего знаменитого современника Шломо ибн Гвироля(8)*. Из греческих философов раби Бахья, вероятно, знал Аристотеля и Эвклида, чьи мнения он иногда приводит. Мы находим в его книге также идеи, свойственные средневековой арабской философии. Великого арабского философа Ибн-Сину (Авиценну)(9)* автор "Обязанностей сердца", скорее всего, не знал. Нет точных данных, был ли он знаком с учением Аль-Газали(10)*, но высказывания, сходные с идеями этого мистика, в книге встречаются. Раби Бахья не выступает с развернутой критикой философов, но иногда не соглашается с некоторыми авторитетами, например с Аристотелем.

Книга р. Бахьи первое систематическое изложение основ еврейской этики. Ее цель научить "обязанностям сердца", то есть раскрыть внутренний, духовный смысл заповедей, без которого они становятся мертвым ритуалом. Задача р. Бахьи не преподнести миру новую философскую систему, а напомнить людям об их моральных обязанностях.

Свои идеи раби Бахья черпает из еврейских источников, но доказательства строит на понятных всем жизненных примерах. Стиль книги, живой и эмоциональный, далек от всякой схоластики.

Раби Бахья почти не касается вопросов религиозной философии. Его интересуют не идеи, а образ жизни верующего человека и его духовный мир. Только вскользь он упоминает о проблеме выбора. Часть арабских философов провозглашала, что все предписано свыше и человек не управляет своими действиями. Другие вообще отрицали какую-либо власть Бога над людьми. Раби Бахья считает, что человек не в состоянии в полной мере понять Божий замысел. Всеведение Господа недоступно людям. Всевышний, конечно, знает все о каждом человеке, но Он не ограничивает свободу выбора. Человек волен поступать как хочет, однако он должен понимать, что за все будет отвечать перед Небесным судом.

Занимает автора "Обязанностей сердца" и проблема теодицеи"(11)*. Он считает, что загробный мир не упомянут в Писании из-за широкой известности идеи жизни после смерти. С другой стороны, он допускает, что абстракция небесного воздаяния была слишком сложна для массового восприятия и именно поэтому не попала в Танах.

По мнению р. Бахьи, высшая цель человека любовь к Богу. Это значит, прежде всего, неукоснительно выполнять волю Всевышнего. Для этого вовсе не надо отказываться от всего мирского. Тора этого не требует. Нет смысла предаваться крайностям. Лучший путь золотая середина.

В соответствии с философией тех времен р. Бахья пытается найти логическое обоснование заповедям. Он считает, что, поскольку человек не вполне властен над своим телом, Бог создал такую систему предписаний, которые охраняют душу. Смысл субботы р. Бахья видит в отрицании еретической идеи о вечности материи. Суббота символизирует примат духа над материей и постоянное обновление мира.

Твердо веря в безграничность Божьего милосердия, р. Бахья так обосновывает свой оптимизм: "Все, что сотворил Господь, служит добру". В мире нет ничего ненужного. Даже человеческие слабости играют свою роль. Чувство стыда, например, кажется лишним. Но если разобраться, видно, что стыд стимулирует хорошие поступки. Забывчивость тоже представляется, на первый взгляд, недостатком. Но если бы человек не мог забыть свои горести и печали, он не просуществовал бы и дня. Даже пребывание евреев в изгнании имеет положительные стороны, считает р. Бахья. Скажем, когда государство, в котором живут евреи, воюет, их не призывают на военную службу. Раби Бахья не пытается быть оригинальным. Все эти идеи высказывались уже мудрецами Талмуда. Его цель донести сокровища еврейской этики до широких народных масс.

Как мы уже говорили, "Обязанности сердца" были очень популярны в народе. На философскую же мысль книга повлияла мало. Изредка мы находим цитаты из нее в трудах Рамбама(12)*. Простые евреи любили книгу р. Бахьи за душевность, ясный язык, отсутствие сухих нравоучений. Раби Бахья не корит, не указывает, но поддерживает и подбадривает человека, постоянно напоминая, что цель Бога процветание и счастье человеческого рода. Нужно только крепко верить во Всевышнего и исполнять Его заповеди.

В книге отчетливо проступает чистая и наивная душа ее автора. Каждое слово наполнено любовью к Творцу. Чувствуется, что р. Бахья достиг высшего уровня праведности и глубоко проник в тайны мироздания. Он стал настоящим цадиком(13)*: все понял и все простил. Он научился с радостью принимать все, что идет от Бога. Счастливым прошел он по жизни и в полном душевном спокойствии удалился в иной, лучший мир.

Доктор А. Цифрони

ВСТУПЛЕНИЕ

Благословен Господь, Бог Израиля, единый в ипостаси Своей, источник всего сущего, благодать Которого вечна, сотворивший все сущее, дабы свидетельствовало о Его единственности! Наделив человека умом и интуицией, Он дал нам науку жизни.

Существует наука о природе, то есть о свойствах всего живого, наука, развивающая абстрактное мышление, алгебра, геометрия, астрономия, музыка, и наука о познании Бога и Его деяний, о связях человеческой души с Божественным началом. Все науки призваны помочь человеку приблизиться ко Всевышнему. Однако область естественных наук ограничена материальными нуждами человека. Высшие науки раскрывают сущность бытия и связи материального мира с духовными мирами. Но заниматься духовными науками ради выгоды запрещено. Сказано в Талмуде: "Да не станет человек учить Тору для того, чтобы получить звание раввина или прослыть мудрецом, а только из любви к Богу и Его Торе, дабы исполнять заповеди. К тому, кто так поступает, мудрость и почет сами приходят".

Заповеди Господни бывают двух родов: обязанности тела и обязанности сердца. Первые мы исполняем посредством физических действий (например, накладывая тфилин(14)*, устанавливая мезузу(15)*, вторые же ничего, кроме интеллектуальных усилий, не требуют (вера во Всевышнего). Как первые, так и вторые заповеди подразделяются на предписывающие и запрещающие. Все они имеют источник в Торе, но не все записаны в Пятикнижии.

Я не стану здесь говорить об обязанностях тела, поскольку об этом всем известно. Я попытаюсь объяснить, насколько возможно, этические заповеди, ведь они основа основ, и если их не исполнять, то все заповеди теряют смысл. Мы должны вести двойную работу: тренировать тело и все пять чувств, исполняя заповеди первого рода, и закалять дух, исполняя этические предписания. Конечно, первые неразрывно связаны со вторыми, ведь невозможно себе представить, что, обязав нас выполнять ритуальные действия, Господь забыл о нашей душе.

Обязанности сердца часто упоминаются в Писании, например: "И возлюби Господа Бога твоего всем сердцем своим и всей душою своей...", "...Бог требует от тебя, народ Израиля, чтобы ты страшился Его", "И возлюбите пришельцев, ибо пришельцами вы были в стране египетской". Кроме того, этическое учение разрабатывалось нашими мудрецами. Так, сказано, что все наказания, о которых пишет Тора, можно применять только в том случае, если проступки совершены умышленно. Это доказывает то, что я уже отметил: без духовного осмысления обязанности тела не имеют никакой ценности.

Написал я это и задумался: быть может, то, о чем я толкую, отлично всем известно? Быть может, этические нормы давно вошли в плоть и кровь людей? Но, наблюдая за поведением своих единоверцев, я пришел к выводу, что многие чрезвычайно далеки от морали, предписываемой Торой. К сожалению, в нашем поколении есть люди, которые и ритуальные заповеди не исполняют или используют религию в корыстных целях, не понимая, что это не прибавит им святости. Никогда не сможет человек, как бы он тщательно ни исполнял обряды, приблизиться к Всевышнему, если он пренебрегает обязанностями сердца. Рассказывают про одного мудреца, который полдня принимал людей, разбирал их проблемы, отвечал на вопросы, а полдня проводил в уединении, осмысливая свои поступки и занимаясь духовным совершенствованием. Это и есть исполнение обязанностей сердца.

Смысл этических заповедей в нахождении баланса между материальным и духовным. Эта грань нащупывается в процессе служения Господу, которое невозможно без гармонии тела и духа. Наше тело создано по законам божественной гармонии, поэтому в принципе не существует противоречия между телом и духом. Но это при условии, что каждая жилка нашего тела исполняет предписанную миссию. Вся жизнь человека без исключения должна соответствовать Божьему Закону, как сказано в Писании: "Будь честен перед Господом Богом". Если человек не ощущает истину, лжет сам себе, он никогда не сможет назвать себя верующим. То же самое, когда наш внутренний мир противоречит нашим поступкам. Такое состояние души не соответствует самой идее служения Богу.

Говоря о заповедях вообще, следует заметить, что именно внутреннее состояние человека определяет уровень их исполнения. Послушание Богу измеряется не количеством, а качеством, чистотой внутренних побуждений. Лучше одна заповедь, исполненная с чистым сердцем, чем множество, совершенных из корысти. И даже если что-то помешало человеку исполнить Закон, но он желал этого от всей души, будет считаться, что заповедь соблюдена.

Изучая Тору, я накапливал знания об обязанностях сердца. Когда я сам научился их исполнять, я решил написать об этом книгу, чтобы научить других. Я надеюсь, что мое сочинение поможет всем заблудшим найти правильный путь во тьме. За успех этой работы я благодарю Всевышнего, тогда как ответственность за любую ошибку лежит целиком на мне.

В своей книге я попытаюсь разобрать и классифицировать этические заповеди иудаизма так, чтобы они стали понятны всем людям. Основой основ еврейской этики я считаю заповедь о соблюдении чистоты монотеизма. Я долго думал, какую же заповедь назвать второй по значению, и пришел к убеждению, что это заповедь о вере в безграничное величие Господа. Он единственная совершенная истина. Он неподвластен никаким законам и правилам, непостигаем, ибо уровень познания ограничен физическими законами и невозможно постигнуть то, что никаким законам не подчиняется. Исходя из этого, становится понятно, что поиск божественного начала не состоит в поиске самого Всевышнего. Приблизиться к пониманию Творца мы можем, изучая свойства творения. Эту заповедь я и считаю второй обязанностью сердца.

Согласно логике, третью заповедь нужно искать в сфере отношений между Богом и людьми. Поэтому третьей заповедью я считаю обязанность служить Богу.

Четвертая заповедь, по моему мнению, уверенность в Божьем покровительстве. Поскольку Господь сотворил мир, Ему подвластно все сущее в нем: успехи и неудачи, горести и радости. Таким образом, только в Его силу и могущество можно верить, только на Него полагаться.

Если мы согласны, что Всевышний единственный властелин вселенной, тогда веровать следует только в Него, поклоняться и служить только Ему. Это пятая заповедь.

Шестая заповедь покорность воле Божьей, ибо только Он истинно сущ.

Раздумывая об отклонениях человека от норм Торы, я понял, что седьмая заповедь это покаяние, то есть мольба к Богу о прощении грехов.

Думать о соблюдении заповедей и стараться исполнять их как можно лучше восьмая обязанность сердца.

Нельзя быть по-настоящему верующим, постоянно предаваясь наслаждениям. Человек должен научиться обуздывать свои страсти. Такова девятая этическая заповедь.

Десятой заповедью, по моему убеждению, является любовь к Господу. И это несмотря на то, что не только радости, но и страдания идут от Него.

Как я уже говорил, все заповеди имеют основу в Священном Писании. Однако в этой книге я постараюсь объяснить этические нормы Торы. Я так и назвал ее: "Обязанности сердца", ибо цель моей работы помочь каждому мобилизовать интеллект и интуицию для проникновения в суть законов нашей религии. Постепенно заповеди станут частью вашей натуры и преобразуют не только внутренний, но и внешний облик.

Существует притча о прорицателе, который пришел в дом своего товарища и почувствовал, что где то близко спрятан клад. Он стал искать и нашел испорченные ржавчиной монеты. Тогда он принялся чистить их солью и кислотами до тех пор, пока деньги не заблестели. То же самое я посоветовал бы делать со своим сердцем, ибо это сокровище, нуждающееся в уходе. Сердце не должно "ржаветь", а если это случилось, то ею надо "вычистить". И тогда откроются ранее неведомые стороны нашей натуры, и мы приблизимся к Богу.

Брат мой! Изучай эту книгу не ради славы и почета, а для того, чтобы познать Божий Закон. Не только читай написанное здесь, но и следуй заповедям Торы. И прости, если обнаружишь ошибку или неточность. Я спешил закончить свой труд, ибо человек смертен. Ты знаешь, что человек далек от совершенства, поэтому еще раз прости меня, дорогой читатель.

Все этические заповеди ты найдешь в этой работе. И те, которые считаются самыми важными в иудаизме, например: "Люби ближнего как самого себя" или "Отдаляйся от зла, приближайся к добру". Все они выводятся из десяти заповедей, которые я привел выше. Изучай их и не забывай претворять в жизнь!

ГЛАВА ПЕРВАЯ. О МОНОТЕИЗМЕ

Итак, соблюдение чистоты монотеизма основа еврейской веры. "Я Господь Бог твой... Да не будет у тебя богов иных" первая заповедь, прозвучавшая на горе Синай. Молитва "Шма"(16)*, чтение которой установил сам Моше-рабейну, гласит: "Слушай, Израиль! Господь, Бог наш, Господь один!" Здесь "слушай" имеет эзотерическое значение "понимай", "ощущай". После того, как Бог открыл нам факт Своего существования, Он дал нам главную заповедь: верить, что Он единственный. Этот отрывок Торы содержит десять заповедей: пять обязанностей сердца (знать, что Господь существует; знать, что Он наш Бог; знать, что Он единственный; любить Его всем сердцем; служить Ему всей душою) и пять обязанностей тела (обучать Торе детей, говорить о заповедях, повязывать их на руку, помещать между глазами(17)* и на косяках дверей(18)*. Спрашивали мудрецы, почему заповеди приведены в "Шма" позже перечисления наград за их соблюдение: "И будет: если послушаетесь Моих повелений, которые даю вам ныне..." И отвечали: прежде всего человек должен принять власть Господа, а уж потом начинать исполнять заповеди.

Как люди понимают заповедь хранить чистоту монотеизма? Весьма индивидуально. Некоторые не имеют по этому поводу своего мнения и целиком полагаются на услышанное от других. Некоторые узнали об этой заповеди от отцов и хотя ощущают ее сердцем, но как нечто привычное, давно известное. Есть такие, которые глубоко изучали концепцию единственности Бога, но подходят к ней как к еще одной философской гипотезе. И наконец последние всю жизнь размышляют над этой идеей и приходят к выводу, что Господь единственный властитель неба и земли, единственный Законодатель. Это и есть подлинное понимание.

Каждый, кто в состоянии размышлять о смысле заповедей, обязан это делать. Тот, кто исполняет повеления Господа бездумно, похож на пациента, слепо доверившегося врачу. Он никогда не узнает, правильно ли лечение. Сказано в Торе о заповедях: "И храните их, и берегите их, ибо они мудрость ваша..." Если народы не получат интеллектуального объяснения этических заповедей, они не признают наши религиозные ценности. Всевышний уже пообещал, что снимет пелену невежества с людских глаз и всем докажет истинность нашей веры: "И скажут многие народы: идем, поднимемся на гору Господа, войдем в Храм Бога Яакова и обучит Он нас путям Своим..."

Некоторые утверждают, что мир "создался" сам по себе, а не был сотворен ex nihilo Богом. Неужели нормальные люди, считающие к тому же себя интеллектуалами, могут в это верить? Ведь если бы им сказали, что брызгалка в саду крутится сама по себе, они назвали бы такого человека дураком. Но если такая простая вещь, как брызгалка, не может вращаться сама, то что говорить о сложном и многообразном мире? Неужели его никто не создал и никто не "запустил"?

Существует известная притча. Один атеист пришел к мудрецу и увидел у него прекрасный пергамент, покрытый тонкой арабской вязью. "Кто написал это?" воскликнул пораженный гость. "Ветер опрокинул бутылку чернил, они разлились по пергаменту и получилась эта рукопись", пожал плечами мудрец. "Ты насмехаешься надо мной!" вскричал тот человек. "Это ты смеешься, когда утверждаешь, что прекрасный, невообразимо сложный мир вокруг нас создался "сам собой", ответил мудрец.

Разве не достаточно всмотреться в творение, чтобы понять его Божественную природу?

ГЛАВА ВТОРАЯ. О ПРОНИЦАТЕЛЬНОСТИ

Благодать Господняя всегда на нас, но многие люди ее не замечают. Одна из причин погруженность в мирские занятия. В погоне за наслаждениями человек забывает остановиться, осмотреться и оценить то добро, которое посылает ему Господь. Желаниям нет конца. Если человек чего-то достиг, ему хочется большего. Такой никогда не почувствует благодарности к Господу. Сколько бы ему Всевышний ни давал, ему все мало и кажется, что у других есть больше. Ребенок не в состоянии понять благость Господа, ибо он мал, но, вырастая, человек настолько привыкает получать, что не ощущает величие Божьей доброты. Понимание приходит тогда, когда человек теряет: богатство, близких, здоровье...

В чем же можно усмотреть Божью благодать? Прежде всего в Его творениях. Изучая все созданное Всевышним, мы приближаемся к Нему, ибо знакомимся с проявлениями Божьей мудрости. Здесь открывается большой простор для интеллектуала, ибо мир построен на логических началах. Как сказано в Писании: "Посмотрите вверх и увидите, кто сотворил этих". И написано в Талмуде: "Если бы не дана была евреям Тора, они учились бы скромности у кошки, целомудрию у голубя, правилам приличия у петуха, запрету красть у муравьев".

Постижение мира начинается со знакомства с общими законами, им управляющими. Затем переходят к изучению явлений и связей между ними. Творения исследуют во всей их совокупности: неодушевленные, вегетативные (растительные), живые и мыслящие. Знайте: Господь сотворил мир таким, что он отражает некоторые Его аспекты. Поэтому важно изучить процесс творения, запечатленный в Писании. Так, подлинное произведение искусства отражает чувства и мысли художника. Помните, что духовное и материальное не существуют в изоляции, но находятся в постоянной связи и поддерживают одно другое, как дух тело.

Умный человек усмотрит в этом мире не только материю, но и дух. Он увидит, как тонки проявления духа. Он научится ощущать эти проявления и использовать их в самосовершенствовании. Он поймет эфемерность земных наслаждений и оставит излишества, которые мешают служить Господу. Он будет больше заботиться о мире духовном и заслужит в горних мирах вечную благодать.

Неумный человек увлечен только материальным миром. Он борется за успех, он считает, что, приобретя много вещей, достигнет счастья. Но он ошибается, ибо все его накопления после смерти останутся на земле, и получится, что он пришел в лучший мир нищим.

Каким образом Божья мудрость отражена в творении?

Существует семь типов творения: макрокосм (суша, вода, воздух, огонь), подчиняющийся неизменяемым, однажды данным законам; микрокосм, то есть род человеческий венец Божьего творения; человек, то есть его тело, его ум и дух то, чем он отличается от животного; животные (большие и малые, летающие, плавающие, ползающие); растения и их польза для человека; наука, искусство, ремесла все, чем Бог одарил человека, чтобы он кормился; религия и философия, необходимые для служения Господу.

Наши мудрецы говорят, что все законы природы соответствуют законам Торы и первые не могут противоречить вторым. Как сказано в Писании: "Служите Господу, и Он благословит ваш хлеб и вашу воду и избавит вас от болезни".

Мы должны изучать все, что создано Богом, но прежде всего человека, ради которого сотворен мир: его анатомию, физиологию, стадии развития, назначение каждого органа.

Очень важно познать психологию человека, его желания, страсти, силы души и интеллектуальные возможности. Таким образом можно многое узнать обо всей вселенной, ибо человек-микрокосм является прототипом макрокосма.

Один мудрец(19)* написал, что философия это самопознание. Познав самого себя, человек глубже познает Бога. Как сказал Иов: "Из плоти своей я Бога узрю". Помогайте заблудшим узреть благость Господа, и тогда они по своей воле подчинятся власти Всевышнего.

Особое внимание стоит обратить на события, происходящие в жизни человека. Некоторые из них он воспринимает как неудачи, но через какое-то время убеждается в их пользе. Это одно из чудес Божьих.

Благодать Господа наиболее ярко проявилась в Синайском откровении. Он не только даровал нам Тору, но сопроводил этот акт такими чудесами, которые ясно видел весь народ, как сказано: "И увидел Израиль великое знамение... и убоялся Господа, и поверил в Него и раба Его, Моше". Если кто-то сомневается в существовании Всевышнего, пусть хорошо изучит еврейскую историю.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. О БОГОСЛУЖЕНИИ

Эта глава посвящена богослужению, то есть обязанности человека благодарить Всевышнего за оказанные милости. Прежде всего поговорим о чувстве благодарности по отношению к ближнему, ибо это связанные вещи.

Известно, что за добро следует благодарить. Даже если человеку не удалось совершить для вас доброе дело, его нужно поблагодарить, ибо мы приносим благодарность за хорошее намерение. Если же добрый поступок совершен случайно, благодарить не обязательно. Существуют разные виды добрых дел, но все их человек совершает из выгоды материальной или моральной. Получив благодарность, он испытывает удовлетворение.

Господь же абсолютно бескорыстен. Он не нуждается в нашей благодарности. Его благость бесконечна. Насколько человек слаб и зависим, настолько Бог велик и всемогущ. Во всем человек зависим от Создателя. Абсолютно всё он получает от Бога. Но если человек сам не приложит усилий, он не получит помощи от Всевышнего. Человек должен осознать, насколько он зависим от Господа и насколько Тот милостив к нему. Тогда он станет служить Богу всем сердцем и получит воздаяние в будущем мире.

Человек обязан благодарить Господа за все, что Он ему ниспослал. Какой мудрец с этим не согласится? Но человек умнеет медленно, и я думаю, что ему следует помочь.

Существуют два типа религиозности: внутренняя и внешняя. К первой приходят в результате глубокой внутренней работы, на основе личного опыта. Вторая передается от поколения к поколению как традиция. И тот и другой тип религиозности необходимы в духовной жизни народа. Внутреннее чувство часто ослабевает, и тогда человек нуждается в поддержке, то есть в религиозности внешней.

Есть три причины ослабления религиозного чувства. Первая объясняется противоречивостью человеческой натуры. Такой ее создал Бог. Душа и тело во многом противоположны. Чтобы сохранить равновесие между ними, Господь дал человеку желания и страсти, без которых невозможно создать цивилизацию. Еще Бог дал человеку интеллект, который помогает отличать хорошее от дурного. Однако страсти преобладают, потому что еще несмышленышем человек привыкает наслаждаться. Ум не может сдержать страсти, и они затмевают возвышенные стороны души. Вторая причина заключается в характере интеллекта. Он сродни высшим мирам и чужд грубой материальности. А пища страстей материя, и они порой подавляют интеллект. Для того чтобы поддержать слабеющий дух, Бог дал человеку Тору. Заповеди являются лекарством против болезни духа. Они сдерживают животное начало: в питании, супружеских отношениях и пр. Если это лекарство не помогает, существуют более сильные средства: посты, молитвы. Третью причину также следует искать в особенностях интеллекта. Часто ум используется только для нахождения средств удовлетворить страсти. А ведь известно, что чем больше получает человек, тем больше он желает. Так ум идет на поводу у страстей.

Чтобы ограничить животное начало, Бог дал человеку Тору. Исполняя заповеди, человек приближается к духовному совершенству конечной цели творения.

Богослужение это выражение покорности Всевышнему. Так осыпанный милостями слуга покорен своему господину. Обязанность получающего блага отплатить добром дающему. Существуют два вида покорности Господу: из страха перед Ним и из-за понимания Его величия. Первый присущ внешней религиозности, второй внутренней. Оба они играют важную роль в духовном развитии человека, но второй возвышенней.

Внешняя религиозность не столь глубока, как внутренняя. Человек может соблюдать заповеди из чувства стыдливости или чтобы его уважали, словом, не бескорыстно, ибо основа внешней религиозности страх перед наказанием. Но внутренняя духовная работа не может быть неискренней. Она совершается только для Бога.

Однако без поддержки традиции моральное самосовершенствование затруднено. Внешнюю религиозность можно сравнить с семенем, Тору с удобрением, а Божью помощь с дождем. И вот вырастает саженец глубокого религиозного чувства. Сказали наши мудрецы: "Не служите Господу, как рабы, желающие получить награду..."

Заповеди Торы ограничены определенным числом, а работа интеллекта не знает границ. И чем больше человек узнает, тем ближе он к Господу. И поэтому покорность воле Божьей возрастает с мудростью. Сказано в Талмуде, что были мудрецы, которые каялись ежедневно, ибо чем больше они знали, тем больше находили у себя грехов.

Внешняя религиозность не может заменить постоянную работу интеллекта, так как страсти сводят человека с истинного пути. Религиозность внутренняя не подвержена такого рода эрозии, ибо душа стремится к Богу. Только с помощью интеллекта человек в состоянии спастись от греха.

Однако не надо пренебрегать внешней религиозностью. Она оказывает сдерживающее влияние, когда интеллект теряет власть над эмоциями. Ведь если страсти целиком овладевают человеком, интеллект подавляется. Тогда только страх перед наказанием может остановить грешника. Существует и другая опасность аскетизм, полный уход от этого мира в область интеллектуальных абстракций. Обе тенденции осуждаются иудаизмом, ибо мешают достичь духовного равновесия.

Другой, если так можно выразиться, недостаток внутренней религиозности субъективизм, ибо интеллектуальное развитие у людей разное. Традиции же, заповеди даны всем старым и малым, умным и глупым. Откровение на горе Синай предназначалось всему народу, как сказано было Моше Господом: "Собери народ: мужчин, женщин, детей, пришельцев..." И еще сказано: "Читай эту Тору всему Израилю".

Привыкая соблюдать заповеди с детства, человек учится жить в рамках традиции и сдерживать свои страсти. Когда он взрослеет и интеллект его развивается, ему становится легко управлять своей природой.

Тот, кто будет ревностно исполнять заповеди, заслужит спокойную жизнь и в этом, и в будущем мире. А тот, кто направит на служение Богу весь свой интеллект, достигнет уровня пророков. Он ощутит Божественный свет.

Интеллектуальный подход иногда понимают как чистый субъективизм. Поэтому Господь обязал всех без исключения исполнять одинаковые заповеди. Если дух слабеет, традиция поддерживает его.

Далее

Ваша оценка этой темы
1 2 3 4 5